Блокировка счетов

Как отмыться перед ЦБ

Банки в массовом порядке блокируют счета клиентов по не вполне ясным признакам, а сами клиенты попадают в черный список ЦБ и Росфинмониторинга. Жаловаться до сих пор можно было только в суд. Скоро «отмыть репутацию» можно будет путем обращения в комиссию по реабилитации клиентов из сотрудников ЦБ и Росфинмониторинга.
Как отмыться перед ЦБ

Банки в массовом порядке блокируют счета клиентов по не вполне ясным признакам, а сами клиенты попадают в черный список ЦБ и Росфинмониторинга. Жаловаться до сих пор можно было только в суд. Скоро «отмыть репутацию» можно будет путем обращения в комиссию по реабилитации клиентов из сотрудников ЦБ и Росфинмониторинга.

Реабилитация репрессированных

В конце марта 2018 года вступили в силу изменения в «антиотмывочное» законодательство. В первую очередь изменения касаются так называемого 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и связанных с ним инструкций. Главное изменение состоит в том, что в финансовой системе наконец начинает создаваться механизм реабилитации клиентов, попавших в так называемые черные списки.

Предстоящие изменения касаются исключения клиентов финансовых организаций из черного списка Центробанка и порядка восстановления доброго имени тех, кому ранее было отказано в проведении операции из-за подозрений, что клиент легализует преступный доход или финансирует терроризм.

«Раньше мы направляли информацию о подозрительном клиенте в Росфинмониторинг, он попадал в так называемый черный список Росфинмониторинга. Другие организации, когда принимают клиента на обслуживание, должны проверять клиента по этим черным спискам и оценивать уровень своего риска в отношении этого клиента», — поясняет заместитель генерального директора группы компаний «Русмикрофинанс» Анастасия Локтионова.

В конце прошлого года тема реабилитации клиентов активно обсуждалась в профессиональном сообществе, в том числе на волне издания в течение года ряда методических рекомендаций ЦБ РФ о порядке соблюдения «антиотмывочного» законодательства, напоминает юрист адвокатского бюро АГП Хосе Тобар. В ноябре 2017 года ЦБ РФ выпустил методические рекомендации 29-МР. В них ЦБ РФ в том числе рекомендовал банкам принимать заявления клиентов о несогласии с отказом в совершении операции или расторжением договора счета. А в случаях, если после отказа в проведении операции выяснилось, что основания для отказа отсутствовали либо отпали, уведомлять об этом Росфинмониторинг. Предполагалось, что данная информация об удалении записей об отказе будет через ЦБ РФ донесена до всех банков — так же, как до их сведения доводится информация об отказах.

Однако на тот момент отсутствовал необходимый отрасли и клиентам общеобязательный законодательный порядок «реабилитации» клиентов. Вступившие в силу изменения в закон 115-ФЗ как раз и вводят в действие такой порядок, отмечает Хосе Тобар.

На сегодняшний день реабилитированы менее чем 0,5% банковских клиентов, включенных в черные списки. Особенно сложной эта процедура является для физических лиц, говорит директор по стратегическому развитию АКГ «Деловой профиль» Армен Даниелян.

Вступление в силу поправок в «антиотмывочный» закон подразумевает создание двухуровневой системы исключения банковских клиентов из черных списков.

На сегодняшний день реабилитированы менее чем 0,5% банковских клиентов, включенных в черные списки. Особенно сложной эта процедура является для физических лиц.

На первом уровне банк, проверив клиента, убеждается, что устранены основания для включения его в черный список, и передает сведения в ЦБ и Росфинмониторинг. Даниелян обращает внимание на то, что до сегодняшнего дня реабилитация клиентов осуществлялась лишь на уровне самого банка. Но проблема еще и в том, что в кредитных организациях нет специалистов, которые могут выполнять данные функции, что удлиняет саму процедуру реабилитации, считает юрист.

Сегодня в ситуации, когда банк приостанавливает совершение операции как подозрительной и связанной с возможным отмыванием денег, клиенту может быть дан список вопросов и перечень документов, которые он должен предоставить в определенный срок, напоминает Даниелян. В случае если клиент не может или не хочет предоставить документы и разъяснения, банк сообщает в ЦБ о включении клиента в черный список неблагонадежных клиентов.

