Клерк.Ру

Сокращать нужно уметь

Интервью с представителями компании ORACLE: Ольгой Кныш, директором по персоналу, и Мариной Савиновой, директором по связям с общественностью в странах СНГ.

Ольга, Вы много раз бывали за рубежом, покритикуйте, пожалуйста, нашу российскую действительность, нашу экономику. Многие российские компании на кризис отреагировали панически — просто начали сокращать издержки, в том числе на персонал. Может быть, на самом деле нужен экономический аудит бизнеса?

Ольга Кныш: Я бы не стала плохо отзываться конкретно о российских компаниях. Во-первых, кризиса не ожидал никто, что действительно странно — по крайней мере, для Соединенных Штатов. В кулуарах экономисты уже пару лет как обсуждали надвигающуюся рецессию, но их никто не хотел слушать. Буквально месяца за три до кризиса один из российских топ-менеджеров пришел на интервью с иностранным вице-президентом и выразил некоторую озабоченность прогнозами на ближайшее будущее. Ответ был: «Ну что Вы, как можно работать с таким настроем? Никакого кризиса, нет никаких признаков…» Верить не хотелось, и все прятали голову в песок, как страусы. А когда кризис грянул — оказалось, что нет другого способа выжить, кроме резкого сокращения затрат на то, что сократить проще. Западные компании вынуждены действовать точно так же.

📌 Реклама
Отключить

Многие компании сначала сократили персонал, а потом попросили его вернуться обратно. Марина, Вы как пиарщик как бы объяснили такие действия руководства? Ольга, Вы как HR извинились бы перед этими людьми?

Марина Савинова: Критиковать, безусловно, проще, чем принимать решения. Во многих случаях срабатывают стереотипы. «Все побежали — и мы побежим» — так часто поступают русские люди. А может быть, стоит подождать минутку, оценить обстановку и спокойно пойти по диагонали?

Это как раз те навыки, которые наиболее востребованы в критической ситуации. С другой стороны, возможно, в США этот снежный ком нарастает даже быстрее за счет высокого уровня запрограммированности процедур. Был интересный случай: мы приехали в Штаты, поселились в гостинице, и один из коллег стал жаловаться: «Что-то, — говорит, — у меня в номере не убирают». Когда мы стали выписываться, на ресепшене удивленно развели руками: «Никакого Кириллова нет в компьютере, он не заселялся. Джон Браун
выписался три дня назад, больше никого не было». — «Ну как же? Вот Кириллов — вот он пришел, сдает вам ключ, вот его паспорт». — «Нет, его нет». В компьютере нет — значит, и человека нет, так они мыслят. Американская жизнь чересчур правильно построена:
может быть только так, а чуть-чуть не так быть не может. Поэтому в моменты, когда происходит что-то незапланированное, нарастает паника.

📌 Реклама
Отключить

О. К.: Сокращать нужно уметь. Есть профессиональный менеджмент, в том числе и кризисменеджмент, а есть не очень профессиональный. Когда профессионально сокращают расходы, рассуждают так: вот прогноз — оптимистический, средний, пессимистический. Будем исходить из среднего прогноза, тогда расходы будут такие, доходы такие.

Разумеется, ни для кого не секрет, что фонд заработной платы — это существенная статья расходов. Чтобы сократить персонал, профессиональные менеджеры внимательно смотрят на подразделения, на процессы и соответственно сокращают. Многие же от страха поступили так: сократим побольше, а потом посмотрим. Также не секрет, что кризисную ситуацию использовали для того, чтобы освободиться…

От неугодных?

О. К.: Я бы не назвала их неугодными. Скорее это те, кто не очень хорошо справляется, не подходит для конкретной работы. Они обычно составляют процентов 10 от штата.

📌 Реклама
Отключить

Как Вы считаете, где сосредоточены основные резервы повышения производительности труда в российских компаниях?

