Маркетинг

Проблемы отделов продаж и их эффективное решение

И здесь немаловажную роль играет принятая вами система отдела продаж, которая и действует в Вашем бизнесе. На сегодняшний день существует три основных системы: одно-, двух- и трехступенчатые. Теперь о каждой из них подробно.

И здесь немаловажную роль играет принятая вами система отдела продаж, которая и действует в Вашем бизнесе. На сегодняшний день существует три основных системы: одно-, двух- и трехступенчатые. Теперь о каждой из них подробно.

Итак, одноступенчатая система продаж, при которой есть руководитель и определенное количество менеджеров по продажам.

В настоящее время она является наиболее распространенной в сфере малого и среднего бизнеса — и при этом наименее эффективной. Почему? Да просто потому, что она порождает очень много проблем, связанных с персоналом:

  • «Звездная болезнь» менеджера, показывающего отличный результат по итогам месяца. У него сразу же появляется убеждение, что он слишком много работает или что ему платят намного меньше, чем он этого заслуживает. При этом не имеет значения, действительно ли он в этот период очень активно работал или ему просто несколько повезло. В результате все его показатели начинают резко снижаться, а мотивация становится малоэффективной.
  • Отсутствие роста. В результате активных действий в течение какого-то промежутка времени менеджер нарабатывает определенное количество постоянных клиентов и в дальнейшем он ограничивается их обслуживанием. С одной стороны, он продолжает приносить компании нужный объем продаж, и придраться к нему как бы и не к чему. С другой же стороны, замотивировать такого человека на дальнейший поиск новых клиентов практически невозможно. В результате увеличение объемов продаж и рост бизнеса в целом становится невозможным.

А если учесть, что клиенты в принципе не могут быть постоянными ВСЕГДА, то очень быстро начинает наблюдаться спад. При этом навыки поиска потенциальных покупателей и закрытия первых сделок у менеджеров быстро теряются, в результате чего общая эффективность сотрудника заметно снижается.

  • Опасность потери клиентской базы. Самые активные и продвинутые менеджеры могут запросто разрушить весь ваш бизнес, если надумают уйти из него и при этом захватить всю клиентскую базу. Во-первых, они считают ее чуть ли не своей собственностью, поскольку именно они ее создали. А во-вторых, они имеют к ней абсолютно свободный доступ.
  • Постоянно возникающие трудности с набором персонала. Каждый руководитель на собственном опыте знает, как непросто найти хорошего продажника. И как быстро он потом уходит из бизнеса.

На самом деле продажи — это самый сложный и самый стрессовый элемент любой бизнес-системы. И если человек действительно является в этом профессионалом, то он прекрасно осознает свою ценность. Поэтому у него возникает естественное желание либо организовать собственный бизнес, либо уйти туда, где лучше условия труда и выше возможный доход. Например, это может быть крупная оптовая компания, где за счет огромного товарооборота он сможет получать гораздо большие деньги. Либо его могут просто переманить конкуренты.

Другими словами, вы вкладываетесь в подготовку людей, а они потом уходят в другие компании либо постоянно требуют от вас каких-то более выгодных условий работы и оплаты.

  • Необходимость в регулярном обучении сотрудников. Если Вы не делаете этого постоянно, то уровень профессионализма ваших продажников очень быстро падает.

И дело даже не в том, что технологии продаж идут семимильными шагами. Наибольшую трудность представляет отсутствие внутренней мотивации. И уже через 2-3 недели после обучения сотрудники перестают делать то, что вы пытались внедрить. И все надо начинать заново.

Как видите, одноступенчатая система отдела продаж порождает очень много проблем с персоналом. И вопрос не в том, что лично у вас их нет. Возможно, что у вас их просто еще нет.

Как же можно, если не устранить, то заметно снизить остроту этих проблем?

Для этого существуют двух- и трехступенчатые системы отделов продаж.

Главное их отличие состоит в том, что весь процесс продаж в них разбит на составляющие, которыми занимаются разные отделы, либо — в простейшем варианте — разные люди.

В двухступенчатой системе отдельно выделяют работу с уже существующими клиентами, что снижает риск увода продажниками клиентской базы.

В трехступенчатой системе дополнительно разделяются процессы поиска потенциальных покупателей и закрытия их на первую продажу.

