Маркетинг

Можно ли автоматизировать маркетинг?

На рынке появилось множество приложений по автоматизации маркетинга (ПАМ). Конечно, они не позволят вам уехать на острова, чтобы со стороны наблюдать, как без ваших усилий все новые и новые покупатели выстраиваются в очередь за вашим продуктом, но попробовать все равно стоит.

На рынке появилось множество приложений по автоматизации маркетинга (ПАМ). Конечно, они не позволят вам уехать на острова, чтобы со стороны наблюдать, как без ваших усилий все новые и новые покупатели выстраиваются в очередь за вашим продуктом, но попробовать все равно стоит.

Есть распространенное мнение, что работа отдела маркетинга — это что-то среднее между искусством и наукой, поэтому даже возможность ее регламентации и технического описания представляется чем-то фантастическим — не говоря уже об автоматизации. И тем не менее: такие приложения есть, и их цель — воздействовать на потенциальных покупателей в течение всего процесса покупки. ПАМ может полноценно работать только для сложных продуктов с длительным процессом покупки — автомобилей, недвижимости, программного обеспечения, туристических путевок, техники и других товаров и услуг (в том числе и b2b), ради приобретения которых люди тратят свое время, деньги и иные ресурсы, понимая, что ошибка в выборе может обойтись дорого. У подобных продуктов, в отличие от FMCG, где покупка происходит спонтанно, а цена ошибки для потребителя невелика, есть ярко выраженный процесс, состоящий из четырех этапов: стимул, исследование, оценка/переговоры, покупка/эксплуатация.

ПАМ — это программа, интегрированная с вашим сайтом, профилями в соцсетях и другими активностями, где есть список конкретных участников (вебинары, конференции, выставки и т. д.). При использовании соответствующей стратегии она позволяет идентифицировать посетителей сайта (соцсетей и др.), фиксировать их активности, определять интересы, присваивать им рейтинги и даже влиять на них после того, как они покинули сайт или мероприятие, в контексте их интересов с помощью электронной рассылки или распространения контента в соцсетях.

Для автоматизации маркетинга необходимы две составляющие — во-первых, стратегия, во-вторых, собственно программа.
Начнем со стратегии. Сайт должен предлагать реальное решение какой-либо проблемы для посетителей. Может показаться, что автор этих строк изображает Капитана Очевидность, но 90% корпоративных сайтов Рунета решают только одну проблему — рассказать о компании, причем эти рассказы, как бы ни были они разнообразны по форме, всегда однообразны по содержанию: компания, как правило, «передовая», «технологичная» и «инновационная» (читай: у директора есть iPad), а команда укомплектована «лучшими профессионалами индустрии с многолетним опытом».

Понятно, что никакая автоматизация их не спасет. Трансформация корпоративного маркетинга в маркетинг для покупателей — самая сложная задача при внедрении ПАМ. И если вы понимаете, что весь контент вашего сайта создан с использованием вышеперечисленных качеств в комбинации с названием вашей компании или продукта и не в состоянии изменить эту ситуацию, то можете не тратить время на прочтение этой колонки. Но если вдруг вам удастся создать сайт, контент которого полностью сфокусирован на проблемах клиентов, то использование ПАМ даст такие данные для конверсии посетителей вашего сайта в реальных покупателей, о которых вы даже не мечтали. Но перед этим еще важно упомянуть о формуле работы правильного с точки зрения ПАМ сайта: Предложение — Призыв к действию — Целевая страница — Форма для заполнения.

Приведу пример. Вы заходите на сайт маркетингового агентства и видите информацию о новой услуге, которая поможет сэкономить 15% бюджета (это и есть Предложение). Под ней — кнопка «Бесплатная консультация» (Призыв к действию).

Кликнув на нее, вы переходите на страницу с детальным описанием услуги (Целевая страница) и оставляете контактные данные, чтобы с вами связались (Форма для заполнения). Такой подход означает, что каждая страница вашего сайта создана с целью конверсии. Если на сайте нет предложений, призывов к действию и целевых страниц с формами, можно смело сказать, что к интернет-маркетингу он не имеет никакого отношения.

Теперь о самой программе. Фундаментальная концепция ПАМ заключается в том, что все инструменты онлайн-маркетинга собраны в одной программе и управляются централизованно. А поскольку у вас есть данные по всем активностям, вы можете видеть, как конкретные потенциальные покупатели взаимодействуют с вашими маркетинговыми активностями.
Какие именно инструменты онлайн-маркетинга объединяет ПАМ? Их можно условно разделить на три категории:

  1. распространение маркетингового сообщения (электронные рассылки, публикации в соцсетях и т. д.);
  2. мониторинг (отслеживание сигналов к покупке от потребителей и активностей конкурентов, анализ трафика сайта и взаимодействия в соцсетях);
  3. техническая (организация мероприятий, семинаров, вебинаров, конференций, создание целевых страниц и форм для заполнения).

Единая база данных по всем маркетинговым активностям — это и есть главная выгода от использования ПАМ, которая позволяет видеть результаты на индивидуальном уровне, по каждому из потенциальных клиентов.

Допустим, вы продаете автомобили. Для привлечения покупателей вы проводите разные мероприятия, создаете и продвигаете сайт, даете контекстную рекламу в Интернете, рассказываете о себе в соцсетях и организуете тест-драйвы. Каждую из перечисленных активностей вы оцениваете по соответствующим показателям эффективности — трафик, CTR, количество «лайков», отклик, число участников и пр. Но только с помощью ПАМ вы сможете получить консолидированные данные по вашим мероприятиям и по тому, как конкретные покупатели с ними взаимодействовали.

Более того, присвоив каждому из типов взаимодействия определенное количество баллов, вы будете понимать степень готовности потенциального покупателя к покупке. Допустим, у вас есть потенциальный покупатель Иван, который кликнул на контекстную рекламу в Google и зашел на ваш сайт. Вы присваиваете ему по одному баллу за переход на сайт и посещение каждой страницы. Затем он заполнил форму, чтобы скачать брошюру о новом автомобиле, и за это вы ему добавляете уже пять баллов. При заполнении формы он подписался на рассылку (+2 балла) и, получив письмо, открыл его (+1), кликнул по ссылке (+1), чтобы записаться на тест-драйв (+10), приехал на тест-драйв и прокатился на машине (+25) и т. д. Таким образом, система квалифицирует потенциальных покупателей по степени их заинтересованности и готовности к покупке. А вы получаете возможность автоматизировать программы по воздействию на каждый сегмент в зависимости от этапа процесса покупки, на котором они в данный момент находятся. Это больше приближает ваш маркетинг к контексту клиентов, чем массовые рассылки без понимания истории взаимодействия с потенциальным покупателем.

Кроме того, ПАМ позволяет мониторить сигналы от потенциальных покупателей в соцсетях. Вы можете настроить систему на поиск ключевых слов (например, про конкретный автомобиль или покупку машины в салоне) и в случае их появления оперативно реагировать, вовлекая пользователей в процесс покупки. Вы также можете оценивать маркетинг конкурентов — трафик сайта, активности в соцсетях.

Техническая часть программы предельно упрощает создание целевых страниц, форм для заполнения, а также организацию мероприятий.

В общем, если ваша компания продает продукты и услуги, решение о покупке которых принимается не спонтанно, а в течение долгого периода времени, и вы хотите точно понимать, как ваши маркетинговые активности (а значит, и деньги) влияют на их решения о покупке, — самое время задуматься о разработке новой маркетинговой стратегии и подписке на ПАМ.

Сейчас на рынке не менее двух десятков компаний, предлагающих подобные решения. Все они работают по модели SaaS1 и предлагают различный формат подписок и поддержки. Цена варьируется от 200 до 15 тысяч долларов в месяц в зависимости от количества активных контактов, пользователей, типа поддержки и бренда. Наиболее известные решения — Eloqua, Marketo, Hubspot, Infusionsoft, Pardot, Teradata, Acton, Loopfuse. Последняя даже предлагает бесплатную подписку на урезанную версию программы, что позволяет понять, как примерно работает ПАМ. Правда, это сложновато для обычных пользователей, так что вам обязательно понадобится специалист из ИТ-службы, чтобы начать пользоваться программой. Тем не менее для начала погружения в мир автоматизации маркетинга вполне подходящий вариант.

Начать дискуссию

Вклады

Ставку по некоторым вкладам хотят отвязать от ключевой, но Минэкономразвития против

Центробанк предложил создать специальные вклады для малоимущих, которые получают социальную поддержку. Изначально доходность по таким вкладам определяли как ключевую ставку ЦБ + 1%, но есть и другие предложения.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Домашний адрес как место работы в трудовом договоре с дистанционщиком: правильно ли так

Дистанционные сотрудники работают по трудовому договору вне места нахождения работодателя и вне стационарного рабочего места, прямо или косвенно находящегося под контролем работодателя.

6

🎡Викторина на «Клерке». Проверьте, как вы отчитались за I квартал

На «Клерке» викторина! Проверьте, насколько вы крутой бухгалтер, а заодно узнайте, как вы отчитались за первый квартал. Разыгрываем приз! Поторопитесь!

Создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина, Клерк
Лучшие спикеры, новый каждый день

Покупка криптовалюты банкротом: как избежать оспаривания сделки?

Как суды относятся к сделкам с криптовалютой в случае банкротства? Судебная практика и рекомендации.

