Управленческий учет

Управленческий учет в строительстве

Как известно, деятельность руководителей в сфере принятия управленческих решений во многом базируется на знании теории управления и ее методологических основ. Из этого следует, что качественное управление маловероятно или даже невозможно без знания науки управления.
Источник: Ассоциация строителей России /

Как известно, деятельность руководителей в сфере принятия управленческих решений во многом базируется на знании теории управления и ее методологических основ. Из этого следует, что качественное управление маловероятно или даже невозможно без знания науки управления.

Но, как показывает практика, этого недостаточно; необходима также качественная (достоверная, своевременная) учетная информация. Опыт стран с развитой экономической системой свидетельствует о том, что человечеством не придумано ничего более эффективного для формирования информации, необходимой для принятия решений, чем управленческий учет.

Законодательные и нормативные акты, регламентирующие бухгалтерский учет, к сожалению, не содержат раскрытия понятия "управленческий учет". Можно констатировать факт отсутствия официального признания управленческого учета в законодательных и нормативных актах, входящих в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

На наш взгляд, в частности, с этим связано не совпадение взглядов многих экономистов нашей страны в понимании смысла данного понятия. В настоящее время полноценный управленческий учет во многих хозяйствующих субъектах РФ отсутствует. Несмотря на это, как показало изучение отечественной управленческой практики, под управленческим учетом принято подразумевать вид учета, который представляет собой систему учетных процедур и показателей, используемых для целей экономического анализа, бюджетирования, калькулирования, нормирования, ценообразования и др., т. е. для принятия обоснованных решений на разных управленческих уровнях хозяйствующего субъекта.

Другими словами, управленческий учет формирует информацию, необходимую для решения как внутренних, так и внешних задач, возникающих в ходе управления организацией. Одни специалисты управленческий учет рассматривают как подсистему бухгалтерского учета, а другие как систему управления организацией. Но при этом многие сходятся во мнении, что основной целью управленческого учета является формирование информации, необходимой для принятия решений на разных уровнях управления организацией. Анализ ситуации, связанной с созданием методологических основ управленческого учета, дает основание утверждать, что к данной проблеме необходимо подходить концептуально. Это связано с тем, что управленческий учет субъективен по своей сути, конфиденциален; кроме того, именно он несет основную нагрузку обеспечения менеджмента информацией для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений. Из изложенного можно сделать вывод о том, что подавляющая часть информации, формируемой в управленческом учете, ориентирована на решение задач конкретной организации.

Для того, чтобы иметь возможность оперативно реагировать на возникающие изменения, любой хозяйствующий субъект должен обладать оперативной и качественной (достоверной, полной) информацией. Опыт деятельности организаций экономически развитых стран является убедительным аргументом в пользу того, что показатели управленческого учета являются тем стержнем информационной системы, который служит для разработки и обоснования управленческих решений, как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу.

В настоящее время, в условиях формирования рыночных отношений, уже нет сомнения, что эффективное применение системы управленческого учета в значительной степени способствуют повышению эффективности принимаемых управленческих решений. Известно, что в соответствии с нормами Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 № 129-ФЗ в настоящее время в Российской Федерации все хозяйствующие субъекты обязаны вести финансовый учет в строго регламентированной форме. Ранее, в условиях централизованной экономики, вся система бухгалтерского учета в нашей стране также жестко регулировалась. Однако речь тогда шла не только о финансовом учете, но и о системе исчисления себестоимости, включая калькулирование отдельных видов продукции.

При этом основными потребителями информации являлись государственные органы, в частности, профильные министерства и ведомства, местные органы Госкомстата, Госплан и т. д. В связи с этим не было достаточных предпосылок для создания в бухгалтерском учете различных учетных подсистем: финансовой, управленческой, налоговой. Как показывает мировой опыт, уже в первой половине 20-го века во многих промышленно развитых странах произошло разветвление бухгалтерского учета на финансовый и управленческий. В результате образовались две достаточно независимые друг от друга подсистемы бухгалтерского учета, которые имеют различное назначение. При этом к наиболее существенным факторам, оказавшим влияние на развитие управленческого учета, можно отнести:

- расширение рынка сбыта выпускаемой продукции;
- усилившуюся конкурентную борьбу между производителями;
- стремительный технологический прорыв;
- необходимость внедрения прогрессивных методов в систему управления.

Стремительное развитие управленческого учета было следствием усложнения технологии производства, а также появления акционерных обществ, в связи с чем заметно повысилась существующие в настоящее время формы, примерно, к концу первой половины двадцатого века. При этом следует отмстить, что наибольший вклад в развитие управленческого учета как самостоятельной дисциплины внесла Американская бухгалтерская школа.

В Советском Союзе в свое время имели место определенные успехи, связанные с совершенствованием производственного учета. Но они носили, как правило, бессистемный характер, в основном были связаны с планированием затрат, научным изучением взаимосвязи затрат и их динамики, обоснованным распределением косвенных затрат и т. д. Таким образом, информационная система учета, существовавшая до распада СССР, была ориентирована в основном на государственные потребности.

