Менеджмент

Советы консультанта: культурный вопрос

Изучение истории около 50 компаний, достигших рекордных темпов роста объема продаж (более 100% в год) , проведенное McKinsey & Company, выявило наиболее характерные источники сверхбыстрого роста. Сегодня четвертая статья цикла (см. "Ведомости" от 18, 25 марта и от 1 апреля). Наше исследование компаний - рекордсменов роста привело к интересному наблюдению: оказывается, корпоративная культура - это важнейший фактор роста бизнеса, более важный, чем, например, формальная оргструктура компании или дизайн бизнес-процессов.


Виталий Клинцов
Эберхард фон-Лёнайзен

08 апреля 2003

Изучение истории около 50 компаний, достигших рекордных темпов роста объема продаж (более 100% в год) , проведенное McKinsey & Company, выявило наиболее характерные источники сверхбыстрого роста. Сегодня четвертая статья цикла (см. "Ведомости" от 18, 25 марта и от 1 апреля).
Наше исследование компаний - рекордсменов роста привело к интересному наблюдению: оказывается, корпоративная культура - это важнейший фактор роста бизнеса, более важный, чем, например, формальная оргструктура компании или дизайн бизнес-процессов.

В сверхбыстро растущих компаниях корпоративная культура выполняет важнейшую функцию - мобилизует всех сотрудников на достижение главной цели - быстрого прибыльного роста бизнеса, при этом компенсируя недостроенность оргструктуры и бизнес-процессов.

Рассмотрим поставленную задачу - необходимо за несколько лет построить бизнес с объемом продаж более $1 млрд в год. Для розничного бизнеса это означает необходимость открытия примерно двух новых магазинов в неделю (опыт CompUSA). Для производителя компьютеров (Compaq) - значительное сокращение цикла разработки (до девяти месяцев). Для производителей программного продукта (Oracle) - действенную программу продаж. Очевидно, что никакая оргструктура не будет поспевать за быстро раздвигающимися границами бизнеса.

Несмотря на различия управленческих задач, корпоративная культура быстро растущих компаний имеет общие черты. Вот некоторые из них.

"Полномочия вниз". Перед руководителями быстро растущих компаний стоит задача обеспечить быстрое и грамотное принятие большого количества решений. Единственный выход - передать большую часть полномочий вниз. Руководители компаний условно разбивают все решения на четыре группы по двум критериям - ожидаемое воздействие (маленькое или большое) от принятия решения и вероятность ошибки (высокая или низкая). На высшем уровне остается только одна группа решений - те, от которых многое зависит и при принятии которых велика вероятность ошибки. Все остальные передаются подчиненным.

16.04.2003 - 17.04.2003] Тренинг: Корпоративная культура как инструмент управления
Этот тренинг позволит вам проанализировать корпоративную культуру своей компании, выявить факторы, лежащие в ее основе и управлять ею в соответствии со стратегическими целями организации.
Организатор: Агентство Кадрового Менеджмента и Рекрутинга

Например, в период сверхбыстрого роста номенклатуру товаров в магазинах "все для дома" Home Depot определяли в штаб-квартире, а их расположение в магазине отдавали на откуп "менеджерам рядов". Это сильно отличается от высоконаучного подхода к определению формата розничных сетей - зонированию и оформлению товарных рядов и расположению товара на полках в соответствии с "лучшей мировой практикой". Ошибки, которые допускали менеджеры рядов в Home Depot, постепенно исправлялись, а вместо того чтобы тратить время на тонкую отладку использования площадей, руководители компании занимались открытием новых магазинов по всей стране.

Право на ошибку - это неизбежное условие передачи полномочий. Руководители компаний понимают это и готовы рисковать. "Люди не совершают ошибки, только когда спят, - говорил Берни Маркус из Home Depot. - Единственное, о чем мы просим, - это быть готовым признать, что путь "А" не работает, попробовать путь "Б" и так далее до победы".

"Победа любой ценой". Для компаний - рекордсменов роста характерна достаточно агрессивная корпоративная культура. Они безжалостны к конкурентам и к самим себе. Часто стиль руководства в таких компаниях напоминает действия военного штаба - так жестко ставятся задачи и устраняются барьеры на пути их достижения. "Сколько времени вам нужно? " - спрашивал Ким Эдвардс из Iomega. "Четыре недели минимум". - "У вас есть две. .. " "Общий враг прекрасен, - говорил о главном конкуренте президент Tivoli, - он объединяет людей". На одном из плакатов в штаб-квартире быстро растущей розничной сети руководитель был изображен в госпитале отключающим кислород у конкурентов на больничных койках. Нужно ли говорить, что практически все создатели и руководители компаний - лидеров роста очень много работали. Будущий миллиардер Джеф Безос из Amazon.com сам упаковывал заказы по ночам, когда рук не хватало.

