Управление персоналом

Друг друга не слышат

Пилотам российских авиакомпаний понравилось судиться с работодателями, потому что те сами дают повод — судя по содержанию исков, нарушают элементарные нормы Трудового кодекса.

Пилотам российских авиакомпаний понравилось судиться с работодателями, потому что те сами дают повод — судя по содержанию исков, нарушают элементарные нормы Трудового кодекса. По версии перевозчиков, алчные сотрудники используют спорные ситуации в целях личной выгоды

Бывшие пилоты «Аэрофлота » подают в суды иск за иском, требуя от работодателя компенсации за потерю слуха. В феврале Савеловский суд Москвы постановил взыскать с перевозчика в пользу 56 летчиков более 27 млн руб. и установить ежемесячную компенсацию в 500 000 руб., а в конце августа Пресненский суд столицы принял к рассмотрению еще 98 исков уволившихся сотрудников «Аэрофлота». «На самом деле все началось еще раньше — в 2007 г., когда через шереметьевский профсоюз летного состава ко мне обратились четыре пилота “Аэрофлота”, — рассказывает адвокат Евгения Мжельская, ведущая дела летчиков компании. — А потом сработало сарафанное радио — и поток исков увеличился. Сегодня я веду 105 таких дел».

По словам Мжельской, все 56 пилотов сейчас получают выплаты. 500 000 руб. — это общая на всех компенсация, поясняет она, разница между утраченным заработком летчиков и тем, что они получают от фонда соцстрахования. Выплачивается бессрочно и с последующей индексацией, говорит адвокат.

«Решения Савеловского суда, вступившие в законную силу, являются обязательными и со стороны компании выполняются в полном объеме», — подчеркнула представитель «Аэрофлота» Ирина Данненберг, добавив, что «по спорным требованиям пилотов окончательные решения судебными органами еще не приняты, поэтому оценку и анализ перспектив развития событий давать преждевременно». «Аэрофлот» активно защищает свои интересы в судах — например, 31 августа в Мосгорсуде шести летчикам было отказано в удовлетворении их претензий«, — напомнила она.

При этом компания декларирует, что летчики — «ключевое, элитное звено кадров». Все льготы летного состава, по словам Данненберг, прописаны в коллективном договоре и «неукоснительно выполняются». Летчики получают доплаты за особые условия труда в размере 24% от должностного оклада, а средняя зарплата командира воздушного судна — 250 000 руб. в месяц, говорит она. Также у пилотов «Аэрофлота» самый продолжительный в российской гражданской авиации отпуск — 70 дней. Дополнительный оплачиваемый отпуск за работу в особых условиях в зависимости от часов налета за рабочий год составляет от семи до 42 календарных дней, поясняет Данненберг.

Что касается заботы о здоровье сотрудников, то у компании есть собственный медицинский центр, где летчики проходят обследование (на время медосмотра за ними сохраняется средняя заработная плата), и каждый год они могут отдыхать в санаториях Кисловодска, Калининграда, Крыма и Карловых Вар, сообщила Данненберг. Так что же заставляет пилотов судиться с компанией?

Недолет и перелет

«Авиакомпании хотя и предоставляют реабилитационные мероприятия, воспользоваться ими из-за графика работы довольно сложно», — написал участник одного из авиационных форумов.

Сейчас пилотам пассажирских самолетов разрешено летать не более 880 часов в год. Однако их фактический налет на Аirbus-320 «Аэрофлота» «вплотную приблизился к показателю в 1100 часов», возмущался недавно московский прокурор по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте Евгений Поспелов.

Летные нормы, видимо, будут только ужесточаться. Согласно проекту приказа Минтранса, опубликованному на прошлой неделе на сайте ведомства, продолжительность полетного времени может быть увеличена до 900 часов в год, или до 90 часов в течение 28 последовательных дней.

«Допустим, придется летать только в Санкт-Петербург, — не унимается участник форума. — Туда-обратно налет составит три часа, т. е. 30 полетов в месяц. Это чистое рабочее время без выходных! Даже при хорошем здоровье такой нагрузки никто долго не выдержит».

«Компания “ Трансаэро” принимала участие в эксперименте: в течение года ее пилоты летали по нормам зарубежных компаний — 90 часов в месяц и 900 часов в год, — передал представитель авиакомпании слова ее гендиректора Ольги Плешаковой. — За все время эксперимента не было отмечено ни одного негативного случая, вызванного повышенной усталостью экипажей».

«Потеря слуха возникает от воздействия шумовых эффектов, в основном это влияние гарнитуры, при помощи которой ведется радиосвязь. Естественно, количество летных часов сказывается на самочувствии пилотов», — рассказал Виктор Шандраков, в прошлом штурман первого класса воздушного судна Ил-86.