О. К.: В целом, я думаю, правильная расстановка приоритетов сегодня для всех является важнейшим вопросом. Самый дешевый и эффективный способ повышения производительности — это эффективное управление. Нужны профессиональные менеджеры, которые могут качественно настроить бизнес-процессы. Я принимаю людей на работу и ужасаюсь: «В каком подразделении вы работаете?» — «У нас как-то это непонятно, мы делаем все». — «А кому вы подчиняетесь?» — «Ну, вроде бы, этому, но мы — где сейчас больше нужны, тем и занимаемся». Такая компания просто не может быть эффективной по своей сути. Хотя может, конечно, — если она живет в условиях отсутствия конкуренции.

📌 Реклама
Отключить

Если на российский автозавод завезти сверхсовременное оборудование, то не факт, что это повысит эффективность?

О. К.: Коллеги из Тольятти рассказывали, что к ним приезжали топ-менеджеры из Ford, посмотрели внимательно на процессы, на культуру производства, которую не изменить, и сказали, что дешевле будет в чистом поле с нуля построить завод. Иногда невозможно отмыть грязь — и в прямом, и в переносном смысле.

Многие говорят: «Вот придет иностранный топ-менеджер, и мы сразу предприятие изменим». Все это сказки. Тем не менее, фактор современности технологий тоже крайне важен. Не секрет, что производительность труда существенно выше в США, Великобритании, Германии, но там люди работают на совершенно другом оборудовании. Я была недавно на одной из наших ТЭЦ двадцать лет назад я ремонтировала точно такие же контрольно-измерительные приборы. Думала, сейчас их уже нет в природе.

📌 Реклама
Отключить

Хорошая фраза «дешевле построить в чистом поле». Какой процент российских предприятий эффективнее было бы построить заново? Даже частный бизнес сегодня создается и функционирует крайне неэффективно из за монопольного положения.

О. К.: Нет смысла строить в чистом поле, пока экономическая ситуация не изменится и пока не будет конкуренции. Я согласна с теми, кто говорит: кризис — это не так плохо, потому что наконец-то жизнь покажет, что так организовывать работу нельзя. Вот случай из строительной индустрии. Один из наших топ-менеджеров познакомился в самолете с крупным бизнесменом, который занимается строительством дорог. Наш менеджер начал сразу рассказывать, какие у ORACLE есть классные продукты, для того чтобы повысить эффективность дорожного стоительства. Тот вдохновился: «Да, хорошая штука. Сколько стоит?» — «Зависит от количества сотрудников». — «В моем бизнесе это неважно. Я знаю, что воруют процентов 15. Значит, дорогу я построю на 5 сантиметров уже — и все эти издержки покрою». И разве что-то изменится, пока можно строить некачественные дороги? В США за такое можно пойти под суд и угодить за решетку на очень большой срок. Так вот, зачем этому бизнесмену повышать производительность труда? Таджикский рабочий — с одной стороны, дорожка поуже — с другой, — пусть воруют, не принципиально.

📌 Реклама
Отключить

Что в Вашем понимании — профессиональное управление? Почему одни менеджеры являются профессиональными управленцами, а другие таковыми не являются?

О. К.: Во-первых, обязательно должны быть знания. Если я искренне хочу сделать все как лучше, но не знаю азбучных истин построения и управления бизнесом, получится как всегда. Многие успешные хозяева бизнеса покупают за большие деньги успешных западных и российских менеджеров именно для того, чтобы построить процессы ведения бизнеса, управления людьми и т. д.

Поделитесь опытом, как Вы отбираете эффективных менеджеров?

О. К.: Я училась технике интервью по технологии behaviour interview (с англ. «поведенческое интервью» — ). Принцип прост: поведение и результаты в прошлом предсказывают с большой вероятностью — впишется ли человек в культурно-организационную среду компании, с высокой вероятностью гарантируют результат и в будущем. Люди редко меняются, и даже если меняются, то этот процесс очень длительный.

📌 Реклама
Отключить

Вы подбираете топ-менеджеров, смотрите на их предыдущий опыт. Но сегодня ситуация изменилась: человек, который был успешным в докризисный период, не всегда может быть эффективным сейчас, когда меняются рынки, не дают кредиты. Как Вы будете подбирать персонал в создавшейся ситуации?

