Ведение бизнеса

Постоянно «сканируйте» развитие своего бизнеса

30­летний стаж нашего эксперта в таких компаниях, как ИКЕА, позволяет ему уверенно давать советы... (хотя он говорит, что не любит их давать...)

Автор: Инге Юлиуссон 

30­летний стаж нашего эксперта в таких компаниях, как ИКЕА, позволяет ему уверенно давать советы... (хотя он говорит, что не любит их давать...)

Особенно интересно сравнение стратегии с ракетой, нацеленной на вражеский самолет... она никогда не знает, на какой высоте и где появится самолет... но все время следит за его полетом и сбивает только в самый удобный момент...

И не забудьте о специальном сотруднике по развитию бизнеса...

Термин «стратегии развития бизнеса», как Вы его понимаете?

— У каждого из нас свое понимание бизнес­стратегии. Каждый преподносит это по­разному. Как я вижу, хотя нельзя сказать однозначно, нет чего­то более или менее правильного. Мое личное видение развития бизнес­стратегии заключается в том, что компания и ее руководство ставят задачу увеличить рост и бизнес компании. У компаний должно быть долгосрочное видение, как они будут развивать свой бизнес, особенно в условиях конкуренции, в постоянно меняющейся ситуации на рынке и в обществе. Задача для управляющих бизнесом — это расти, постоянно смотреть в будущее и видеть возможности, с помощью которых они могут расширить свой бизнес. Должно быть долгосрочное видение перспектив. Исходя из бизнес­идеи компании и ее уже установленных стратегий, необходимо выявить направления, в которых должны быть сделаны инвестиции для того, чтобы успешно встретить будущее.

Развитие не может происходить, когда все менеджеры сидят в компании и обсуждают проблемы только между собой. Настоящее развитие происходит, когда имеется непосредственная связь между руководящим звеном менеджеров и сотрудников, которые работают на передовой, где они общаются непосредственно с потребителями. Для развития очень важно, чтобы у менеджмента были открыты глаза, открыт разум для нового. Нужно «приложить ухо к земле», чтобы понять, что же происходит. В каждой компании, которая идет к успеху, должен быть человек, отвечающий за развитие. Развитие должно стать его основной задачей. Он должен постоянно собирать информацию о происходящем в компании, и сотрудники, которые работают на передовой, непосредственно с покупателями, знают это очень хорошо.

Часто случается, что компании с разработанной стратегией бизнеса терпят неудачи. Как Вы думаете, почему?

— Причин может быть много. Но, исходя из моего опыта, стратегии развития в некоторых компаниях превращаются в «список пожеланий» руководителя компании, а не хорошо разработанный план, построенный на реальности. Очень часто люди в компаниях не уделяют времени на сбор и анализ различных, как внешних, так и внутренних факторов. Так же одной из причин может быть и то, что в компании есть человек с очень сильным влиянием и мнением, возможно, руководитель либо кто­то из топ­менеджмента, который разрабатывает стратегию, основываясь на своем мнении и видении, не подкрепленном реальными фактами. Бывают случаи, когда в компании просто услышали, что нужна стратегия, абстрактно. И они составляют такую стратегию просто для отписки, потом эту бумагу просто положат на полку и забудут.

Если вы хотите разработать стратегию, которая будет реально работать, нужно создать и внедрить ее так, чтобы она была понятна всем в компании, на всех уровнях — от руководителя до продавца. Если этого понимания не будет, то стратегия не будет работать, как она должна. Мне кажется, если клиент не получил должного обслуживания, тогда уже не важно, сколько у вас создано хороших документов, стратегий и презентаций в PowerPoint.

Еще одной из распространенных причин провала хорошей стратегии может быть и то, что для ее воплощения не хватило веры или, возможно, терпения именно поработать со стратегией. Запускают корабль в море, но не могут дождаться его появления у другого берега. Мы очень спешим, мы хотим получить результат мгновенно, но терпения не хватает и ничего не получается в результате.

Кто в России реально работает над стратегиями?

— Я не вижу особой разницы между Россией и другими странами, где я работал, с точки зрения работы со стратегиями. Конкуренция становится все острее, борьба за покупателей — все серьезнее. Это происходит во всех странах. Компании, которые хотят быть успешными, понимают всю важность работы со стратегиями, потому что это — залог их успешного будущего. Я встречал много бизнесменов в России, которые имеют долгосрочные планы на свой бизнес, и они прекрасно понимают, что без «карты дорог» очень легко заблудиться. Самая большая разница между Россией и другими странами в том, что в России очень большая скорость изменений в любых сферах деятельности. Если в какой­нибудь другой стране ты можешь создать бизнес­стратегию и пересматривать ее раз в год, то в России приходится пересматривать свою стратегию каждые полгода. Все меняется здесь очень быстро.

Какие цели и задачи ставят перед собой разработчики стратегий?

— По сравнению с недавним прошлым вещи поменялись. В прошлом бизнесмены больше фокусировались на кратковременных, быстрых заработках. Горизонт планирования был не таким далеким. Возможно, они даже не думали о годах — только полгода, несколько кварталов. Их интересовал бизнес до тех пор, пока деньги были в кармане. Но настал момент, когда они поняли, что надо делать что­то большее, чем просто зарабатывать деньги, когда они поняли, насколько в бизнесе важен клиент. Тогда они стали думать иначе. Сейчас все по­другому. И более молодое поколение, которое стало менеджерами совсем недавно, понимает роль клиента в бизнесе как нельзя лучше.

Часто для составления бизнес­стратегии привлекают аутсорсинг. С одной стороны, это хорошо, потому что можно получить готовый вариант сразу. Однако, с другой — очень часто он не срабатывает, так как не соответствовал вашим реальным нуждам. Я считаю, что ты как руководитель должен быть погружен в процесс разработки стратегии, ты должен быть в нем очень заинтересован и знать его детально. Внешние же компании обязательно нужно привлекать, от них нельзя отказываться, потому что вы получаете свежий взгляд на ваш бизнес, но вы также должны быть вовлечены в процесс, знать, что происходит. Иначе вы рискуете. Вы будто снимаете с себя ответственность за разработку стратегии и перекладываете ее на другого. Для успеха важно сотрудничество. Я знаю, что многие компании пытаются делать свою ежедневную работу без привлечения внешних ресурсов для поддержания и развития бизнеса. Это означает, что вы можете попасть во многие ловушки, что приведет вас к тому, что самые важные стороны вашей стратегии пойдут по неверному пути.

Еще важно понять, что у каждой компании существует своя миссия. Для большинства компаний миссией является зарабатывание денег. Прибыль становится основной идеей бизнеса. Я искренне считаю, что надо ставить основной идеей бизнеса те дополнительные ценности, которые получает ваш клиент или работник, обращаясь к вам. Ведь он задастся вопросом: «Зачем мне работать в этой компании?» Если вы определите эти дополнительные ценности, если ваши сотрудники будут понимать, зачем и почему они работают именно с вами, то обещаю, у вас будет очень хорошая отдача.

Компания не может выжить без выгоды, да. Но не ставьте повозку перед лошадью. «Лошадь» — это то, что движет вашими клиентами и работниками, это дополнительные ценности помимо денег. Современные компании, которые планируют вести свой бизнес долгое время, должны отойти от принципа «мы продаем вам товар» и прийти к принципу «мы мотивируем и вдохновляем вас, приходите покупать товар только у нас».

При разработке стратегии нужно начинать с жестких фактов. Вам нужны глубокие знания о внешней стороне ведения бизнеса. Нужно разбираться в предпочтениях ваших клиентов, также необходимо очень хорошо знать своих конкурентов. Надо понимать общество, в котором вы живете, и его законы. Нужно иметь точные факты о вашем предприятии: нравится ли людям с вами работать, где проблемы, где у вас успехи, какова работоспособность вашего персонала и прочее. Надо трезво взглянуть на ситуацию. Некоторые факты вам понравятся, о некоторых вещах вы, возможно, вообще не захотите слышать. Нравится вам это или нет, вы должны придерживаться реальности. Это даст толчок к началу правильного развития стратегии компании. В этом разница между профессиональным подходом и профанацией. Повторюсь, для успешного видения бизнеса очень важно обращаться к внешним компаниям, которые предоставят вам свежий взгляд на ситуацию и откроют более широкие перспективы.

Пятилетка или ГОЭЛРО? Как не улететь за облака?

— Каждой стратегии требуется от трех до пяти лет, чтобы воплотиться и прижиться. Если вы разрабатываете план на 10–15 лет, надо быть готовым к тому, что план должен пересматриваться и корректироваться, иначе этот план превратится в фантазию, которая не имеет ничего общего с реальностью. Нужно ставить амбициозные цели, но не забывать о жестких фактах реальности. Если вы сами не верите в свой стратегический план, то никто из вашего окружения в него не поверит.

Известные зарубежные «топы» говорят, что стратегию надо разрабатывать, но еще ни разу не случилось, что она оказалась верной.

— Я не слышал такого, для меня это что­то новое. По­моему, причины этого могут быть в том, что, если стратегию долго не пересматривать, она станет статичной и не станет отвечать запросам современной реальности.