Юристы напоминают: сотрудника, получившего справку о том, что по медицинским показаниям он не может выполнять свою работу в течение какого-то времени, по Трудовому кодексу (ТК) обязаны перевести на вакантную должность, если таковая в компании есть. Когда работник нуждается в переводе на срок до четырех месяцев и отказывается от перевода, работодатель обязан на весь срок отстранить его от работы без сохранения зарплаты, но с сохранением должности, подчеркивает Дмитрий Кофанов, юрист, консультант центра абонентского обслуживания NS Consulting. Если же медицинское заключение предполагает перевод человека на срок более четырех месяцев, то при его отказе от перевода или если другой работы для него нет, работодатель может расторгнуть трудовой договор.

По словам Данненберг, пилотам «Аэрофлота» по коллективному договору положена доплата до среднего заработка на период их временного признания негодными к летной работе (но не свыше трех месяцев). Когда речь идет об увольнении по профзаболеванию, единовременное возмещение вреда здоровью составляет от 20 до 100% среднегодового заработка (100% выплачивается при стаже свыше 25 лет), добавляет она. Последние компенсации, отмечает Мжельская, пилотам действительно выплачивают, а вот средний заработок в течение трех месяцев не всегда. Часто людей вынуждают уходить в отпуск за свой счет, говорит она. «Уволившийся по здоровью пилот получает страховую сумму, эквивалентную от $5000 до $15 000 в зависимости от возраста и стажа», — продолжает Данненберг. Согласно ст. 132 Воздушного кодекса авиакомпании обязаны страховать всех членов летного экипажа, поясняет Мжельская, впрочем, многим пилотам приходится доказывать наступление страхового случая в суде (см. врез).

«Мы хорошо оплачиваем профессию пилотов, но никаких дополнительных выплат за риск не производим», — комментируют свою кадровую политику в авиакомпании Lufthansa.

Наказать компанию

Но не только профзаболевания становятся причиной тяжб. Например, Шандраков, проработавший в « Атлант-союзе» 13 лет и списанный с летной работы в январе 2009 г. по профзаболеванию, был уволен из компании по ст. 77 ТК (отсутствие у работодателя работы, необходимой в соответствии с медицинским заключением). Шандраков судится с бывшим работодателем: «В течение всего времени работы я ни разу не брал дополнительный отпуск и даже не знал о такой возможности, поскольку компания нас об этом не информировала». Сейчас он требует компенсации за все неиспользованные дни отпуска (в размере 1,5 млн руб.), процентов за задержку выплаты этой компенсации (около 250 000 руб.), а также единовременного пособия (616 080 руб.) и компенсации морального вреда.

Компания написала возражение Шандракову (копия имеется в распоряжении «Ведомостей»), сославшись на то, что срок давности иска истек: в ТК он ограничен тремя месяцами, а сотрудник компании обратился в суд год спустя после увольнения. Что касается пособия, то его невыплату «Атлант-союз» объяснил тем, что, дескать, не подписывал отраслевого тарифного соглашения, по которому предоставляются соответствующие компенсации.

«Мне не столько хочется получить деньги, сколько наказать компанию, — признается Шандраков. — Больше половины пилотов, пришедших в компанию в начале 90-х гг., — военные летчики. Это люди, готовые выполнить любую задачу, и мы так и работали, но нас, видимо, не оценили».

С приходом нового руководства в 2009 г. пилоты получают полную информацию относительно льгот и получают все компенсации в соответствии с законом, прокомментировали в пресс-службе «Атлант-союза».

«Неоднозначность норм закона и однотипные медицинские заключения, свидетельствующие о якобы поголовной глухоте летчиков, вызывают сомнения», — говорит Данненберг. Но претензии пилотов — серьезная проблема и какими-то отдельными полюбовными договоренностями и уступками ее не решить, считает она.

Двойной стандарт

По словам Мжельской, уровень восприятия шепотной речи, установленный в Федеральных авиационных правилах, один, а в договорах страховых компаний совсем другой – гораздо выше. Иными словами, человека списывают с летной работы по тугоухости, но получить компенсацию он не может, поскольку нетрудоспособным страховщики его не признают.

Начать дискуссию

Выплаты многодетным на погашение ипотеки продлили: срок

В 2024 году многодетные получат порядка 50 млрд рублей на погашение жилищного кредита.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Официально: даны прогнозы роста основных показателей экономики

Минэкономразвития ждет, что за 2024 год ВВП превысит 191 трлн рублей, реальные доходы населения вырастут на 5,3%, а безработица сохранится в пределах 3%.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!
Лучшие спикеры, новый каждый день
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

ЭДО

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
1
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels

Интересные материалы

Кадровый учет

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру