Маркетинг

Маркетинг в высокотехнологичных компаниях

В настоящее время большинство компаний, работающих на рынке высоких технологий, очень хорошо понимают специфику маркетинга на российском рынке и прошли первый этап становления маркетинговых работ
1,6 тыс. 607

Птуха А.Р.

В настоящее время большинство компаний, работающих на рынке высоких технологий, очень хорошо понимают специфику маркетинга на российском рынке и прошли первый этап становления маркетинговых работ. Все меньше компаний думают в первую очередь о рекламе, а затем о маркетинге. Сегодня наиболее актуальной становится задача превращения заботы о потребителе в смысл ежедневной деятельности не только отдела маркетинга, но и практически каждого сотрудника предприятия.

Областью маркетингового беспокойства является не только сфера деятельности отдела маркетинга компании. Большинство иностранных исследователей вообще не разделяют понятия "маркетинг" и "продажи", включая продажи в сферу маркетинга. Мы не столь радикальны. И все же, помня классические определения маркетинга (а их более 2000), можно выделить следующие области маркетингового беспокойства:

  • маркетинг;
  • продажи;
  • поставки, логистика, склад;
  • производство;
  • реклама.

Как видите, здесь перечислены все основные части бизнеса. Маркетинг беспокоит в них те моменты, которые напрямую или косвенно влияют на удовлетворение потребителей. Основной задачей маркетолога является выработка рекомендаций для топ менеджмента компании о путях повышения эффективности бизнеса через повышение удовлетворенности потребителей. Улучшение информационной среды предприятия, повышение информированности руководства компании, создание маркетинговой базы для принятия управленческих решений являются индикатором деятельности службы маркетинга и едва ли не основным ее результатом.

Этот вопрос очень волнует руководителей и владельцев предприятий. Нас спрашивают: "Скажите, какой процент мы должны тратить на маркетинг?". Ответ на него зависит от многих факторов, среди которых:

  • маркетинговые цели организации в отношении рассматриваемого продукта, например, захват нового сегмента рынка или победа над конкурентом, требуют значительно больших затрат, чем сохранение существующих позиций на старом рынке;
  • состояние или "возраст" рынка. Ни в коем случае не надо пытаться дополнительно стимулировать "старый" рынок, отдачи вы все равно не получите. Российский ИТТ-рынок в целом нельзя причислить к числу молодых, скорее он переживает этап зрелости. Однако отдельные его сегменты могут, как очень быстро расти, что свойственно больше "молодым" рынкам, так и переживать периоды стагнации;
  • специфика рынка. На определенных рынках существуют принятые "правила игры", которыми можно объяснить некоторый перерасход маркетинг-бюджета или наоборот - выделение меньших по сравнению с другими рынками средств. Инфокоммуникационный рынок России не может считаться одним из наиболее затратных по отношению к маркетинговым бюджетам. Нормальным можно считать расходование на маркетинг от 1 до 5 % от оборотных средств; предыдущий опыт. Одни и те же средства продвижения товаров и услуг на рынок могут быть более результативными для одних организаций и менее для других. Скажем, использование технологий PR в значительной степени повышает эффективность маркетинга;
  • наличие или отсутствие системы бизнес планирования в компании. К сожалению, для многих российских компаний, не имеющих достаточную управленческую решимость для внедрения у себя бизнес планирования, его отсутствие напрямую влияет на перерасход денег, на маркетинг. Это настолько больная тема, что впору назвать ее болезнью с характерными симптомами и даже типовыми лекарствами для лечения;
  • наличие или отсутствие маркетинговых программ в компании. Мы смело можем заявить: если компания не имеет маркетинговой программы, то она или выбрасывает лишние деньги на маркетинг, или недополучает прибыль из-за недостаточного маркетинга. В любом случае компания теряет.

Найти оптимальный баланс всех этих факторов - задача сложная, но выполнимая. Безусловно, это первоочередная задача, которую решают топ-маркетологи или мы, как приглашенные консультанты.

Информация, техника и технологии определяют сегодня темп развития общества. ИТТ-рынок России - один из самых развитых и грамотных российских рынков.

Информационные технологии создают ту структуру, механизмы и процессы, которые определяют сегодня новую экономику в России и во всем мире. Хорошая система маркетинга в компании является рецептом стабильного движения вперед и процветания в условиях сверхбыстрых изменений рынка в информационную эру.

Традиционно в ИТТ-рынок включаются так называемый компьютерный рынок, отрасль "Связь" и телекоммуникационный рынок. Конечно, такое деление условно. Телекоммуникационные операторы участвуют и регламентируются в отрасли "Связь", компьютерные компании успешно осуществляют комплексные проекты, а компании, предлагающие услуги в области безопасности, видят свою деятельность гораздо шире.

Маркетинг и продвижение высоких технологий значительно отличается от маркетинга других продуктов в силу:

  • относительной закрытости ИТТ-рынка;
  • скорости смены поколений техники и технологий;
  • специфичности предлагаемых товаров и услуг.

Многие исследователи и поклонники этого самого быстрого рынка отмечают также исключительное влияние личности руководителя именно в сфере высоких технологий. ИТ-руководители ведут себя как звезды, чувствуют себя звездами и являются звездами. ИТ-руководители нуждаются в постоянном развитии, позиционируются как публичные персоны и хотят иметь рекомендации для принятия быстрых решений.

Ведущая мировая компания-исследователь ИТ-рынка Gartner Group предсказывает его рост до 2003 г. примерно в 4 раза быстрее, чем рост ВВП страны. Это очень хороший прогноз, который не был изменен обескураживающими процессами, которые мы наблюдаем сегодня во всем мире.

Сегодняшний ИТТ-рынок демонстрирует тенденцию к увеличению доли сервисов и сопровождения в портфеле товаров и услуг. Объясняется это тем, что телекоммуникации и информатизация имеют целью увеличение эффективности бизнеса и не могут быть рассмотрены сами по себе, в стороне от их роли в бизнесе. А это означает, что для ИТТ-маркетологов наиболее значимым становится именно система взаимоотношений с клиентами (CRM). Именно в системе взаимоотношений с клиентами находится и основной на сегодня путь эволюции маркетологов, работающих на ИТТ-рынке.

Часто бывает, что отделы маркетинга высокотехнологичных компаний несколько дистанцированы от поиска и удержания клиентов компании, воздействуя на взаимоотношения с клиентами и заказчиками лишь опосредованно. Связано это в основном с разветвленностью структуры компаний, а также с недостаточно четким пониманием руководителями той роли, которая должна быть предназначена маркетингу. Да, безусловно, на одном полюсе сферы ответственности маркетологов находится реклама, т. е. расходование средств, но ведь на другом плюсе - сбыт, доходы компании. Без понимания комплекса маркетинга невозможно оптимизировать сбыт компании и добиться лучших или даже средних показателей в отрасли.

В мировой практике сопоставление практики компании с лучшими конкурентными аналогами отрасли (benchmarking, от английского слова benchmark - геодезическая отметка) становится все более маркетинговым методом повышения эффективности коммерческих компаний. Таким образом, мы видим, что именно в сфере маркетинга находится повышение доходов и эффективности бизнеса.

В других публикациях мы рассмотрим специфику маркетинговых исследований и стратегического маркетинга в ИТТ-компаниях, а также методы повышения в них эффективности сбыта (продаж).

Начать дискуссию

НДФЛ

Как считать НДФЛ с продажи подаренной недвижимости

При получении недвижимости по договору дарения надо заплатить НДФЛ. Потом при продаже этой недвижимости тоже заплатить НДФЛ.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Модульбанк удвоил вознаграждение для партнеров

До конца марта Модульбанк платит двойное партнерское вознаграждение за каждую подключенную облачную кассу от Модулькассы.

Ozon изменил принцип расчета сервисного сбора с ПВЗ

Теперь дорогие товары, которые выдает ПВЗ, будут гораздо меньше влиять на оборот и размер сервисного сбора.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Приказ Минтруда от 1 марта 2024 года: рассказываем о новых рисках при работе с самозанятыми и способах их избежать

С 1 марта контроль за сделками между бизнесом и самозанятыми стал строже — теперь ФНС не только анализирует формат сотрудничества, но и передает полученные сведения в межведомственные комиссии и органы Роструда. Особое внимание уделят компаниям, которые массово привлекают внештатный персонал. В этой статье разбираемся с новыми требованиями и объясняем, как нивелировать возможные риски.

Приказ Минтруда от 1 марта 2024 года: рассказываем о новых рисках при работе с самозанятыми и способах их избежать
Отпуска

Сотрудник вправе взять накопленный за прошлые годы дополнительный отпуск

Дополнительные отпуска за прошлые годы не сгорают. Сотрудник, у которого накопились дни, может уйти в дополнительный отпуск и взять сразу все дни.

68
Общество

Какой дом выбрать: панельный, кирпичный или монолитный

При выборе недвижимости чаще всего смотрят на планировку квартир и район застройки. Однако соотношение цена–качество напрямую зависит и от вида строительства. Разберемся, на что стоит обратить внимание.

Иллюстрация: m2.ru
63
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
3-НДФЛ

Если ошиблись в 3-НДФЛ, сдайте уточненку

Бывают случаи, когда человек сдал декларацию 3-НДФЛ с ошибкой, в результате которой неправомерно претендует на возврат или, наоборот, начисляет себе налог к уплате.

ООО «КСК АУДИТ» включено в реестр аудиторских компаний

ООО «КСК АУДИТ» — в реестре компаний, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (ОЗО).

Пятое Правило Волшебника. Хроники перехода с 7-ки на 8-ку

Учитывай то, что люди делают, а не только то, что говорят, ибо деяниями выявляется ложь.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Банки

9 тысяч клиентов банка «Киви» получили страховое возмещение от Агентства по страхованию вкладов

Около 20 000 вкладчиков банка «Киви» должны получить свои средства после отзыва лицензии у кредитной организации. АСВ выплатила уже 85% страховой ответственности.

Иностранные компании потеряли больше 107 млрд долларов от ухода с российского рынка

Предприятия, которые перестали работать в России, несут убытки от списания активов и недополучают доходы.

9 ключевых правил оформления статьи. Как оформить статью, чтобы ее дочитали

Контент — инструмент для получения заявок на юридические услуги. Однако он не будет работать, если статья неправильно оформлена и ее сложно воспринимать. Как создавать тексты не только полезные по содержанию, но и читабельные? Делюсь основными правилами.

1
11
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Не открывайте бизнес с нуля. Купите готовый

❗️Покупая готовый бизнес, вы минимизируете риски потери денег и времени. Покупая готовый бизнес, вы приобретаете платформу, которая генерирует деньги уже с 1 дня, + вы можете внедрить множество полезных фишек, тем самым увеличить прибыль и капитализацию бизнеса.

🚖 У работодателей будет новая обязанность. Возможно придется оплачивать сотрудникам такси + опрос

Оплату такси в ночное время могут признать производственной необходимостью, поскольку сотрудники не могут пользоваться общественным транспортом.

2
261

Узнай звезду! Бухгалтер, оторвись от работы, перегрузи мозги

Время послеобеденного отдыха! Давайте на 10 минут дадим себе отдохнуть и поиграем. Перезагрузка тоже важна.

Создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина, Клерк
254

Мошенники выдают себя за сотрудников ФНС и требуют прислать налоговые декларации

Сотрудники ФНС не рассылают электронные сообщения о задолженности и не требуют оплатить ее онлайн. Такие схемы применяют только мошенники. Декларации физлица и компании должны подавать самостоятельно.

Этапы регистрации кабинета в ЕГИСЗ (а также подсистемах ФРМР и ФРМР)

В статье даем пошаговую инструкцию по регистрации кабинета в ЕГИСЗ и подсистемах ФРМР и ФРМО для медорганизаций.

Этапы регистрации кабинета в ЕГИСЗ (а также подсистемах ФРМР и ФРМР)

«Тинькофф» стал оператором по выпуску цифровых финансовых активов

Теперь банк «Тинькофф» может обеспечивать заключение сделок с ЦФА по купле-продаже активов, их обмену и другим операциям.

Понятие «ключевая разовая проблема». Для чего нужно её искать?

Раннее я указал, что только найдя ключевую разовую проблему низкой производительности интеллектуального труда, мы сможем разработать действенный способ по её преодолению.

Понятие «ключевая разовая проблема». Для чего нужно её искать?
55

Интересные материалы

Вышел рейтинг операторов фискальных данных — 2024

Опубликован официальный ежегодный рейтинг операторов фискальных данных России.

Вышел рейтинг операторов фискальных данных — 2024