Маркетинг

Насколько доволен Ваш клиент?

Практически все компании, имеющие небольшую клиентскую базу, первоочередное внимание уделяют задаче ее интенсивного наращивания (увеличению доли рынка). В погоне за новыми клиентами вопросы качественного сопровождения уже имеющихся нередко уходят на второй план. А вытекающее из этого недовольство потребителей, в свою очередь, относит такую компанию в зону риска. У лидеров рынка, имеющих большое число клиентов, ситуация несколько иная - вторичный рынок за счет постоянных покупок дополнительных продуктов и услуг, плановых выплат за сопровождение приносит соизмеримую, а порой и большую часть доходов компании. И не секрет, что эта деятельность намного рентабельнее. Поэтому вопросы внимательного отношения к потребностям собственных клиентов выходят на первый план. Компания должна выступать не только с позиции поставщика продукции, но и с позиции активного партнера в поддержке бизнеса клиента.

Захаров Дмитрий
Любинский Александр
Диасофт
Опубликовано: Журнал "Управление компанией" № 4 за 2003 год

    Знакомясь с корпоративными Web-сайтами или открывая красочно оформленные буклеты, мы нередко видим призывы работать ради клиента. В большинстве случаев это банальное лицемерие и дань учебникам по маркетингу. Чтобы слова не расходились с делом, необходима продуманная до мелочей и выстроенная на всех уровнях система взаимоотношений с потребителями. Ее составной частью является процедура измерения удовлетворенности клиентов.

    Практически все компании, имеющие небольшую клиентскую базу, первоочередное внимание уделяют задаче ее интенсивного наращивания (увеличению доли рынка). В погоне за новыми клиентами вопросы качественного сопровождения уже имеющихся нередко уходят на второй план. А вытекающее из этого недовольство потребителей, в свою очередь, относит такую компанию в зону риска.
    У лидеров рынка, имеющих большое число клиентов, ситуация несколько иная - вторичный рынок за счет постоянных покупок дополнительных продуктов и услуг, плановых выплат за сопровождение приносит соизмеримую, а порой и большую часть доходов компании. И не секрет, что эта деятельность намного рентабельнее. Поэтому вопросы внимательного отношения к потребностям собственных клиентов выходят на первый план. Компания должна выступать не только с позиции поставщика продукции, но и с позиции активного партнера в поддержке бизнеса клиента.
    Качество используемого продукта и услуг, предоставляемых компанией, определяют удовлетворенность клиента. Недовольные клиенты рано или поздно уходят к другому поставщику. Кроме того, они негативно влияют на других клиентов. Среди маркетологов распространено мнение, что 1 недовольный клиент порождает сомнения у 20 других, а 1 довольный положительно влияет только на 4. Выходит почти как в поговорке: за одного битого пятерых небитых дают. Поэтому необходимо постоянно измерять состояние удовлетворенности клиентов и осуществлять изменения, направленные на совершенствование качества продуктов и услуг.
    В настоящей статье рассказывается о том, как задача измерения удовлетворенности потребителей решается в компании , специализирующейся на создании программных продуктов для финансовых организаций (банки, инвестиционные, страховые компании). Количество клиентов компании превышает 700 организаций, расположенных во всех регионах России и за ее пределами. В компании работают более 500 сотрудников. В состав входят четыре крупных производственных центра, поставляющих на рынок несколько десятков различных программных продуктов. В конце декабря 2002 г. аудиторы международного органа по сертификации TUV CERT (Германия) провели в компании сертификационный аудит, по заключению которого был выдан сертификат о соответствии требованиям DIN EN ISO 9001:2000.

ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО?

