Управление персоналом

Сотрудники-бумеранги — принимать ли их обратно?

Буквально несколько месяцев назад сотрудник положил вам на стол заявление об увольнении по собственному желанию — семейные обстоятельства, попытка самореализации в другой компании или поиск более уютного места под солнцем. А сегодня он пришел с повинной (или не совсем с повинной) головой и просит принять его обратно. Стоит ли игра свеч?

Источник: Rabota.ru

Буквально несколько месяцев назад сотрудник положил вам на стол заявление об увольнении по собственному желанию — семейные обстоятельства, попытка самореализации в другой компании или поиск более уютного места под солнцем. А сегодня он пришел с повинной (или не совсем с повинной) головой и просит принять его обратно. Стоит ли игра свеч?

Возвращаться — плохая примета?

Причины ухода работника из компании по собственному желанию могут быть самыми разнообразными. Переезд в другой город, рождение ребенка, желание больше зарабатывать или получить более интересный функционал. В каждом из случаев сотрудника можно понять. И уходить работник может по-разному — звучно хлопнув дверью или оставив эту самую дверь приоткрытой.

И вот через некоторое время специалист хочет вернуться. Как на это реагировать?

В США, например, к таким сотрудникам (для которых существует специальный термин — boomerang employers) отношение весьма лояльное. Более того, в большинстве фирм возвращение сотрудников даже приветствуется! Американские руководители поняли: ничего криминального в возвращении бывшего работника нет. Наоборот, плюсов от такого возвращения больше, чем минусов. Кроме того, явление «трудоустройство на всю жизнь» у них не слишком распространено.

До недавнего времени в России наблюдалась совершенно иная ситуация. Ушедший сотрудник расценивался как предатель и ренегат. Некоторые работодатели даже составляли своеобразный черный список уволившихся сотрудников, которые ни при каких обстоятельствах не смогли бы вернуться обратно. Еще более сложными и натянутыми становились отношения работодателя и ушедшего сотрудника, если специалист покидал фирму в трудное для нее время.

Конечно, обобщать нельзя. Каждая ситуация увольнения индивидуальна — причины, следствия, сам процесс ухода. И сложный вопрос — принимать или не принимать назад уволившегося сотрудника — решается с учетом всех обстоятельств. Кроме того, российский бизнес все же пытается перестроиться на западную модель управления персоналом. И отношение к «бумерангам» становится другим.

«Это всегда несомненно индивидуальный случай, — утверждает директор департамента по работе с персоналом компании «Нидан Соки» Вадим Рубан. — Многое зависит от того, при каких обстоятельствах уходил сотрудник ранее. Если ситуация была достаточно позитивная и организация объективно не могла соответствовать карьерным, либо материальным, либо каким-то другим потребностям сотрудника, то возвращение вполне обоснованно и должно позитивно интерпретироваться внутри организации».

«Мы открыты для возвращения бывших сотрудников сейлз-подразделений, так как в их подготовку было вложено немало средств, — рассказывает директор HR-департамента ИГ «Коперник» Елена Воробьева. — Часто сотрудники уходят из компании под воздействием эмоциональных факторов: например, если в ходе реорганизации не готовы воспринимать нововведения, из-за ощущения пройденного жизненного цикла в компании или субъективного мнения об отсутствии карьерных перспектив. В дальнейшем, переосмыслив ситуацию, поработав в других местах, сотрудники могут более объективно оценить компанию — своего бывшего работодателя. Так, опыт возврата сейлз-специалистов для нашей компании МИАН-АН оказался положительным».

«Мы всегда рады, когда наши бывшие сотрудники готовы вернуться и вновь присоединиться к команде i-Free, — говорит руководитель отдела организационного развития и HR компании i-Free Фаина Лернер. — Мне кажется, принципы тотальной лояльности рабочему месту из серии "если ты не с нами, ты против нас" очень сильно устарели. Современные профессионалы больше лояльны к своей профессии, чем к компании, в которой работают. И отдавая ей свои знания, навыки, время и силы, они хотят развиваться и расти. И если компания в силу объективных бизнес-причин не может обеспечить своим сотрудникам достаточно быстрый рост и развитие, совершенно нормально, что сотрудники начинают искать такие возможности в других компаниях. Огромную роль играют условия работы, корпоративная культура. Все это держит. Но самый лояльный специалист, который уперся в потолок возможностей, перестает быть сколько-нибудь полезным компании. И зачастую его уход — это просто очередная профессиональная ступенька: пройдя ее, он может вернуться в i-Free, но уже на другой уровень, с новым пониманием целей и задач, с новым потенциалом и более высокой степенью лояльности. И, по-моему, отказываться принять на работу такого специалиста — это просто непозволительное расточительство в современном мире».

