Управление персоналом

Неэффективное сокращение

Недавно президент России Дмитрий Медведев поручил правительству подготовить предложения о сокращении числа чиновников. При этом глава государства подчеркнул, что оптимизация численности госслужащих не должна быть «механической».

ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА РОССИЙСКОЙ БЮРОКРАТИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ НЕ В КОЛИЧЕСТВЕ ЧИНОВНИКОВ, А В ИХ КАЧЕСТВЕ — ЭФФЕКТИВНОСТИ И МОТИВАЦИИ.

Недавно президент России Дмитрий Медведев поручил правительству подготовить предложения о сокращении числа чиновников. При этом глава государства подчеркнул, что оптимизация численности госслужащих не должна быть «механической». По мнению президента, этот процесс следует увязать с функциями чиновников и перераспределением полномочий между различными структурами. Но одними сокращениями числа госслужащих задачу не решить. Поскольку основная проблема заключается не в количестве чиновников, а в их качестве — эффективности и мотивации.

В «тучные» 2000-е годы за счет высоких нефтегазовых доходов и постоянно возрастающих объемов налогообложения бизнеса во всевозможных государственных «конторах» сложились тепличные условия для размножения тех, кто стремится заниматься перераспределением бюджетных средств. При этом возникла парадоксальная ситуация. Зарплаты получателей бюджета, то есть госслужащих, в несколько раз превысили заработок тех, кто этот бюджет, собственно, и формировал. То есть — работников, с доходов которых и взимались налоги. Так, среднемесячная начисленная номинальная заработная плата в России в августе 2010 года составила 20 899 рублей. Тем временем, согласно исследованию Росстата, средняя зарплата госслужащего федерального органа власти достигает 50–70 тысяч рублей. Самые высокие зарплаты — у сотрудников Администрации президента РФ (80,6 тыс. рублей) и аппарата правительства (88,5 тыс.). При этом добросовестные налогоплательщики обеспечивают зарплату чиновникам, условно говоря, из своего кармана.

Во всем мире, и в России в том числе, налоги составляют примерно 80% государственных доходов. Значит, любое увеличение государственных расходов, в том числе на оплату труда чиновников, — это увеличение налогового бремени.

Интересно также обратить внимание на схему отношений государства с налогоплательщиками в России. Примерно 80% от собираемых налогов выплачивается юридическими лицами и лишь 20% — физическими. В развитых странах все наоборот: 70–80% налогов платят граждане и лишь 20–30% — компании.

В такой структуре заложен глубокий смысл: граждане гораздо более осмысленно относятся к ситуации с налогами. Любой призыв к увеличению государственных расходов немедленно проецируется ими на себя: сколько дополнительных налогов с меня соберут и на что потратят эти деньги?

В России же благодаря тому, что налоги в основном платят юридические лица, гораздо легче вводить народ в заблуждение, рассказывая сказки о нашем «низком» налого­обложении. Российский работник, получающий, например, тысячу долларов, не видит, что еще почти половину у него отобрало государство — в виде налогов (13% — подоходный, 34% — страховые взносы). При этом работодатель производит еще ряд выплат — НДС, налог на прибыль, на имущество и т. п. А работник ругает работодателя за малую зарплату и на выборах голосует за «мудрую» власть, при которой государство о нем постоянно «заботится». Например, непрерывно создает новые чиновничьи конторы, расширяет существующие, неуклонно повышает зарплаты бесчисленным госслужащим-бюджетникам и из года в год существенно увеличивает государственные расходы. В тени остается тот факт, что для этого деньги в большом количестве отбираются у самих работающих граждан, только «косвенным» путем.

Специалисты уже много лет говорят о необходимости переноса акцентов в налогообложении с юридических лиц на физических. Но пока безрезультатно. Государство же по-прежнему изымает у всех крупные суммы, и это остается за кадром. Такой порядок удобен бесконтрольному госаппарату, а общество не готово поставить его под контроль, поскольку зачастую просто не в курсе того, как распределяются налоговые деньги.

