Управление персоналом

Все течет, все меняется: Что нужно знать о текучести кадров?

Считается, что текучка кадров в разумных пределах полезна для организации. Приток «свежей крови» в виде новых специалистов позволяет избежать застоя, а следовательно — дает компании возможность для динамичного развития. Но если слишком частая смена сотрудников становится привычным делом, тогда, вероятно, у компании есть некоторые проблемы с привлечением и удержанием персонала. Портал Rabota.ru выяснил, как работодатели борются с текучестью кадров и каковы причины этого явления.

 Источник: Rabota.ru

Считается, что текучка кадров в разумных пределах полезна для организации. Приток «свежей крови» в виде новых специалистов позволяет избежать застоя, а следовательно — дает компании возможность для динамичного развития. Но если слишком частая смена сотрудников становится привычным делом, тогда, вероятно, у компании есть некоторые проблемы с привлечением и удержанием персонала. Портал Rabota.ru выяснил, как работодатели борются с текучестью кадров и каковы причины этого явления.

«Переменчивые» отрасли

О том, что такое текучесть персонала, знают все (многие даже не понаслышке). Также все знают, что на рынке труда существует ряд профессиональных областей, которые подвержены чрезмерной текучке кадров больше остальных. Владимир Якуба, старший партнер компании Tom Hunt, выделяет прежде всего те отрасли, где в приоритет ставится найм сотрудников на все начальные позиции, без опыта работы (продажа товаров широкого потребления, ритейл).

«В рознице текучесть и ее высокие показатели касаются продавцов, кассиров и грузчиков, управленческого персонала. Велик процент текучести кадров и среди менеджеров по продажам, причем вне зависимости от отрасли. В IT-сфере также характерна проблема текучести кадров, так как развитие этой отрасли — одно из главных направлений развития общества, и именно в ней ведется охота на квалифицированных специалистов, в которых рынок испытывает острый дефицит», — добавляет эксперт.

Но если внимательно рассматривать данное явление, становится ясно, что отрасль все же не играет главной роли в вопросе чрезмерного движения рабочей силы: корни проблемы — во внутреннем устройстве организации.

«Текучесть кадров зависит скорее от самой компании, от ее структуры, отношений в коллективе, уровня заработной платы и прочего», — подтверждает Владимир Якуба.

Звук крутящихся дверей

Высокая текучесть кадров в подавляющем большинстве случаев, как известно, пагубно отражается на росте и развитии организации: ухудшаются финансовые, организационные и корпоративные показатели. Двери компании постоянно открыты, сотрудники приходят и уходят, не задерживаясь надолго. Почему так происходит?

Антон Геворкян, менеджер обучению и развитию персонала компании «БАТ Россия», причинами текучести кадров считает следующее: «В частности, это может быть недостаточная самореализация, стресс, неудовлетворенность стилем руководства, уровнем заработной платы и льгот, уровнем рабочей нагрузки, ограниченностью возможностей карьерного роста или удаленностью офиса от дома. Также нередки случаи, когда сотрудник в целом доволен своей работой, но ему поступает заманчивое предложение, от которого он просто не в силах отказаться».

«Стоит отметить, что деньги не занимают первое место среди причин увольнения сотрудников, а вот плохо развитая корпоративная культура, неблагоприятный климат в коллективе, интриги, конфликты (с коллегами, с непосредственным руководителем) вполне могут оказаться первыми в списке причин», — добавляет Владимир Якуба.

Но все-таки любимой мишенью текучки (даже с учетом всех причин недовольства сотрудников, имеющих место в любой профессиональной сфере) является ритейл. В этой отрасли, к сожалению, данного явления не избежать.

«В рознице всегда высокая текучесть персонала. В большинстве розничных компаний работает много молодых людей, которые сознательно выбирают такую работу как временную на период учебы, отпуска, каникул. Если в компании более половины сотрудников в возрасте до 25 лет (как и у нас), высокая текучесть неизбежна. Многие крупные розничные компании считают плановой текучесть 100–120% в год. Некоторые сетевые банки имеют текучесть 20% в месяц (соответственно, более 200% в год) среди персонала, который занимается активной продажей кредитных карт (в основном это молодежь)», — объясняет Анна Бурова, директор по обучению и развитию ГК «Связной».
Хорошо или плохо?

«Определенный процент текучки необходим для "здоровья" компании. Это позволяет ей динамично расти и развиваться. А чрезмерная "текучка" сокращается за счет правильной мотивации (в том числе материальной)», — считает Елена Караваева, HR-директор компании «Евросеть».

Так стоит ли бороться с текучкой? Ведь на искоренение этого «зла» уходит достаточное количество материальных и психологических ресурсов. Может, проще и дешевле постоянно менять персонал?

Антон Геворкян говорит, что «текучка» — это нормальный процесс: «Разумный "круговорот" кадров даже необходим для притока в компанию новых профессионалов и идей. Однако при этом нужно отслеживать так называемый "порог нормальной текучести". Если он значительно превышен, то компании следует принять соответствующие меры. Если же этот показатель значительно ниже среднего значения для индустрии, то это может свидетельствовать о стагнации компании».

Анна Бурова добавляет, что бороться с текучестью персонала необходимо только в том случае, если это экономически обосновано: «Мы не можем и не должны поддерживать низкую текучесть только ради нее самой. Главное — это довольный клиент и развивающийся бизнес. Поэтому мы не держимся за тех, кто не готов вместе с нами реализовывать данные задачи».

Как лечить текучку?

О том, какие средства против текучести кадров применят современные компании, рассказали наши эксперты.

Компания «Евросеть»

«Мы используем все известные на данный момент источники привлечения персонала и активно работаем над формированием позитивной внутренней среды для сотрудников — проводим мотивационные акции, победители которых регулярно выигрывают путешествия, автомобили, возможность принять участие в съемках в художественных фильмах и т. д. Также для общения и решения как вопросов, связанных с работой, так и личных проблем сотрудников мы используем внутрикорпоративный портал. Именно это позволяет нам всегда быть на связи друг с другом и откликнуться в нужный момент!» — рассказывает Елена Караваева.

«Бритиш Американ Тобакко (БАТ) Россия»

«У нас существует несколько способов удержания сотрудников. Уже на этапе отбора кандидатов мы стремимся привлекать действительно талантливых людей, имеющих высокую мотивацию работать в нашей компании. Также мы обучаем руководителей эффективной работе с людьми, предлагаем сотрудникам разнообразные инструменты планирования карьеры в нашей компании, определяем высокопотенциальных сотрудников и предоставляем им дополнительные возможности роста. Помимо этого, наша компания предлагает конкурентоспособную заработную плату и обширный социальный пакет», — делится методами сокращения «текучки» Антон Геворкян.

ГК «Связной»

«Наш Учебный центр позволяет сотрудникам постоянно повышать свою квалификацию, приобретать управленческие навыки. Если у сотрудника есть желание брать на себя ответственность за качество обслуживания и результаты продаж магазина, то вышестоящий руководитель рекомендует его к повышению. В "Связном" действует множество программ мотиваций, рассчитанных таким образом, чтобы в них могли участвовать все сотрудники вне зависимости от стажа или должности. В прошлом году особая программа мотивации позволила сотрудникам за достижение высоких квартальных показателей получить дополнительную денежную выплату в размере тройной премии, а лучшие сотрудники розничной сети по итогам года отправятся в путешествие на один из этапов "Формулы-1". В ноябре минувшего года при содействии одного из партнеров 25 сотрудников розничной сети провели неделю отдыха на Кубе, а в этом году 48 лучших продавцов съездили в путешествие по Центральной Америке. Кроме того, "Связной" регулярно проводит исследования удовлетворенности персонала при помощи систем дистанционного обучения и других ресурсов», — резюмирует Анна Бурова.

Опыт специалистов показывает, что существуют действенные методы по сокращению текучести персонала. Только применять их стоит, если данные мероприятия действительно рентабельны и целесообразны. А минимальный процент текучки даже полезен.

Начать дискуссию

3-НДФЛ

Налоговики не будут штрафовать, если просрочка 3-НДФЛ произошла из-за технических ограничений

Штрафовать за просрочку из-за технических сбоев инспекторы не будут. Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации 3-НДФЛ не сгенерировалась.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Мошенничество

Финансовые мошенники могут первое время реально выплачивать доход

В Москве сотрудники полиции задержали подозреваемого в многомиллионном мошенничестве под предлогом инвестирования.

Маркетинг

На майских праздниках хотят запретить продажу алкоголя

Чтобы снизить число преступлений и защитить здоровье населения, депутат предложил по всей стране запретить продажу спиртного во время майских праздников.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Отпуска

Сотрудники имеют право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя

В особых случаях работники могут не согласовывать с работодателем период отпуска без сохранения зарплаты.

Налоговой системе грозит модернизация: Минфин пообещал «донастройку» налогов. ⚡«Ночной бухгалтер» № 1672

Антон Силуанов сообщил, что в стране назрела необходимость налоговой «донастройки» и конкретные предложения по ней Минфин будет обсуждать с бизнесом в середине мая этого года. Интересно, бухгалтеров на обсуждение позовут?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Криптовалюта

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Предпринимателя вызывают на опрос в полицию. Тактика успешного прохождения и защиты

Все изложенное в данной статье можно использовать и при вызове для дачи пояснений в рамках доследственной проверки, проводимой в отношении предпринимателя.

Платежные системы

Клиенты провели более 2,5 млрд операций через СБП

Пользователи Системы быстрых платежей оплатили 700 млн покупок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Мошенничество

Через сервис поиска попутчиков можно никуда не уехать и остаться без денег

В Алтайском крае осудят участников группы, похитивших почти 1 млн рублей у 53 клиентов сервиса поиска попутчиков.

Собеседования

Какие распространенные страхи кандидатов перед собеседованием нерациональны

Собеседование является неотъемлемой частью процесса поиска работы, и многие кандидаты испытывают страх перед ним. Однако, некоторые из этих страхов являются нерациональными и необоснованными. В этой статье предлагаю рассмотреть несколько распространенных страхов кандидатов и расскажу, как их преодолеть.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Больничные

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным

В общем случае ни ИП, ни самозанятые права на оплату больничных не имеют. Но ИП могут оформить добровольное страхование в СФР. Самозанятые – тоже, но только если они ИП на НПД.

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным
Бесплатно с Самозанятые

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

Какие обязательные и необязательные документы оформить при сотрудничестве с самозанятыми, рассказываем в мини-курсе.

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: в поезде появился спа-вагон, в Дагестане начали выращивать голубику, а собака родила зеленого щенка

Подготовили обзор главных событий дня — 25 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Социальный вычет

Вскрыта афера с получением вычетов за стоматологию

В Смоленской области направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении социальных налоговых вычетов по НДФЛ за лечение.

Инвестиции

Как продать заблокированные активы

Появился механизм, который позволит инвесторам продать ценные бумаги, заблокированные из-за санкций. Рассказываем, как это будет происходить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Криптовалюта

Аномальная нагрузка на электросеть помогла выявить майнинг криптовалюты

В Новосибирской области полицейские задержали подозреваемых в незаконном потреблении электроэнергии для майнинга криптовалюты.

Кадровый учет

Медосмотры офисных работников: для кого обязательны, как проводить, ответственность

Многих работодателей интересует вопрос: обязательно ли проводить для своих офисных сотрудников медицинские осмотры? Какие риски с этим связаны и как все организовать, рассмотрим в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

Советы по трудоустройству дают, как правило, HR или психологи. Но не менее полезной информацией обладают эксперты с солидным опытом в сфере продаж. Как сделать так, чтобы потенциальный работодатель из всех кандидатов выбрал именно вас, а какой компании стоит точно отказать рассказала Гульнара Гумарова, коммерческий директор Wazzup.

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании
Социальный вычет

💪 Известен размер вычета НДФЛ за сдачу норм ГТО. Подготовиться к сдаче норм может выйти и дороже, считает эксперт

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

Интересные материалы

Маркетплейсы

«Мегамаркет» начал продавать автомобили LADA

При оформлении заказа с покупателем свяжется менеджер «СберАвто», чтобы уточнить технические моменты и варианты доставки.