Весомые плюсы

Когда уволившийся сотрудник хочет вернуться, руководителя, естественно, терзают противоречивые мысли. Почему он решил так поступить? Что его не устроило на новом месте? Он понял, что другая компания хуже?

Размышляя над тем, стоит ли принимать «бумеранга» назад, необходимо проанализировать все возможные плюсы и минусы. Начнем с положительных моментов.

1. Сотрудник-перебежчик приобрел в другой компании (даже если он переходил туда на аналогичную должность) новые навыки и опыт, которые он сможет с успехом использовать на «старом новом» месте. А если сотрудник занимал должность выше прежней и преуспел в исполнении соответствующих обязанностей, то дать ему второй шанс определенно стоит. Кроме того, чаще всего бумеранг возвращается с новыми идеями и проектами. Между прочим, на Западе руководители всегда стараются быть в курсе того, как складывается карьера у бывшего сотрудника. И делается это не столько из соображений лояльности и личной симпатии, сколько затем, чтобы не упустить ценного специалиста. И при удачном стечении обстоятельств переманить его у конкурентов.

2. «Бумерангу» почти не потребуется времени на адаптацию в компании — ведь он приходит в уже знакомый коллектив. Тем более, своим возвращением в родные пенаты и задушевными разговорами в курилке он будет только способствовать повышению лояльности остальных сотрудников — вернувшийся как нельзя лучше докажет, что в этой компании и руководитель лучше, и коллектив дружнее, и работа приятнее.

3. Вы уже знаете, что собой представляет вернувшийся сотрудник. За то время, пока он работал у вас, вы успели понять, какой он человек. Согласитесь, от него приходится ждать меньше сюрпризов, нежели от новичка.

4. Ваш «старый новый» сотрудник будет всячески стараться оправдать оказанное ему доверие (которое в момент ухода могло пошатнуться). И если грамотно воспользоваться этим стремлением, то можно получить по-настоящему лояльного сотрудника, которого не надо будет даже дополнительно мотивировать. Во всяком случае, в первое время.

«Сотрудники, которые возвращаются в компанию, всегда более лояльны, — считает руководитель отдела организационного развития и HR компании i-Free Фаина Лернер. — И это вполне объяснимо. Многие бенефиты, материальные и, главное, нематериальные, которые предлагает компания, со временем становятся гигиеническими факторами: сотрудники их перестают ценить, считая само собой разумеющимися. А уходя на другое место работы, человек понимает, что многое из того, к чему он привык, совсем даже не очевидно. И принимая осознанное решение вернуться, такие люди начинают понимать, что именно привело их обратно, они будут больше ценить культуру компании и возможности, которые в ней предлагаются».

5. Аналитики отмечают, что возвращение бывшего сотрудника в компанию — мощный инструмент психологического воздействия на клиентов. Они любят иметь дело с «бумерангами», поскольку понимают — если человек вернулся в компанию, значит, она действительно хороша.

Обратная сторона медали

Конечно, помимо очевидных плюсов, есть и не менее очевидные минусы. Например, никто не знает, что на уме у вернувшегося сотрудника. Бывали в практике отечественного бизнеса случаи, когда «бывшие» возвращались только для того, чтобы отомстить и отрицательно повлиять на результаты компании. Правда, справедливости ради нужно отметить, что такие случаи — единичные. И им обычно предшествовала некрасивая процедура расставания.

Не стоит также принимать тех сотрудников, которые хотят использовать компанию как некий перевалочный пункт. Вычислить такого специалиста достаточно просто — нужно только навести о нем справки у его коллег (и в вашей компании, и в той, в которую он уходил от вас). Они скажут вам одно и то же — человек, столкнувшись с трудностями, пасует и пытается идти по пути наименьшего сопротивления. В данном случае — пытается понять, на каком месте работы требуется меньшая отдача.

Безусловно, отношение к «бумерангам» — один из знаковых элементов имиджа компании. Принять блудного сына с распростертыми объятиями — этот широкий жест поможет формированию прекрасной репутации, которую, как известно, ни за какие деньги не купишь. Но если сотрудники будут знать, что в вашу компанию легко вернуться, они начнут воспринимать ее как надежную гавань, которая будет ждать их после любого шторма. И захотят, вслед за «бумерангом», отправиться в свободное плавание.

В любом случае, окончательное решение остается за вами. Сотрудник уже сделал свой выбор и предпринял попытку вернуться. Теперь ваша очередь рассуждать, анализировать и делать выводы.

Начать дискуссию

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

ЭДО

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels
Кадровый учет

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Интересные материалы

Кредитование

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру