Реклама

Видеоопрыскиватель

Саратовскому бизнесмену Вахе Турпалову уже давно перестала быть интересна статическая наружная реклама: видимо, сказался опыт работы на телевидении. Но и ТВ-ролики тоже набили оскомину: потребитель на них не реагирует. И тогда он решил соединить два в одном, создав новый тип медианосителя.
667 47

Саратовскому бизнесмену Вахе Турпалову уже давно перестала быть интересна статическая наружная реклама: видимо, сказался опыт работы на телевидении. Но и ТВ-ролики тоже набили оскомину: потребитель на них не реагирует. И тогда он решил соединить два в одном, создав новый тип медианосителя.

Бизнес-идеи порой рождаются из сущей ерунды. Однажды вечером в 2007 году Ваха Турпалов настраивал у себя дома видеопроектор «домашнего кинотеатра». Экспериментируя, попробовал спроецировать видеолуч не на экран, а на потолок, пол и стены квартиры. «И тут меня осенило, — вспоминает Турпалов. — Если дома в качестве экрана можно использовать любую поверхность, то наверняка это возможно и вне помещения. Я вытащил проектор на улицу и стал водить лучом по соседним домам, асфальту и пустым билбордам. Изображение было видно на любой поверхности, даже неровной!» Так почему бы не использовать это как медианоситель для показа рекламы, отправив на улицы города промоутеров с переносными проекторами?

Весь следующий день он просчитывал возможности нарождающегося бизнеса. На тот момент за плечами у Турпалова был опыт работы в рекламе и маркетинге, а также несколько реализованных бизнес-проектов, так что просчитывать он мог со знанием дела.

Вскоре и знакомый юрист, которого он попросил проанализировать возможные законодательные барьеры, с которыми придется столкнуться при использовании этого медиа на улице, дал вселяющее оптимизм заключение: этот носитель не относится к разряду наружной рекламы, а значит, для него не потребуется каких-либо специальных согласований и разрешений, которые предполагает outdoor-законодательство. Стало быть, проецирование картинок и роликов с помощью переносного проектора попадает в сегмент BTL, то есть непрямой рекламы (сродни «человеку-сэндвичу» или раздатчикам листовок), а этот формат свободен от ограничений! «Никто ведь не может запретить человеку светить фонарем на стену, — улыбается Ваха Турпалов. — Предъявить претензии вправе только собственник какого-то здания. Но нужно просто изначально исключить частные помещения и территории как поверхность для проецирования рекламы. Остальные места свободны».

Оставалось решить технические вопросы и разработать бизнес-модель. Небольшая команда под новый проект собралась быстро. Сперва Ваха Турпалов со товарищи решил разработать специальный проектор с использованием светодиодов. Но друзья быстро пришли к выводу, что заново изобретать велосипед не стоит: у стартапа просто не было ни технической базы, ни времени, чтобы создавать собственные уникальные решения. За основу были взяты мультимедийные проекторы, серийно выпускаемые производителями электроники. Правда, проекторы пришлось слегка дорабатывать, чтобы их можно было использовать на улице — где, как известно, то дождь, то снег, то слякоть. Сконструировали защитный короб из композиционного материала, который промоутер может вешать на плечи.

Новая компания и медианоситель получили одинаковое название — SPRAY-TV. Название многозначительное: с одной стороны, это аббревиатура от английского «street promotion ray television» («уличное проекционное телевидение для продвижения»), а с другой — слово «spray» с того же английского переводится как «распылитель», что достаточно точно определяет суть проекта. Ведь речь идет о «распылении рекламы» в окружающем пространстве. Соответственно, оснащенного новой техникой промоутера решили величать «спрейменом» (SPRAY-man). Чтобы подчеркнуть, насколько высоко спреймен поднялся по эволюционной лестнице над обычным «человеком-сэндвичем», носящим рекламные поверхности на груди и спине, своих промоутеров SPRAY-TV приодела в фирменную униформу, а помимо проектора и мини-стереосистемы, питающихся от аккумулятора, вручила гарнитуры hands-free и GPS-навигаторы.

Насколько оригинальна идея? Руководитель отдела развития компании MOST Marketing Иван Калинин считает, что речь о появлении принципиально нового медианосителя все-таки вести нельзя: «Видеореклама через проектор давно транслируется в торговых центрах и местах высокой проходимости, в некоторых городах она есть даже в метрополитене». Выходит, инновация — только в нестандартных уличных поверхностях.

Что дает сколько-нибудь свежая и защищенная патентом бизнес-идея вкупе с технической простотой ведения бизнеса и тиражирования модели? Правильно: возможность развиваться по франчайзингу. По этому пути сразу же и решил пойти Ваха Турпалов. Франчайзинг, правда, у SPRAY-TV получился не совсем классический, поскольку непосредственно сам новоиспеченный франчайзер бизнесом по проекции рекламы решил не заниматься, взяв на себя лишь роль «продвигателя» бизнес-модели. «Думаю, франчайзер должен не конкурировать со своими франчайзи, а объединять их и поддерживать связи внутри сети», — поясняет Турпалов. Своим франчайзи SPRAY-TV передает несколько комплектов оборудования, право пользования интеллектуальной собственностью и пакет документов, необходимых для ведения бизнеса (включая полный комплект типовых договоров, инструкции для промоутера и супервайзера и т. д.). Кроме того, консультирует нового франчайзи по продвижению проекта на рынке и организации рекламных продаж. Стоимость эксклюзивной франшизы на город или регион получилась вполне «антикризисная»: 5–6 тысяч евро, включая несколько комплектов оборудования. И никаких роялти в дальнейшем.

Требования к франчайзи достаточно мягки. Ваха Турпалов лишь настоял на включении в типовой лицензионный контракт с франчайзи пункта о запрете трансляции рекламы алкогольной и табачной продукции на улице: «Во-первых, по этическим соображениям, а во-вторых, чтобы не раздражать административные органы, контролирующие наружную рекламу, — объясняет он. — Несмотря на то что наш медианоситель не относится к «наружке», они могут заподозрить, что мы нашли лазейку для наружной рекламы такого рода продукции. А это грозит скомпрометировать нашу бизнес-идею в целом».

Нашлись, конечно, и критики такого подхода к франчайзингу. «Мы наблюдаем создание преднамеренно раздутой франшизы-однодневки для продвижения неапробированной технологии, хотя с формальной точки зрения все законно», — высказывались на одном из интернет-форумов.

Тем не менее постепенно дела у Вахи Турпалова пошли. Франшизу уже приобрели и используют в 11 крупных городах России, а также в Армении, Казахстане и на Украине.

Продвигать идею нового медианосителя, понятно, было непросто. Рекламировались в Интернете, обзванивали региональные рекламные и BTL-агентства. Уж кому, как не им, оценить по достоинству такую «фишку» идеи «распыления рекламы», как таргетирование. Ведь рекламодатель получает возможность самостоятельно выбирать место, время и маршруты трансляции сообщения с учетом местонахождения целевой группы. Так, если рекламируется какой-либо молодежный товар, можно светить из проектора рядом с ночным клубом. Если же нужно отрекламировать автомобили, местом проведения рекламной спрей-кампании выбираются поверхности рядом с бизнес-центрами.

В конце концов необычность этого медиа, отличающегося от привычной наружной рекламы и традиционных средств BTL, стала привлекать внимание к проекту.

Разумеется, у этого вида рекламы есть естественные ограничители. Луч проектора не может тягаться с дневным светом, поэтому спрей-кампании на улице можно проводить только в темное время суток. А работать в помещении — в общественно-культурных местах, торговых и бизнес-центрах — спрейменов вообще вряд ли пустят без специальных договоренностей.

— Нужно учитывать, что этот рекламный канал в новинку только сейчас, — замечает Иван Калинин (MOST Marketing). — К раздаче листовок и дегустациям, которые были популярным и хорошо работающим каналом в конце 1990-х, у аудитории быстро выработалось привыкание, а в некоторых случаях оно даже переросло в раздражение.

За какое время могут окупиться инвестиции франчайзи? Все зависит от количества найденных клиентов и размаха их рекламных кампаний. По данным франчайзера, при благоприятной ситуации возврат инвестиций может произойти за 3–4 месяца.

Однако Сергей Фильченков, аналитик ИК «ФИНАМ», считает, что предприниматель из небольшого города, купив такую франшизу, сможет претендовать лишь на весьма скромный кусок очень маленького рекламного рынка, имея призрачные перспективы окупить свои инвестиции в приемлемые сроки.

— Думаю, депозит в Сбербанке в таком случае окажется более доходным вариантом, — говорит он. — Такая технология может быть востребована агентствами в крупных городах, которые в условиях насыщенного рынка стараются предложить своим клиентам новые маркетинговые возможности. Как раз для кампаний в крупных городах будут актуальны озвученные сроки окупаемости. В небольшом городе средний рекламодатель тратит на кампанию не более 50 тысяч рублей, а на SPRAY-TV он вряд ли согласится направить больше 5–15% бюджета.

И все же большую роль играет профессионализм оператора франшизы. «Если к нам приходит человек с опытом работы на рынке рекламы, у которого своя клиентура, и ему не нужно объяснять, как продавать площадь этого медиа, — все пойдет хорошо, — объясняет Ваха Турпалов. — Другое дело, если мы видим перед собой выходца, скажем, из строительного бизнеса, которого просто «зажег» наш проект. Очевидно, что он не сможет его правильно внедрить и преподнести. Таких мы предупреждаем о возможных сложностях и советуем взять наемного менеджера, разбирающегося в рекламе».

Начавшийся экономический кризис охладил было пыл Вахи Турпалова: обрубились многие завязавшиеся контакты, а потенциальные партнеры вдруг расхотели во что бы то ни было инвестировать. У владельца SPRAY-TV даже проскочила мысль «заморозить» проект и дождаться лучших времен. Но по здравом размышлении он решил этого не делать.

Галина Савина, генеральный директор рекламного агентства «РОУЗ», считает, что во время кризиса маркетологи различных компаний будут значительно охотнее знакомиться с таким новшеством, как SPRAY-TV. «Именно сейчас, — говорит она, — маркетологи более склонны к экспериментам, особенно если услуга недорога и позволяет лучше таргетировать свою аудиторию». Как раз на благосклонное внимание рекламодателей к технологии спрей-рекламы Ваха Турпалов сейчас и рассчитывает. Ведь в трудные времена, когда многие рекламодатели — конечные пользователи услуг компании — сокращают медиабюджеты, спрей-реклама может «выстрелить». А спрос на технологию способен вдохновить потенциальных франчайзи.

Начать дискуссию

Аргументы для повышения стоимости бухгалтерского обслуживания

Продолжаем серию статей про то, как организовать работу по повышению стоимости бухгалтерских услуг. В рамках предыдущей статьи мы рассмотрели вопросы о том, как подготовиться к повышению цен, а также насколько сильно допустимо поднимать стоимость обслуживания клиентам. Теперь нам предстоит поговорить о том, какие аргументы использовать для согласования повышения стоимости, а также рассмотреть важные аспекты психологии принятия решений клиентом.

Аргументы для повышения стоимости бухгалтерского обслуживания

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Минфин засекретил часть расходов федерального бюджета

За 2023 год расходы федерального бюджета составили 32,35 трлн рублей, на доходы пришлось 29,12 трлн. Дефицит бюджета составил почти 3,23 трлн рублей.

Банкротство иностранцев в России. Трансграничное банкротство в каждый дом!

До 2022 года большинство сделок в России структурировалось с участием иностранных компаний на Кипре, на БВО. Не в последнюю очередь это делалось для налоговой оптимизации и сокрытия источника происхождения денег. Если проект не взлетит, кредиторы могут направлять письма на деревню дедушке в Лимасоле.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Могу ли я снизить зарплату сотрудника за его опоздания?

Нет, производить удержания из зарплаты в таких случаях нельзя. Перечень случаев удержаний, которые может производить работодатель без согласия сотрудника из заработной платы, закрытый и расширительному толкованию не подлежит.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Налог по ПСН в 2024 году можно уменьшить на взносы 1% за 2024 год

Порядок уменьшения налога на взносы ИП 1%, который ФНС разъяснила своими письмами, действует не только для УСН, но и для ПСН.

Коротко о том, какие бывают формы финансирования?

