CRM

Каким компаниям не нужна CRM-система?

Принято считать, что спрос на CRM-системы на российском рынке только формируется, что многие руководители еще не осознали, как это полезно, иметь CRM. И в принципе, так-то оно так. Но при этом очень многие руководители осознали, насколько это статусно. Как шестой Iphone: хотим его, даже не зная, что он умеет. И в этом – проблема.

Принято считать, что спрос на CRM-системы на российском рынке только формируется. При этом очень многие руководители осознали, насколько статусно иметь CRM-систему. Как шестой Iphone: хотим его, даже не зная, что он умеет. И в этом – проблема.

Примерно в 27% случаях мы отказываем компаниям, обратившимся к нам за покупкой и внедрением CRM. Потому что не хотим, чтобы в будущем у клиента сформировался негативный опыт работы с нами и в принципе с CRM-подходом (а CRM – это подход к работе, а не просто программное обеспечение). 27% – очень высокий показатель. Он означает, что российские бизнесмены и менеджеры не в достаточной степени представляют себе, что такое CRM, в чем преимущества работы в системе, каков ее функционал и, самое главное, к какой цели должно привести ее внедрение. Деловое сообщество в сегменте малого и среднего бизнеса предполагает, что CRM решит все проблемы компании и внедрится сама собой. Но внедрение CRM – процесс, требующий вовлечения ресурсов не только интегратора, но и компании-заказчика, а работа с CRM – подход, которому нужно учиться. Эффективная работа с системой возможна только при определенном уровне зрелости бизнеса. И не каждая компания готова к CRM.

Я считаю, что CRM-система – это то, что нужно любой компании, просто в некоторых случаях в бизнес нужно внести изменения, поработать над процессами, над восприятием и сотрудников, и руководства. Давайте поразмышляем: каким компаниям не нужна CRM-система на данном этапе развития?

1. Нет конкуренции – нет CRM.

Есть компании крупные, которым CRM не нужна. Это предприятия, конкурентов практически не имеющие, – монополисты отрасли. Решающий фактор успеха для них – само наличие продукта и возможности его продавать. Пока поток клиентов стабилен и пока на рынке нет сильных конкурентов, руководители и не подумают о необходимости CRM. А вот с момента появления конкуренции успех станет определяться наличием клиентской базы и умением ею управлять. В отрасли начнется борьба за клиента, и соревноваться игроки смогут, по сути, в двух направлениях: мериться либо ценами, либо качеством обслуживания. Ценами, конечно, не хочется. И появляется потребность в CRM как в инструменте, помогающем развиваться максимально дешево и быстро. CRM-система (а точнее – хорошая, настроенная работа с ней) позволяет существенно улучшить качество обслуживания с минимальными издержками. Дальше – больше: расширяем ассортимент и диапазон услуг, повышаем лояльность клиентов, эффективность рекламных кампаний, ну и увеличиваем объемы бизнеса.

2. Клиент проходил мимо.

Есть сферы бизнеса, в которых клиент важен, но собирать клиентскую базу и работать с ней нет смысла. В таких компаниях ставку делают на ассортимент и расположение. Например, клиентами являются случайные прохожие, как у ларька «Кофе с собой» возле университета. Тут ни качество, ни вежливость особенно не повлияют на успех. Студенты, выходящие из корпуса или спешащие на пару, будут покупать кофе. Вести клиентскую базу не зачем, да и не представляется возможным. Хотя, конечно, некие начала работы с клиентами должны быть и в таком бизнесе. Например, постоянного покупателя можно спросить: «Вам как обычно?», увеличив, таким образом, его лояльность. Он приведет к вам однокурсника, да и сам будет заходить чаще.

Бывает иначе: качественная работа с клиентами могла бы повысить эффективность работы всей компании, способствовала бы росту прибыли, но руководство этого не понимает. В итоге в бизнесе принято отношение к клиенту а-ля ларек с кофе: о клиенте забывают сразу после покупки. Такой компании о CRM думать рано. Сначала нужно, так сказать, поработать над собой, прийти к пониманию важности клиента. Иначе внедрение CRM либо вообще провалится, либо встанет в кругленькую сумму и при этом вызовет жесткое отторжение со стороны сотрудников.

3. Нам надо меньше клиентов!

Случается, что бизнес не заинтересован в росте клиентской базы. В одном случае руководство довольно тем, что есть, и о журавле в небе даже не думает, понимая, что с ростом связан и усиленный контроль над качеством, и тут потерять вожжи очень легко. По идее, именно CRM-система помогла бы руководству управлять растущей клиентской базой. Но руководство не хочет. В другом случае лояльность покупателей к компании основана на долгосрочных договорах, и мощности бизнеса в принципе рассчитаны на небольшое количество клиентов. Например, IT-компания на аутсорсинге обслуживает пять крупных клиентов и не имеет возможности брать дополнительные проекты. Ее ресурсов едва хватает, чтобы вести имеющиеся проекты.

Я рекомендую таким компаниям смотреть в будущее, учитывать перспективу развития, а не ориентироваться только на текущую ситуацию. Но, к сожалению, не каждый руководитель морально к этому готов.

4. Технологии не в почете.

CRM, как уже было сказано, не просто программное обеспечение, а целый комплекс. Это технология или, если угодно, совокупность принципов ведения бизнеса. И реализовать эти принципы можно только с помощью (и на основе) других современных технологий. Например, для хорошего быстродействия нужен сервер, адекватные по мощности машины, нужен лицензионный программный продукт. Компании-интеграторы оперируют определенными терминами. В IT-отрасли есть свои стандарты. И т.п. В туристической компании CRM-система могла бы принести много пользы: долгосрочная ценность клиента высока, вплоть до того, что один клиент может приносить компании доход на протяжении всей жизни. Понятно, что качественная работа с клиентом здесь принести хорошую прибыль. Но, увы, руководители туристических компаний не сильно доверяют технологиям, не готовы выделять для внедрения CRM адекватный бюджет.

А вот IT и телекоммуникационные компании инвестируют в технологии огромные средства, так как сами работают с ними и прекрасно понимают их важность. В таких компаниях внедрение CRM дает хороший эффект, потому что руководители осознают важность проекта, готовы вкладывать в него ресурсы и доверяют интегратору, обладающему должным опытом реализации проектов.

* * *

В завершение – небольшой тест, с помощью которого Вам будет легко понять, нужна ли Вашей компании CRM-система. Мы разработали его на основе общения с двумя тысячами наших клиентов, фактических и потенциальных. Отметьте плюсами те пункты, которые Вы считаете актуальными для Вашего бизнеса.

  1. Вам необходимо сохранять информацию о контрагентах в единой базе, к которой имеют доступ те, для кого это необходимо. Так сотрудники смогут быстро найти данные.

  2. У Вас есть необходимость сравнивать клиентов и выбирать наиболее значимых для компании. Например, сегментировав клиентов по суммам продаж, частоте сделок, оценке лояльности, Вы сможете сконцентрировать большую часть ресурсов на работе с наиболее перспективными клиентами.

  3. Вам нужно сохранять историю общения с клиентом, чтобы фиксировать все договоренности, устные и письменные.

  4. Вам нужна система, по которой данные будут передаваться от сотрудника к сотруднику, исключая потери и искажения.

  5. Вам нужна система, через которую руководители смогут ставить задачи своим подчиненным и контролировать исполнение. Контролерами и наблюдателями можно будет назначать и других сотрудников.

  6. Вам нужно учитывать время, которое уходит у сотрудника на ту или иную задачу.

  7. Вашей компании важно наличие регламентированных бизнес-процессов, выстроенных в определенной последовательности.

  8. Вы хотите иметь возможность выяснить с помощью CRM-системы, на каких этапах бизнес-процесса время расходуется не рационально.

  9. Вам нужна такая система аналитики, которая позволит быстро считать «воронку продаж» в разрезе компании в целом, конкретного подразделения, сотрудника.

  10. Вы хотите объективно отслеживать уровень обслуживания клиентов, знать мнение клиентов о сервисе в компании и о продуктах.

  11. Вы хотите знать, сколько компания зарабатывает на каждый вложенный в рекламу рубль, чтобы отобрать наиболее эффективные инструменты маркетинга.

  12. Вы хотите контролировать жалобы клиентов, их состояние, срок «отработки», анализировать типы жалоб, сравнивать их количество и динамику за период.

Если Вы набрали меньше 6ти плюсов, думать о CRM Вам пока рано. Растите свой бизнес, нарабатывайте конкурентные преимущества, работайте над бизнес-процессами. И время CRM скоро придет!

Ну а тем, кто набрал свыше 6ти плюсов - хорошей прибыли и максимального эффекта от внедрения системы!

Ольга Артюшкина,

Директор офиса внедрения и сопровождения

Филиала компании «1С-Рарус» в Санкт-Петербурге

Комментарии

2
  • Elena Vish

    Моё личное мнение, CRM — лишняя, обременительная вещь для небольших компаний. Особенно таких, где персонал труднообучаем работе с подобными системами. Таких компаний немало. Сотрудники только всё перепутают, испортят, удалят нужное. Как тот русский из анекдота, который один шар потерял, а второй сломал.

  • Дарья Пугачева

    Добрый вечер, из всех популярных систем не увидела систему Receptioner (receptionerapp.com). Да хоть и эта система только начала свою деятельность, но мне она симпатична, у данной системы мне очень нравится оплата, которая рассчитана так, что разные организации платят только за использование и количество бронирований, поэтому у каждой организации будет индивидуальна сумма для оплаты. Также если Вы сами не сможете сделать все, то у нас есть VIP поддержки, которая сделает все за вас и также будем Вам помогать во всем. Оплата производится каждые 7 дней и только за пользование. Например, если Вы не пользуетесь системой, то и оплаты не будет. Оплата также производится не наперед, а только после использования. На официальном сайте receptionerapp.com можно увидеть данные для связи и подробную информацию, связь у них происходит через почту, Instagram и Facebook, если возникнет какая-то проблема, но у них не нашла номера телефона.

Экономика России

Набиуллина: ключевая ставка 16% может держаться до конца года

Сейчас Центробанк не видит устойчивой дезинфляции, при которой возможен пересмотр ключевой ставки. Спрос все еще опережает возможности производства.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Беременная сотрудница может отказаться от работы и продолжить получать зарплату. 🤰«Ночной бухгалтер» № 1673

Для работодателя беременные сотрудницы представляют довольно проблемную часть персонала. Их почти невозможно уволить и нужно все время балансировать на грани соблюдения интересов сотрудницы и своих собственных. Это удается не всегда.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДФЛ

Минфин не готов освободить от налога дивиденды на ИИС

Инвесторы будут платить НДФЛ с дивидендов, которые они получили от акций на индивидуальном инвестиционном счете.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

ЦБ повысит надбавки по необеспеченным потребительским кредитам

Чтобы ограничить долговую нагрузку населения, регулятор ужесточает требования к банкам. Они будут больше платить за риски.

Банки

Сбер переведет заблокированные активы на отдельное юрлицо

До 31 декабря 2024 года подсанкционные банки имеют право перевести заблокированные активы и обязательства перед иностранными кредиторами на новую компанию.

Общество

Министр труда: в регионах злоупотребляют материнским капиталом

Власти предлагают устанавливать пригодность для жилой недвижимости, которую покупают получатели материнского капитала.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Законопроекты

В России могут ввести программу «Сельскохозяйственный гектар»

Зампредседателя Госдумы Ирина Яровая предложила сформировать специальную программу «Сельскохозяйственный гектар».

CRM

👩‍💻Популярные CRM для бухгалтерского аутсорсинга. Опрос

Не важно, у вас аутсорсинговая компания или бы бухгалтер-фрилансер с большим количеством клиентов или даже с помощниками. Невозможно держать в голове все сделки, выставленные счета, проведенные переговоры, не говоря уже о сроках сдачи отчетов и выдаче задач подчиненным. На помощь приходят CRM.

2
Банки

Суд начал принудительную ликвидацию банка «Стрела»

В ходе ликвидации вкладчики и кредиторы получат свои средства. Процедуру будет проводить Агентство по страхованию вкладов.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской
12

У ИП личные и предпринимательские налоги идут на одном ЕНС

НК не предусматривает разделение ЕНС на единый налоговый счет индивидуального предпринимателя и на ЕНС его же как физлица, не являющегося ИП.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: жительница Великобритании приютила 74 детей, уборку улиц доверят роботам, а в Крым пришли дожди с песком

Подготовили обзор главных событий дня — 26 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Экспорт

Росфинмониторинг: экспортеры не нарушают указ о продаже валютной выручки

Крупнейшие экспортеры выполняют требования властей в полном объеме и продают выручку по внешнеторговым контрактам на территории РФ.

Фейковых приложений банков стало на 25% больше

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Налоговикам можно задавать вопросы только про свои налоговые дела, но не про чужие

Абы кому ФНС не дает разъяснения по налогам.

Страховые взносы

Хочу научиться инвестировать в бизнес. Топ–16 площадок и телеграм–каналов для обучения

Финансовое образование (хотя бы на базовом уровне) — это один из первых шагов, которые стоит сделать перед тем, как вкладывать куда-либо деньги. На каких площадках и телеграм-каналах можно научиться инвестировать в бизнес?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Законопроекты

Губернаторам хотят разрешить продлевать майские праздники

В Госдуме хотят разрешить местным властям давать больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Менеджмент

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Любой проект является многозадачным, и часть задач находится во взаимной зависимости. В результате одни из них оказывают воздействие на решение других. Те из задач, что имеют наибольшее значение, должны находиться под непрерывным контролем.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами
Уведомления о КИК

Физлицам до 2 мая нужно сдать уведомления о КИК

Если не представить уведомление о контролируемой иностранной компании, придется заплатить штраф в размере 500 000 рублей.

Интересные материалы

Как ваши интернет-бухгалтерии уменьшают налог на взносы? Опрос

Одна из подписчиц рассказала нам о том, как устроен расчет налога по УСН в онлайн-бухгалтерии Тинькофф, и прислала нам скрины переписки с поддержкой. Нас подход удивил и мы решили устроить опрос — а как работают ваши онлайн-бухгалтерии?