Управление персоналом

Об управлении конфликтами

Согласитесь, очень часто причиной стресса являются наши ошибки в коммуникациях с клиентами и коллегами. Что я имею в виду?

Этот материал – отрывок литературно обработанной стенограммы семинара "Как изгнать стресс с рабочего места бухгалтера" (лектор – Н.Н. Шкурякова), который был проведен издательством «Главная книга».

Согласитесь, очень часто причиной стресса являются наши ошибки в коммуникациях с клиентами и коллегами. Что я имею в виду?

Представьте, вы главный бухгалтер в небольшой фирме. В полном разгаре подготовка налоговой отчетности, и тут звонит вам один из бухгалтеров и говорит: "У меня ребенок заболел, сидеть с ним некому, меня минимум неделю не будет". Все мы понимаем, что бухгалтер живет по особенному календарю - календарю сдачи отчетности. И когда мы принимаем людей на работу, мы всегда говорим, что периоды подготовки отчетности - святые.

Если у вас первая реакция в стиле "Это не мои проблемы" или "Хорошо, я все сделаю сама", это прямой путь к стрессу. А наша с вами задача - научиться себя правильно вести, чтобы его избежать. Так как же быть, когда сотрудник подводит?

Постепенно я пришла к такому подходу: "В конфликтах не побеждают, их улаживают". И я могу сказать, что он привел только к позитивным результатам. Я предлагаю достаточно простой алгоритм улаживания любого конфликта.

Во-первых, выслушайте другого человека. Проясните ситуацию, есть ли проблема? Может, человек уже сделал всю срочную работу, и его больничный никак не скажется на работе отдела в целом. Если же не все так благополучно, уточните, что именно не сделано, каковы объемы работы по его оценкам.

Во-вторых, спросите, какой выход он видит из сложившейся ситуации: "И как же нам, на ваш взгляд, поступить?". Дайте возможность человеку самому предложить решение. Если ваша подчиненная скажет, что "договорилась с Ларисой, объяснила, где лежат все файлы, и та сказала, что все сделает", опять же, проблемы нет. Идея в том, что если человек создал проблему, то он и должен придумать, как ее решать. "Без предлагаемого варианта решения проблемы ты ко мне не обращаешься" - это то, к чему мы можем людей приучить. Если же человек не видит выхода из ситуации, предложите свои варианты. Но дайте ему понять, что, если сегодня кто-то из коллег будет за него делать его работу, значит, и он должен быть готов прийти на выручку кому-то из коллег в аналогичной ситуации.

Если вам предлагают варианты действий, оцените их и выберите наиболее приемлемый для вас. При необходимости обсудите детали. Подведите итог разговора: "Когда ты планируешь выйти? Самое позднее - через неделю? Так, хорошо. Не забудь, что проверить отчет, когда Лариса все сделает, надо будет в любом случае тебе. Не расстраивайся, поправляйтесь".

Конечно, от этого алгоритма можно отступать в зависимости от ситуации, но общий план действий таков.

Вопрос. Наталья Николаевна, а если Лариса начнет жаловаться, что у нее много работы, припоминать, что эта сотрудница постоянно болеет сама или у нее ребенок болеет, что вечно на нее все сваливают свою работу, а зарплата от этого не меняется?

Тогда мы имеем дело с конфликтогеном.

Допустим, вы излагаете проблему, но человек начинает вас перебивать, говорить громче, резко ускоряет темп беседы и неожиданно ее сворачивает, например говорит: "Да, знаю, что вы сейчас скажете, Марья Ивановна, все это бесполезно обсуждать, в любом случае ничего не поменяется". Это, несомненно, проявление конфликтогенного поведения.

Сюда же можно отнести реакцию, при которой человек постоянно навязывает свою точку зрения, неискренен в своих суждениях - это то, что вы упомянули: "Вечно все сваливают на меня свою работу". Сюда же относится подчеркивание различий между собой и другими не в пользу последних, допустим, такая фраза: "Вот я никогда не опаздываю, курить не бегаю каждые полчаса, не то что некоторые". Бывает, что проявляется устойчивое нежелание признавать свои ошибки и чью-то правоту, заниженная оценка вклада партнера в общее дело и преувеличение собственного.

