Реклама

Код, да не тот

Российский рекламодатель, похоже, подхватывает моду на использование QR-кодов в рекламе. Первые опыты, впрочем, не вполне удовлетворительны.
502 1

Российский рекламодатель, похоже, подхватывает моду на использование QR-кодов в рекламе. Первые опыты, впрочем, не вполне удовлетворительны.

Любопытно, что QR-коды1 изначально задумывались как технология для организации производства. «Дочернее» предприятие Toyota разработало ее в 1994 году для маркировки узлов и агрегатов, поступающих на сборочный конвейер. QR-код был способен нести больший объем информации (свыше 4 тыс. символов), чем вошедший в употребление несколько ранее штрихкод. Помимо этого, QR-код распознается сканером быстро и почти без ошибок. В массы эта технология шагнула тогда, когда завелось достаточное число людей со смартфонами: встроенная камера и установленное приложение для распознавания QR-кода превращали мобильный телефон в удобный сканер, который всегда под рукой у пользователя. Именно тогда бизнес и почувствовал рекламный потенциал технологии: человеку достаточно секундного сканирования QR-кода, размещенного на рекламе, чтобы моментально перейти по закодированной в нем ссылке и оказаться на онлайн-ресурсе компании — так что не требуется лишний раз тыкать пальцем в телефон, набирая веб-адрес буква за буквой. Таким образом, QR-код становится «золотым ключиком», с помощью которого можно мгновенно «перекидывать» свою целевую аудиторию из офлайна в онлайн — и там с ней работать. «Ключиком» этим, правда, нужно еще уметь пользоваться.

В мае сотовый оператор «Мега­Фон» провел, пожалуй, первую в России массированную рекламную кампанию с использованием QR-кодов, в которой было задействовано множество билбордов и крупных форм. Рекламировали скоростной мобильный Интернет.

Я не имел отношения к этой рекламной кампании, но могу примерно представить, как происходило ее планирование.

Клиент. Мы запускаем новый продукт. Нам важно подчеркнуть, какие мы продвинутые и технологичные.

Агентство. Отлично, есть суперидея с QR-кодами на щитах. Круто, свежо, а главное — очень «диджитал». Такого в России еще никто не делал.

Клиент. А что там будет за­ко­ди­ровано?

Агентство. Адрес сайта. Причем давайте на первые 15 дней повесим тизер — QR-код без каких-либо объяснений — чтобы заинтриговать людей. Тем самым мы поощрим наиболее любопытных и продвинутых, которые пользуются смартфонами и умеют сканировать: они придут на сайт, и мы им даже что-нибудь подарим. А в следующие 15 дней уже раскроем суть кампании для всех.

Итак, клиент уверен, что он запускает инновационную рекламную кампанию, которая точно попадает в целевую аудиторию, а агентство счастливо войти в историю, помогая клиенту сделать это. А что получила целевая аудитория? Ведь кампания проводилась для нее, не так ли? Я обсуждал ее со многими. Большинству понравилась идея, немало моих собеседников впервые специально по этому случаю скачали на смартфон приложение для распознавания QR-кодов, а некоторые даже останавливали на обочине свой автомобиль, чтобы просканировать щит, поскольку на ходу это сделать невозможно. Но парадокс: ничтожное число моих знакомых добралось до контента на сайте, на который их зазывал интригующий QR-код. Образно говоря, полученный «золотой» ключик слишком туго проворачивался в «замочной скважине». Все рассчитывали узнать что-то новое, посмотреть какой-нибудь сногсшибательный мультимедийный контент. А вместо этого сразу же натыкались на форму для заполнения. Должен признаться, лично я очень люблю Интернет, и единственное, что мне в нем не нравится, — именно эти формы. Особенно когда тебя заставляют заполнять их со смартфона.

Что ждало самых упорных из числа поддавшихся очарованию QR-тизера? Прорвавшись через анкету, они, к своему разочарованию, оказывались на самом обычном, не оптимизированном под мобильные устройства сайте. К тому же сделанном с использованием флеш-технологии (что сразу лишало «праздника жизни» всех владельцев мобильных гаджетов компании Apple, поскольку таковые, как известно, эту технологию не поддерживают). Счастливые обладатели иных устройств могли наблюдать на экране вращающийся куб со слоганами. Оценить остальной креатив им было сложно, поскольку навигация на сайте с мобильных устройств была крайне затруднена.

А где контент? Где вовлечение? Ничего...

В моей коллекции успешных примеров использования QR-кодов в рекламных целях на Западе есть закончившаяся в апреле кампания от Starbucks. Сеть кофеен продвигала свои новые купажи кофе — дешево, сердито, зато с феноменальным охватом. Кампания велась непосредственно в кофейнях при помощи купонов на флаерах-закладках. На них был напечатан QR-код, при помощи которого пользователи могли перейти на сайт, где им предоставлялась возможность проголосовать за понравившийся купаж (Blonde, Medium, Dark — или за все три сразу), а также прокомментировать их в Facebook и Google+. Взамен пользователь получал возможность выиграть путешествие в Сиэтл (на родину Starbucks) и сотни других призов. Помимо этого, мобильный сайт предлагал удобный поиск ближайшей кофейни, прекрасное видео о продукте и другой контент. Смета кампании в основном включала в себя расходы на печать нескольких сотен тысяч флаеров, призы для победителей и создание мобильного сайта и контента. Полагаю, счет шел всего на десятки тысяч долларов. Каков был эффект для Starbucks? В голосовании приняло участие 56 457 человек, купажи бурно обсуждались в социальных сетях, так что в конечном счете охват оценивался в несколько десятков миллионов человек.

Как добиться такой же эффективности? Дело даже не в том, что использование QR-кода пока воспринимается российскими компаниями-рекламодателями скорее как модная «фишка», а не способ вовлечения людей в цикл покупки. Сейчас само устройство нашего рекламного рынка зачастую не позволяет клиенту получить комплексную услугу по проведению кампании одновременно в офлайне и онлайне. Одни агентства занимаются сайтами и их продвижением, другие — социальным маркетингом, третьи — контекстной рекламой, четвертые — мобильным маркетингом, пятые — рекламой на ТВ, радио, в прессе и т. д. Для проведения комплексной кампании клиенту приходится нанимать полдесятка агентств. Их координация становится непростой задачей, но главное — результат часто бывает непредсказуемым из-за вполне естественных нестыковок. Возможно, выход — в появлении нового поколения рекламных агентств — «гибридных», одинаково хорошо разбирающихся в возможностях цифровых и традиционных медиа и способных эффективно объединять их в рамках одной стратегии для решения поставленных клиентом задач.

___________________________

1. Аббревиатура от англ. quick response — «быстрый отклик».

Начать дискуссию

Банк ВТБ начал тестировать свою метавселенную

Разработка напоминает игру Roblox, в которой у пользователей есть свои цифровые личности.

171

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бухгалтеры

Зарабатывай с «Клерком». Реферальная программа Клерк.Партнер

Да-да, теперь и у нас появилась собственная реферальная программа. Вы можете рекомендовать наши курсы и вебинары и получать доход. 

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
1
388
Маркетплейсы

Банкам не нравится, что маркетплейсы проводят оплату через свои структуры

Ozon и Wildberries дают клиентам скидки, если они проводят оплату заказов через свои финансовые инструменты. Банки расценивают это как нарушение конкуренции и просят ЦБ внимательно следить за действия маркетплейсов.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Акцизы

Акцизы на игристые вина повысят, но налог будет меньше запланированного

Совет Федерации решил снизить новые ставки акциза на игристые вина отечественного производства.

135
Экономика России

Прогноз Центробанка: доля безналичных платежей вырастет до 90%

По итогам 2023 года безналичные платежи составили 83% от всех расчетов. За несколько лет этот показатель будет 90%.

Банки

Экс-менеджеры банка «Открытие» заплатят 107 млрд рублей

Ответчики оплатят убытки при первой санации банка «Траст», которую проводило «Открытие».

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Экономика России

Инвестиции в экономику РФ выросли: на сколько и что повлияло

Правительство считает, что на рост инвестиций повлияли инвестиционные контракты, инфраструктурные кредиты и соглашение о защите капиталовложений.

Инспектор ФНС попала под суд за незаконный возврат налогов

Сотрудник налоговой незаконно вносила в базу ложные сведения о возврате невостребованных фиксированных платежей для иностранных граждан. Ущерб составил более 37 млн рублей.

Бесплатно с Счета-фактуры

Новые форматы счет-фактур и УПД: изменения

ФНС приказом от 19.12.2023 № ЕД-7-26/970@ закрепила новые форматы счета-фактуры и УПД. При этом до 1 апреля 2025 действует переходный период: организации могут применять старые формы документов. После этой даты будет обязательно использовать УПД и счет-фактуры из приложения к приказу № 970.

Новые форматы счет-фактур и УПД: изменения
Экономика России

ЦБ: мониторинг деловой активности остается вблизи максимумов

Несмотря на то, что предприятия зафиксировали снижение спроса, оценки бизнес-климата в стране достигают максимальных значений за 12 лет.

Земельный налог

Земельный налог за сельхозземли не всегда 0,3%

Ставка земельного налога 0,3% – это своего рода льгота. И чтобы она была, надо соблюдать условия.

Налоговая утвердила формат электронных банковских гарантий

Банкам разрешат давать бизнесу электронные гарантии и отправлять их в ФНС в электронной форме.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Бесплатно с Больничные

Новые правила обмена сведениями с СФР в 2024 году для больничных листов. Мини-курс

Как осуществляется обмен сведениями с СФР для больничных листов в 2024 году, разбираем в сегодняшнем мини-курсе.

Новые правила обмена сведениями с СФР в 2024 году для больничных листов. Мини-курс
Кадры

Стали известны первые контуры обновленного нацпроекта «Кадры»

Национальный проект «Кадры» стартует в России с 1 января 2025 года.

Экспорт

Экспортерам упростят процедуру подтверждения нулевой ставки НДС

Начиная со второго квартала 2025 года предпринимателям будет не нужно ставить отметки таможенных органов при дополнении реестра сведений по перевозочным документам.

Отчетность по МСФО

Вышел новый стандарт МСФО 18 «Представление и раскрытия в финансовых отчетах»

Новый стандарт МСФО (IFRS) 18 заменил собой принятый в 1997 году IAS 1 «Представление финансовой отчетности».

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Red Wings меняют название, Wildberries теперь продает машины, а за неправильное обращение с навозом будут наказывать

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

151
Саморазвитие

Когда хобби становится работой: разговор об эмоциональном выгорании. Возможно ли получать удовольствие от обязанностей

Когда впервые ловишь себя на мысли, что любимое занятие уже приносит не только радость, но и стресс… скажем так, возникают смешанные чувства. Что-то вроде удивления, переходящего в легкое раздражение и имеющее примесь отрицания. «Как так? Ведь это ровно то, чем я всегда хотел заниматься, моя страсть, мой личный остров счастья в океане реальности, да еще и деньги платят!» — возмущается внутреннее «я». И тут же на сцену выходят дедлайны, ответственность, перегрузки, чужое мнение и неизбежные ожидания. Островку некомфортно, волны съедают прибрежную полосу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Кадры

Росстат: сколько времени уходит на поиск работы у выпускника

Ведомство поделилось данными о трудоустройстве выпускников: способах и сколько в среднем на это уходит времени.

88

Интересные материалы

Ипотека

Минфин может повысить ставки на ипотеку: какую именно

Власти считают, что все задачи льготной программы уже выполнены, поэтому можно пересмотреть льготную ставку для тех, кто покупает жилье в ипотеку на Дальнем Востоке.