Бизнес-психология

Подготовка к переговорам: 4 важных момента

Помощник руководителя, особенно в некрупных компаниях, сочетает в своей работе функции многих отделов какого-нибудь холдинга.
1,8 тыс. 12

Помощник руководителя, особенно в некрупных компаниях, сочетает в своей работе функции многих отделов какого-нибудь холдинга. Поэтому мы обсудили проблему подготовки к переговорам с руководителями отделов крупных компаний и помощником председателя правления крупного банка, обратив особое внимание на четыре вопроса: подготовка документации, перевод и переводчик, бонусы и главное оружие.

Подготовка документации

Успех переговоров предопределяет предварительная подготовка. Готовясь к переговорам, обмениваясь письмами, партнер должен подготовить информацию о себе. Эта информация малыми дозами должна поступать к потенциальному партнеру уже на первых этапах установления контактов. Подготовка информации о себе — важная составляющая делового общения. Сложились определенные традиции в подготовке такой рекламной информации разных уровней (рассчитанной на массового потребителя, на специалистов и др.), и несоответствие ее этим традициям (даже в части полиграфического оформления) может повлиять на репутацию вашей организации. Естественно, что ваш потенциальный партнер также будет собирать сведения о вашей организации. Чем больше он найдет ответов на свои вопросы в представленной вами информации, тем легче будет проходить деловое общение и тем менее вероятно, что мнение о вас окажется неблагоприятным.

Информация о себе должна содержать сведения об основных направлениях деятельности и об особенностях вашей организации, которые могут представить особый интерес для потенциального партнера. Полезны сведения об опыте успешной работы, включая отзывы ваших партнеров о работе с вашей организацией. Полезна и солидная информация о продукции фирмы, показывающая ее преимущества, гарантии надежной работы и обслуживания предлагаемой продукции.

Существенное значение имеет оформление информационных материалов: презентаций, каталогов, рекламной информации. Должно быть хорошее полиграфическое исполнение, качественная бумага, соответствующий подбор фотографий.

Олег Глошкин*: Для первой встречи с потенциальными партнерами мы всегда готовим презентацию. Этим обычно занимаются руководители отделов, которые ответственны за тему будущих переговоров в нашей компании. Если переговоры незначительны, то подготовка перепоручается подчиненным, ведущим ту или иную организацию. У нас имеется арт-отдел, который в случае необходимости может оформить презентацию в корпоративном стиле, но не всегда это необходимо.

Мы сейчас начали активно сотрудничать с крупными госкорпорациями — «РЖД» и «Метрополитен», для которых делаем автоматические транспортные платежные системы городов. Переговоры с ними ведутся долго и состоят не только из встреч за столом переговоров, но и из встреч на выставках, форумах, презентациях. Поэтому имидж компании на этих мероприятиях тоже влияет на успех переговоров и является в конечном итоге непосредственной к ним подготовкой. И полиграфическая продукция, рассказывающая о компании, ее продукте, видах услуг, должна не только обязательно присутствовать, но и желательно отличаться от подобной продукции конкурентов. Хорошо работают отзывы прежних партнеров, статистика компании, темпы ее роста, история.

Татьяна Скриванек: Переговоры можно поделить на три части: нам что-то надо, от нас что-то хотят и текущие переговоры с заказчиком или поставщиком. В первых двух случаях готовится презентация о компании — это общая информация с картинками и графиками с акцентом на то, что может заинтересовать вторую сторону. Это красивый вводный рассказ о том, кто ты и чем занимаешься. У нас в компании есть уже готовая болванка в отделе маркетинга, которая каждый раз изменяется и дополняется под конкретного клиента. На последующие встречи документацию готовишь и ты, и твой партнер, потому что обычно это или связано с какими-то претензиями, возможно, с обеих сторон либо с уточнением графиков. В случае с претензиями необходима очень тщательная и всесторонняя подготовка, т. е. ты не только должен аргументировать каждое свое утверждение, но и продумать заранее возможные вопросы, и подготовить такие же аргументированные ответы. Все они должны быть подкреплены документально, поэтому пакет документов большой, и ты в нем должен хорошо ориентироваться, чтобы в нужное время достать необходимый документ. Есть специальные папки с разделителями и возможностью оглавления, которые очень помогают систематизировать документацию для конкретных переговоров. Ведь тут партнер набирает на тебя компромат, а ты на него, и чья победит?! На рядовые текущие переговоры я беру с собой планы продаж, которые связаны с данным клиентом, информацию о результатах предыдущего года, ценах. И тут всегда держишь в голове максимум и минимум того, что ты можешь получить. Задача, конечно, получить максимум, но и не согласиться на то, что ниже минимума.

Составление проектов соглашений и других необходимых документов и материалов, которые должны быть приняты в результате переговоров, — один из наиболее важных элементов подготовки к переговорам, поскольку сам процесс подготовки документации весьма сложен и трудоемок, и, кроме того, чем лучше подготовлен проект документации, тем больше вероятность, что он будет положительно принят партнером, так как трудно искать слабые места в хорошо подготовленном тексте. Однако ход переговоров не всегда полностью предсказуем, поэтому полезно подготовить альтернативные варианты документов, учитывающие возможные возражения по основным вариантам. Эти варианты могут быть предложены, если переговоры зайдут в тупик.

Евгения Крестовникова: Документация для переговоров зависит от состава участников переговоров. В основном план переговоров составляет руководитель, а ответственные подразделения и сотрудники готовят отдельные презентации, которые объединяют в общую итоговую презентацию. Она и рассматривается на общем собрании до переговоров. Своя копия презентации в распечатанном виде есть у каждого участника переговоров.

Необходимые инструменты для встречи в переговорной: ноутбук, проектор, флеш-карта, блокнот для записей, чистые листы формата А4, ручки, флипчарт, бумага и маркеры для флипчарта. Заранее приглашается ИТ-специалист, для того чтобы настроить проектор и проверить подключение для конференц-звонков и видеоконференций.
Обычно я не занимаюсь подготовкой презентаций, но при необходимости могу это делать. Основные программы для презентаций и докладов:PowerPoint и Visio.

Перевод и переводчик

Роль переводчика в деловых встречах своеобразна. Он является необходимым участником беседы, его присутствие обязательно. Необычность положения переводчика состоит в том, что при всей его необходимости он не должен быть виден, он является своего рода «невидимкой» коммуникативного акта. Переводчик не располагает самостоятельностью при ведении переговоров, он представляет собой объект, с помощью которого становится возможной эффективность деловых встреч. Эффективность переговоров во многом зависит от профессионализма переводчика. Знания языка, на который осуществляется перевод, значительно, но также весьма значительным становится умение быстро сориентироваться в пространстве, правильно подобрать необходимые языковые единицы, в том числе культурные. Переводчик не имеет возможности высказывать собственные мысли, но имеет возможность профессионально реализовываться, точно воспроизводя смысл высказываний на двух языках, стиль речи, интонацию.

Олег Глошкин: Для общения с нашими зарубежными партнерами мы используем английский язык. Причем и с немцами, и с китайцами. У нас в компании работает 3 человека, которые в совершенстве владеют английским и, что очень важно, технической терминологией нашей области бизнеса. Мы стараемся использовать их в качестве переводчиков, если это необходимо. Но я и сам, например, владею английским, может, и не на таком высоком уровне, но для делового общения и переписки его достаточно. В сложных случаях обращаюсь к нашим специалистам. К услугам приглашенного переводчика мы никогда не прибегаем. Потому что чужой человек во время переговоров не нужен, исходя из безопасности коммерческой информации. К тому же профессиональные переводчики хорошо владеют бизнес-терминологией, но плохо знают технический английский, а объяснять переводчику на пальцах во время переговоров, какое именно устройство или технологию мы имеем в виду, чтобы он также на пальцах объяснял это потенциальным партнерам, просто комично, это снижает статус нашей компании и авторитет.

Татьяна Скриванек: Для повседневного общения с партнерами вполне хватает моего знания английского, это было одним из условий при приеме на работу. Но для крупных переговоров наша компания иногда пользуется услугами приглашенных переводчиков. Так, на первых переговорах с чехами мы пригласили девушку-чешку, которая училась в российском вузе. Считаю такой подбор переводчика наиболее оптимальным. Переводчик должен быть носителем того языка, который не понимаем мы, и в то же время достаточно хорошо знать русский, потому что переводчику надо объяснить второй стороне нюансы, которые он сможет легко перевести на родной язык. Дело в том, что бизнес-терминология знакома многим, к тому же в нашем языке теперь так много англицизмов, что понять партнера, говорящего на английском, легко. Технический английский нам не нужен. Поэтому приглашенный переводчик, виртуозно владеющий языком наших партнеров, — идеальный вариант. Будучи по профессии переводчиком с испанского, из собственного опыта знаю, что, когда владеешь общелитературным языком, легко можно объяснить какой-то термин. Например, забыла слово «пуговица», объясняешь: «такое кругленькое, пришивается к одежде, застегивается на петлю» — испанцы все понимают, как и любые другие иностранцы.

Евгения Крестовникова: На встречах с иностранными коллегами всегда присутствует переводчик, он же ведет протокол. Протокол ведется на всех переговорах и совещаниях. Он может быть как в письменном, так и в электронном виде. После окончания переговоров и после согласования с руководителем задач и сроков, протокол рассылается в специальной программе или по электронной почте ответственным исполнителям, которые, в свою очередь, в поставленные сроки предоставляют отчеты в электронном виде или на следующем совещании.

Самое важное
Необходим тщательный предварительный анализ ситуации и возможных вариантов ее решения. Очень важно предугадать интересы партнера и его позицию, чтобы должным образом представить собственные предложения и аргументы в их пользу. При этом необходимо учесть культурные, психологические и иные особенности партнера.
Очень важно записывать все предложения и планы, готовить хорошо отработанные и отредактированные проекты документов. Письменная форма изложения заставляет искать точные формулировки, исключает потерю информации или идей.

На подготовительной стадии в ряде ситуаций может оказаться оправданным привлечение сторонних экспертов. Их заключения могут впоследствии оказаться важным аргументом в пользу ваших предложений.

Олег Глошкин: Самое главное при подготовке к переговорам — тщательно проанализировать предложения конкурентов, свои возможности и возможности потенциального партнера. Время в основном уходит именно на поиск такой информации, 90 процентов которой находится в открытых источниках, надо просто ее собрать. А 10 процентов — коммерческая тайна. Но ее тоже надо узнать. Для этого также есть свои способы, о которых я умолчу. Но когда у тебя на руках все цифры и ты можешь апеллировать к разуму собеседника, указывая слабые позиции конкурента или его самого, то выигрыш на переговорах становится реальнее.

Татьяна Скриванек: В бизнесе очень важно время. Рассчитать время переговоров и лучше к ним подготовиться поможет такой прием, которому меня научил один немецкий поставщик. Перед переговорами по электронной почте (не устно!) партнеру предлагается список тем, которые вы хотели бы с ним обсудить. Партнер вносит свои коррективы, добавляет свои пункты, и тогда примерный сценарий переговоров и время, которое на них будет затрачено, становится ясным.

Евгения Крестовникова: Самое главное при подготовке к переговорам — правильно и четко организовать план переговоров, а также собрать всю необходимую информацию по партнерам, все, что позволит лучше понимать их нужды, особенности их бизнеса, чтобы встреча прошла продуктивнее и помогла укрепить отношения.

Бонусы
Деловой этикет подразумевает использование во время переговоров канцелярских принадлежностей с символикой принимающей стороны. Однако и в компании «ШТРИХ-М», и в компании «БИОГАРД» этим занимаются только в особенно торжественных случаях. Также не популярны и подарки партнерам на переговорах, только по случаю праздников, хотя обе компании выпускают множество полиграфической продукции с собственной символикой: ежедневники, пакеты, блокноты, календари и т. п. В компании «БИОГАРД» ужин с партнером по переговорам — прерогатива высшего руководства, не принято и принимать ответные приглашения от деловых партнеров на ужин. В компании «ШТРИХ-М» ужины после переговоров — устоявшаяся практика. Выбирайте сами тот бонус, который получат ваши партнеры после переговоров, но помните, что его тоже нужно подготовить.

Евгения Крестовникова: Организация деловых обедов, ужинов и бизнес-ланчей проходит по заданию руководителя, и в основном я пользуюсь услугами компаний, занимающихся экспресс-кейтерингом. Обеды заказываем в офис индивидуально, согласовав с руководителем меню из тех ресторанов, которые он предпочитает. Когда я должна организовать встречу с иностранными партнерами в ресторане, меню оговаривается заранее с помощниками партнеров.

В переговорной комнате у нас всегда организована зона с холодными закусками и напитками (вода, сок, чай, кофе).

Необходимость в оформлении переговорной зависит от национальной принадлежности и культуры той страны, откуда партнер. Чаще всего встречи проводятся в помещении без оформления, но у нас во всех переговорных комнатах на стенах постеры с условиями наших текущих акций или иллюстрирующие ценности нашей компании.

Если планируется провести переговоры в другом городе или стране, организацией поездок занимаюсь я сама, у нас заключены договоренности с туристическими фирмами, которые помогают бронировать отели и авиабилеты.

* Олег Глошкин, руководитель отдела, компания «ШТРИХ-М».
* Татьяна Скриванек, заместитель начальника отдела поставок, компания «БИОГАРД».
* Евгения Крестовникова, помощник председателя правления банка «Хоум Кредит энд Финанс Банк».

Начать дискуссию

Банки

У вроде бы уходящего из России банка обнаружено более 2,4 тыс. вакансий здесь

Райффайзен Банк поспешил уточнить, что просто забыл обновить информацию в рекламе.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Банк ВТБ начал тестировать свою метавселенную

Разработка напоминает игру Roblox, в которой у пользователей есть свои цифровые личности.