Что вы получаете в итоге? Три разных отдела:

Первый занимается генерацией потенциальных клиентов: «холодным» обзвоном, рекламой и пр. Их главная задача — найти людей или организации, которым потенциально интересен ваш товар или услуга. И как только им говорят «да», они тут же передают «теплые» контакты в следующий отдел.

Во втором отделе сидят профессиональные продажники, которые умеют закрывать клиента на первую продажу. Получая «теплые контакты», они резко увеличивают свою конверсию. А значит, и эффективность всей системы. Закрыв клиента на первую продажу, они передают его в третий отдел.

Работа третьего отдела сводится к тому, чтобы закрывать клиентов на новые и новые сделки.

К чему приводит подобное разделение?

Помимо того, что резко увеличивается производительность сотрудников за счет того, что им не приходится постоянно переключаться с одного вида деятельности на другой, также очень быстро возрастает их профессионализм.

Упрощается процесс найма персонала, поскольку снижаются требования к новым сотрудникам. К примеру, в первый отдел можно набирать самую дешевую рабочую силу. Ведь там могут работать все, кто способен заучить и многократно повторять конкретный скрипт. Сюда можно брать людей на гибкий график, неполный рабочий день и т. д.

Вопрос ухода продажников также в определенной мере теряет актуальность. Ведь здесь у них нет постоянных стрессов, связанных с «холодным» обзвоном: теперь из 100 человек им говорят «нет» не 98, а человек 40, поскольку они уже заранее сообщили о своем потенциальном интересе. Кроме того, конкурентоспособность продажника на рынке сильно снижается из-за того, что навыки поиска потенциальных клиентов быстро утрачиваются. Да и возвращаться к этой неблагодарной работе мало кому захочется.

Увод клиентской базы становится практически невозможным в принципе. Поскольку продажники закрывают только первую сделку, а в третьем отделе, где и содержится вся клиентская база, обычно сидят люди, которые не готовы на такие подвиги, как открытие собственного бизнеса, да им это и не нужно.

Еще одним немаловажным моментом является возможность движения по карьерной лестнице. Если при одноступенчатой системе отдела продаж стать руководителем для абсолютного большинства нереально, то при трехступенчатой системе уже существует как минимум возможность перехода из одного отдела в другой. А многих людей к более активной работе стимулирует именно новое звание и новые погоны. И здесь даже деньги зачастую не играют такой серьезной роли.

В заключение хочется отметить, что переход с одной системы на другую, несравненно более эффективную, не проходит одномоментно по указанию сверху. На ее внедрение нужно время, планомерность и готовность расстаться с той частью персонала, которая не захочет перестраиваться.

Но в любом случае такой переход очень быстро окупит себя как в материальном выражении, так и в плане более четкой системы управления и контроля в целом. В принципе, эта система будет отчасти сама себя контролировать. Потому что если продажник вовремя не получит список «теплых» звонков, он первый забьет тревогу, — ведь это его живые деньги, и он вряд ли захочет терять их из-за халатности сотрудников первого отдела.

Другими словами, переход на трехступенчатую систему отдела продаж представляется обоснованной мерой и реальной возможностью увеличения прибыли практически в любом бизнесе независимо от его величины. Поскольку, как уже говорилось выше, в простейшем варианте это могут быть просто три разных человека.

Начать дискуссию

Российским инвесторам разрешили выводить доходы со счетов типа «С»: условия

Если после 1 марта 2022 года в цепочке владения ценными бумагами не было представителей недружественных стран, то инвесторы могут вывести свои доходы со специальных счетов.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Отменять фиксированные взносы для ИП-пенсионеров не будут: почему

Если ИП-пенсионеров освободить от уплаты фиксированных взносов, то начнется перерегистрация бизнеса на пенсионеров ради экономии на взносах. Поэтому освобождать пенсионеров от «фиксов» не будут.

⚡️ Итоги дня: Путин стал президентом еще на 6 лет, выросли цены на кофе, а на заводе Toyota начнут выпускать Aurus

Подготовили обзор главных событий дня — 7 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Прощайте автообзвоны и СМС рассылки. Как бизнесу без штрафов рекламировать свои услуги?