О. К.: Не совсем корректно говорить, что человек, который был успешен вчера, вдруг стал неуспешен. Значит, он на самом деле и вчера не был слишком эффективен, просто это не было так заметно. В кризисной ситуации могут быть востребованы немного другие личностные качества: жесткость, напор, стрессоустойчивость и в то же самое время креативность, способность мыслить нестандартно.

Сегодня акционеры нуждаются в креативных топ-менеджерах?

О. К.: В том числе. В креативных, но с хорошим интеллектом, потому что бывают такие креативные, что не дай бог. Акционеры нуждаются в решительных менеджерах, способных адаптироваться, перестраиваться, рисковать.

📌 Реклама
Отключить

Поделитесь опытом с нашими читателями-эйчарами. Как Вы определяете креативность топ-менеджеров?

О. К.: Во первых, существуют некоторые психологические тесты, которые позволяют определить склонность к креативности. Во-вторых, как я уже говорила, поведение в прошлом предсказывает действия в будущем. Я задаю вопрос: «Часто ли Вы изменяли что то в своей работе? Почему, как изменяли? Вас заставили это сделать или Вы сами придумали?»

Сколько сейчас сотрудников работает в Вашей компании?

О. К.: В России — несколько сотен. В мире — 80 тысяч.

А как организована деятельность ORACLE на территории СНГ? Какую роль играют партнеры?

М. С.: ORACLE в России и СНГ — на 100 % партнерский бизнес. Это отличает нас от других стран присутствия ORACLE. Продажи ведутся через сеть партнеров, локальных ИТ компаний. Сегодня их число превышает 900 и они специализируются по разным направлениям: кто то внедряет бизнес приложения и ведет интеграционные проекты (системные интеграторы), кто то создает на базовых технологиях свои приложения (компании разработчики ПО), кто то только продает лицензии на продукты ORACLE. Работа с партнерами, половина которых работает в регионах, идет через нескольких дистрибуторов. Кроме того, на базе партнерских компаний могут работать авторизованные учебные центры и сертифицированные центры поддержки. Со своей стороны ORACLE в России и СНГ предоставляет полный спектр услуг по продаже ПО, технической поддержке, обучению, консалтингу, внедрению приложений, интеграционных технологий, а также продвижению продуктов ORACLE, включая PR, маркетинг, работу с партнерами. В представительстве есть небольшой HR отдел, финансовый, юридический департамент. Примерно такая структура.

📌 Реклама
Отключить

Что дают бизнесу программные продукты, в частности продукты Вашей компании? Они стоят немалых денег, на внедрение уходит немало времени.

М. С.: Прежде всего они помогают повысить эффективность бизнеса и производительность труда. Деловое ПО, которое производит ORACLE, закрепляет лучшие практики управления всеми сферами деятельности компании и заставляет им следовать. Одно дело — мы можем что то обсуждать, принимать решения на совещаниях, а подчиненные могут и не принять это или не понять. Другое дело — когда установлена система: она уже не даст возможности действовать иначе. Все равно ты должен будешь именно «эту кнопочку нажать» — или ничего не произойдет. А следующий менеджер на своем уровне нажимает уже другую кнопочку. И так по всей цепочке управления. Это и есть «цементирование», пускай неудобного вначале, но впоследствии отлаженного и эффективного бизнес процесса. На Западе так происходит уже многие годы во многих компаниях.

📌 Реклама
Отключить

О. К.: Могу привести пример, как происходит процесс согласования и утверждения в российском министерстве или в государственных организациях. Пишется докладная записка, резолюция, ее относят секретарю, резолюция, далее резолюция на резолюцию и т. д. Как все происходит, когда установлена система? Задаешь требование: хочу на такую то сумму купить телефоны и взять на работу человека. Автоматически выстраивается цепочка согласования, система выдает, что нужно сделать и к какому человеку обратиться. Процесс происходит в течение двух дней — какая экономия времени и расходов на секретарей!