Вступившие в силу изменения как раз предусматривают процедуру возможного исключения клиента из этого списка. «То есть у клиента появилась возможность подать в организацию, которая ранее ему отказала, документы или сведения, подтверждающие, что он не легализует доход и не финансирует терроризм», — говорит Локтионова. Проще говоря, клиент получил право устранить причины, по которым ему ранее было отказано в проведении операций и ведении счета. Например, если выясняется, что клиент в указанные финансовой организацией сроки просто не успел собрать нужную информацию или сам банк признал ошибочность санкций, то он самостоятельно принимает решение о разблокировке счета и исключении клиента из черного списка. Но финансовая организация может и отказаться пересматривать свое решение.

Теперь, если банк отказался пересмотреть свое решение, клиент имеет возможность обратиться на второй уровень реабилитации — в ЦБ. А уже Банк России на заседании комиссии совместно с Росфинмониторингом рассмотрит заявление такого клиента.

Сама процедура «реабилитации» клиентов, по задумке законодателей, должна, с одной стороны, предоставить клиентам возможность и механизм оспаривания конкретного решения банка, считает Хосе Тобар. А с другой стороны, этот механизм должен вынудить банки более вдумчиво проверять наличие оснований для отказа в совершении операции и расторжения договора счета.

Новшества касаются всех субъектов ПОД/ФТ: банков, МФО, ломбардов, ювелиров, риелторов.

От всех грехов за один раз не отмоешься

Однако до сих пор не введены соответствующие подзаконные акты, которые будут регламентировать процесс исключения из черного списка. Поэтому прописанный законом механизм пока не действует должным образом, говорит Армен Даниелян. Например, банк не обязан объяснять клиенту причины внесения его в черный список. При этом клиент обязан в заявлении в адрес ЦБ указать причины, по которым его включили в этот список.

По оценкам компании «Деловой профиль», утверждение пакета подзаконных актов, внесение соответствующих изменений в рекомендации и практическое начало работы комиссии по реабилитации клиентов, ошибочно попавших в черные списки банков из-за подозрений в отмывании денег, потребует нескольких месяцев.

В идеале новый механизм сможет решить проблему ошибочного зачисления благонадежных клиентов в черный список, предоставив возможности для их реабилитации. Но он не гарантирует быстрого решения вопроса, а ведь это очень важно для предпринимателей, средства и счета которых заморожены, считает Даниелян.

К тому же не исключен риск попадания в черный список благонадежных клиентов в случаях, когда банк излишне подозрителен из опасений привлечь к себе внимание регулятора.

О том, как должно выглядеть предполагаемое изменениями закона обращение в межведомственную комиссию, рассказал Хосе Тобар.

Если банк счел доводы клиента о его операциях недостаточными для изменения решения, то несогласный клиент вправе обратиться в межведомственную комиссию ЦБ РФ, приложив те же документы, которые предоставлял банку.

Межведомственная комиссия обязана рассмотреть заявление и принять по нему решение в срок не более 20 рабочих дней с даты обращения клиента. При этом комиссия запрашивает у банка мотивированное обоснование отказа в совершении операции. Банк будет обязан представить такое обоснование, на что дается не менее трех дней.

Если комиссия соглашается с доводами клиента, то банк обязан «реабилитировать» клиента по данному эпизоду не позднее следующего рабочего дня. Банк обязан сообщить в Росфинмониторинг о том, что основания для оспариваемого отказа в совершении операции отсутствуют.

В указанный выше 20-дневный срок комиссия рассматривает обращение клиента и принимает одно из двух решений: либо согласиться с доводами клиента, либо отказать ему в пересмотре решения банка.

Если комиссия соглашается с доводами клиента, то банк обязан «реабилитировать» клиента по данному эпизоду не позднее следующего рабочего дня. Банк обязан сообщить в Росфинмониторинг о том, что основания для оспариваемого отказа в совершении операции отсутствуют. И в случае обращения клиента банк уже не вправе будет отказать в совершении данной операции. Если же комиссия соглашается с банком, отказ в совершении операции признается правомерным. Соответственно, информация остается в черном списке.

Состав комиссии по реабилитации клиентов пока не установлен. Разрабатываемый проект соответствующего указания ЦБ РФ сейчас проходит обсуждение и независимую антикоррупционную экспертизу. Проект в его сегодняшнем виде предполагает, что в состав комиссии будет входить семь человек: председатель комиссии в ранге зампреда ЦБ РФ по вопросам противодействия отмыванию доходов, двое представителей Росфинмониторинга и четыре представителя ЦБ РФ: по два человека от подразделения по противодействию отмыванию доходов и от подразделения по защите прав клиентов.