    В всегда понимали азбучную истину, что клиент прав и даже когда не прав, все равно должен быть доволен. Со временем у нас назрела необходимость перевода понятия из абстрактной категории в количественно измеряемую величину.
    В соответствии с требованиями п. 8.2.1. стандарта ISO 9001: 2000: .
    То есть налаженная процедура измерения удовлетворенности потребителя является обязательным элементом системы менеджмента качества. Поэтому, когда компания приняла решение сертифицировать свою систему менеджмента качества, вопрос о разработке и внедрении процедуры оценки лояльности клиентов стал одним из наиболее актуальных.
    В августе 2002 г. управлением маркетинга была завершена разработка первой редакции методики оценки удовлетворенности. Методика, на первый взгляд, казалась идеальной, она позволяла учитывать множество различных показателей и индикаторов, получаемых по самым разным каналам. Но к нашему огорчению, при попытке внедрить ее на практике, мы обнаружили, что методика нежизнеспособна. Причина заключалась в том, что не удавалось полностью распределить и локализовать ответственность за выполнение отдельных этапов. Кроме того, некоторые из используемых для расчета индикаторов не основывались на документах, а вырабатывались по принципу .
    В очень сжатые сроки, практически за один месяц, методика была переработана. Из нее было удалено все, что не имело под собой твердой документальной основы, а также вся информация без четко закрепленной ответственности за получение.
    На основе методики была разработана процедура, ориентированная на автоматизированный учет и обработку информации.

ЧТО И КАК НАДО УЧИТЫВАТЬ

    Разработанная методика основывается на следующем:
    1) удовлетворенность клиентов измеряется по десятибалльной шкале, в соответствии с принятой в компании шкалой оценок; низшей оценкой является 1, высшей - 10;
    2) для измерения удовлетворенности используется минимальное количество наиболее важных показателей, отражающих основную деятельность компании;
    3) каждый показатель определяется с помощью минимального количества наиболее важных индикаторов удовлетворенности клиента;
    4) система показателей и индикаторов (см. табл. 1) выбрана таким образом, чтобы, с одной стороны, получить максимально достоверную информацию о клиенте и, с другой стороны, обеспечить регулярное (запланированное или гарантированное) получение этой информации с минимальной затратой ресурсов;

Показатель

Учитываемые индикаторы

Способ получения

1. Качество ПП

Количество выявленных клиентом ошибок в ПП

Учет всех обращений клиентов на "горячие линии" ПЦ и выгрузка в СУУП из офисных систем ПЦ

Официальные отрицательные отзывы о качестве ПП

Присвоение отзыву оценки при регистрации письма клиента в компании в соответствии с рекомендациями

Количество сделанных клиентом предложений по доработке ПП

Учет всех обращений клиентов на "горячие линии" ПЦ и выгрузка в СУУП из офисных систем ПЦ

2. Качество сопровождения ПП

Оценка потребителя в анкете о качестве сопровождения

Анкеты направляются клиенту вместе с каждым новым договором сопровождения

Официальные отрицательные отзывы о качестве сопровождения ПП

Присвоение отзыву оценки при регистрации письма клиента в компании в соответствии с рекомендациями

3. Качество внедрения ПП и обучения

Оценка потребителя в анкете о качестве внедрения и обучения

После завершения каждого внедрения

Официальные отрицательные отзывы о качестве внедрения и обучения

Присвоение отзыву оценки при регистрации письма клиента в компании в соответствии с рекомендациями

4. Качество проведения внутренних семинаров

Оценка посетителей в анкете о качестве проведения семинара

Сразу после завершения семинара

5. Качество проведения выездных демонстраций

Оценка принимающей стороны в анкете о качестве проведения выездной демонстрации

Сразу после завершения демонстрации

6. Качество проведения демонстраций ПП в офисе компании

Оценка качества демонстраций участниками со стороны клиентов (потенциальных клиентов) в анкете

Сразу после завершения демонстрации

7. Качество взаимоотношений с "Диасофт"

Оценка руководителя организации в анкете о качестве взаимоотношений

При заключении или перезаключении любого договора

    5) методика должна обеспечивать получение как частных оценок по отдельным показателям, отдельным программным продуктам (ПП), отдельным клиентам, так и интегральных оценок по производственным центрам и компании в целом.
    Итоги по состоянию удовлетворенности подводятся 1 раз в квартал.
    Оценка удовлетворенности клиентов складывается из следующей совокупности оценок:
    R общей оценки удовлетворенности клиентов компанией (складывается из общих оценок подразделений производственных центров);
    R общей оценки удовлетворенности клиентов производственным центром (складывается из оценок лояльности клиентов по отдельным показателям (см. табл. 1));
    R оценки удовлетворенности клиентов производственным центром по отдельным показателям (определяется как средняя оценка удовлетворенности всех клиентов по этому показателю):

  • для таких показателей, как качество программных продуктов, качество сопровождения и качество внедрения, средняя оценка определяется с учетом имеющегося у клиентов количества лицензий (рабочих мест) программных продуктов. Таким образом, учитывается клиентов, а также влияние на удовлетворенность крупных и мелких клиентов одинакового количества выявленных ими ошибок в ПП;
  • для остальных показателей оценка определяется как среднее арифметическое;
        R оценка удовлетворенности клиента по отдельным показателям - определяется как средняя оценка по всем программным продуктам, при этом:
  • оценка по качеству ПП складывается из оценок, полученных за выявленные клиентом ошибки и сделанные им предложения по доработкам, а также из оценок, высказанных клиентом в отзывах;
  • по степени влияния на удовлетворенность клиента учитываются три категории ошибок - от наиболее критичных, которые должны быть устранены в предельно короткое время (1-я категория), до незначительных, которые допустимо устранить в следующих версиях ПП (3-я категория);
  • оценка за ошибки и предложения определяется исходя из количества эквивалентных ошибок 3-й категории, отмеченных клиентом;
  • оценка также зависит от количества рабочих мест данного ПП;
  • для определения количества эквивалентных ошибок принято, что 1 ошибка первой категории по влиянию на удовлетворенность потребителя эквивалентна 5 ошибкам второй категории, либо 20 ошибкам третьей категории, либо 20 предложениям со стороны клиента;
  • оценка 10 ставится в том случае, если за квартал клиент не обнаружил ни одной ошибки; с увеличением количества ошибок удовлетворенность клиента уменьшается линейно, но не может быть меньше чем 1;
  • для результатов расчета на желаемый диапазон оценок применяется специальный коэффициент, величина которого была определена по результатам опроса удовлетворенности репрезентативной выборки клиентов.
        Не станем здесь приводить полное описание используемого математического аппарата, но, как уже можно понять из изложенного выше, он предельно прост.

    ПРОЦЕДУРНЫЕ ВОПРОСЫ

        Основными требованиями к разработке процедуры оценки удовлетворенности являлись предельная простота и минимальные ресурсы, необходимые для исполнения, а также надежность и неограниченная повторяемость циклов ее функционирования.
        Несмотря на простоту используемой методики, при разработке процедуры пришлось решить ряд достаточно сложных задач.
    Во-первых, была определена ответственность подразделений компании за получение исходных данных для расчета показателя и регламент их получения, вплоть до определения дополнительных должностных обязанностей конкретных специалистов (см. табл. 2). Регламент выполнения процедуры основан на регулярном вводе индикаторов и ежеквартальном расчете удовлетворенности. Блок-схема процедуры приведена на рис. 1.

    Подразделения

    Обязанности

    1. Отдел внутренней автоматизации (ОВА)

    Поддержка работоспособности и доработка СУУП

    Загрузка в СУУП данных ПЦ об ошибках и предложениях

    Регистрация прав пользователей

    2. Производственный центр (ПЦ)

    Передача в ОВА данных клиентов об ошибках и предложениях

    Инициирование, получение и ввод в СУУП анкет о качестве внедрения и обучения

    Получение и передача в УМ копий отзывов клиентов

    3. Управление маркетинга (УМ)

    Оценка и ввод в СУУП отзывов клиентов

    Инициирование, получение и ввод в СУУП анкет об общих семинарах

    Расчет довольности потребителей и выпуск отчетов

    4. Управление продаж (УП)

    Инициирование, получение и ввод в СУУП анкет о качестве сопровождения

    Инициирование, получение и ввод в СУУП анкет о качестве взаимоотношений с "Диасофт"

    Инициирование, получение и ввод в СУУП анкет о выездных демонстрациях

    Инициирование, получение и ввод в СУУП анкет о качестве презентаций ПП

    5. Администрация

    Получение и передача в УМ копий отзывов клиентов

        На рис. показана простейшая линейная последовательность шагов, имеющая 3-месячный цикл выполнения. Подразумевается, что на основании полученных оценок удовлетворенности руководством компании выполняется анализ, разрабатываются и реализуются корректирующие мероприятия.
    Во-вторых, были разработаны формы анкет, единые для всей компании и одновременно достаточно гибкие для того, чтобы использовать их в различных подразделениях, а также пригодные для автоматизированной обработки.
    В-третьих, была разработана система учета удовлетворенности потребителей (СУУП).
        Для обеспечения доступа ко всему массиву необходимой информации, а также санкционированного и ранжированного доступа пользователей к данным СУУП реализована как подсистема офисной системы компании. Предусмотрена интеграция с уже используемым в компании программным обеспечением, в том числе с офисными системами отдельных подразделений.
        Система включает набор журналов для хранения индикаторов удовлетворенности, экранные формы для ввода индикаторов и формы для выпуска отчетов. Возможность доступа к основным данным офисной системы и удобная система выделения информации позволяют легко проверить правильность полученных оценок. Очень удобным является гибкий генератор шаблонов анкет, позволяющий создавать образы самых сложных анкет. Доступ к системе различных пользователей определяется в соответствии с их обязанностями. На рис. 2 и 3 приведены примеры экранных форм и журналов системы.
    В-четвертых - были разработаны согласованные с руководством компании форматы отчетов с данными по удовлетворенности и определен порядок их использования. Принято, что сводная информация об удовлетворенности клиентов предоставляется руководству компании. В подразделения предоставляются данные в объемах, касающихся данного подразделения и в формате разделов для квартальных отчетов.

    ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

        В конце 2002 г. было завершено внедрение и получены первые данные. Процедура показала свою жизнеспособность и полезность для развития бизнеса компании (как для работы с конкретными клиентами, так и для совершенствования производственных процессов в подразделениях, а также для управления компанией в целом).
        Ближайшей задачей является налаживание работы в подразделениях для получения полного спектра индикаторов удовлетворенности в 100%-ном объеме, а также накопление данных для оценки динамики изменения показателей удовлетворенности.
        Параллельно делаются первоочередные и перспективные шаги по расширению сфер применения и совершенствованию процедуры (доработка системы показателей, учет в СУУП индикаторов, получаемых от клиентов дилерами компании, повышение информативности и качества выпускаемых отчетов). В качестве цели на ближайший период - сделать процедуру измерения удовлетворенности рабочим инструментом для оценки эффективности проводимых изменений - как управленческих, так и технологических решений.

  • Начать дискуссию

    3-НДФЛ

    Налоговики не будут штрафовать, если просрочка 3-НДФЛ произошла из-за технических ограничений

    Штрафовать за просрочку из-за технических сбоев инспекторы не будут. Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации 3-НДФЛ не сгенерировалась.

    Курсы повышения
    квалификации

    20
    Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

    Финансовые мошенники могут первое время реально выплачивать доход

    В Москве сотрудники полиции задержали подозреваемого в многомиллионном мошенничестве под предлогом инвестирования.

    Маркетинг

    На майских праздниках хотят запретить продажу алкоголя

    Чтобы снизить число преступлений и защитить здоровье населения, депутат предложил по всей стране запретить продажу спиртного во время майских праздников.

    Лучшие спикеры, новый каждый день
    Отпуска

    Сотрудники имеют право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя

    В особых случаях работники могут не согласовывать с работодателем период отпуска без сохранения зарплаты.

    Налоговой системе грозит модернизация: Минфин пообещал «донастройку» налогов. ⚡«Ночной бухгалтер» № 1672

    Антон Силуанов сообщил, что в стране назрела необходимость налоговой «донастройки» и конкретные предложения по ней Минфин будет обсуждать с бизнесом в середине мая этого года. Интересно, бухгалтеров на обсуждение позовут?

    Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

    Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

    Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

    Опытом делятся эксперты-практики, без воды

    Предпринимателя вызывают на опрос в полицию. Тактика успешного прохождения и защиты

    Все изложенное в данной статье можно использовать и при вызове для дачи пояснений в рамках доследственной проверки, проводимой в отношении предпринимателя.

    Клиенты провели более 2,5 млрд операций через СБП

    Пользователи Системы быстрых платежей оплатили 700 млн покупок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

    Через сервис поиска попутчиков можно никуда не уехать и остаться без денег

    В Алтайском крае осудят участников группы, похитивших почти 1 млн рублей у 53 клиентов сервиса поиска попутчиков.

    Какие распространенные страхи кандидатов перед собеседованием нерациональны

    Собеседование является неотъемлемой частью процесса поиска работы, и многие кандидаты испытывают страх перед ним. Однако, некоторые из этих страхов являются нерациональными и необоснованными. В этой статье предлагаю рассмотреть несколько распространенных страхов кандидатов и расскажу, как их преодолеть.

    Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
    Бесплатно с Больничные

    Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным

    В общем случае ни ИП, ни самозанятые права на оплату больничных не имеют. Но ИП могут оформить добровольное страхование в СФР. Самозанятые – тоже, но только если они ИП на НПД.

    Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным
    Бесплатно с Самозанятые

    Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

    Какие обязательные и необязательные документы оформить при сотрудничестве с самозанятыми, рассказываем в мини-курсе.

    Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс
    Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

    ⚡️ Итоги дня: в поезде появился спа-вагон, в Дагестане начали выращивать голубику, а собака родила зеленого щенка

    Подготовили обзор главных событий дня — 25 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

    Вскрыта афера с получением вычетов за стоматологию

    В Смоленской области направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении социальных налоговых вычетов по НДФЛ за лечение.

    Инвестиции

    Как продать заблокированные активы

    Появился механизм, который позволит инвесторам продать ценные бумаги, заблокированные из-за санкций. Рассказываем, как это будет происходить.

    Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

    Аномальная нагрузка на электросеть помогла выявить майнинг криптовалюты

    В Новосибирской области полицейские задержали подозреваемых в незаконном потреблении электроэнергии для майнинга криптовалюты.

    Медосмотры офисных работников: для кого обязательны, как проводить, ответственность

    Многих работодателей интересует вопрос: обязательно ли проводить для своих офисных сотрудников медицинские осмотры? Какие риски с этим связаны и как все организовать, рассмотрим в статье.

    Иллюстрация: freepik/freepik

    Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

    Советы по трудоустройству дают, как правило, HR или психологи. Но не менее полезной информацией обладают эксперты с солидным опытом в сфере продаж. Как сделать так, чтобы потенциальный работодатель из всех кандидатов выбрал именно вас, а какой компании стоит точно отказать рассказала Гульнара Гумарова, коммерческий директор Wazzup.

    Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

    💪 Известен размер вычета НДФЛ за сдачу норм ГТО. Подготовиться к сдаче норм может выйти и дороже, считает эксперт

    Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

    Интересные материалы

    «Мегамаркет» начал продавать автомобили LADA

    При оформлении заказа с покупателем свяжется менеджер «СберАвто», чтобы уточнить технические моменты и варианты доставки.