Клерк.Ру

Есть ли шанс у сотрудника-неформала?

Источник: Rabota.ru

Когда на собеседование приходит соискатель с зеленым ирокезом, любой эйчар дважды подумает, приглашать ли такого кандидата на повторное интервью. В то же время непонятно, как быть, если данный претендент — ценный специалист с богатым послужным списком. Может ли работник выглядеть неформально? И способен ли внешний вид испортить резюме?

На работу как на праздник

Компании бывают разные: с регламентированным дресс-кодом и свободным стилем одежды. Но одно дело — приходить на работу в джинсах и свитере, и совсем другое — выглядеть как граф Дракула из одноименного фильма (что часто практикуется приверженцами одной из субкультур).

С организациями, где дресс-код принят официально, все понятно: сотрудники-неформалы в таких учреждениях не приветствуются, даже если они чрезвычайно умны и квалифицированны. Разъяснительные беседы по поводу того, как нужно выглядеть, будут проводиться до тех пор, пока работник не начнет одеваться должным образом.


«Миссия дресс-кода — это внушение клиентам ощущения надежности в партнерстве. Считается, что в "униформе" сотрудники уже одним своим видом демонстрируют уважение и вызывают доверие у клиентов или деловых партнеров. Чего не скажешь о неформальном стиле в одежде, который может дать только лишний повод усомниться в серьезности работников и компании. Ведь любой человек может почувствовать себя неловко, сидя в кресле посетителя и увидев специалиста банка в образе гота с накрашенными глазами и длинными ногтями черного цвета», — говорит Светлана Акопова, руководителя отдела по подбору постоянного персонала Ventra Employment.

С другой стороны, руководство компаний, где дресс-код не регламентирован или вовсе отсутствует, тоже не радуется при виде сотрудника с излишне вычурной внешностью.
«В джинсах ходить разрешают, в кедах тоже. А меня все время заставляют одеваться "по-человечески". Хотя я весь день в офисе нахожусь, никуда не выхожу. Почему я не могу выглядеть, как мне хочется, если дресс-кода нет?» — возмущается один из пользователей нашего форума, поклонник эмо-культуры.


Действительно, почему работодатели противятся неформальному образу своих сотрудников, даже если работник с клиентами лично не общается, из офиса не выходит, обязанности выполняет хорошо, а вызывающим имиджем всего лишь доказывает собственную индивидуальность?


«Вызывающие (или отличные от общепринятого) внешний вид или манера общения могут вызывать негативную реакцию у коллег, а иногда — оскорблять нравственные и религиозные традиции и устои. Первое, о чем думает грамотный руководитель, — это, безусловно, профессионализм сотрудников. Но здоровая атмосфера в коллективе — залог успеха команды», — комментирует Наталия Чепрасова, руководитель подразделения по подбору постоянного персонала Adecco Group Russia.


«Даже если нет строгих указаний по дресс-коду со стороны руководства, в любом случае существуют некие негласные нормы, которые должны соблюдать все сотрудники компании. В процессе работы люди не должны отвлекаться на какие-то внешние раздражители, в том числе и на нестандартный внешний вид коллег. По мнению руководства, люди должны приходить на работу ради работы, а не для демонстрации своей оригинальности и просвещенности в области последних тенденций моды. И это справедливо», — считает Татьяна Воробьева, руководитель отдела по подбору временного персонала Ventra Employment.

Образ и квалификация

Самовыражение — вещь, бесспорно, важная и нужная. Можно одеваться в офис как на рок-концерт, только не стоит удивляться, что коллегам и начальству это не нравится. Руководство, конечно, может закрыть глаза и позволить приверженцам субкультур проявлять себя во всей красе. Но что если, пользуясь примером неформалов, один сотрудник придет на работу в костюме снежного человека, а другой — в бигуди и с огуречной маской на лице? Вероятно, превращать компанию в цирк не захочет ни один руководитель.

Но сможет ли надолго задержаться в компании специфично выглядящий сотрудник, если он — очень ценный специалист? Может ли внешний вид испортить прекрасное резюме?