178
Бухгалтеры

Зарабатывай с «Клерком». Реферальная программа Клерк.Партнер

Да-да, теперь и у нас появилась собственная реферальная программа. Вы можете рекомендовать наши курсы и вебинары и получать доход. 

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
1
388
Лучшие спикеры, новый каждый день
Маркетплейсы

Банкам не нравится, что маркетплейсы проводят оплату через свои структуры

Ozon и Wildberries дают клиентам скидки, если они проводят оплату заказов через свои финансовые инструменты. Банки расценивают это как нарушение конкуренции и просят ЦБ внимательно следить за действия маркетплейсов.

Акцизы

Акцизы на игристые вина повысят, но налог будет меньше запланированного

Совет Федерации решил снизить новые ставки акциза на игристые вина отечественного производства.

139
Экономика России

Прогноз Центробанка: доля безналичных платежей вырастет до 90%

По итогам 2023 года безналичные платежи составили 83% от всех расчетов. За несколько лет этот показатель будет 90%.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Банки

Экс-менеджеры банка «Открытие» заплатят 107 млрд рублей

Ответчики оплатят убытки при первой санации банка «Траст», которую проводило «Открытие».

Экономика России

Инвестиции в экономику РФ выросли: на сколько и что повлияло

Правительство считает, что на рост инвестиций повлияли инвестиционные контракты, инфраструктурные кредиты и соглашение о защите капиталовложений.

Инспектор ФНС попала под суд за незаконный возврат налогов

Сотрудник налоговой незаконно вносила в базу ложные сведения о возврате невостребованных фиксированных платежей для иностранных граждан. Ущерб составил более 37 млн рублей.

Бесплатно с Счета-фактуры

Новые форматы счет-фактур и УПД: изменения

ФНС приказом от 19.12.2023 № ЕД-7-26/970@ закрепила новые форматы счета-фактуры и УПД. При этом до 1 апреля 2025 действует переходный период: организации могут применять старые формы документов. После этой даты будет обязательно использовать УПД и счет-фактуры из приложения к приказу № 970.

Новые форматы счет-фактур и УПД: изменения
Экономика России

ЦБ: мониторинг деловой активности остается вблизи максимумов

Несмотря на то, что предприятия зафиксировали снижение спроса, оценки бизнес-климата в стране достигают максимальных значений за 12 лет.

Земельный налог

Земельный налог за сельхозземли не всегда 0,3%

Ставка земельного налога 0,3% – это своего рода льгота. И чтобы она была, надо соблюдать условия.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Налоговая утвердила формат электронных банковских гарантий

Банкам разрешат давать бизнесу электронные гарантии и отправлять их в ФНС в электронной форме.

Бесплатно с Больничные

Новые правила обмена сведениями с СФР в 2024 году для больничных листов. Мини-курс

Как осуществляется обмен сведениями с СФР для больничных листов в 2024 году, разбираем в сегодняшнем мини-курсе.

Новые правила обмена сведениями с СФР в 2024 году для больничных листов. Мини-курс
Кадры

Стали известны первые контуры обновленного нацпроекта «Кадры»

Национальный проект «Кадры» стартует в России с 1 января 2025 года.

Экспорт

Экспортерам упростят процедуру подтверждения нулевой ставки НДС

Начиная со второго квартала 2025 года предпринимателям будет не нужно ставить отметки таможенных органов при дополнении реестра сведений по перевозочным документам.

Отчетность по МСФО

Вышел новый стандарт МСФО 18 «Представление и раскрытия в финансовых отчетах»

Новый стандарт МСФО (IFRS) 18 заменил собой принятый в 1997 году IAS 1 «Представление финансовой отчетности».

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Red Wings меняют название, Wildberries теперь продает машины, а за неправильное обращение с навозом будут наказывать

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

164
Саморазвитие

Когда хобби становится работой: разговор об эмоциональном выгорании. Возможно ли получать удовольствие от обязанностей

Когда впервые ловишь себя на мысли, что любимое занятие уже приносит не только радость, но и стресс… скажем так, возникают смешанные чувства. Что-то вроде удивления, переходящего в легкое раздражение и имеющее примесь отрицания. «Как так? Ведь это ровно то, чем я всегда хотел заниматься, моя страсть, мой личный остров счастья в океане реальности, да еще и деньги платят!» — возмущается внутреннее «я». И тут же на сцену выходят дедлайны, ответственность, перегрузки, чужое мнение и неизбежные ожидания. Островку некомфортно, волны съедают прибрежную полосу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Кадры

Росстат: сколько времени уходит на поиск работы у выпускника

Ведомство поделилось данными о трудоустройстве выпускников: способах и сколько в среднем на это уходит времени.

93