Возьмем еще один пример: в 1997 году мы с финансовым директором тратили уйму времени на подсчет количества сотрудников (всего их было чуть больше ста). Данные у финансового директора и генерального никогда не совпадали. Сейчас даже вопросов таких не возникает. Человек должен заносить данные по процессу, другой их проверить, и все, кому положено, видят эти цифры. Никто в американском офисе не попросит прислать список сотрудников или раскладку по зарплатам, они просто нажмут кнопку, откроют и посмотрят. Иначе в каждом отделе штат был бы существенно больше.

📌 Реклама
Отключить

Программы западных разработчиков, таких как ORACLE, используются преимущественно в крупных компаниях. Как Вы считаете, почему это происходит? И когда придут подобные продукты в малый бизнес?

М. С.: Когда в бизнесе есть что автоматизировать, тогда будет что внедрять. Вряд ли продуктовому ларьку нужна даже база данных ORACLE, не говоря уже о системе управления персоналом. Допустим, мы с вами — малое предприятие из пяти человек: проще вводить данные через систему или подойти поговорить с начальником? Второй вариант, конечно, эффективнее, да и дешевле. Но как только появляется такой процесс, который нужно автоматизировать, например бухгалтерия, тогда появляется и система. На базе данных ORACLE работают практически все бухгалтерские программы. Если говорить про целевую аудиторию ORACLE в Европе, основной бизнес и конкуренция там идет как раз на среднем рынке, в крупном сегменте большинство задач автоматизировано. А предприятия сегмента СМБ уже достаточно стабильны, имеют бизнес-процессы, которые можно и нужно автоматизировать, и ИТ-бюджет. В целом у ORACLE нет органичений по размерам предприятий, наши продукты доступны всем и уже пришли в сектор малого и среднего бизнеса в
России. Именно те, которые действительно нужны этим компаниям. Продажи таких технологий ORACLE растут каждый год как результат специальной программы для СМБ, стартовавшей четыре года назад.

📌 Реклама
Отключить

Ольга, что Вы думаете по этому поводу?

О. К.: Малый бизнес не всегда знает о «доступных» IT-решениях. Я говорила уже, что для профессионального менеджмента на любом уровне бизнеса необходимы знания. И нужно хотя бы владеть информацией о том, что это можно делать по-другому и какие существуют для этого технологии.

М. С.: Информация и инновации — ключевые характеристики ORACLE. Если говорить о стратегии, за последние 5 лет ORACLE из производителя баз данных и приложений для управления предприятием выросла в компанию, которая имеет на данный момент все. Какая бы задача не стояла перед предприятием, ORACLE предоставит ее решение, причем наилучшее, на основе лучших в своих классах продуктов. Цель — удовлетворить запросы клиентов любых отраслей и любых масштабов деятельности.

Конкуренция на глобальном рынке IT нарастает?

📌 Реклама
Отключить

М. С.: Глобальная тенденция на многих рынках — слияния и поглощения. Конкуренция заставляет максимально ориентироваться на клиента. И ORACLE одним из первых почувствовал это...

Нам удобно все покупать в одном магазине, поэтому и появились гипермаркеты. IT-рынок уже достаточно зрел, по каждому направлению выделились лидеры. Те, кто уже не «топ», потихонечку будут отмирать либо с кем-то объединяться, чтобы по совокупности параметров быть конкурентоспособными.

ORACLE — жесткая компания. Как Вы считаете, жесткость и дискуссия — вещи совместимые?

О. К.: На мой взгляд, определяющий фактор корпоративной культуры — это стиль лидерства руководителя. Вы представляете, сколько в такой гигантской корпорации уровней? Я не работала лично с главой и основателем компании Ларри Эллисоном, но думаю, что у него есть доверенный круг топ-менеджеров, с которыми он, разумеется, все обсуждает. Иначе бы он вряд ли достиг того, что имеет сейчас. В каждом подразделении компании, в каждой стране, присутствуют свои оттенки взаимодействия, свое локальное лидерство, то, из чего складывается корпоративная культура. Но, конечно, общий стиль — агрессивная компания, где все ориентировано на результат.

Мероприятия

Разместить

Блоги компаний

Создать блог
📌 Реклама
Отключить