«Нет, не может. Любые взаимоотношения в коллективе — это вопрос воспитания и компромиссов. С людьми нужно разговаривать. Поэтому думаю, что если специалист высококвалифицирован, то на первых порах руководство может закрыть глаза на его внешний вид. Но с ним будет вестись кропотливая, деликатная разъяснительная работа. И постепенно, последовательностью компромиссов, можно будет прийти решению», — уверена Наталия Чепрасова.


«Если у специалиста прекрасное резюме, отличный профессиональный опыт, но неформальный стиль в одежде, то важно то, в какой компании он собирается работать. Если это крупная компания с жестким дресс-кодом, который зачастую не просто оговаривается с сотрудником, а письменно закрепляется в трудовом соглашении или правилах трудового распорядка, то могут возникнуть претензии к внешнему виду кандидата. Не везде на собеседовании специалисту будут объяснять, что ему придется соглашаться с правилами и позволять себе немного расслабиться лишь по пятницам, когда во многих компаниях принят так называемый casual day и перед выходными в офисе отменяется дресс-код», — рассуждает Светлана Акопова.


«Важно понимать, что внешний вид все-таки должен соответствовать определенным нормам. Люди, которые не готовы отвечать этим нормам, вряд ли впишутся в рабочий коллектив на 100%. Согласитесь, вы бы удивились, если бы, придя на работу, за соседним столом увидели нового сотрудника, одетого как панк или гот. Вряд ли отношение к этому сотруднику будет серьезным, даже если он является высококвалифицированным специалистом. Конечно, есть исключения из правил. Например, внешний вид — не трагедия, если речь идет о действительно гениальном специалисте», — резюмирует Юлия Христова, руководителя отдела по подбору IT персонала Ventra Employment.

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что высококвалифицированный неформал, скорее всего, будет трудоустроен, только постепенно ему все же придется отказаться от чрезмерно вычурной одежды. Это вопрос комфортной работы в коллективе. Каждому любителю выглядеть слишком необычно стоит подумать о коллегах: сотрудник не хочет прятать свою индивидуальность, а другие люди, возможно, так же не хотят ее лицезреть в течение рабочего дня.

Пойдем на компромисс?

Как же быть специалисту-неформалу? Во-первых, имеет смысл искать компанию, где нет дресс-кода. Во-вторых, можно не отказываться от своих убеждений, но при этом не эпатировать публику: оставить незаметные атрибуты субкультуры, а в полной мере «самовыражаться» в свободное от работы время.

Татьяна Воробьева также рекомендует воспринимать дресс-код как возможность продать себя легче и дороже: «Если кандидат придет на собеседование не в деловом костюме, а джинсах и футболке, у эйчара возникнут вопросы касательно его мотивации, способности следовать правилам, принятым в компании, по поводу того, как он адаптируется к офисной работе. Также, безусловно, возникнет вопрос об уважении к интервьюеру. Поэтому, конечно, если человек не ставит перед собой цель что-то кому-то доказать, а просто хочет найти хорошую, интересную работу, которая даст ему возможность профессионально расти и повысить свой уровень финансового благосостояния, я рекомендую сделать над собой усилие и все-таки соблюсти хотя бы минимальные требования офисного стиля».

Светлана Акопова считает, что неформальный деловой стиль позволяет сотрудникам проявлять индивидуальность во внешнем виде даже в офисе, но требует опрятного вида: «Все-таки не допускаются вещи, которые слишком эпатажно или кричаще выглядят. Можно попробовать относиться к дресс-коду не как к перечню строгих правил, который не позволяет проявлять индивидуальность в одежде, а как к хорошему совету всегда одеваться "к месту" и "ко времени"».

Наталия Чепрасова резюмирует, что человеку необходимо понимать, что выражать свои взгляды можно разными способами, а работа — это не только способ самореализации, но и источник средств к существованию.

Кроме того, не стоит забывать, что в компанию мы приходим работать, а не пропагандировать принадлежность к определенной субкультуре. Реализовывать свой потенциал и доказывать собственную оригинальность лучше все-таки делами, а не имиджем.