Менеджмент

Три этажа бизнеса

Новый, строящийся бизнес обычно начинается с эксперимента или пилотного проекта. Если все идет хорошо, дальше нужно создавать регламенты и процедуры, технологизировать процесс и делать его повторяемым, стабильным. В этом помогает модель трех этажей для нового бизнеса. Для существующего же бизнеса сначала нужно наладить бесперебойную непрерывную работу, а потом можно задуматься об ее эффективности и отдаче. Здесь поможет модель трех этажей для существующего бизнеса.

Новый, строящийся бизнес обычно начинается с эксперимента или пилотного проекта. Если все идет хорошо, дальше нужно создавать регламенты и процедуры, технологизировать процесс и делать его повторяемым, стабильным. В этом помогает модель трех этажей для нового бизнеса. Для существующего же бизнеса сначала нужно наладить бесперебойную непрерывную работу, а потом можно задуматься об ее эффективности и отдаче. Здесь поможет модель трех этажей для существующего бизнеса. Отсутствие любого из этажей делает бизнес неустойчивым.

Рассмотрим новый, строящийся бизнес. Понятно, что начинается он с какого-то эксперимента или пилотного проекта. Рано или поздно, если все идет хорошо, бизнес выходит на прибыль. Дальше уже нужно создавать регламенты и процедуры, технологизировать процесс и делать его повторяемым, стабильным.

Модель «Три этажа бизнеса» для нового, строящегося бизнеса можно представить так:

  • Первый этаж. Венчур, эксперимент, проба сил, затраты.«Доделаем эксперимент. Проверим предложенный метод. Пока не доделаем этот, не нужно других перемен...»
  • Второй этаж. Выход на прибыльность, команда, ударный труд.«Не брать в долг — если можно, одалживать, если нужно».
  • Третий этаж. Технологии, регламенты, процедуры, бизнес-машина.

Для существующего бизнеса картина выглядит несколько иначе: сначала нужно наладить бесперебойную непрерывную работу, потом можно задуматься об ее эффективности, отдаче с каждого вложенного рубля, занятого квадратного метра и вовлеченного в бизнес сотрудника. Параллельно следует работать над новыми проектами, бизнесами, искать новые способы приложения своих талантов и ресурсов.

Модель«Три этажа бизнеса» для существующего бизнеса можно предоставить так:

  • Первый этаж. Непрерывная работа без сбоев.
  • Второй этаж. Эффективность (на человека, на квадратный метр, на рубль).
  • Третий этаж. Венчуры (новые места и способы зарабатывания денег).

Кроме того, здесь ищутся или создаются команды менеджеров, способные достигнуть поставленных целей, определяются системы их контроля и мотивации. Продукт собственника, который передается менеджерам (прежде всего топ-менеджерам) —цель.

Менеджеры крайне важны на втором этаже, где нужно выйти на прибыль или добиться эффективности. Они разрабатывают различные стратегии достижения поставленных целей (утверждаемые собственником) и программы для отработки форс-мажорных ситуаций, продумывают риски и компенсации рисков, определяют, где лучше взять ресурсы (и на каких условиях), превращают цели в проекты, планы, бюджеты, план-графики, сметы, контракты, договоры. Можно сравнить этот этаж с проектно-конструкторским бюро (ПКБ).Здесь подбираются исполнители, здесь могут совершаться «изобретения». Эксперименты здесь помельче и рисковать особо никто не желает, Продукт менеджера, который передается исполнителям, — проект.

Цели, проекты — все это прекрасно, но это все же бумаготворчество. Кто-то должен воплотить его в дереве, бетоне или металле. Третий этаж нового бизнеса или первый этаж существующего можно назвать бы цехом. Здесь выполняют (или не выполняют) планы, реализуют проекты, укладываются в бюджеты.

Желательно, чтобы эти детали выходили в нужное время, в нужном количестве, с требуемым качеством и в рамках плановой себестоимости. Продукт этого этажа — построенное здание, выкопанная канава, собранный агрегат. Требования к функциональности и качеству здесь выдвигают уже клиенты, а не ниже стоящие на служебной лестнице товарищи.

Особенность этажа целеполагания — в дискретности процесса. Хорошие цели не нужно рожать слишком часто, иначе просто захлебнутся и проектировщики, и исполнители. Плановая, проектная деятельность не может быть дискретной, здесь уже нужны регулярные процессы. Цех же требует организации непрерывной бесперебойной работы.

Особенность среднего, проектного этажа в том, что нужно угодить и нашим и вашим. В первую очередь, конечно, целеполагателю. Менеджеры обычно отдают себе отчет в том, что ошибка в целеполагании во сто крат больнее ударит по фирме, чем любая ошибка простого исполнителя. Ошибка планирования обойдется на порядок дороже исполнительских ошибок. Однако желающих заняться самобичеванием обычно не находится.