"Нет - бюрократии и формализму". Это важнейший элемент корпоративной культуры сверхбыстрого роста.

Во-первых, он позволил компаниям обеспечить быстрый обмен достоверной информацией между сотрудниками и руководством. Основатель компании Dell Майкл Делл, например, регулярно встречался с сотрудниками, находящимися в самом низу должностной лестницы, чтобы получать нефильтрованную информацию.

Во-вторых, этот принцип помогает ускорить процесс решения задач, требующих междисциплинарного подхода. Частые неформальные встречи между разработчиками нового продукта и теми, кто его продает, работают более эффективно, чем формализованный процесс согласования. Для того чтобы преодолеть стилистические различия в подходах к работе у программистов (креативщиков) и сотрудников дистрибьюционного отделения (продавцов) и больше сплотить коллектив, основатель PeopleSoft Дейв Даффилд организовал джаз-бэнд и проводил самодеятельные концерты.

"Открытость и объективность". Быстро растущие компании очень часто создают что-то принципиально новое, еще не прошедшее проверку временем и рынком. Для того чтобы предвосхитить реакцию будущих потребителей, им необходимо обеспечить достаточно жесткий тест своим идеям внутри компании. Значит, условием успеха становятся открытость и объективность, которые должны быть устойчивыми элементами корпоративной культуры.

Для проверки новых идей на жизнеспособность внедряется подход "преднамеренной конфронтации", при котором обоснованная жесткая критика является обязательной. Ларри Элисон из Oracle запускал разработку нескольких систем параллельно и затем приглашал сотрудников компании выбрать победителя. Когда Майкл Делл представлял новые разработки, каждый сотрудник был обязан критиковать своего руководителя, если видел изъяны и возможности совершенствования.

Среди быстро растущих компаний объективность ставится во главу угла не только по отношению к новым идеям, но и к людям. "Нет примадонн" - такой девиз избрали многие компании - рекордсмены роста. На практике это означает жесткий принцип: "Правила действуют для всех без исключения". Для того чтобы оставаться наверху в руководстве, необходимо постоянно подтверждать это положение результатами работы. В противном случае, даже если компания носит твое имя, ты можешь потерять работу.

"Награда за успех". Празднование успеха - незыблемое правило в компаниях - рекордсменах роста. Чрезмерные усилия, которые сотрудники быстро растущих компаний направляют на достижение амбициозных целей по развитию бизнеса, требуют адекватного вознаграждения. Ларри Элисон из Oracle, известный своим скверным характером и крутым нравом, превозносил своих лучших сотрудников. Факт миллионного заработка лучшего дистрибьютора широко пропагандировался внутри компании. Зарплата была демонстративно выплачена золотыми монетами - целый мешок золота был доставлен по спецзаказу с охраной. "Исключительные люди должны получать исключительную зарплату", - говорил Ларри Элисон.

В компаниях - лидерах роста награда за успех дается не только "самым-самым". Премируются лучшая идея месяца (бутылка вина в Lotus) , лучший сотрудник месяца (завтрак с президентом в Cisco Systems) , "отличник производства" (знак отличия - апельсин с логотипа компании в Home Depot). Как один из знаков внимания коллективу в Home Depot было декларировано право любого сотрудника компании получить ответ на любой вопрос у руководства.

Как создать требуемую корпоративную культуру в компании, нацеленной на быстрый рост? Существует три составляющих: набор принципов и правил (система ценностей) , механизмы их внедрения (конкретные мероприятия, системы поддержки) и модель поведения высших руководителей - лидеров бизнеса. Как правило, именно последние, неизбежно реплицируя собственный стиль руководства, формируют основы корпоративной культуры в быстро растущих компаниях и не только в них.

Виталий Клинцов - младший партнер McKinsey & Company;

Эберхард фон Лёнайзен - директор восточноевропейского офиса McKinsey & Company

Начать дискуссию

ЕСХН

Когда применяющих ЕСХН освободят от уплаты налога на имущество

Налог на имущество организаций можно не платить только в отношении объектов, которые участвуют в производстве, переработке и продаже сельскохозяйственной продукции.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Реклама

ФАС обвиняет Сбер в нарушении рекламного законодательства

Потребители из рекламного сообщения не смогли получить полную информацию о кредитном продукте Сбербанка, их ввели в заблуждение привлекательные ставки, выделенные жирным шрифтом.