Могу привести маленькую метафору. Когда военные хотят сбить вражеский самолет в небе, они никогда не знают, где конкретно, на какой высоте будет пролетать самолет. Координаты самолета заранее никогда не забиваются в ракету, которая будет его сбивать. Напротив, наземная ракета запрограммирована таким образом, что считывает сигналы с неба каждую миллисекунду. Вражеский самолет, который появится в небе, не летит по одной траектории, он постоянно меняет траекторию полета — и ракета считывает это. Благодаря постоянному сканированию неба ракета в конце концов ударит в цель. То же самое должно происходить со стратегией вашего бизнеса. Общество, предпочтения клиентов, возможности конкурентов постоянно меняются, и вам необходимо «сканировать» пространство, чтобы корректировать план, а именно вашу бизнес­стратегию. Конечно, не каждую миллисекунду, но каждые 6–8–12 месяцев.

Каких ошибок нельзя избежать?

— Нет такой ошибки, которую можно было бы избежать. Придумай хоть самую лучшую стратегию на земле, будь ты самым умным, но все равно есть вещи, которые ты не в состоянии контролировать. Однако всегда есть возможность предвидеть какие­то вещи, и обязательно надо создавать «план Б».

Чтобы избежать ошибки, очень важно тщательно делать свои «домашние задания» — то есть учесть все жесткие факты реальности, о которых мы говорили ранее. И учесть взгляд со стороны, который мы также упоминали. Я считаю, что каждая компания должна оставлять место для ошибки. Если мы не будем принимать те ошибки, которые мы делаем, то мы не будем идти вперед. Если вы допустили ошибку — то сделайте эту проблему открытой. Если вы скроете свою ошибку, то это может привести к катастрофе. Но если об ошибке будут знать, то есть шанс, огромный шанс избежать катастрофы. На ошибках учатся. В будущем вы научитесь их избегать.

Когда меня просят дать «10 советов для успеха», то я стараюсь этого избегать. Эти советы в конечном счете можно положить на полку. Каждая компания уникальна, и я даю совет в зависимости от положения компании, от ее целей. Для каждой компании — свой «индивидуальный пошив».

Подчеркну еще раз: делайте вашу стратегию развития бизнеса понятной для каждого человека в вашей компании. Разные уровни — исполнители и руководящий состав — говорят на своем языке, но вы должны донести смысл стратегии до всех.

Не бойтесь пользоваться услугами внешних компаний для составления стратегии вашего бизнеса. Даже если у вас есть личный тренер, то его мнение тоже очень поможет вам взглянуть на ситуацию со стороны. Работайте совместно с этими людьми, и успех вашей компании станет реальностью!

Почему Вы решили открыть бизнес в России именно с Нижнего Новгорода и иммигрировать именно сюда?

— После более чем 30 лет работы на ключевых позициях в ИКЕА, «Линдексе» и других международных компаниях я решил поделиться своими знаниями и поддержать компании, у которых грандиозные цели и амбиции по развитию своего бизнеса. И вот Стокгольмское бюро развития бизнеса открывает свой первый офис в России в Нижнем Новгороде. Для выхода компании на Восток были личные причины. Я работал и жил в России более шести лет, эта страна запала мне в душу. То, что мы открываем офис в Нижнем Новгороде, обосновано тем, что помимо красоты города и хороших людей, которых я здесь встретил, к нам поступила просьба от местных предпринимателей иметь возможность получать от нас поддержку в развитии компетенции своего персонала, что положительно скажется на увеличении продаж и доходности их компаний. Возможно, вы знаете, что я планировал, строил и открывал магазин «ИКЕА Нижний Новгород», который в данное время является одним из самых динамично развивающихся подразделений ИКЕА в мире.

* Инге Юлиуссон (Inge Juliusson), генеральный директор Стокгольмского бюро развития бизнеса (Stockholm International Business Development Bureau).

Беседовала Светлана Федюкова.

Комментарии

1
  • scarlett94
    Совершенно согласна со всем вышесказанным. Когда -то мне приходилось работать в ресторане. Было принято решение о том, чтобы раздавать информационные листовки в общественных местах, чтобы повысить посещаемость. Как оказалось, это работает! Правда, спустя некоторое время рекламная кампания прекратилась, посещаемость упала вдвое, многие - в том числе и я - уволились с работы. Только потом мы поняли, какую важную роль в бизнесе играет реклама.
    Вывод один: нужно постоянно совершенствоваться!
Общество

Бесплатная юридическая помощь станет более доступной и качественной

Минюст предложил утвердить стандарт оказания бесплатной юридической помощи.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Посоветуте курс

Что делать, если мобильный оператор требует оплатить навязанные услуги

Роспотребнадзор разъяснил, что все правовые основы деятельности в области связи установлены федеральным законом № 126-ФЗ «О связи».

Лучшие спикеры, новый каждый день

Предложено провести эксперимент по маркировке моторных масел

C 1 сентября 2024 по 31 августа 2025 года Минпромторг планирует проведение эксперимента по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

Налог на прибыль

Глава РСПП: повышение налога на прибыль не должно влиять на инвестируемую часть прибыли

Александр Шохин назвал дифференциацию по налогу на прибыль организаций справедливой и важной для развития страны.

Экономика России

Озвучены цели развития РФ до 2030 года: жизнь будет дольше, бедных будет меньше

Основные национальные цели развития России на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года утвердил свои указом Президент.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Роспотребнадзор: что нужно знать, чтобы принять доставленный другому человеку заказ

Роспотребнадзор разъяснил, может ли принять заказанный и доставленный товар родственник или коллега, знакомый.

В России создается новая свободная экономическая зона

Депутаты одобрили законопроект, который предоставит предпринимателям из Белгородской, Курской и Брянской областей такие же льготы, как у бизнеса из Новороссии.

Бесплатно с Коды ОКВЭД

Что будет и что делать, если не подтвердили основной вид деятельности ОКВЭД в СФР

Страхователю, который не подтвердил ОКВЭД, СФР вправе установить взносы на травматизм по самому «опасному» виду деятельности из тех, что были заявлены в ЕГРЮЛ (постановление Кабмина от 01.12.2005 № 713). Рассказываем, что можно сделать в такой ситуации.

Что будет и что делать, если не подтвердили основной вид деятельности ОКВЭД в СФР
Воинский учет

Единый реестр военнообязанных заработает 1 ноября: как будут вручать повестки и какие ограничения накладываются на граждан

Правительство утвердило постановление, которое регулирует работу единого реестра военнообязанных и реестра повесток. Согласно документу, обе системы должны заработать 1 ноября 2024 года.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Законопроекты

Госдума хочет заморозить авторские гонорары иноагентов

Власти планируют заблокировать доходы от монетизации авторов и исполнителей, которые были признаны иностранными агентами. Их деньги будут лежать на специальном счете до тех пор, пока они не вернутся в Россию.

Больничные

Что нового в правилах работы с электронными больничными с 1 мая 2024 года

С 1 мая 2024 года изменены правила работы с электронными больничными. Теперь для того, чтобы запросить в СФР сведения из электронных больничных бухгалтерии нужна машиночитаемая доверенность, выданная руководителем компании.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Общество

Утвержден первый ГОСТ на электронные учебные устройства для детей

Росстандарт утвердил национальный стандарт ГОСТ Р 71345-2024 «Средства обучения. Устройства учебные электронные для детей общие требования».

Проводки по начислению и уплате единого налогового платежа

Для бухгалтерского учета единого налогового платежа (ЕНП) налогоплательщики должны завести обособленный субсчет, на котором будут отражаться платежи в бюджет и зачет налоговых обязательств. О порядке отражения в бухучете операций по ЕНП читайте в статье.

Иллюстрация: nensuria/freepik
Инвестиции

Российским инвесторам разрешили выводить доходы со счетов типа «С»: условия

Если после 1 марта 2022 года в цепочке владения ценными бумагами не было представителей недружественных стран, то инвесторы могут вывести свои доходы со специальных счетов.

Отменять фиксированные взносы для ИП-пенсионеров не будут: почему

Если ИП-пенсионеров освободить от уплаты фиксированных взносов, то начнется перерегистрация бизнеса на пенсионеров ради экономии на взносах. Поэтому освобождать пенсионеров от «фиксов» не будут.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Путин стал президентом еще на 6 лет, выросли цены на кофе, а на заводе Toyota начнут выпускать Aurus

Подготовили обзор главных событий дня — 7 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Прощайте автообзвоны и СМС рассылки. Как бизнесу без штрафов рекламировать свои услуги?

Сегодня расскажу, правда ли, что бизнесу придется попрощаться с автообзвонами и рекламными рассылками.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Не шутка: в России впервые промаркировали пиво для собак

В ходе эксперимента промаркирована партия пива для собак методом этикирования, код нанесен на крышку на производстве «Апиценна».

Интересные материалы

Выписки из государственного адресного реестра заказали больше 130 000 пользователей

Получить выписку из ГАР можно бесплатно, направив запрос в налоговые органы во время личного визита, по почте или через порталы ФИАС и Госуслуги.