Рассматриваемый вариант является механизмом «точечного» действия: речь идет о возможности оспорить конкретное решение банка, отмечает Хосе Тобар. Возможности «одним махом» очистить свое имя по всем имевшим место отказам со стороны банков данная процедура не предполагает.

Начать дискуссию

Грядет очередной эксперимент по маркировке

C 1 сентября 2024 по 31 августа 2025 года Минпромторг планирует проведение эксперимента по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

К 2036 году у 99% населения России будет интернет

Президент в качестве национальной цели обозначил увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к интернету.

Зачем обращаются в Росреестр чаще всего: официальные данные

Росреестр отчитался, с какими вопросами чаще всего обращались заявители в 2023 году.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Ведение бизнеса

Выручка малых технологических компаний должны вырасти в 7 раз

Для достижения национальной цели «Технологическое лидерство» президент поставил целевой показатель по росту выручки малых технологических компаний (МТК).

Названы приоритетные направления для развития новых технологий

Президент поставил задачу обеспечить технологическую независимость и формирование новых рынков по ряду направлений.

Все что вам нужно знать о штрафах за работу с самозанятыми. Реальный опыт юриста

Разберу на примере реальных  судебных дел, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Отвечу на 3 самых популярных вопроса и развею мифы.

1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Проверки ФАС

6 основных инструментов ФАС по борьбе с недобросовестной конкуренцией

Антимонопольная служба подвела итоги работы по противодействию недобросовестной конкуренции за 2023 год.

Бесплатно с Увольнение

Увольнение с отработкой: что такое, как правильно оформить, образец заявления

Увольнение с отработкой — это не нормативное, а обиходное выражение. Корректнее говорить об увольнении по собственному желанию или расторжении трудового договора по инициативе работника. Но важнее не термины, а правильное оформление.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Microsoft создала нейросеть для спецслужб, Ozon сгенерирует фото одежды на моделях, а в Москве продают мангал за 350 тысяч

Подготовили обзор главных событий дня — 8 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Маркетплейсы

На Wildberries появился раздел с белорусскими товарами

Маркетплейс выделил целый раздел для сертифицированных белорусских товаров. Сейчас для заказа доступно 2,7 тысяч позиций.

Общество

Болгария не выдает россиянам шенгенские визы

С конца апреля визовые центры Болгарии начали принимать документы на оформление национальных виз по биометрии, но шенген все еще не выдают.

HR

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр

«Клерк» запустил telegram-канал с обсуждением трендов и тенденций в найме. Пригодится начинающим и опытным рекрутерам, а также всем, кто хочет работать в этой сфере. Подписывайтесь!

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Налог на прибыль

Шохин: повышение налога на прибыль должно затронуть не всю прибыль

Александр Шохин назвал дифференциацию по налогу на прибыль организаций справедливой и важной для развития страны.

Стало известно, кого будут активно переводить на российское ПО

Перевод организаций на российское программное обеспечение предусмотрен в рамках выполнения национальной цели, поставленной президентом.

Страховые взносы

Единственных учредителей ООО не будут освобождать от взносов на ОПС

В Минфин поступило предложение освободить от страховых взносов на ОПС директоров-единственных учредителей микробизнеса, которые к тому же – пенсионеры. Но Минфин ответил отказом.

Что такое оборачиваемость активов и как ее рассчитать бухгалтеру

Чтобы бизнесу понимать, какую выручку приносит 1 рубль, вложенный в активы компании, нужно рассчитать коэффициент оборачиваемости активов.

Налоговики требуют переделать декларации по УСН: доходы должны расти. 📉 «Ночной бухгалтер» № 1679

Если в декларации по УСН строка 113 меньше, чем 112, у налоговиков – разрыв шаблонов. Кредиты будут давать с разрешения родственников. Зарплата будет выше, жилплощадь – больше. И другие новости дня.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДФЛ

Малоимущих могут освободить от НДФЛ

Профсоюзы будут добиваться освобождения от НДФЛ прожиточного минимума и МРОТ.

Нужно ли получать разрешение подкомиссии на ликвидацию российской организации с иностранным участником

Необходимо ли получать разрешение подкомиссии на ликвидацию российской организации (ООО или АО) с иностранным участником и какие трудности могут возникнуть у участников этой организации.

Интересные материалы

Через 6 лет 99% госуслуг будут предоставлять в электронной форме

Президент поставил задачу увеличить к 2030 году до 99% долю предоставления массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронной форме.