В России существуют различные формы финансирования бизнеса со своими особенностями и условиями. Выбор зависит от целей компании, её размера, стадии развития и рыночной ситуации. Существует несколько источников получения средств.

Коротко о том, какие бывают формы финансирования?
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Зачем бенефициара объявляют в международный розыск? Мнение налогового адвоката

При расследовании налоговых преступлений в 2023-2024 годах отчетливо обозначился новый тренд на привлечение бенефициара к уголовной ответственности с последующим объявлением в федеральный и международный розыск.

С 2026 года самозанятые смогут получать больничные пособия

Самозанятым позволят добровольно отчислять средства в Соцфонд, из которых сформируется база для выплаты больничных пособий.

Так ли страшен налоговый мониторинг? Теперь читатели «Клерка» узнают больше об этом виде контроля

На «Клерке» есть полезный блог компании ДРТ, которая знает все о налоговом мониторинге. Читатели могут в любой момент уточнить важную информацию в комментариях.

Так ли страшен налоговый мониторинг? Теперь читатели «Клерка» узнают больше об этом виде контроля

❗ Авансы по всем имущественным налогам за весь год можно включить в одно уведомление

До 25 апреля надо сдать уведомление по ЕНП на имущественные налоги за 1 квартал с кодом периода 34/01. Туда же можно включить эти налоги с кодами 34/02, 34/03 и 34/04.

Бухгалтеры, на какой стороне кровати вы спите? И что это о вас говорит?

Положение тела во время сна может дать представление о вашей личности, предпочтениях и даже состоянии здоровья. Если вы хотите улучшить качество своего сна, подумайте о том, чтобы немного изменить положение тела во время сна и посмотреть, поможет ли это.

Уголовные риски при исполнении государственных контрактов

Все больше предпринимателей в своей деятельности стремятся заключить государственные контракты. Такое желание обусловлено, в том числе, стимулирующей политикой государства в этом направлении. Важно знать не только как заключить контракт, но и не понести серьезные финансовые и репутационные потери, а главное — не стать обвиняемым в совершении преступления.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Участникам электронной торговли приготовиться к изменениям и возможным сложностям

В ближайшем будущем участников электронной торговли в государствах-членах ЕАЭС ждут введение новой категории товаров и новые таможенные правила, объяснил председатель совета ТПП РФ по таможенной политике Георгий Петров.

💥Главное к утру пятницы: человечеству опять угрожает пандемия, в Петербурге сугробы, Бакальчук — обедневший миллиардер

Добавим в ленту самых свежих новостей на сегодня. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали сегодня в мире.

120
Кадры

Кому в первую очередь поможет новый нацпроект «Кадры»

Обновленный национальный проект «Кадры» стартует в России с 1 января 2025 года.

Для льготной ставки по земельному налогу нужно соблюсти 2 условия

Ставка земельного налога 0,3% – это своего рода льгота. И чтобы она была, надо соблюдать условия.

Как организовать работу с локально-нормативными актами

Локально-нормативные акты (ЛНА) — это законодательство на уровне компании. ЛНА устанавливают права и обязанности работодателя и работника по отношению друг к другу и позволяют сторонам защитить свои права в случае трудовых споров. Но сначала всех работников необходимо надлежащим образом с ЛНА ознакомить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Топ-10 дивидендных акций от Сбера на 2024 год

Аналитики из Sber CIB не только любят богатеть на дивидендах, но и регулярно отбирают лучшие дивидендные акции из всего того разнообразия. Встречаем обновлённую подборку от них. Как думаете, Сбер включил в неё акции Сбера? А Сургутнефтегаз-ап, о которых только и разговоров? Погнали смотреть!

Топ-10 дивидендных акций от Сбера на 2024 год
46

Еще немного про CORPORATE TAX. Сроки постановки на налоговый учет

Федеральная налоговая служба вынесла Решение об уточнении сроков постановки на налоговый учет юридических и физических лиц, вступившее в силу с 01.03.2024 г. Я видела несколько обзоров и комментариев относительно данного решения, но все они искажают информацию и просто мне не нравятся, поэтому читайте 👇🏻

Интересные материалы

ЦБ дал прогноз по доле безналичных платежей в России

По итогам 2023 года безналичные платежи составили 83% от всех расчетов. За несколько лет этот показатель будет 90%.