Менеджерам, обитателям проектного этажа, не резон ссориться с коллегами, соседями по этажу, хотя это не исключает создания кланов, развития интриг. Если ты «на хорошем счету» у целеполагателя, под его «крышей» многое можно себе позволить.

В «цехе» — свой уровень проблем. Там остается ворчать на смежников, погоду и иные независящие от предприятия факторы, потому как качество плана и, тем паче, качество цели нижним чинам обсуждать не принято.

Выход есть, но он требует умственного напряжения, реального интереса друг к другу и сдерживания амбиций на всех трех этажах. Тогда целеполагатель не «спускает» цель, а «продает» ее менеджерам, пытаясь убедить их, выслушивая аргументы, идя на компромиссы. Менеджер так же работает с коллегами и исполнителями. Тогда есть шанс, что качество цели и качество плана будут улучшены.

Руководители среднего звена и исполнители привыкли ждать решений сверху и спихивать туда ответственность. Технология должна начаться с вдалбливания людям простой истины: «непринятие решений наказуемо — технология «обязывает тебя их принимать».Организация деятельности на каждом этаже должна быть своя.

В цехе можно и нужно проводить ежедневные оперативки — лишь бы все работало. На втором этаже ежедневные оперативки и формальные отчеты — глупость. У второго, проектного этажа две основных задачи: повышение эффективности работы цеха и внедрение, доведение до производства новых идей, технологий, продуктов, идущих сверчу. Здесь нужны хорошо подготовленные совещания, «мозговые штурмы», глубокая аналитика, рассмотрение прогнозов и вариативных сценариев развития событий.

Проектный этаж — своеобразная «прокладка» между целью и действием:

  • снижающая риски (в том числе необратимые);
  • оптимизирующая затраты ресурсов;
  • позволяющая действовать более гибко и адаптивно в условиях постоянных изменений.

Чем сложнее цель, тем больше нужда в этом промежуточном слое. Если цель — соорудить шалашик, опытный человек обойдется одним карандашным наброском, если цель — построить новый город в пустыне, то проектную документацию и на грузовике не увезешь.

В качестве выводов по этой модели можно привести следующие соображения:

  • Цель — это прежде всего ответственность за цель. Если четкой цели нет, царствуют эмоции, процветают фавориты.
  • Все три этажа в бизнесе должны присутствовать. Как генералы, офицеры, солдаты и матросы. Как архитекторы, проектировщики и строители разных специальностей. Как владельцы клубов, тренеры, футболисты и обслуживающий персонал.
  • Отсутствие любого из этажей делает бизнес неустойчивым. Нет внятного целеполагания, и каждый гнет что-то свое — диссертацию пишет, «налево» работает, имитирует кипучую деятельность. Нет проектного этажа, и целеполагатель напрямую работает с цехом: отсюда бесконечные переделки, многократное увеличение стоимости и сроков выполнения работ. Нет цеха, и амбициозные цели вместе с красивыми проектами их достижения остаются на бумаге, не воплощаются в жизнь.
  • Три этажа должны быть по возможности сбалансированы по уровню. Если целеполагатель мощнее своих проектировщиков, смогут ли они добиться серьезного результата? Конечно, в зависимости от этапа жизненного цикла и динамики развития рынка тот или иной этаж могут выходить на первый план. Когда готовятся серьезные изменения на рынке (меняется законодательство, приходит сильный иностранный конкурент, дорожает сырье), неизмеримо возрастает роль целеполагателя. Когда все устоялось, успех определяется на других этажах.
  • Инструменты организации взаимодействия между проектировщиками и цехом достаточно известны. Один из наиболее популярных — механизм «управления проектами».
  • Одни и те же люди не должны метаться по всем трем этажам, хотя переходы и связи, шлюзы между этажами должны быть. Собственник, напрямую работающий с цехом, вносит путаницу и нервозность, подменяет мастеров, ловит мелочи и расходует свое время не лучшим образом.

Начать дискуссию

Физлицам до 2 мая нужно сдать уведомления о КИК

Если не представить уведомление о контролируемой иностранной компании, придется заплатить штраф в размере 500 000 рублей.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как ваши интернет-бухгалтерии уменьшают налог на взносы? Опрос

Одна из подписчиц рассказала нам о том, как устроен расчет налога по УСН в онлайн-бухгалтерии Тинькофф, и прислала нам скрины переписки с поддержкой. Нас подход удивил и мы решили устроить опрос — а как работают ваши онлайн-бухгалтерии?

