Управление персоналом

О культуре делового общения эйчаров

Картина дня эйчара: не закрыты несколько позиций, на день назначен с десяток собеседований, в почтовом ящике — сотня новых резюме, а тут еще жаждущие внимания соискатели жалуются и срочно требуют ответа на письмо. Но кандидатов на рынке много, а рабочего времени так мало... Стоит ли общаться с каждым соискателем или нужно выбрать только подходящих, а остальных — «фтопку»? Не спешите с ответом...

Источник: Rabota.ru

Картина дня эйчара: не закрыты несколько позиций, на день назначен с десяток собеседований, в почтовом ящике — сотня новых резюме, а тут еще жаждущие внимания соискатели жалуются и срочно требуют ответа на письмо. Но кандидатов на рынке много, а рабочего времени так мало... Стоит ли общаться с каждым соискателем или нужно выбрать только подходящих, а остальных — «фтопку»? Не спешите с ответом...

О пользе вежливого обращения

Вежливый ответ на письмо клиента — часть культуры делового общения, старательно культивируемой западными компаниями. В развитых странах руководители компаний всеми силами стараются сохранить имеющуюся у них клиентскую базу. Безусловно, чтобы воспользоваться услугами фирмы (тем более, не один раз), каждый клиент должен чувствовать, что он для этой фирмы важен.

Клиентами для кадровых агентства являются работодатели. Но означает ли это, что кандидатам в любой момент можно давать от ворот поворот? Не совсем так. Опытные эйчары знают: не подходящий сегодня компании соискатель может понадобиться завтра. Не случайно лучшие агентства всегда собирают свою базу претендентов, к которой можно обратиться в любой момент. Но захочет ли соискатель иметь дело с агентством, где ему однажды весьма некрасиво отказали или попросту проигнорировали его резюме? Едва ли.

Западные практики

«Клиент всегда на первом месте» — этот маркетинговый постулат активно внедряется в корпоративную культуру западных компаний. Клиентоориентированными в компании должны быть все — от высшего руководства до простого клерка или курьера. Соответствуя этому принципу, клиентские департаменты крупнейших компаний не стесняются рассылать письма от имени генерального директора людям, однажды обратившимся в компанию с какой-нибудь совершенно пустяковой просьбой! Это могут быть письменные поздравления с Рождеством и днем рождения, уведомления об изменениях в компании. Это дает представителям фирмы возможность предлагать клиентам разнообразные услуги, даже если клиенты пока за ними не обращаются.

Что касается непосредственно практики кадровых агентств, то их общение с кандидатами базируется только на правилах делового этикета. В обязательном порядке в компании отвечают на все обращения соискателей, даже если кандидат заведомо не подходит. Причем во многих компаниях такие письма пишутся не по раз и навсегда утвержденному шаблону, а составляются индивидуально!

«В каждой стране есть свои правила по обязательности ответов соискателям работы, приславшим свое резюме в компанию. В развитых зарубежных странах принято отвечать всем, хотя ответы при этом могут быть очень дипломатичными и не содержащими конкретных обещаний. Делается это для формирования и поддержания положительного имиджа компании как работодателя» — говорит генеральный директор агентства «Гласфорд Интернейшнл» Валерий Поляков.

Об опыте общения с зарубежными HR-специалистами рассказала пользовательница нашего форума жасмин1177560: «Я искала работу в Великобритании. Рассылала свое резюме по электронной почте, заполняя при этом кучу всяких форм. Ну, рассылала себе и рассылала. А ответов все не было и не было. И вот в один прекрасный день я открыла почтовый ящик. Из всех компаний, куда я отсылала свое резюме, мне пришли письма... И неважно, что это были отказы, важно другое: все кадровые службы ответили письменно, что, конечно, вызвало во мне уважение к оным. И если они мне прислали письма, то напрашивается вывод, что "своим" кандидатам они всегда перезванивают, даже отказывая».

Принято в России, или Молчание эйчаров

Увы, данная западная практика на российской почве пока не прижилась. Стандартная ситуация: кандидат отправляет в компанию отклик на вакансию. Проходит некоторое время, а ответа на письмо все нет и нет. Соискатель в недоумении: ему кажется, что его резюме если и не на 100%, то на 90% точно соответствует заявленным требованиям. Почему же молчат эйчары?