Помимо официальной зарплаты, немалую долю в доходах чиновников составляет и так называемая административно-статусная рента. Рост зарплат чиновников в последние годы привел лишь к ее увеличению. Среди госслужащих становится все больше не знающих меры молодых прагматиков, которые мечтают о кураторстве какой-либо программы, организации каких-либо тендеров или осуществлении каких-либо проверок. Как показывали опросы, по мнению предпринимателей, главный очаг коррупции — правоохранительные органы. Но лишь немного отстают от них местные органы власти и территориальные подразделения федеральных ведомств.

В итоге налогоплательщик платит еще и огромную дань. Чем отличается дань от налога? Налог — это оплата каких-то полезных действий властей. А дань — это расходы граждан из-за бездействия или плохой работы представителей государства.

Простой пример — наши дороги. Или государство поддерживает их в приличном состоянии, или граждане тратятся на ремонт автомобилей. Для автовладельца это еще дополнительные 3–4% дани. Еще пример. Все согласны, что немалый вклад в инфляцию вносит высокий уровень монополизации экономики. А кто должен заниматься демонополизацией и антимонопольной политикой? Государство. То есть те бюджетополучатели, которым население, между прочим, уже обеспечивает зарплату своими налогами. Население же и расплачивается за их некачественную работу.

Очевидно, что главный способ борьбы с коррупцией — сокращение ее возможностей. Чем меньше будет государства в хозяйственных процессах, тем меньше возможностей для взяточничества. Реальная борьба с коррупцией начинается с ослабления давления государства на бизнес и общество. Для этого нужна активная, кропотливая работа бизнес-сообщества в политической сфере. Кроме того, должна быть сформирована соответствующая общественная атмосфера и внедрена практика постоянной юридической защиты своих интересов.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ДАНЬ ОТ НАЛОГА? НАЛОГ — ЭТО ОПЛАТА КАКИХ-ТО ПОЛЕЗНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВЛАСТЕЙ. А ДАНЬ — ЭТО РАСХОДЫ ГРАЖДАН ИЗ-ЗА БЕЗДЕЙСТВИЯ ИЛИ ПЛОХОЙ РАБОТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВА

Несмотря на высокие заработки, российские чиновники продолжают работать крайне неэффективно. Обращают на себя внимание международные оценки работы наших госорганов. В частности, по данным Мирового банка, в 2009 году Россия занимала 120-е место в мире среди анализируемых 183 стран по качеству регулирования предпринимательской деятельности.

Эксперты рассматривали четыре показателя: создание компании, оформление разрешений на строительство, регистрация собственности и международная торговля. В рамках исследования рассматривалась вся цепочка процедур, которые должна пройти компания. В некоторых аспектах картина получилась совсем грустная. Так, для получения разрешения на строительство в России потребуется более 30 недель (в то время как в США, например, нужно затратить всего 12 недель). По этому показателю наша страна на 180-м, предпоследнем месте!

Похожая (и не менее грустная) картина обнаружилась и в сфере международной торговли. Мировой банк анализировал число документов, необходимых для оформления экспорта/импорта стандартной партии товаров по морю через ближайший порт. При международном сравнении Москва заняла 161-е место из 181. Операции по экспорту и импорту стандартного контейнера с товарами занимают 36 дней и стоят 2 150 долларов. Кроме того, для соблюдения всех формальностей участник торговой операции должен подготовить восемь документов для экспорта и тринадцать — для импорта.

С неэффективной работой госслужащих знакомы не только бизнесмены. Практически все граждане при общении с госорганами непрерывно сталкиваются с неповторимым сочетанием некомпетентности и пренебрежительного хамства, вдохновляемого безнаказанностью. И каждый из нас вынужден бороться с этим самостоятельно. Однако чем более упорно, жестко и последовательно мы будем это делать, тем ближе заветная цель — нормализация отношений госорганов с населением.

Можно почти в шутку предложить начинать рабочий день госслужащих с прочтения мантры: «Сейчас придут налогоплательщики, они платят мне зарплату. Они наняли меня на работу, значит, я должен их хорошо обслуживать». Может быть, лет пять такого мантрочтения что-нибудь изменят?

Если резюмировать, то повышение эффективности госуправления — это важнейшая проблема, решение которой нельзя откладывать. При этом административная реформа, безусловно, не должна сводиться к номинальному сокращению численности чиновников. Необходимо создавать механизм публичной общественной оценки качества работы всех государственных институтов. В мировой практике основным инструментом такого рода являются СМИ, свободно излагающие факты и несущие ответственность за информацию.

По всей видимости, этим путем следует идти и нам.

Начать дискуссию

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Предпринимателя вызывают на опрос в полицию. Тактика успешного прохождения и защиты

Все изложенное в данной статье можно использовать и при вызове для дачи пояснений в рамках доследственной проверки, проводимой в отношении предпринимателя.

Клиенты провели более 2,5 млрд операций через СБП

Пользователи Системы быстрых платежей оплатили 700 млн покупок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Через сервис поиска попутчиков можно никуда не уехать и остаться без денег

В Алтайском крае осудят участников группы, похитивших почти 1 млн рублей у 53 клиентов сервиса поиска попутчиков.

Какие распространенные страхи кандидатов перед собеседованием нерациональны

Собеседование является неотъемлемой частью процесса поиска работы, и многие кандидаты испытывают страх перед ним. Однако, некоторые из этих страхов являются нерациональными и необоснованными. В этой статье предлагаю рассмотреть несколько распространенных страхов кандидатов и расскажу, как их преодолеть.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Больничные

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным

В общем случае ни ИП, ни самозанятые права на оплату больничных не имеют. Но ИП могут оформить добровольное страхование в СФР. Самозанятые – тоже, но только если они ИП на НПД.

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с Самозанятые

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

Какие обязательные и необязательные документы оформить при сотрудничестве с самозанятыми, рассказываем в мини-курсе.

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

⚡️ Итоги дня: в поезде появился спа-вагон, в Дагестане начали выращивать голубику, а собака родила зеленого щенка

Подготовили обзор главных событий дня — 25 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Вскрыта афера с получением вычетов за стоматологию

В Смоленской области направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении социальных налоговых вычетов по НДФЛ за лечение.

Как продать заблокированные активы

Появился механизм, который позволит инвесторам продать ценные бумаги, заблокированные из-за санкций. Рассказываем, как это будет происходить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Аномальная нагрузка на электросеть помогла выявить майнинг криптовалюты

В Новосибирской области полицейские задержали подозреваемых в незаконном потреблении электроэнергии для майнинга криптовалюты.

Медосмотры офисных работников: для кого обязательны, как проводить, ответственность

Многих работодателей интересует вопрос: обязательно ли проводить для своих офисных сотрудников медицинские осмотры? Какие риски с этим связаны и как все организовать, рассмотрим в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

Советы по трудоустройству дают, как правило, HR или психологи. Но не менее полезной информацией обладают эксперты с солидным опытом в сфере продаж. Как сделать так, чтобы потенциальный работодатель из всех кандидатов выбрал именно вас, а какой компании стоит точно отказать рассказала Гульнара Гумарова, коммерческий директор Wazzup.

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

💪 Известен размер вычета НДФЛ за сдачу норм ГТО. Подготовиться к сдаче норм может выйти и дороже, считает эксперт

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

«Мегамаркет» начал продавать автомобили LADA

При оформлении заказа с покупателем свяжется менеджер «СберАвто», чтобы уточнить технические моменты и варианты доставки.

За юридическими услугами может скрываться обычная переписка с ведомствами

Полицейские в Удмуртии задержали руководителя юридической фирмы, подозреваемого в мошенничестве под предлогом оказания юридических услуг.

Кадры

Президент: дефицит кадров невозможно покрыть за счет мигрантов

Владимир Путин призвал предпринимателей искать другие подходы к решению проблемы с нехваткой кадров.

Как оплачивается работа и отдых в майские праздники и дни между ними

В российском производственном календаре май — самый неоднозначный месяц. Вроде праздников много, но вот возвращение на работу на эти 2-3 дня между выходными… Большинство сотрудников хитрят — берут отгул, оформляют заранее отпуск, кто-то уходит на больничный, а кадровику разбирайся с этой чехардой.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Суд приостановил корпоративные права иностранной компании на российский бизнес X5

По решению суда корпоративные права иностранных организаций в отношении российского бизнеса могут быть приостановлены. Это касается только экономически значимых компаний.

Интересные материалы

Как учитывать период военной службы при расчете больничного

Пособие по больничному рассчитывается с учетом страхового стажа, если он составляет 8 и более лет, пособие выплачивает в полном размере среднего заработка. Период военной службы входит в страховой стаж.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру