Как правильно готовить компанию к продаже

Фото Марии Плотниковой, Кублог

Продажа бизнеса несколько отличается от обычной продажи недвижимости, автомобиля и т.д. Прежде всего, продажа бизнеса требует соблюдение тайны, так как задействовано очень много заинтересованных лиц и возможны печальные последствия. Неизвестно, как на продажу отреагирует персонал фирмы, поставщики товаров и услуг, дебиторы и кредиторы, ну и, конечно, конкуренты.

При продаже, продавец знает, сколько хочет получить за свой бизнес, но не имеет представления, кто готов купить фирму и за какую сумму. На практике видно, что большая часть покупателей не имеет конкретного представления, что именно они хотят купить, в итоге можно совершить абсолютно ненужную покупку только потому, что так сложились обстоятельства.

При публичной продаже, основные достоинства бизнеса не раскрываются. Сейчас, в эпоху налогового планирования, их можно определить только доверительно и между строк.

Как оценить стоимость бизнеса

У бизнеса нет цены, как, например, у биржевого товара. На рынке существует немало профессионалов, которые готовы предложить фирме свои услуги и множество методик по оценке бизнеса. Но в итоге, цена формируется за счет мнения только двух сторон, покупателя и продавца, а сколько людей, столько и мнений.

Давайте разберем от чего зависит стоимость фирмы. Помимо стоимости активов, важную роль играют сроки окупаемости бизнеса, доходность и, конечно, риски. Минимальная стоимость бизнеса – это стоимость его активов. В больших компаниях регулярно проводят оценку, поэтому цена им известна.

Верхняя планка итоговой суммы - это перспектива, то есть, стоимость будущих доходов. Покупатель бизнеса платит за будущие доходы, но при назначении цены исходит из текущих доходов. Для маленькой фирмы необязательно обращаться к профессиональному оценщику, которые, кстати обходятся недешево.

Существует немало литературы и пособий для самостоятельной оценки бизнеса, пусть и не со 100% точностью, но приблизительно это можно сделать довольно легко. 

Это, так называемый, «основной метод».

Примерная стоимость бизнеса – это стоимость его чистых активов плюс одна годовая прибыль.

Самая большая и распространенная ошибка при продаже бизнеса – это убежденность в уникальности своей фирмы. Между пожеланиями продавца и реальной ценой фирмы есть огромная разница. Присутствует риск потерять потенциальных покупателей за счет неадекватно завышенной цены. Нельзя обозначить цену и постепенно ее снижать, вы не продаете машину или телевизор, объявление может висеть месяцами, а к вам так и не поступит ни одного звонка. В глазах покупателей вы будете выглядеть недобросовестным продавцом, который изначально хотел продать бизнес в разы дороже его реальной цены. Поэтому нужно быть аккуратным при определении стоимости бизнеса.

Проверка активов юридического лица

Как правило, под продажей бизнеса подразумевается приобретение юридического лица, либо доли в юридическом лице. На самом юридическом лице может находиться в собственности движимое и недвижимое имущество, быть зарегистрированы интеллектуальная собственность, товарные знаки, договора аренды и другие активы общества.

Поэтому, при приобретении фирмы обязательно нужно прописывать все эти условия. Очень важно перед приобретением юридического лица определить дебиторскую и кредиторскую задолженность.

Все изменения в юридических лицах наступают с момента регистрации в налоговых органах, и (если это касается акционерных обществ) внесения изменений в реестре акционеров. После внесения изменений собственников, учредителей юридического лица важно назначить своих руководителей, которые бы несли полную материальную ответственность. Данные изменения также фиксируются в налоговых органах. Это касается генеральных директоров, главных бухгалтеров, членов Совета директоров и т.д. Потому что нередки случаи, в качестве «последнего аккорда» прошлые руководители фирм, задним числом начинают переоформлять активы предприятий на свои аффилированные структуры.

Данные факты всплывают уже после приобретения фирмы новыми собственниками, и, в данном случае, необходимо обратиться в органы полиции с заявлением о совершенном мошенничестве. Более продвинутые руководители в качестве «последнего аккорда» обогащаются с помощью судебных решений.

Так, оформляется задним числом кредиторская задолженность с третьим лицом и подписываются акты выполненных работ. В дальнейшем просуживается вышеуказанная задолженность, и новым собственникам предприятия приходит исполнительный лист о взыскании многомиллионной задолженности. Поэтому важно при покупке бизнеса, зафиксировать не только активы фирмы, но и все виды задолженностей (в том числе по налогам, зарплате, если таковые имеются), и, в случае выявления новой кредиторской задолженности, не указанной в договоре купли-продажи фирмы, можно будет расторгнуть договор или погасить задолженность за счет прошлых собственников.

Обучающий курс от команды «Клерка»
«Налоговые проверки. Тактика защиты»
Способы защиты, проверенные на практике, от Ивана Кузнецова, налогового эксперта, работавшего в ОБЭП.
  • Первое видео — бесплатно.
  • Даем сертификат в конце обучения.
  • Дистанционное обучение.
Записаться на курс за 5 500 руб.