Еще психологи выделяют такие типы конфликтных действий, как специальное нарушение правил и проявление эгоизма, - это, думаю, пояснять не нужно. А вот стремление к превосходству бывает завуалировано. Оно проявляется в том, что один из собеседников демонстрирует снисходительное отношение: "Ой, да успокойтесь вы", "Вы умный человек, а поступаете как...". Стремление к превосходству может выразиться и в виде восторженного рассказа о собственных успехах и достижениях, и в излишней уверенности в своей правоте. Человек, стремящийся к конфликту, может как бы ненароком давать свои советы, которые чаще всего звучат как упреки.

Кстати, есть даже основные слова-конфликтогены, услышав которые вы можете сразу определить, что человек, как говорится, нарывается. Это слова, выражающие недоверие: "вы меня обманываете", "я вам не верю", "вы не разбираетесь". Слова, выражающие категоричность, например "всегда", "никогда", "все", "никто". Бывает, что человек начинает использовать слова-насмешки или слова-оскорбления: "очкарик", "мямля", "коротышка", "бестолочь", "лентяй", "ничтожество". О конфликтогенности свидетельствуют слова-сравнения, в частности "как скотина", "как свинья", "как попугай". Своего рода сигналом служат слова-угрозы: "я вам это припомню", "он еще пожалеет". Слова-долженствования: "вы обязаны", "ты должен".

С конфликтогенами надо бороться - это факт! Они как вирусы, которые мешают достичь компромисса, укрепить отношения в коллективе и позицию руководителя. Основные правила таковы: не реагируйте на провокации и не нападайте в ответ. Не оправдывайтесь, если человек нападает. В общем, не ввязывайтесь в неконструктивный диалог. Лучше промолчите, сделайте паузу - сохраняйте спокойствие и хладнокровие. Не переходите на личности. Если вы видите, что человек агрессивен, неадекватен, сверните разговор сами, отправьте его подумать и успокоиться. Если подобные ситуации стали повторяться, проговорите это, чтобы резюме было однозначное: конфликтогенное поведение на работе - недопустимо. Ни в коем случае не запускайте такие ситуации, иначе они станут нормой и выйдут из-под контроля. И помните, если вы - главбух, руководитель, сами уважайте личность в каждом подчиненном и не становитесь источником конфликтов, служите примером для подражания.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга.Конференц-зал" 2011, № 09

Начать дискуссию

Зарплата

Долги работодателей по зарплате сократились в 2 раза

Прокуратура следит за соблюдением трудовых прав: только в новых регионах работодатели расплатились с долгами по зарплате на сумму 1,3 млрд рублей.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Легенды в дроблении. На что смотрят налоговики и суды

Многие консультанты по налогам говорят, что очень важно «легендирование» дробления бизнеса, чтобы свидетели, коими являются обычно в первую очередь сотрудники (в том числе бывшие), не спалили схему в ИФНС и суде. Но я бы не стала придавать столь важное значение именно этом блоку защиты своего бизнеса перед лицом фемиды.

Легенды в дроблении. На что смотрят налоговики и суды
1

Календарь отчетов и платежей на май 2024 года для всех режимов налогообложения

В мае даты многих отчетов и платежей меняются. Мы собрали все дедлайны, о которых нужно помнить бухгалтеру. Сохраните, чтобы не опоздать с отчетностью и начислениями, и не получить штраф.

Календарь отчетов и платежей на май 2024 года для всех режимов налогообложения
Лучшие спикеры, новый каждый день
Ипотека

Участники СВО смогут взять вторичку в ипотеку под 2%

Льготные кредиты сделали для участников спецоперации, сотрудников бюджетных учреждений в новых регионах, а также для жителей Белгородской области, которые пострадали от обстрелов.

Интервью. Как провести анализ рынка?

Анализ рынка — это одна из стартовых задач для продвижения продукта / услуги. Сделал «тяп-ляп»  — твой бизнес пошел по наклонной. Прежде чем начать продавать, нужно «прощупать» рынок. О том, чем полезен анализ рынка, как его провести и какие сервисы использовать, рассказал Иван Мараховка в нашем интервью.

УК РФ

С 15 мая суды могут возмещать больше процессуальных издержек

Депутатский законопроект уточнил понятие процессуальных издержек по уголовному делу в УПК.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

О бухгалтерском учете сертификатов и деклараций о соответствии товара в 2024 году

По состоянию на 31.12.2023 в учете Организации на счете 97 числятся затраты на сертификаты и декларации соответствия, выданные сроком на 5 лет. В связи с началом применения с 01.01.2024 ФСБУ 14/2022 подлежат ли указанные затраты в составе НМА?

Генпрокурор: регионам простили кредиты, но они не должны идти на премии и банкеты

Прокуроры теперь могут оспаривать сделки в суде. Они уже предотвратили легализацию 46 млрд рублей.

Проверки

Власти расширят индикаторы риска для проверок компаний. Их будет 500

Минэкономразвития уже утвердило больше 30 новых индикаторов, которые сигнализируют о возможных нарушениях законодательства. На основании этой информации контролирующие органы будут принимать решение о плановой проверке бизнеса.

Вы знаете какой праздник отмечается 28 апреля

День охраны труда — это международный праздник, который отмечается ежегодно в 175 странах мира, включая Россию. 

Вы знаете какой праздник отмечается 28 апреля

5 лайфхаков для бухгалтера: что делать, если директор не повышает зарплату

Даже самая достойная зарплата бухгалтера после пары лет без повышения становится не очень впечатляющей. Цены на жизнь растут, а индексация окладов оставляет желать лучшего. Рассказываем, что делать специалисту, который хочет повысить доход, но не может достучаться до начальства. 

5 лайфхаков для бухгалтера: что делать, если директор не повышает зарплату
2
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
ВЭД

Как доказать, что взаимосвязь между продавцом и покупателем не влияет на цену вывозимых товаров

В случае перемещения продукции между взаимосвязанными продавцом и покупателем это должно быть заявлено в декларации таможенной стоимости по форме ДТС-3. Одновременно декларант заявляет о наличии либо отсутствии влияния взаимосвязи на цену вывозимых товаров.

Clearstream не поддержал выкуп заблокированных акций у россиян

Депозитарий отказался поддержать обмен заблокированными акциями и призвал клиентов соблюдать требования ЕС.

Внешний табель учета рабочего времени для 1С?

Почему Вашей компании может быть нужен внешний табель для 1С: слишком дорого иили долго дорабатывать решение на базе 1С, нежелание давать доступ сторонним людям к любой информации в 1С, невозможностьнежелание доработки конфигурации 1С.

Внешний табель учета рабочего времени для 1С?
3

С 29 мая будет новая форма расчета финансового результата инвестиционного товарищества

ФНС утвердила новые форму и формат представления расчета финансового результата инвестиционного товарищества.

В честь Дня главбуха вышла новая кавер-версия песни «Бухгалтер»

Главную роль в клипе сыграла народная артистка России Ирина Пегова, а саму песню исполнила певица Anna, которая раньше участвовала в группе Cream Soda.

Что хотят работодатели, или нужен ли навык работы в Excel всем бухгалтерам?

В каждой третьей вакансии на нашем канале БухДжоб работодатели хотят видеть навыки работы в Excel у своего нового бухгалтера. На самом деле все еще интереснее. Расскажем, что хотят работодатели, а также что думают бухгалтеры и эксперты по этому поводу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
9

Кому продадут Hugo Boss в России: назван покупатель

Правкомиссия одобрила сделку по продаже бизнеса Hugo Boss в РФ. Главным условием стало сохранение рабочих мест для сотрудников компании.

Интересные материалы

Самозанятый не выдал чек: что делать компании

Представьте: вы сотрудничаете с самозанятым, всё идет хорошо, вы переводите деньги – и тут самозанятый пропадает. На сообщения не отвечает и не отправляет чек. 

Самозанятый не выдал чек: что делать компании
19