Управление персоналом

Что делать, если бухгалтер исчез

Человеческий фактор в малом и среднем бизнесе играет решающую роль. Одной из распространенных стрессовых ситуаций для руководителей в малом бизнесе являются случаи исчезновения бухгалтера, нанятого в штат или в качестве аутсорсингового специалиста. Рассмотрим подробнее, что делать в таком случае и как сберечь свои нервы, время и сохранить в безопасности бизнес.

Человеческий фактор в малом и среднем бизнесе играет решающую роль. Одной из распространенных стрессовых ситуаций для руководителей в малом бизнесе являются случаи исчезновения бухгалтера, нанятого в штат или в качестве аутсорсингового специалиста. Рассмотрим подробнее, что делать в таком случае и как сберечь свои нервы, время и сохранить в безопасности бизнес.

Как и почему это происходит

Стоит отметить, что далеко не всегда специалист исчезает, руководствуясь злым умыслом. Возможно, сложилась непредвиденная ситуация или произошел несчастный случай, после которого сотрудник компании оказался в больнице, не успев предупредить начальство. Если дело обстоит именно так, достаточно воспользоваться имеющимися контактами с родственниками или знакомыми специалиста, и внезапно не вышедший на работу бухгалтер найдется.

Радикально противоположная ситуация может сложиться, если сотрудник исчезает сознательно. В этом случае и обнаружить сбежавшего бухгалтера, и тем более выяснить причины пропажи достаточно проблематично, а последствия, порой катастрофические, выявляются лишь спустя какое-то время после подробного анализа документации компании.

Например, представьте себе ситуацию, при которой компания нанимает нового сотрудника для ведения бухгалтерского учета на постоянной или временной основе. Приятная внешность, отличное резюме, рекомендации с предыдущих мест работы – все в наличии и не вызывает сомнений. Однако после полного ознакомления сотрудника с финансовой подноготной компании и получения им доступа ко всем денежным операциям, неожиданно для руководства бухгалтер перестает появляться на рабочем месте, отвечать на звонки и письма, а из налоговой приходит солидный штраф. При этом возможна также кража важных для компании документов, восстановление которых дело не одного дня. С таким «коварством» может столкнуться любая организация, даже если ее руководство следит за каждым шагом своих сотрудников.

Стоит добавить, что к случаям «исчезновения» бухгалтера можно также отнести и его внезапное увольнение по собственному желанию, которое может стать не меньшей неожиданностью для руководства.

Как действовать, если исчезновение бухгалтера – свершившийся факт

В первую очередь, для руководителей компаний в столь сложных обстоятельствах важно не поддаваться приступам паники и постараться действовать пошагово.

Для начала следует произвести проверку наличия денег в кассе и на расчетных счетах, а также бухгалтерской документации. В случае своевременного выявления пропажи, руководство компании вправе подать заявление в правоохранительные органы и получить справку, подтверждающую его прием. Данный документ впоследствии может оказаться очень полезным для разрешения конфликтов с налоговой инспекцией и внебюджетными фондами из-за возможных задержек со сдачей отчетности. 

Далее необходимо получить доступ к базам 1С и к системам сдачи электронной отчетности, которыми пользовался исчезнувший бухгалтер. Если сотрудник официально уволился или, например, неожиданно попал в больницу, то доступ возможно получить непосредственно у него. Однако, если сотрудник перестал выходить на связь, есть лишь два варианта развития событий: либо обратиться к IT-специалистам, которые могут произвести выгрузку данных, либо восстанавливать бухгалтерию с нуля.

Последний шаг – сверка взаиморасчетов с контрагентами. Данная процедура включает проверку учетных данных счетов «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», «Расчеты с покупателями и заказчиками» и «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» для выявления кредиторской задолжности. Чем раньше руководство компании будет осведомлено о долгах перед сторонними организациями, тем меньше риск потерять хорошего поставщика или партнера по вине сбежавшего бухгалтера.

Как быть дальше или доверяй, но проверяй

Вне зависимости от того уволился или сбежал ваш бухгалтер, деятельность компании не остановилась, а, следовательно, необходимо вести учет и предоставлять отчетность. Иными словами, необходимо найти человека или компанию, которым руководство предприятия доверит ведение бухгалтерии. Вне зависимости от того, кому именно впоследствии будет передана вся финансовая документация компании, это должны быть очень надежные специалисты.

Принимая на работу нового сотрудника, стоит внимательно прочесть его резюме и обратить внимание, как часто этот человек менял работу. Если в анкете названия компаний сменяют друг друга с периодичностью раз в полгода – это определенно повод задуматься. Но и поддаваться излишней подозрительности не стоит: вполне возможно, у соискателя были уважительные причины для увольнений с прошлых мест, достаточно просто узнать их у самого кандидата и у HR компании, в которой он прежде работал. Кроме того, предприятие в любой момент может воспользоваться бухгалтерским аутсорсингом, российский сектор которого в данный момент ширится за счет появления новых и укрепления старых компаний. Взаимодействие с этими фирмами закрепляется договором, с указанием всех последствий его нарушения.

Работа с бухгалтерской компанией по договору может значительно снизить риски пропажи бухгалтера и уменьшить человеческий фактор при работе с бухгалтерией. Если же вы все-таки решили работать с частным лицом (в штате вашей компании или на аутсорсинге), мы советуем контролировать всю сдачу отчетности, производить регулярные сверки с налоговой инспекцией и, как минимум, делать резервные копии всех баз 1С, которые могут очень понадобиться в случае непредвиденной ситуации. Ситуации, когда у вас нет доступа к собственной базе 1С, в случае работы с частным лицом просто не должно быть.

Начать дискуссию

Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Передача долей (акций) российских компаний в ДИТ как способ структурирования владения бизнесом

Можно ли передать долю в компании в инвестиционное товарищество и какие преимущества дает данный способ структурирования владения бизнесом.