Управление финансами

Особенности практического применения нефинансовых показателей при работе с клиентами

В настоящее время актуальным является внедрение новейших технологий управления в бизнес процессы предприятий. Но за вопросом: «Что необходимо сделать?», который в первую очередь встает перед топ-менеджерами фирм и на который можно найти ответ в специализированной литературе, на курсах, в институте, наконец, встает вопрос как этого добиться? Какие шаги необходимо предпринять, чтобы добиться запланированных результатов?
1,4 тыс. 533

В настоящее время актуальным является внедрение новейших технологий управления в бизнес процессы предприятий. Но за вопросом: «Что необходимо сделать?», который в первую очередь встает перед топ-менеджерами фирм и на который можно найти ответ в специализированной литературе, на курсах, в институте, наконец, встает вопрос как этого добиться? Какие шаги необходимо предпринять, чтобы добиться запланированных результатов?

«Знать как» – именно так можно перевести крылатое выражение “know-how”. Как перевести предприятие на рельсы новой ветки, без риска схода вагонов с пути, об этом маститые лекторы предпочитают умалчивать или ограничиваются лишь общими фразами.

Сегодня выделяют систему сбалансированных показателей, основывающихся на четырех ключевых группах показателей:1

  • Финансовые показатели деятельности организации
  • Показатели работы с клиентами
  • Показатели протекающих внутри организации бизнес-процессов
  • Показатели обучения и развития персонала

    Книга Роберта Каплана и Дейвида Нортона, считающихся создателями сбалансированной системы показателей эффективности организации, помогла систематизировать разрозненные попытки внедрения различных показателей, отражающих причинно следственные связи между оперативными и стратегическими целями организации.

    Но даже она не способна ответить на вопрос какие именно показатели, с четкими прописанными критериями, возможно и необходимо учитывать апланированных результатов, чтобы доится на конкретном предприятии с учетом российской специфики.

    Здесь мы более подробно рассмотрим систему внедрения показателей работы с клиентами.

    Как часто Вы слышали от своего начальника: Увеличьте количество постоянных или ключевых клиентов, усильте направление работы с клиентами такой-то группы, будьте вежливы с клиентами… и т.д. и т.п. С первого взгляда – обычные фразы о необходимости скорейшего наступления светлого будущего организации, фразы-лозунги. Копнем поглубже.

    Первый вопрос, а что такое собственно говоря – постоянный клиент организации?.. А клиент не постоянный?.. 80% руководителей такой вопрос сбивает с толку. Часто можно услышать: это те клиенты, которые покупают много. Некоторые могут еще добавить: и регулярно. Но сегодня, в век автоматизированных систем этого явно недостаточно. Каждый сотрудник в организации может понять эти критерии по-своему. И получается, что руководитель думал об одной группе клиентов, начальник отдела понял задачу по-своему, а менеджер интерпретировал абсолютно иначе…

    Давайте вместе проанализируем, а что на самом деле мы можем понимать под различными видами клиентов. В первую очередь напрашивается сегментирование клиентов по количеству и частоте покупок.

    Здесь можно выделить три основных вида клиентов:

    1. Потенциальные

    2. Реальные

    3. Постоянные

    Потенциальные – это те клиенты, кто имеет потребность в изделиях, оборудовании, услугах предприятии, но пока еще ни разу не совершили ни одной покупки за отчетный период. Хотите задать вопрос: почему за определенный период? На самом деле это очень важный вопрос – ведь весь объем или количество закупок определяется за конкретный промежуток времени. И от правильного выбора периода многое зависит. Мы рекомендуем ограничится годом, хотя в каждой организации этот срок может быть оптимизирован под свои конкретные задачи. Схематично критерии поиска потенциального клиентов в базе данных можно представить в качестве следующего условия

    Клиент потенциальный = объем закупки период = 0 или

    Клиент потенциальный = количество закупок период = 0

    Хорошо если организация знает о таких клиентах, ищет о них информацию, заносит в свои базы данных, потому что при определенных условиях эти потенциальные клиенты могут превратиться или стать полновесными реальными клиентами.

    Реальные клиенты – это те клиенты, кто совершил в отчетный период хотя бы одну закупку на сумму более одного рубля. Зачастую в организациях, когда говорят о клиентах – имеют в виду именно эту категорию клиентов. В формулах это может выглядеть следующим образом:

    Клиент реальный = объем закупки период > 0 или

    Клиент реальный = количество закупок период > 0

    Реальные клиенты – это уважаемая группа клиентов. Ведь при определенных условиях каждый клиент из этой группы может стать постоянным клиентом, а значит регулярным источником дохода компании.

    Постоянные клиенты – это те клиенты, которые совершают регулярные закупки в организации и сумма закупок превышает условную величину за отчетный период. Здесь два условия, соединенные логическим оператором .И. (.AND. ), т.е. критерием наличия постоянного клиента является выполнение как первого условия, так и второго:

    Клиент постоянный = объем закупки период > A .AND. количество закупок период > B, где

    А - условный объем закупок

    В – условное количество закупок.

    В данном выражении учтены как объем закупок так и их регулярность. Более простым было бы условие только по объему закупок за определенный период, но здесь под критерий постоянного клиента может попасть «залетный» покупатель, совершивший одну закупку на большую сумму, а считать его настоящим постоянным клиентом было бы опрометчиво.

    Теперь, когда критерии клиентов в компании определены, можно ставить задачи пред менеджерами для достижения стратегических целей фирмы. Ими могут стать:

    Задача №1

  • Наполнение базы данных по потенциальным клиентам

    Подзадачи:

    - Поиск клиентов, имеющих потребность в товаре, услугах компании

    - Занесение их в базу данных (заполнение на них карточек клиентов)

    - Выяснение условной потребности в товаре, услуге компании, выраженной в количественных показателях

    Критерии достижения и выполнения данной задачи:

  • Количество внесенных потенциальны клиентов в базу данных компании по каждому менеджеру, отделу или центру финансового учета (ЦФУ)
  • Корректность ввода (правильность заполнения всех полей) карточки клиента

    Для многих организаций полезным также будет узнать условную потребность в товаре, услуге компании у потенциального клиента. В дальнейшем это позволит субсегментировать потенциальных клиентов по их потребности, выявить среди них приоритетные предприятия с большой потребностью и направить на них основные усилия менеджеров.

    Задача №2

  • Увеличение количества реальных клиентов в отчетном периоде

    Здесь интересной особенностью является то, что, делая отчет по клиентам регулярно на определенный момент времени (например, раз в месяц) количество реальных клиентов может изменяться. Если отчетным периодом, за который делается срез данных, является год, то на диаграмме это будет выглядеть следующим образом:

    На момент изготовления первого отчета получили 100 реальных клиентов, на момент второго отчета, проведенного через месяц, получили 105 реальных клиентов.

    На первый взгляд прибавка составляет всего 5 клиентов. На самом же деле прибавка составляет 15 клиентов. А 10 клиентов мы потеряли. Таким образом: 100 + 15 – 10 = 105 шт.

    Критерии достижения и выполнения данной задачи:

    - Определение количества появившихся новых реальных клиентов по каждому менеджеру, отделу или ЦФУ отчетный период

    - Определение количества «потерянных» реальных клиентов по каждому менеджеру, отделу или ЦФУ за отчетный период

    Здесь также можно найти пересечение с задачей определения «условной» потребности у потенциальных клиентов. Если сумма закупок в отчетном периоде у данного клиента превышает его «условную» потребность в товаре или услуге компании, то можно говорить о некорректности определения данной потребности и необходимости ее срочной корректировки.

    Задача №3

  • Увеличение количества постоянных клиентов компании в отчетном периоде

    Аналогично отчету по реальным клиентам одномоментный срез по количеству таких клиентов не столь важен, как определение их количества в динамике, на протяжении двух и более периодов.

    Критерии достижения и выполнения данной задачи:

    - Определение количества появившихся новых постоянных клиентов по каждому менеджеру, отделу или ЦФУ

    - Определение количества «потерянных» постоянных клиентов по каждому менеджеру, отделу или ЦФУ

    Так как каждый постоянный клиент в компаниях - это постоянный источник дохода, то здесь особенно важным является выяснение причин потери постоянных клиентов. Можно даже такую группу клиентов выделить отдельно в «потерянные постоянные клиенты» и в течение определенного времени высвечивать их данные для постоянного мониторинга состояния их дел.

    Нужно отметить, что все клиенты во всех данных отчетах взаимосвязаны: сначала по логике клиент является потенциальным, затем реальным, затем постоянным. К сожалению, из постоянных клиентов он может перейти только в разряд реальных клиентов, а оттуда назад в потенциальные клиенты (при условии несовершения никаких закупок в компании в течение условного периода времени).

    Кроме отчетов о притоке и оттоке различных целевых групп клиентов для компаний, ставящих задачи по регулярному посещению клиентов для оценки выполнения можно вводить показатель количества посещений (визитов, звонков) к данной целевой группе клиентов.

    В данном случае критерием оценки будет являться количество сделанных посещений (визитов, звонков) данной целевой группы (например, реальных клиентов) за отчетный период.

    Имея возможность сегментирования различных групп клиентов по количеству и регулярности закупок, можно дифференцировать плановые количества посещений (визитов, звонков) для каждой группы в отдельности.

    Используя матрицу АВС применительно к сегментированию клиентов, возможными показателями могут являться, например,

  • Для группы потенциальных клиентов

    - С «условно» определенной потребностью в продукции, услуге компании выше средней – регулярные визиты не реже 1 раза в месяц

    - С «условно» определенной потребностью в продукции, услуге компании ниже средней – регулярные звонки контактным лицам, принимающим решения в области закупок не реже 1 раза в месяц

  • Для группы реальных клиентов

    - Регулярные визиты не реже 2 раз в месяц

  • Для группы постоянных клиентов

    - Регулярные визиты не реже 1 раза в неделю

    Таким образом, становится четкой и понятной постановка задач на любом уровне менеджмента для выполнения стратегических целей компании и определены количественные показатели их выполнения.

    Такая система охватывает практически все возможные состояния клиентов по отношению к компании. Конечно, можно более усложнить критерии определения клиентов по объему и регулярности закупок, но необходимо помнить что любое усложнение системы ведет к увеличению затрат ресурсов компании.

Начать дискуссию

Новые штрафы для бизнеса, банки против маркетплейсов и директор с лапками. Что обсуждали сегодня бухгалтеры. 😺«Ночной бухгалтер» № 1667

Бизнес больше не может звонить и отправлять рассылки по смс и e-mail без предварительного согласия абонента. Банкам не нравится, что маркетплейсы проводят платежи через собственную структуру. Компания ищет сотрудника с лапками, который будет создавать уют, контролировать запасы вкусняшек и обниматься. А также другие новости дня для бухгалтера.

Иллюстрация: создана при помощи ИИ playground.com / Елена Балаклицкая

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

Данные об иностранных поставщиках платежных услуг станут закрытыми

Центробанк закроет доступ к перечню иностранных поставщиков платежных услуг до конца 2024 года.

Бесплатно с Социальные пособия

Новый порядок назначения пособия по уходу за ребенком в 2024 году. Мини-курс

Как назначается пособие по уходу за ребенком по новым правилам в 2024 году, какие документы нужно предоставить, рассказываем в мини-курсе и приводим форму уведомления о прекращение права сотрудника на получение ежемесячного пособия.

Новый порядок назначения пособия по уходу за ребенком в 2024 году. Мини-курс
Лучшие спикеры, новый каждый день
Бесплатно с КоАП РФ

Новые штрафы в КоАП: за «холодные» звонки могут наказать на миллион, как избежать наказания

17 апреля 2024 года вступили в силу поправки в КоАП. Рассказываем, при каких условиях могут оштрафовать за обзвоны, письма и рассылку смс  и как не попасть под санкции.

Новые штрафы в КоАП: за «холодные» звонки могут наказать на миллион, как избежать наказания

Новостной дайджест: правила переводов с Сбербанке, новые меры поддержки МСБ, план Минэкономразвития, изменения в налогах, форум «Создай НАШЕ»

Самое интересное и важное за день в новостном дайджесте.

Банки

RBI: Европейский центральный банк потребует быстрее свернуть бизнес в РФ

Raiffeisen Bank International ждет требования от ЕЦБ ускорить процесс сокращения бизнеса в России.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Импорт

Вводится режим «параллельного импорта» для зарубежных патентов

Импорт параллельного характера позволяет ввозить в РФ иностранные товары без получения на это согласия от производителя. Такой импорт считается параллельным, так как он осуществляется независимо от официальных каналов через дистрибьюторов.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Доверительные отношения между ИП и его бухгалтером обошлись предпринимателю в 20,6 млн рублей ущерба

Бухгалтер из Краснодарского края предстанет перед судом по обвинению в неправомерном обороте средств платежей и мошенничестве.

⚡️ Итоги дня: «Яндекс» будет продавать товары для взрослых, Китай урезал поставки, а россияне стали чаще пить растворимый кофе и есть лапшу быстрого приготовления

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

1
55

Авито ищет бухгалтеров и специалистов по финансам

Разбирайте горячие вакансии от крупной компании. Авито нужен специалист казначейства, бухгалтер и старший бухгалтер!

Отпуска

Как уйти в отпуск в 2024 году: как написать и подать заявление и рассчитать отпускные

Каждый работник имеет право на отпуск. Рассказываем, какие отпуска бывают, как написать заявление на каждый из них, как оплачивается период отдыха и когда работодатель может отказать в его предоставлении.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Госдума защитит трудовые права работников маркетплейсов

Работодатели скрывают трудовые отношения с сотрудниками маркетплейсов под договорами с самозанятыми. Из-за этого работники не получают отпускных и больничных.

43
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

🔥 Безлимитных консультаций больше не будет! Успейте купить подписку «Клерк.Премиум» с безлимитными консультациями

Воспользуйтесь шансом купить подписку с безлимитными консультациями экспертов «Клерка» до 22 апреля, чтобы задавать вопросы без ограничений.

В начале 2025 года РЖД запустят новое мобильное суперприложение

Замгендиректора РЖД Евгений Чаркин на конференции Data Fusion заявил, что «Российские железные дороги» (РЖД) планируют запустить новое мобильное суперприложение (SuperApp) в начале 2025 года.

☝️Готовы к сдачи отчетности за I квартал? Напоминаем, как правильно заполнить форму 6-НДФЛ

До 25 апреля нужно сдать 6-НДФЛ за I квартал 2024 года. Бланк расчета и правила его заполнения изменились, рассказываем, как заполнить отчет, чтобы сдать все с первого раза — без проблем и штрафов.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Как организовать работу с локально-нормативными актами

Локально-нормативные акты (ЛНА) — это законодательство на уровне компании. ЛНА устанавливают права и обязанности работодателя и работника по отношению друг к другу и позволяют сторонам защитить свои права в случае трудовых споров. Но сначала всех работников необходимо надлежащим образом с ЛНА ознакомить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

📧 ФНС разослала компаниям сообщения по имущественным налогам за 2023 год. Эксперт: возможна некорректная выгрузка данных из федресурсов

Рассылка организациям сообщений об исчисленных суммах налога на имущество, транспортного и земельного налогов за 2023 год завершена.

Кадры

Персона дня. Чилл-директор с лапками

В Калининград требуется умилительный питомец на должность чилл-директора.

Персона дня. Чилл-директор с лапками
Банки

Центробанк может разрешить банкам проводить идентификацию клиентов по видео

Через камеры в банкоматах будут отслеживать, что именно владелец снимает средства с карты. Такая видеоидентификация снизит число мошеннических операций.

Интересные материалы

О каких ваших расходах точно знает ФНС. И в чем здесь подвох?

Приветствую вас дорогие читатели. На связи Ольга Ульянова аудитор. Сегодня решила обсудить с вами такую скользкую тему как цифровизация и контроль со стороны государства. В частности, контроль ваших расходов.

О каких ваших расходах точно знает ФНС. И в чем здесь подвох?
4
162