Допустимое время сверхурочной работы по ТК предложено увеличить

В настоящее время Трудовой кодекс разрешает переработки по 4 часа в течение двух дней подряд, то есть работать по 12 часов в день.

Лучшие спикеры, новый каждый день
НДС

ФНС планирует сократить сроки возмещения НДС

Сейчас бизнесу возвращают НДС в течение 2-х месяцев, но глава ФНС хочет сократить эти сроки до нескольких недель.

НДС при продаже ТС через цепочку юридических лиц. Документальное подтверждение

Каким образом документально подтвердить факт регистрации транспортного средства на физического лица в случае его перепродажи через цепочку юридических лиц?

Цифра дня. Про платежки и ЕНС

Глава ФНС поделился статистикой, как ЕНС изменил к лучшему жизнь бизнеса.

Цифра дня. Про платежки и ЕНС
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Мошенники обещают ветеранам выплаты в честь Дня Победы

Аферисты пытаются использовать праздник в собственных криминальных целях и обещают ветеранам единовременные выплаты до 300 000 рублей.

НДФЛ

При продаже квартиры вдова может учесть расходы умершего мужа на ее покупку

Ситуация: будучи в браке мужчина купил квартиру на свое имя. Через 2 года он умер, квартира перешла по наследству его жене, и она ее продала.

Зарплата

Можно ли направлять расчетные листы в электронном виде

В соответствии со ст. 136 ТК работодатель обязан при выплате зарплаты обязан сообщать сотрудникам о составных частях выплаты, компенсациях и иных выплатах, удержаниях и общей сумме.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Суд взыскал с IKEA 12,9 млрд рублей

По заявлению ФНС с дочерней компании IKEA в России взыскали почти 13 млрд рублей.

Маркетплейс Ozon получил предупреждение от ФАС

Предприниматели пожаловались в ФАС на неопределенные условия в договорах с маркетплейсом Ozon, а также на навязчивые предложения поучаствовать в акции «Баллы за скидки».

Требования к комплектации укладок, наборов, комплектов и аптечек для оказания первой помощи на 2024 год

Предлагаем ознакомиться со всеми актуальными приказами Минздрава на 2024 год, которые содержат требования к комплектации укладок наборов комплектов и аптечек для оказания первой помощи.

Иллюстрация: freepik/freepik
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДФЛ

Налоговики сложат зарплату и доход от брокеров и доначислят НДФЛ 15%

За 2023 год налоговые агенты отдельно считают НДФЛ по каждой налоговой базе, а ФНС потом все суммирует и пересчитывает налог с дохода свыше 5 млн рублей.

Спрос на акции «МТС банка» в 15 раз превысил объем выпуска

Размещение акций «МТС банка» на Мосбирже стало рекордным по числу заявок от инвесторов.

Как один бизнес снизил налоги в 11 раз и еще четыре кейса законной оптимизации

Компания работает в ноль и владелец сидит без дохода, бухгалтер постоянно косячит, а ФНС доначислила миллионы из-за сомнительной налоговой схемы? Кажется, что легче закрыть фирму, чем постоянно латать финансовые дыры. На самом деле в большинстве случаев можно не только решить проблему с деньгами, но и найти ресурсы на развитие бизнеса.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Перевод на удаленку: не все так просто

Согласно статье 312.1 Трудового Кодекса РФ, удалённо может работать любой сотрудник организации, в том числе занимающие руководящие должности и генеральный директор. Но для этого должно быть достаточно оснований, а также технических возможностей, чтобы обеспечить дистанционную работу сотрудника.

В ОАЭ завершился международный бизнес-форум «Мир возможностей»

Участники форума нашли точки соприкосновения для дальнейшего сотрудничества России и ОАЭ в медицине, образовании, спорте, торговле и деятельности по развитию искусственного интеллекта.

Командировка на майские праздники: оплачиваем правильно

Командировка работника может выпасть на майские праздники или «захватить» несколько выходных дней. Оплачивать такие дни нужно по особым правилам.

Иллюстрация: Coworking Bansko/pexels

Учет офисных расходов при УСН

Офис — это не только место, в котором трудятся сотрудники. Это еще и дополнительные обязательные расходы, которые несет регулярно компания. Причем таких затрат бывает куда больше, чем может показаться на первый взгляд. В статье разъяснено, какие расходы на содержание офиса может понести налогоплательщик, если он находится на упрощенной системе налогообложения (УСН). Также прописано, как при данной системе учитывать подобные затраты.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

Интересные материалы

Акция 3+1 только до конца мая!

Оформи рекламную кампанию на 3 месяца и получи дополнительный месяц гарантированных лидов в подарок!

Акция 3+1 только до конца мая!