Глава Минфина: в России нужна «донастройка» налогов

Антон Силуанов готов предложить бизнесу идеи по модернизации фискальной системы.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Брокерские компании восстановились после убытка в 2022 году

Известно, что брокеры получили 33,7 млрд рублей чистой прибыли за 2023 год и стали больше зарабатывать на услугах по размещению ценных бумаг.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Еще один великолепный МИФ о техподдержке СБИС

Пишу в техподдержку СБИС так мол и так, почему Уведомление не доходит до ФНС?

Еще один великолепный МИФ о техподдержке СБИС
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Обязательное применение МЧД СФР с 11 марта 2024 года: кто может отчитываться без доверенности, переходный период

СФР с 11 марта 2024 года начал принимать отчеты от страхователей в электронном виде с машиночитаемыми доверенностями — МЧД СФР. Теперь документы больше не получится сдать на сайте фонда с помощью скан-копий бумажных доверенностей. Разбираемся, что поменялось для страхователей и как сейчас представлять отчеты в СФР.

Обязательное применение МЧД СФР с 11 марта 2024 года: кто может отчитываться без доверенности, переходный период

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на май 2024 года.

Уменьшение патента на взносы, если у ИП несколько патентов

Не самая справедливая тема, а что делать. Вы знаете (я надеюсь) что патент можно уменьшать на фиксированные взносы ИП, а еще на взносы с зарплаты работников. И правила очень похожи на уменьшение упрощенки на взносы, но, как говорится, есть нюанс.

Уменьшение патента на взносы, если у ИП несколько патентов

💳 МВД хочет ввести уголовную ответственность за передачу банковских карт незнакомцам. Адвокат: это не способствует снижению количества преступлений

Ведомство уже подготовило законопроект, который позволит отправлять за решетку тех, кто помогает мошенникам выводить украденные деньги.

Корпоративная социальная ответственность. Что это такое

Любой бизнес не может существовать в изоляции от общества, так как является его полноценным участником. Это относится как к крупным корпорациям, так и к малым или средним предприятиям.

Корпоративная социальная ответственность. Что это такое

Как выбрать надежного исполнителя для внедрения 1С

Разберем, где компания, которая собирается внедрить 1С, может найти исполнителя, и на что обращать внимание при выборе.

Как выбрать надежного исполнителя для внедрения 1С
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Сдать декларацию по УСН можно через личный кабинет ИП: как

Быстро и бесплатно сдать декларацию по УСН могут ИП, у которых есть квалифицированная электронная подпись.

🐟 Давно пора было, тут есть очевидные проблемы: реакция на введение маркировки икры

С 1 апреля и до 1 мая производители и импортеры икры должны быть зарегистрированы в системе «Честный ЗНАК» и полностью настроить все процессы по оплате кодов, подаче сведений в систему маркировки об обороте и выводу из него этой продукции.

Банки

ЦБ сможет устанавливать реквизиты распоряжения клиента в национальной платежной системе

Регулятор установит формы распоряжений, по которым клиенты смогут получать денежные переводы по картам «Мир» и через СБП.

🎉 Новый сервис «Клерк.Консультации»: задайте вопрос эксперту и получите ответ в течение нескольких часов

Если вы столкнулись со сложной ситуацией на работе и нужен срочный совет, то обратитесь к экспертам «Клерка». В течение нескольких часов вы получите подробный ответ с рекомендациями. Выберете пакет консультаций и получите доступ к базе проведенных консультаций — более 20 тыс. ответов экспертов на разные вопросы в вашем распоряжении.

ФСБУ

Правила ФСБУ могут влиять на расходы по УСН

Налоговый учет на бухгалтерский не влияет, а бухучет на налоговый может. Поэтому ряд расходов на упрощенке зависит от того, как их учли в бухгалтерском учете. 

Неочевидные риски для всех участников схем по дроблению бизнеса

Налоговая проверка может выявить у предпринимателя признаки дробления бизнеса. Но в отличие от обычной кражи, в процессе искусственного создания нескольких юрлиц с целью незаконной налоговой оптимизации все не так очевидно.

⏰ Уже завтра вы узнаете, как защитить себя при налоговых проверках

Получите советы адвоката и построите эффективную линию защиты своих прав при налоговых проверках.

Интересные материалы

ВЭД

Как вести учет ВЭД в 2024 году: изменения, документация и налоги

Бухгалтерский учет ВЭД фиксирует все действия, которые связаны с экспортом, импортом товаров, капитала или услуг, а также там отражается статус важных документов — это контракты, налоговые и таможенные декларации, инвойсы и т. д.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру