Клерк.Ру

Ирина Алехина: «Плюсов от вступления в ВТО больше, чем минусов»

10 июля Государственная дума ратифицировала договор о присоединении России к ВТО. 9 августа наша страна официально станет членом международной организации. Отношение к ВТО в РФ двоякое: одни эксперты полагают, что присоединение может уничтожить целые отрасли экономики и спровоцировать рост безработицы, другие пророчат России экономический успех Китая. Портал Rabota.ru побеседовал с Ириной Алехиной, исполнительным директором Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», и узнал, чем обернется для нашей страны вступление в ВТО.

Ирина Геннадьевна, ВТО — это плюс или минус для России?

Первое, о чем следует сказать, это то, что на середину мая этого года ВТО насчитывала 155 членов организации. Это не только хорошо известные всем государства с развитой экономикой, но и такие страны как Барбадос, Бенин, Египет, Ямайка. Можно, конечно, традиционно искать свой сугубо индивидуальный путь, но кто сказал, что он будет правильным?

📌 Реклама
Отключить

Второе — это поиск качества жизни. Когда меня спрашивают, как я отношусь к вступлению России в ВТО, я всегда задаю аудитории встречный вопрос: а на машинах чьего производства вы ездите? Или на какой машине мечтали бы ездить? Ответ очевиден. ВТО для России — это, в том числе, развитие нормальной конкуренции. Ведь выживет не просто сильнейший, а тот, кто сможет предложить более качественные товары, работы, услуги по разумной цене. Согласитесь, для каждого из нас как для потребителей это немаловажно. Пока мы живем в ситуации, когда производим товары одного уровня, а хотим потреблять другого, более высокого качества. В этом плане ВТО сыграет дисциплинирующую роль — либо производители будут создавать такие товары и оказывать такие услуги, работы, которые хотели бы покупать сами, либо они попросту не выдержат конкуренции и будут вынуждены прекратить свою деятельность.

📌 Реклама
Отключить

Однако большинство российских товаров не сможет выдержать конкуренцию с западными аналогами. Например, российские машины при всем желании не идут в сравнение с зарубежными. Вы хотите сказать, что несколько тысяч работников АВТОВАЗа окажутся на улице?

Не следует забывать, что вступление в ВТО не свалилось нам на голову внезапно, переговоры шли столь длительный период, что времени на подготовку было более чем достаточно. А проблемы в автопроме у нас возникнут не только в связи с вступлением в ВТО. Не забывайте, есть еще и ЕврАзЭс — единое экономическое пространство с Казахстаном, Белоруссией и другими странами-участницами СНГ, Таможенный союз. Например, Белоруссия сейчас начинает активное производство китайских автомобилей, основным рынком сбыта которых наверняка станет Россия. Возникает вопрос: выдержит ли наше автомобилестроение конкуренцию хотя бы с китайскими машинами белорусской сборки?

📌 Реклама
Отключить

На мой взгляд, отечественный автопром в том формате, в котором он сейчас существует, мягко говоря, не слишком привлекателен. Очевидно, что он обеспечивает занятость населения в определенном регионе — это социальный аспект. При этом не происходит ни модернизации, ни улучшения качества продукции. Автомобили не становятся лучше с точки зрения безопасности.

ВТО — это и пример структурного формирования экономики. Конкурировать с нами придут страны, где бОльшая часть населения занята в малом и среднем предпринимательстве. А мы мучаемся с тяжелым наследием теории моногородов. Возможно, на определенном этапе развития страны они были востребованы, но сейчас, в новых рыночных условиях, это неэффективный путь развития. В период недавнего кризиса моногорода уже проявили себя одним из наиболее «узких» мест в экономике страны. Чем привлекательно малое и среднее предпринимательство — мобильностью , легкостью переформатирования, устойчивостью.

📌 Реклама
Отключить

ВТО поможет избавиться от экономически неэффективных моногородов?

Это не только вопрос экономический, он тесно связан с ментальностью нации, с равноценными условиями проживания в крупных городах и небольших поселения. Мы «оседлы» и в силу привычки, и в связи с разным качеством жизни на разных территориях. В ВТО разные страны, но изучать лучшие практики обязательно надо.

У экспертов серьезные опасения вызывает не только будущее российского автопрома. Под угрозой может оказаться тяжелое машиностроение и сельское хозяйство.

Россия — богатейшая держава, и не стоит думать, что наше единственное достояние — это нефть и газ. По оценкам экспертов, у нас сосредоточено 9% мировой пашни, 52% черноземных почв и 20% пресной воды. Это просто огромные ресурсы. Невозможно представить, чтобы работоспособное население при таком богатстве впало в нищету. Для этого просто ничего не надо делать. Вероятно, поначалу произойдет небольшой спад, но за ним обязательно последует подъем.

📌 Реклама
Отключить

Тем не менее, пашни сейчас используются неэффективно, черноземные почвы в запустении... Многие связывают это с экономической политикой государства — населению просто невыгодно использовать эти ресурсы.

Мы привыкли во всем винить наше правительство. Но не надо ждать, что кто-то придет и сделает все за тебя — все надо делать самому. Однажды, беседуя с людьми, оказавшимися в довольно тяжелой ситуации, я услышала фразу: «Мы трудолюбивые, мы справимся». Это очень правильный подход. Надеюсь, что вступление в ВТО поможет изменить менталитет нашего населения.

Конечно, я не буду отрицать, что сегодня в России существуют определенные проблемы в законодательстве, которые порой мешают развитию предпринимательства. В этом отношении вступление в ВТО позволит дисциплинировать наших законотворцев. Соблюдение мировых принципов предпринимательства и защиты труда — одно из условий членства в ВТО. Чем быстрее мы сумеем стать более цивилизованными как работники, как работодатели и как законодатели, тем лучше мы будем жить.

📌 Реклама
Отключить

Вступление в ВТО для рядовых россиян — это не только вероятность потерять работу, но и возможность найти новую, с лучшими условиями труда и с большей заработной платой. Какие еще плюсы ожидают жителей страны после вступления в ВТО?

На мой взгляд, плюсов от вступления в ВТО намного больше, чем минусов. Самое главное — как отнестись к этому процессу. Одни расценивают вступление как крах экономической системы, а другие — как толчок для дальнейшего развития. Безусловно, ВТО поможет создать новые рабочие места в России за счет дополнительного притока западных компаний. Мы — привлекательный рынок труда. И в связи с достаточно высоким уровнем образования, и, будем правдивы, в связи с более низким уровнем заработной платы, чем допустим, европейский. Заводы большинства мировых брендов сейчас размещены в странах Азии, и здесь мы точно составим им конкуренцию.

📌 Реклама
Отключить

Бояться того, что наши граждане будут массово увольняться из российских компаний, чтобы устроиться в зарубежные фирмы, тоже не стоит — крупнейшие мировые бренды уже давно работают на территории России и без ВТО. Как мы видим, ничего страшного не произошло.

О пользе для России от вступления в ВТО говорят и прогнозы Всемирного банка. По их мнению, присоединение к ВТО принесет стране в среднесрочной перспективе около 3% ВВП ежегодно, с учетом роста заработной платы на 4,5% в год. В долгосрочной перспективе рост ВВП составит 11%, а зарплаты будут расти на 13-17% в год.

Самое главное, о чем стоит помнить россиянам: если сидеть и плакать, то ничего хорошего не произойдет. Не надо произносить модные слова «модернизация», «инновации». Надо создавать новые эффективные технологии, внедрять их. Ведь будущее станет таким, каким его построишь сам.

Мероприятия

Разместить

Блоги компаний

Создать блог
📌 Реклама
Отключить