Первая и самая очевидная причина — нехватка времени. «Иногда на вакансию приходит до 1000 резюме. Знаю такие случаи. И что — всем слать ответы?» — недоумевает участник форума Rabota.ru Интересующийся.

Вторая причина — полное несоответствие опыта и навыков кандидата требованиям вакансии. «Не вижу ни одной причины, зачем писать ответ человеку, который перед отправкой резюме не удосужился посмотреть, чем компания занимается и насколько он подходит на вакансию. Он просто тратит напрасно мое время, вот и все», — говорит пользователь форума Rabota.ru из стана эйчаров Юрий Меньшиков.

И, наконец, третья причина — незнание правил и принципов делового этикета. Это не утешает, но многое объясняет.

Глазами кандидата

Равнодушное безмолвствование рекрутеров донельзя раздражает кандидатов. Некоторые ставят под сомнение большую загруженность эйчаров. «Некоторые HR-ы здесь пишут: "... у меня на работе столько дел, я так занята, что нет времени отвечать всем после собеседования и перезванивать, в случае, если кандидат не подошел...". Казалось бы, человека можно понять, он весь в работе, занимается какими-то делами, приносит (иной раз весьма сомнительную) пользу компании, но успевает 15 раз за день сбегать покурить, 5 раз погонять чай-кофе, "потрещать" с подружками в своем кабинете, вместо того, что бы потратить 1 минуту своего драгоценного времени на звонок человеку и дать ему ответ, или потратить 30 секунд, чтобы отправить заученный, безликий и всем надоевший, типичный шаблон ответа по электронке», — возмущается пользователь нашего форума с ником Чиля.

Многие кандидаты сходятся во мнении, что отрицательный ответ лучше, чем никакого. Им нужна определенность, и они ясно говорят, что согласны на стандартные шаблонные письма с формулировками «К сожалению, Вы нам не подходите» и «Если у нас появится подходящая вакансия, мы с Вами свяжемся». «Неизвестность во сто крат хуже, чем отказ», — уверяет пользователь нашего портала с ником Доброжелатель.

Брать пример с лучших

Эйчары ссылаются на занятость и низкий уровень кандидатов, а те — на отсутствие культуры делового общения у рекрутеров. Истина в том, что проигравшей стороной все-таки выглядят кандидаты: именно им приходится «находиться в подвешенном состоянии» и нервничать, дежуря на телефоне и у компьютера. Все эти факторы ничуть не способствуют повышению лояльности к бренду компании. Понимая это, наиболее продвинутая часть HR-сообщества пришла к мнению, что соблюдать деловой этикет в общении с соискателями — не желательная установка, а необходимая часть ведения бизнеса!

«Деловой этикет играет ключевую роль в формировании корпоративного имиджа, и соблюдать его необходимо вне зависимости от того, с кем общается представитель компании, — с клиентами, партнерами или потенциальными сотрудниками. Мы никогда не можем с уверенностью сказать, что ждет нас впереди: вполне возможно, что человек, который сегодня нам по каким-то причинам не подошел, через 2 года может стать именно тем специалистом, в котором нуждается компания. Будет здорово, если в тот момент он вспомнит, что опыт общения с данным работодателем в целом был для него позитивным», — отмечает руководитель HR-службы ГК Verysell Светлана Гиацинтова.

«В России большинство работодателей и кадровых агентств, получив резюме соискателя работы, не представляющего интерес, обычно такому соискателю не отвечают. Соискатели, как правило, к этому привычны и не возмущаются. На таком фоне компания, отвечающая всем соискателям, зарабатывает дополнительные очки для своего положительного имиджа. Недавно я опубликовал объявления о вакансиях в крупной энергетической компании и получил около полусотни резюме от соискателей. Подтверждения о получении резюме были отправлены всем соискателям. Но это скорее исключение, чем правило», — говорит генеральный директор агентства «Гласфорд Интернейшнл» Валерий Поляков.

Рассуждая о культуре взаимодействия рекрутеров с соискателями, эксперты приходят к выводу, что негатив, оставшийся после обращения кандидата в компанию и отсутствие реакции на это обращение со стороны эйчаров не лучшим образом отражаются на репутации компании. Поэтому написание писем соискателям — необходимый минимум соблюдения культуры делового общения при подборе персонала.

Начать дискуссию

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

ЭДО

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels
Кадровый учет

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Интересные материалы

Кредитование

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру