Маркетинг

Вишенки и шашечки

Соцсети — как вишенка на большом торте онлайн-маркетинга, который должен быть замешен на уникальном контенте. И рассматривать маркетинг в социальных сетях отдельно от других онлайн-активностей компании вообще не имеет смысла.
158 1

Начну с крамольной мысли, рискуя вызвать негодование коллег по цеху: SM-маркетинга как такового не существует. Но это не означает, что бизнес не может использовать себе во благо социальные сети. Соцсети — как вишенка на большом торте онлайн-маркетинга, который должен быть замешен на уникальном контенте. И рассматривать маркетинг в социальных сетях отдельно от других онлайн-активностей компании вообще не имеет смысла.

Я часто спрашиваю своих корпоративных клиентов, почему они так рвутся работать с пользователями соцсетей, в то время как там концентрируется лишь мизерная часть их целевой аудитории. Все отвечают примерно одно и то же: «Пора начинать работать с более молодой аудиторией. Наши конкуренты уже представлены в соцсетях, и нам как-то некомильфо от них отставать». Очевиден мотив устроить подобие кобрендинга (хотя прямо это никто так не называет) с модными интернет-проектами: «Мы в «Фейсбуке»!», «Мы в «Одноклассниках»!», «Мы «ВКонтакте»!». Вроде того что, если твоей компании нет в соцсетях — ты не в тренде.

При всем этом у маркетологов крупных компаний есть одна большая профессиональная тайна: социальные сети для них — ужасная головная боль. Мало того, что они охватывают лишь небольшую долю аудитории, так еще и продвижение через этот канал работает принципиально по-другому. Да и эффективность здесь оценивается новыми терминами — «вовлечение», «взаимодействие» и т. д. Это означает, что работа с соцсетями требует серьезных трудозатрат со стороны профессиональных маркетологов — при очень низкой отдаче. Я не знаю ни одного директора по маркетингу крупной компании, который бы положа руку на сердце мог заявить: «Социальные сети — эффективный инструмент маркетинговых коммуникаций, повышающий продажи». Дело в том, что соцсети можно уподобить издательству или виртуальному печатному станку для бесплатного распространения вашей информации. И чтобы они хорошо работали на вас, требуется одно — интересный контент. Зачем вам печатный станок, пусть и бесплатный, если печатать нечего?

Крупные компании вообще, как правило, не в состоянии создавать интересный контент, связанный с их брендами, продуктами и услугами. Их маркетинг заточен на другое — концептуализацию брендов, создание слоганов и т. д. Производство контента — это задача условной «редакции», а не отдела маркетинга. Не случайно самые популярные аккаунты в соцсетях принадлежат именно средствам массовой информации, для которых производство контента — профильная деятельность.

Успешный корпоративный онлайн-маркетинг возможен лишь при наличии уникального контента на сайте компании, вокруг которого выстроена система различных контент-хостеров, сообществ, групп в социальных сетях, которые нужны именно для распространения контента. Компании без ст’оящего контента, с таким энтузиазмом взявшиеся выстраивать свое присутствие в соцсетях, напоминают человека, который в пылу полемики выхватил у других микрофон и только потом сообразил, что ему на самом деле нечего сказать. Некоторые в такой ситуации стараются загладить неловкость и начинают травить анекдоты и показывать чужие картинки и фильмы. Но с точки зрения маркетинга это, естественно, никакого эффекта не дает. Поэтому компании как за соломинку хватаются за предложения расплодившихся в последнее время SMM-агентств, специализирующихся на продвижении в соцсетях. Предполагается, что агентства приведут к ним в группы «людей», которым будут отчаянно «нравиться» все эти неэффективные активности. Жизнь в группе действительно оживает — настолько, что маркетолог перестает иметь перед своим начальством бледный вид.

Раз уж зашла речь об SMM-агентствах, изложу вкратце технологию их создания. Следуйте ей — и вы сможете автоматически «продвигать» в соцсетях сотни и сотни корпоративных клиентов… без малейшей для них пользы. Создайте виртуальную личность с адресом электронной почты, фото и кратким описанием типажа (студент, домохозяйка, белый воротничок и т. д.). Зарегистрируйте, привязав к этому адресу, аккаунты во всех мыслимых соцсетях и сервисах, начиная с ЖЖ и заканчивая «Твиттером». После этого при помощи RSS-фида гоните от имени этой личности контент в ЖЖ с автоматической публикацией во всех соцсетях, скажем, по пять раз в день. Все, вы получили подконтрольного вам «пользователя», которого вряд ли кто-то сможет упрекнуть в том, что он «неживой» или «бот»: он постоянно публикует что-то релевантное и участвует в сетевых активностях. Сделайте две тысячи таких пользователей — и все: можно начинать обслуживать корпоративных заказчиков, предлагая им вести группу в соцсетях за 20 тыс. рублей в месяц с гарантированным количеством фолловеров. Работа непыльная: ищете интересные ресурсы с эффектным визуальным контентом и раз в день публикуете классную картинку с прикольным текстом о бренде. А две тысячи ваших фальшивых «пользователей» развивают в группе бурную активность. Все, заказчик доволен! Но только до той поры, пока не задумается, что же ему нужно на самом деле — «шашечки» или ехать?

Вот тут-то к компаниям и приходит осознание: чтобы «ехать», все-таки нужен контент. Любой маркетинг означает добавление ценности к продукту. А в данном случае мы этого не видим. Увы, рыночное предложение большинства нынешних SMM-агентств пока метафорически можно представить так: вы возьмите микрофон (читай: приходите в социальную сеть) и несите любой вздор — все равно в зале будут одни манекены! Может, для начала стоит перестать нести вздор — тогда и манекены не понадобятся, потому что их заменят настоящие зрители.

Начать дискуссию

Объявления об онлайн-продаже табака могут заблокировать без решения суда

Чтобы заблокировать интернет-ресурс с информацией о дистанционной продаже табачной продукции, понадобится больше 3-х месяцев. Власти хотят ввести механизм внесудебной блокировки — такой же, какой сейчас действует в отношении алкоголя.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Почему не существует шутки, которая нравится всем? Проведем эксперимент

Маяковский считал, что театр — это не отображающее зеркало, а увеличительное стекло. Если продолжить эту мысль поэта, то юмор —это не отображающее зеркало и даже не увеличительное стекло.

Почему не существует шутки, которая нравится всем? Проведем эксперимент

Как обезопасить массовые выплаты внештатникам

Компании, которые сотрудничают с большим числом внештатников, проводят массовые выплаты со своего счета. Такие платежи могут нести риски с точки зрения ИФНС и банков. Рассказываем, в чем причины и как обезопасить переводы.

Как обезопасить массовые выплаты внештатникам
Лучшие спикеры, новый каждый день
НДС

Уточнят нормы НК об НДС 0% при экспорте

Торгово-промышленная палата России (ТПП) предложила исключить двойное толкование норм о международной перевозке с точки зрения налогового законодательства.

За уклонение от исправительных работ будут чаще сажать под стражу

Минюст разработал законопроекты, регулирующие вопрос заключения под стражу осужденных, которые уклоняются от принудительных работ.

Дивиденды апреля. Ну вот, опять богатеть

Обновил дивидендный календарь, оставил дивиденды, которые утверждены на апрель, а также известные дивиденды на май, а то в апреле дивидендов совсем уж мало. Возможно, ещё появятся, ведь начинается главный дивидендный сезон, когда компании начинают выплачивать финальные годовые дивиденды, у многих из которых нет промежуточных.

Дивиденды апреля. Ну вот, опять богатеть
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

«Утренний бухгалтер» № 5608. Будут изменения по имущественным налогам

Законопроект уже внесен в думу.

УСН

⚡ Срочное разъяснение ФНС: как заполнить уведомление о переходе на УСН

В форме 26.2-1 ювелиры должны ставить код налогоплательщика — 4 но можно и 3.

Быть бухгалтером хочу, пусть меня научат... или нет. Можно ли стать бухгалтером самому с нуля и что для этого надо знать

Меня на этот пост вдохновил вопрос пользователя в телеграм-канале. Она попросила помощи в заполнении упрощенной отчетности и уточнила — справится ли она сама, если она не бухгалтер? И, правда, а можно ли вести учет и при этом не иметь образования бухгалтера и всему научиться самому.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
317
Мошенничество

Сотрудник банка отдохнул за границей и обогатился за счет клиентки на 29 млн рублей

Сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Ростовской области выявили факт многомиллионного мошенничества в особо крупном размере сотрудником банковской организации.

413
ВЭД

Три главных изменения 2024 года для бухгалтера ВЭД

Продавцы из ЕАЭС начнут платить налоги в российскую казну, бизнес освободят от отчетности по мелким сделкам с зарубежными партнерами, а цифровые активы становятся обычным способом расчета.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
364

Обязательную маркировку ювелирных изделий перенесут на 2025 год

Чтобы снизить нагрузку с Пробирной палаты, которая будет ставить клеймо на украшения, Минфин перенесет срок обязательной маркировки на 1 сентября 2025 года.

148
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

С 1 мая запустят эксперимент по маркировке моторных масел

Для борьбы с контрафактом на рынке Минпромторгу предложили включить в эксперимент по маркировке не только моторные масла для автомобилей, но и свечи зажигания, детали подвески и рулевого управления.

3
205

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Акцент на проверки

Вебинар — простой способ разобраться в любом важном для бухгалтера вопросе. «Клерк» приглашает на вебинары экспертов-практиков, которые понятно и с примерами разберут любую тему. Вы можете задавать спикеру вопросы и он ответит на них в прямом эфире.

Иллюстрация: freepik/freepik
Экспорт

Минпромторг сократит список экспортеров, которые могут получать транспортные субсидии

Изменения затронут только тех, кто занимается экспортом товаров из высокомаржинальных групп.

Импорт

С 1 апреля 2024 порог беспошлинного ввоза товаров, возможно, вернется к уровню €200 евро

Но подготовка новых нормативных документов не началась.

215
УК РФ

Опасное производство 2 года работало без лицензии и получило доход 26 млн рублей

В Ставропольском крае перед судом предстанет обвиняемый в незаконном предпринимательстве с извлечением дохода на сумму более 26 млн рублей.

Обеспечительные меры при ВНП, предварительные обеспечительные меры + защитный лайфхак

Всегда ли налоговики могут наложить обеспечительные меры (арест) на имущество по результатам проверки?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
7
146

Кто имеет право работать неполный день

Если у сотрудников есть основания для неполной занятости, работодатель должен установить удобный для работника график и снизить нагрузку.

Интересные материалы

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на апрель 2024 года.