Маркетинг

Незнакомый покупатель

Экономический кризис — это всегда падение платежеспособного спроса, изменение структуры потребительской аудитории и моделей потребления. Как остановить падение продаж — ключевой вопрос, на который сегодня ищет ответ менеджмент большинства компаний.
361 0

Экономический кризис — это всегда падение платежеспособного спроса, изменение структуры потребительской аудитории и моделей потребления. Как остановить падение продаж — ключевой вопрос, на который сегодня ищет ответ менеджмент большинства компаний.

Рецепт один: необходимо заново узнать своих потребителей, которые сегодня вынуждены менять покупательские стратегии. Наибольшие изменения стратегии наблюдаются у тех покупателей, которые ориентируются на соотношение «цена — качество»: они обращают внимание на ценности бренда и готовы платить за качество. Эта аудитория составляет около 20% от всех потребителей. Маркетологи относят их к среднему классу; это очень благодатный потребитель, который при должных маркетинговых усилиях позволяет производителю стабильно получать дополнительный доход.

Так обстояли дела до кризиса. В последнее время на фоне снижения реальных доходов населения эта категория потребителей несет самые большие потери: ее представителей вымывает в более низкие ценовые сегменты, многие поневоле переходят в «другую лигу» — покупателей, которые ориентируются исключительно на низкую цену продукта или услуги. Наиболее заметные изменения в модели потребления наблюдаются именно здесь: люди начинают внимательнее относиться к расходам, жестко контролировать свой бюджет и вынужденно отказываются от потребления целых классов товаров. Для бизнеса, ориентирующегося на эту аудиторию, ситуация не самая приятная. Однако полезно помнить, что привычка потреблять качественные продукты не проходит быстро. Даже в ситуации кризиса потребитель почти наверняка будет стремиться «добирать» эмоции, приобретая товары «своих» брендов — если не для себя, то для близких. Тем более что переход на другие, более дешевые товары требует дополнительного времени на их изучение. Спровоцировать отказ от покупки любимых брендов может только сам производитель-продавец, бездумно повысив цены.

Казалось бы, задача по удержанию аудитории ясна: держать цены или не поднимать их слишком сильно. Решение лежит в области повышения эффективности производства, снижения издержек, сокращения прибыли. Чем способен помочь маркетинг?

Для маркетологов это непростая задача — сохранить приверженность потребителя к бренду, если тот не всегда может его себе позволить из‑за снизившихся доходов. Тактику действий на рынке компании точно придется поменять. Для этого «кабинетный» персонал должен видеть своего покупателя в местах продажи, определяя, что сегодня влияет на принятие решения о покупке. Если речь идет о производителе, для начала он должен четко оценить свою целевую группу: какая часть потребителей все еще готова покупать продукт. Параллельно нужно выявить ключевые качественные характеристики — те, на которые в первую очередь обращают внимание потребители, делая выбор. В маркетинге это называется «воспринимаемые качества продукта». После этого следует обратиться к технологии изготовления и оценить, возможно ли удешевить себестоимость производства продукта, сохранив при этом важные для потребителя характеристики.

Разумеется, все это технологические и производственные вопросы. Но кое-чем может помочь и маркетинг. К примеру, довольно приличное поле для маневра представляет собой упаковка, которая в большинстве продуктов составляет заметную часть себестоимости. Взять хотя бы молоко. Здесь доля упаковки в общей стоимости продукта — около 12%. А у кондитерских изделий она может доходить до 32%. Правильно ли экономить на упаковке? Сегодня — да. Если продукт давно знаком потребителю, то упаковка перестает быть для него ключевым фактором. А значит, можно снижать ее стоимость, используя более дешевые материалы. Это позволяет сохранить и цену продукта, и его качество. Другими словами, цель маркетинга — оставить неизменными те свойства продукта, с которыми связано воспринимаемое качество, а менее значимые составляющие удешевить: сделать картон тоньше, убрать элементы тиснения на обертке и т. д. Распространенная ошибка, которая, как правило, приводит к большим потерям для бренда, — изменение ключевых свойств ингредиентов продукта, что не только снижает качество, но и влияет на вкусовые характеристики.

Есть и другой способ: сделать менее заметным для потребителя фактический рост цены, использовав более мелкую фасовку. Посмотрите, как уже успели отреагировать на кризис некоторые производители соков: они перешли с литровых упаковок на 800‑миллилитровые. Товар прежнего качества по прежней цене — только его немного меньше. Рациональное решение, позволяющее удержать сложившуюся целевую аудиторию! Похожие примеры я встречаю и в хлебобулочных изделиях: круассаны и булочки сейчас повсеместно немного «худеют» (скажем, со 100 граммов до 80). Да, компания экономит на количестве сырья, однако качество продукта сохраняет неизменным. Потребитель может даже не заметить разницы в весе, зато обратит внимание на цены.

Что касается непродуктовых групп, то здесь алгоритм действий примерно такой же. Не стоит советовать швейному производству в целях экономии издержек упрощать крой вопреки требованиям моды. А вот использовать ткани с несколько бóльшим содержанием синтетических материалов (которые дешевле) вполне можно. Это важный шаг, который должны совершить компании, однако не единственный. Далее следует понятный для маркетолога набор действий в период долговременного падения продаж: оптимизация ассортимента, сокращение цепочки продаж, коммуникации, их стимулирующие. Однако для реализации этих действий необходимо знать, кто твой покупатель сегодня и кто станет им завтра.

Начать дискуссию

Банк ВТБ начал тестировать свою метавселенную

Разработка напоминает игру Roblox, в которой у пользователей есть свои цифровые личности.

156

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бухгалтеры

Зарабатывай с «Клерком». Реферальная программа Клерк.Партнер

Да-да, теперь и у нас появилась собственная реферальная программа. Вы можете рекомендовать наши курсы и вебинары и получать доход. 

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
1
380
Маркетплейсы

Банкам не нравится, что маркетплейсы проводят оплату через свои структуры

Ozon и Wildberries дают клиентам скидки, если они проводят оплату заказов через свои финансовые инструменты. Банки расценивают это как нарушение конкуренции и просят ЦБ внимательно следить за действия маркетплейсов.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Акцизы

Акцизы на игристые вина повысят, но налог будет меньше запланированного

Совет Федерации решил снизить новые ставки акциза на игристые вина отечественного производства.

128
Экономика России

Прогноз Центробанка: доля безналичных платежей вырастет до 90%

По итогам 2023 года безналичные платежи составили 83% от всех расчетов. За несколько лет этот показатель будет 90%.

Банки

Экс-менеджеры банка «Открытие» заплатят 107 млрд рублей

Ответчики оплатят убытки при первой санации банка «Траст», которую проводило «Открытие».

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Экономика России

Инвестиции в экономику РФ выросли: на сколько и что повлияло

Правительство считает, что на рост инвестиций повлияли инвестиционные контракты, инфраструктурные кредиты и соглашение о защите капиталовложений.

Инспектор ФНС попала под суд за незаконный возврат налогов

Сотрудник налоговой незаконно вносила в базу ложные сведения о возврате невостребованных фиксированных платежей для иностранных граждан. Ущерб составил более 37 млн рублей.

Бесплатно с Счета-фактуры

Новые форматы счет-фактур и УПД: изменения

ФНС приказом от 19.12.2023 № ЕД-7-26/970@ закрепила новые форматы счета-фактуры и УПД. При этом до 1 апреля 2025 действует переходный период: организации могут применять старые формы документов. После этой даты будет обязательно использовать УПД и счет-фактуры из приложения к приказу № 970.

Новые форматы счет-фактур и УПД: изменения
Экономика России

ЦБ: мониторинг деловой активности остается вблизи максимумов

Несмотря на то, что предприятия зафиксировали снижение спроса, оценки бизнес-климата в стране достигают максимальных значений за 12 лет.

Земельный налог

Земельный налог за сельхозземли не всегда 0,3%

Ставка земельного налога 0,3% – это своего рода льгота. И чтобы она была, надо соблюдать условия.

Налоговая утвердила формат электронных банковских гарантий

Банкам разрешат давать бизнесу электронные гарантии и отправлять их в ФНС в электронной форме.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Бесплатно с Больничные

Новые правила обмена сведениями с СФР в 2024 году для больничных листов. Мини-курс

Как осуществляется обмен сведениями с СФР для больничных листов в 2024 году, разбираем в сегодняшнем мини-курсе.

Новые правила обмена сведениями с СФР в 2024 году для больничных листов. Мини-курс
Кадры

Стали известны первые контуры обновленного нацпроекта «Кадры»

Национальный проект «Кадры» стартует в России с 1 января 2025 года.

Экспорт

Экспортерам упростят процедуру подтверждения нулевой ставки НДС

Начиная со второго квартала 2025 года предпринимателям будет не нужно ставить отметки таможенных органов при дополнении реестра сведений по перевозочным документам.

Отчетность по МСФО

Вышел новый стандарт МСФО 18 «Представление и раскрытия в финансовых отчетах»

Новый стандарт МСФО (IFRS) 18 заменил собой принятый в 1997 году IAS 1 «Представление финансовой отчетности».

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Red Wings меняют название, Wildberries теперь продает машины, а за неправильное обращение с навозом будут наказывать

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

139
Саморазвитие

Когда хобби становится работой: разговор об эмоциональном выгорании. Возможно ли получать удовольствие от обязанностей

Когда впервые ловишь себя на мысли, что любимое занятие уже приносит не только радость, но и стресс… скажем так, возникают смешанные чувства. Что-то вроде удивления, переходящего в легкое раздражение и имеющее примесь отрицания. «Как так? Ведь это ровно то, чем я всегда хотел заниматься, моя страсть, мой личный остров счастья в океане реальности, да еще и деньги платят!» — возмущается внутреннее «я». И тут же на сцену выходят дедлайны, ответственность, перегрузки, чужое мнение и неизбежные ожидания. Островку некомфортно, волны съедают прибрежную полосу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Кадры

Росстат: сколько времени уходит на поиск работы у выпускника

Ведомство поделилось данными о трудоустройстве выпускников: способах и сколько в среднем на это уходит времени.

83

Интересные материалы

Ипотека

Минфин может повысить ставки на ипотеку: какую именно

Власти считают, что все задачи льготной программы уже выполнены, поэтому можно пересмотреть льготную ставку для тех, кто покупает жилье в ипотеку на Дальнем Востоке.