Управление персоналом

Успешные модели управления, или Как совершить бизнес-революцию

Правильно выбранная организационная структура компании, максимально учитывающая ее стратегию развития, является залогом успешного ведения бизнеса. О том, как сформировать эффективную систему взаимодействия филиалов и головного офиса, какие модели управления структурными подразделениями внедрять, какова роль директора филиала, а также о многих других тонкостях рассказал Михаил Дробышевский, заместитель генерального директора R-Style Softlab.

Правильно выбранная организационная структура компании, максимально учитывающая ее стратегию развития, является залогом успешного ведения бизнеса. О том, как сформировать эффективную систему взаимодействия филиалов и головного офиса, какие модели управления структурными подразделениями внедрять, какова роль директора филиала, а также о многих других тонкостях рассказал Михаил Дробышевский, заместитель генерального директора R-Style Softlab.

Растущим компаниям порой некогда даже задуматься о том, как лучше управлять департаментами: жестко по вертикали или, по сути, на некоем «хозрасчете». Хаос и конфликты департаментов порой царят во внешне мощных фирмах.

М. Д.: Независимо от возраста и мощи компании отсутствие четко выстроенной системы взаимодействия между подразделениями и руководством может привести к конфликтным ситуациям и снижению темпов роста. При этом обе схемы управления — жесткая по вертикали и «хозрасчетная» — на определенных этапах позволят достичь высоких бизнес-результатов. К примеру, в нашей компании, занимающейся разработкой, внедрением и сопровождением российского банковского ПО, схема управления ближе к «хозрасчетной». У нас действует дивизионно-матричная организационная структура с процессным взаимодействием, в соответствии с которой департаменты-«дивизионы» — производственные звенья компании — самостоятельно отвечают за разработку и продвижение своей продукции на рынок. Это выражается в том, что у каждого департамента есть свой бизнес-план по доходам и расходам. Департаменты развивают собственные продукты, занимаются их внедрением и сопровождением. В определенной степени можно говорить о том, что в рамках одной компании сосуществуют четыре компании: одна — полностью обслуживает проект «Сбербанк Онлайн», вторая ведет разработку и внедрение по направлению Core banking, третья развивает и внедряет системы ДБО, четвертая — информационно-аналитические системы. 

Конечно, во многом структура этих подразделений совпадает с корпоративной в плане общих принципов, социального пакета, но есть и свои особенности (в частности, отличия связаны с премиальной системой). При этом у нас не возникает проблем с несогласованностью действий на уровне разработки, так как в компании существует архитектурный совет, куда входят руководители департаментов, ИТ-архитекторы и другие ключевые ИТ-специалисты, координирующие развитие технологий, обеспечивающие совместимость решений. 

В свою очередь деятельность «дивизионов» обеспечивают другие управления: бухгалтерия, группа бэк-офиса и хозяйственные службы.

Если сравнить вертикальную и «хозрасчетную» модели, что, по опыту вашей компании, эффективнее?

М. Д.: В нашей компании до 2003 года использовалась вертикальная система, затем, с ростом бизнеса, мы перешли на «хозрасчетную». Этот шаг помог нам в свое время захватить свою долю на новых рынках и удержать ее впоследствии. 

По сути, до 2003 года компания развивалась эволюционно, потом — революционно. Основываясь на нашем опыте, я могу с уверенностью сказать, что «хозрасчетная» модель оказалась более эффективной.

Глобальные компании порой резко и неожиданно могут вернуться к жесткой вертикальной структуре подчинения и управления. Почему и зачем они это делают?

М. Д.: Когда бизнес растет, компаниям проще развивать его с помощью «хозрасчетной» схемы за счет независимых департаментов. Когда рост заканчивается, рынок начинает стагнировать, как сейчас происходит в России, прибыль резко начинает уменьшаться. У компаний возникает предположение, что их диверсифицированные филиалы работают неэффективно, надо уменьшить их расходы и тем самым увеличить прибыль. Вот откуда возникает такое желание резко вернуться к вертикальной системе управления.

Насколько это оправданно, сказать сложно, все зависит от конкретной ситуации. Если компания настолько раздроблена и плохо управляема, то значит, в любом случае нужно возвращаться к вертикальной структуре, независимо от кризиса. Если же компания управляемая, то нет никакого смысла менять эту схему, пытаясь сэкономить 10% на издержках, но при этом потерять мобильность, креативность и маневренность. Как только кризис закончится, возможно, что никакого потенциала для роста уже не останется. 

Когда компания растет в регионы, то скорость и спешка порой приводят к стихийным формам подчинения.

М. Д.: По нашему опыту, четко выстроенная управленческая система помогает полностью исключить любые стихийные формы подчинения. 

Поскольку мы поставляем ПО банкам, которые располагаются от Калининграда до Хабаровска, мы используем отлаженную схему работы по территориальному принципу. 

Кроме головного офиса в Москве, R-Style Softlab имеет собственные филиалы в Екатеринбурге, Брянске, Вологде, Череповце, Тольятти, Севастополе, Киеве (Украина) и Алма-Ате (Казахстан). 

В регионах у нас находятся производственные, или, точнее, ресурсные подразделения, так называемые центры разработки и/или сопровождения, в которых работают специалисты по всем ключевым направлениям, участвующие в различных проектах. Особенность филиалов нашей компании заключается, в том, что у них нет собственных бюджета, бизнес-плана и продуктов. Юридически они оформлены как ОСП (обособленные структурные подразделения), при этом выполняют задачи, поступающие из головного офиса, где сконцентрировано 95% менеджмента. Система управления в нашей компании такова, что региональный руководитель подразделения (например, отдела разработки или группы) подчиняется напрямую руководителю в Москве. Фактически взаимодействие с регионами у нас строится по вертикальной модели. 

Кроме того, в регионах у нашей компании развита партнерская сеть, которая сформировалась более 10 лет назад, в частности, в Новосибирске и Нижнем Новгороде.

За Уралом, к примеру, нас поддерживает «R-Style Сибирь Интеграция». 

Какими качествами должен обладать кандидат на роль директора филиала с вертикальным контролем? А дивизиона?

М. Д.: Как правило, при вертикальной модели директор филиала не занимается развитием бизнеса, он должен обладать сильными качествами для административного управления, такими, как четкое соблюдение и обеспечение выполнения технологических инструкций, обязательность, высокий уровень ответственности, структурированность мышления. 

В нашей компании наряду с основным функционалом в обязанности директоров филиалов входит специфическая задача по поддержке имиджа компании в плане ее привлекательности для молодых специалистов. В регионах много технических вузов и талантливых ИТ-специалистов. Директора филиалов лично курируют все образовательные инициативы: программы R-Style Softlab по повышению уровня знаний об информационных, в частности, банковских технологиях и программировании среди студентов, школьников, преподавателей, взаимодействуют с региональными администрациями и образовательными ассоциациями. К примеру, в начале года в Вологде компания провела День банковских технологий для учителей школ. Мероприятие стало частью общегородской программы «Вологда — ИТ-град», направленной на формирование благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе работающего в сфере информационных технологий.

Начать дискуссию

3-НДФЛ

Налоговики не будут штрафовать, если просрочка 3-НДФЛ произошла из-за технических ограничений

Штрафовать за просрочку из-за технических сбоев инспекторы не будут. Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации 3-НДФЛ не сгенерировалась.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Мошенничество

Финансовые мошенники могут первое время реально выплачивать доход

В Москве сотрудники полиции задержали подозреваемого в многомиллионном мошенничестве под предлогом инвестирования.

Маркетинг

На майских праздниках хотят запретить продажу алкоголя

Чтобы снизить число преступлений и защитить здоровье населения, депутат предложил по всей стране запретить продажу спиртного во время майских праздников.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Отпуска

Сотрудники имеют право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя

В особых случаях работники могут не согласовывать с работодателем период отпуска без сохранения зарплаты.

Налоговой системе грозит модернизация: Минфин пообещал «донастройку» налогов. ⚡«Ночной бухгалтер» № 1672

Антон Силуанов сообщил, что в стране назрела необходимость налоговой «донастройки» и конкретные предложения по ней Минфин будет обсуждать с бизнесом в середине мая этого года. Интересно, бухгалтеров на обсуждение позовут?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Криптовалюта

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Предпринимателя вызывают на опрос в полицию. Тактика успешного прохождения и защиты

Все изложенное в данной статье можно использовать и при вызове для дачи пояснений в рамках доследственной проверки, проводимой в отношении предпринимателя.

Платежные системы

Клиенты провели более 2,5 млрд операций через СБП

Пользователи Системы быстрых платежей оплатили 700 млн покупок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Мошенничество

Через сервис поиска попутчиков можно никуда не уехать и остаться без денег

В Алтайском крае осудят участников группы, похитивших почти 1 млн рублей у 53 клиентов сервиса поиска попутчиков.

Собеседования

Какие распространенные страхи кандидатов перед собеседованием нерациональны

Собеседование является неотъемлемой частью процесса поиска работы, и многие кандидаты испытывают страх перед ним. Однако, некоторые из этих страхов являются нерациональными и необоснованными. В этой статье предлагаю рассмотреть несколько распространенных страхов кандидатов и расскажу, как их преодолеть.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Больничные

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным

В общем случае ни ИП, ни самозанятые права на оплату больничных не имеют. Но ИП могут оформить добровольное страхование в СФР. Самозанятые – тоже, но только если они ИП на НПД.

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным
Бесплатно с Самозанятые

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

Какие обязательные и необязательные документы оформить при сотрудничестве с самозанятыми, рассказываем в мини-курсе.

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: в поезде появился спа-вагон, в Дагестане начали выращивать голубику, а собака родила зеленого щенка

Подготовили обзор главных событий дня — 25 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Социальный вычет

Вскрыта афера с получением вычетов за стоматологию

В Смоленской области направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении социальных налоговых вычетов по НДФЛ за лечение.

Инвестиции

Как продать заблокированные активы

Появился механизм, который позволит инвесторам продать ценные бумаги, заблокированные из-за санкций. Рассказываем, как это будет происходить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Криптовалюта

Аномальная нагрузка на электросеть помогла выявить майнинг криптовалюты

В Новосибирской области полицейские задержали подозреваемых в незаконном потреблении электроэнергии для майнинга криптовалюты.

Кадровый учет

Медосмотры офисных работников: для кого обязательны, как проводить, ответственность

Многих работодателей интересует вопрос: обязательно ли проводить для своих офисных сотрудников медицинские осмотры? Какие риски с этим связаны и как все организовать, рассмотрим в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

Советы по трудоустройству дают, как правило, HR или психологи. Но не менее полезной информацией обладают эксперты с солидным опытом в сфере продаж. Как сделать так, чтобы потенциальный работодатель из всех кандидатов выбрал именно вас, а какой компании стоит точно отказать рассказала Гульнара Гумарова, коммерческий директор Wazzup.

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании
Социальный вычет

💪 Известен размер вычета НДФЛ за сдачу норм ГТО. Подготовиться к сдаче норм может выйти и дороже, считает эксперт

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

Интересные материалы

Маркетплейсы

«Мегамаркет» начал продавать автомобили LADA

При оформлении заказа с покупателем свяжется менеджер «СберАвто», чтобы уточнить технические моменты и варианты доставки.