Покупка криптовалюты банкротом: как избежать оспаривания сделки?

5 лайфхаков для бухгалтера: что делать, если директор не повышает зарплату

Даже самая достойная зарплата бухгалтера после пары лет без повышения становится не очень впечатляющей. Цены на жизнь растут, а индексация окладов оставляет желать лучшего. Рассказываем, что делать специалисту, который хочет повысить доход, но не может достучаться до начальства. 

5 лайфхаков для бухгалтера: что делать, если директор не повышает зарплату

Не удивили: чем в основном занимается молодежь в качестве ИП и самозанятых

5,2 млн молодых людей зарегистрированы в качестве самозанятых, а предпринимательскую деятельность через ИП ведет 1 млн человек в возрасте до 35 лет.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

С 1 мая вводится маркировка БАДов и антисептиков

Все участники оборота биологических активных добавок к пище (БАД), антисептиков и дезинфицирующих средств с 1 мая 2024 года должны передавать данные о движении маркированной продукции через электронный документооборот (ЭДО) между участниками.

Условия работы НПД противоречат ТК РФ, приостановка переводов. Обзор для бухгалтера

Налоговые новости с Петром Захарченко. Все самое интересное из мира налогов в видео-обзоре.

Для малого бизнеса в сельском хозяйстве будут дополнительные меры поддержки: какие именно

Президент поручил правительству разработать дополнительные меры поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

💥Обзор к утру среды: косметика из нефти, на АЭС Фукусима-1 отключилось электричество, Михаилу Ефремову отказали в УДО

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

Заставили отдать 3 миллиона, взять в штат 212 подрядчиков и оштрафовали на 500 k — как самозанятые стали сотрудниками?

Привет, я Павел из «Патрикеев и партнеры». Разберу на примере реального судебного дела, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Читайте, как налоговая вычисляет и штрафует бизнес.

Заставили отдать 3 миллиона, взять в штат 212 подрядчиков и оштрафовали на 500 k — как самозанятые стали сотрудниками?
4

Куда развиваться тем, кому «давит» карьерный потолок 

Существует мнение, что совершенствоваться в профессии можно бесконечно. Не всегда это так. Иногда мы чувствуем, что «уперлись в потолок». Работа больше не приносит удовольствия и перспектив. Разбираемся, что делать, если такая ситуация уже произошла.

Куда развиваться тем, кому «давит» карьерный потолок 
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Общество

Туристы могут поехать в Таиланд на 60 дней без визы

Временный порядок безвиза сроком на 90 дней закончит действовать 30 апреля, но с 1 мая российские туристы смогут находиться в Таиланде без визы 60 дней.

Что такое мораторий на проверки бизнеса и на какие компании он распространяется в 2024 году?

Мораторий на проверки бизнеса — это временное ограничение плановых и внеплановых контрольных мероприятий, проводимых государственными органами (МЧС, Роспотребнадзор, Роскомнадзор и др.) для надзора за предпринимательской деятельностью.

Иллюстрация: Вера Ревина/«Клерк»

Ключевая ставка останется 16% — и точка

В пятницу 26 апреля будет очередное заседание ЦБ по ключевой ставке, на котором её оставят без изменений с вероятностью выше 90%. Конечно, бизнесу тяжеловато развиваться в таких условиях, население тоже в печали, ставки по ипотекам конские, да и в целом кредиты дорогие. Это, конечно, не мешает людям их брать.

Ключевая ставка останется 16% — и точка

Как бухгалтеру не выгореть на работе. Советы экспертов

В бухгалтерской профессии сочетаются высокие требования, строгие сроки и требование к точности, что может привести к выгоранию. Вот несколько советов, как бухгалтерам избежать выгорания и поддерживать свое благополучие:

​Критерии однодневок. Высокий уровень риска

Если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот. Такое послание получил персонаж одного классического произведения. Мы в классики не стремимся, но можем перефразировать: «Если время и деньги дороги вам, держитесь подальше от контрагентов у которых есть критерии однодневок с высоким уровнем риска».

​Критерии однодневок. Высокий уровень риска

Социальные предприниматели зарабатывают в РФ миллиарды: какие это сферы деятельности

Выручка индивидуальных предпринимателей, который работают в социальной сфере, составила 17,9 млрд рублей, а юридических лиц — 84,6 млрд.

Банки

Вклады теперь застрахованы более надежно

Размер повышенной дополнительной ставки составит 300% от базовой. С первого квартала 2022 года дополнительная ставка была нулевой.

Интересные материалы

Уведомление по ЕНП

❗ Минюст зарегистрировал изменение правил заполнения уведомлений по ЕНП

Порядок заполнения ЕНП-уведомления и электронный формат этого документа обновили. Новые правила заработают со 2 мая. Впрочем, их применяют и сейчас.