Сегодня расскажу, правда ли, что бизнесу придется попрощаться с автообзвонами и рекламными рассылками.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Не шутка: в России впервые промаркировали пиво для собак

В ходе эксперимента промаркирована партия пива для собак методом этикирования, код нанесен на крышку на производстве «Апиценна».

Выписки из государственного адресного реестра заказали больше 130 000 пользователей

Получить выписку из ГАР можно бесплатно, направив запрос в налоговые органы во время личного визита, по почте или через порталы ФИАС и Госуслуги.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с НДФЛ

Кто будет платить налог с процентов по вкладам за 2023 год. Мини-курс

Разбираемся в мини-курсе, проценты по каким вкладам за 2023 год будут облагаться НДФЛ, какие проценты налогом не облагаются и по какой формуле рассчитать сумму налога.

Кто будет платить налог с процентов по вкладам за 2023 год. Мини-курс

ПУСН, УДСН: как назовут новый налоговый режим и каким он будет. 👀«Ночной бухгалтер» № 1678

Бухгалтеры обсуждают новую XL-упрощенку. Пострадавшим от паводков дадут отсрочку по налогам. Камеры увидят вас везде. Никому не рассказывайте, сколько зарабатывают коллеги. Налоговики напомнили, как зачесть переплату на ЕНС. И другие новости дня.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Что важно учесть при переходе на новые форматы УПД и счета-фактуры

ФНС утвердила новые форматы УПД и счет-фактуры, о чем говорится в приказе от 19.12.2023 № ЕД-7-26/970@. Прежние форматы, утвержденные приказом ведомства от 19.12.2018 № MMB-7-15/820@ были добавлены в Приложение №2 к новому приказу 970, а сам приказ 820 утратил силу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

С 20 мая стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

В России пройдет эксперимент по маркировке силовых кабелей.

НДС

Сдача в аренду жилья не облагается НДС. А компенсация коммуналки?

Услуга по предоставлению в пользование жилого помещения для проживания в нем граждан, оказываемая в рамках договора найма или аренды, освобождается от НДС.

Коллаборация и кобрендинг: как правильно объединить усилия для развития бизнеса 

Коллаборация — популярный формат взаимодействия у бизнеса совершенно разного уровня: от миллиардных корпораций до локальных компаний. Основная задача таких интеграций – расширение аудитории за счет ее пересечения у разных фирм.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Профсоюзы нужны, показал опрос. Но много стереотипов о них

Больше половины россиян (60%) считают, что современному российскому обществу нужны профсоюзы.

Названа причина крайне низкого процента страховых выплат в сельском хозяйстве

Торгово-промышленная плата предложила обратить внимание на недостатки в системе страхования в сельском хозяйстве и сельхозпроизводителей.

Займы сельхозкооперативов разрешили погашать новым способом

Заемщики могут погасить кредиты, выданные потребительскими и сельхозкооперативами на строительство и покупку жилья, за счет средств материнского капитала.

Какие проверки грозят работодателям в 2024-2025 годах

В 2025 году Роструд создаст общедоступный реестр компаний, у которых нашли факты нелегальной занятости. Кроме того, прокуратура будет вести постоянный мониторинг работодателей и реагировать на жалобы сотрудников в интернете.

НДС

Отгрузку в валюте для НДС не всегда надо пересчитывать по курсу ЦБ

Если договор составлен в валюте, отгрузка товара идет в валюте, а оплата приходит в рублях, то налоговую базу определяют на день отгрузки. Причем пересчет валюты в рубли идет по курсу ЦБ. Но эту норму не надо применять, если курс заранее прописан в договоре, и он фиксированный.

С 1 мая вступил в силу ГОСТ доставки готовой еды

Приказами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) утвержден новый национальный стандарт ГОСТ Р 71162-2023 «Услуги общественного питания. Доставка продукции общественного питания по заказам потребителей. Общие требования».

Юридическое оформление деятельности онлайн-школы: как все сделать правильно

2023 год принес онлайн-школам немало поводов для волнения в связи с претензиями к известным блогерам и онлайн-школам. Чтобы обезопасить бизнес от претензий налоговых и правоохранительных органов, владельцам онлайн-школ нужно обратить пристальное внимание на «юридическую упаковку».

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Общество

Названы самые популярные направления для отдыха в России

Координационный центр правительства провел среди граждан опрос о внутреннем туризме.