В связи с изменением экономических устоев страны за последние десятилетия, появлением хозяйствующих субъектов, функционирующих в условиях формирования рыночной экономики, заметно повысилась необходимость широкого использования положительного опыта экономически развитых стран в области управленческого учета. Несмотря на это, в настоящее время некоторые специалисты по вопросам управленческого учета придерживаются позиции: управленческий учет - это тот же производственный учет, но применительно к современной терминологии, и нет никаких оснований для того, чтобы выделять его в самостоятельную подсистему учета. Как уже было отмечено, в нашей стране пока еще не существует единой концепции развития управленческого учета. Многие вопросы, связанные с методологией управленческого учета, носят дискуссионный характер.

С этим связано существование многообразия мнений в подходах к созданию подсистемы управленческого учета в организациях различных отраслей. В настоящее время не существует научно обоснованного концептуального подхода к созданию хозяйствующим субъектом подсистемы управленческого учета, и, как следствие этого, многие организации не в состоянии применять целостную форму управленческого учета, а используют в лучшем случае лишь его разрозненные элементы. В наибольшей мере это относится к организациям, которые имеют свои ярко выраженные отраслевые особенности, такие как: строительство, нефтепереработка и др. Например, в настоящее время не существуют какие-либо специальные отраслевые методические рекомендации по управленческому учету в организациях строительной отрасли и вряд ли можно ожидать их выпуска в обозримом будущем.

Такая ситуация значительно осложняет создание подсистемы управленческого учета в конкретной строительной организации. Кроме того, это приводит к значительному увеличению затрат на автоматизацию системы управления. Существующая ситуация показывает, что отсутствие эффективной подсистемы управленческого учета делает многие крупные и средние строительные организации более уязвимыми в жесткой конкурентной среде, где уже не первый год проявляют особую активность зарубежные строительные компании.

Проведенные исследования подтвердили, что многие крупные и средние строительные организации в настоящее время остро нуждаются в разработке методических рекомендаций по организации управленческого учета, охватывающих всю совокупность финансово-производственных процессов. Еще одним барьером на пути дальнейшего развития методологических основ управленческого учета является не достаточно четкая определенность в вопросе курирования данной проблемы на государственном уровне: Министерством финансов или же Министерством экономического развития и торговли. Как известно, вопросы совершенствования корпоративного управления курирует Минэкономразвития России.

С другой стороны, вопросы методологии учета, пусть даже управленческого, логично было бы отнести к компетенции Минфина России. Тем не менее, данный вопрос является открытым.

Публикуемые в печатных изданиях, отдельные статьи вряд ли могут служить методологической основой управленческого учета конкретной организации, тем более, дать возможность учесть при этом особенности различных отраслей хозяйства страны, а также индивидуальные требования отдельных хозяйствующих субъектов.
В то же время, в новом Плане счетов сделаны некоторые, на наш взгляд, слишком осторожные шаги к дальнейшему развитию методологических основ управленческого учета. Можно сказать, что он, в принципе, допускает два направления ведения управленческого учета: в рамках единой с финансовым учетом системы счетов, в самостоятельной системе счетов.

Важным фактором, способствующим развитию строительного производства, является научно-технический прогресс. Очевидны быстрые темпы развития технических средств управления, особенно информационно-вычислительной техники. Однако не менее важную роль в управлении производством строительной продукции играет необходимая информация по различным сегментам, формируемая в области управленческого учета. Без качественной учетной информации даже самое совершенное оборудование не может обеспечить желаемую эффективность строительного производства.
Значительные изменения условий хозяйствования, которые произошли за последние десятилетия в экономике России, в том числе и в строительстве, настоятельно требуют повышения качества содержания информационных потоков, используемых для принятия обоснованных решений.

В ходе исследования установлено, что для повышения эффективности аналитической работы и повышения качества принимаемых финансово-экономических решений в крупных и средних организациях строительной отрасли необходимо создать обособленную (основанную на самостоятельной системе счетов) подсистему управленческого учета. При этом целью создания подсистемы управленческого учета в конкретной строительной организации является обеспечение ее успешного функционирования в условиях рыночной степень потребности в информации менеджмента хозяйствующего субъекта. Таким образом, управленческий учет принял экономики. Таким образом, сущность управленческого учета заключается в том, что он служит для управления конкретной организацией и поэтому не может регулироваться обязательными для всех нормами и стандартами.

Эффективный управленческий учет, адекватно соответствующий условиям деятельности конкретной строительной организации, обеспечит не только контроль текущей работы, но и улучшение ее стратегического положения. В связи с тем, что создание подсистемы управленческого учета - дорогостоящее мероприятие, создание обособленной подсистемы управленческого учета не будет эффективным и экономически оправданным в мелких строительных организациях.

При этом научно-методологической базой изучения и применения управленческого учета должны стать опыт и традиции отечественной бухгалтерской науки, а также положительный опыт представителей бухгалтерских школ экономически развитых стран.
Создание эффективной подсистемы управленческого учета связано с осуществлением комплекса мероприятий по приведению условий функционирования строительной организации в соответствие с выработанной стратегией ее развития. Такая подсистема, в частности, предполагает:

- улучшение системы управления;
- повышение эффективности производства;
- повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции;
- рост производительности труда;
- снижение издержек производства;
- улучшение финансово-экономических показателей организации.

При этом общими задачами такой подсистемы должны явиться:

1) создание эффективного механизма управления организацией;
2) обеспечение инвестиционной привлекательности организации;
3) использование организацией рыночных механизмов привлечения финансовых средств отечественных и иностранных инвесторов;
4) повышение личной заинтересованности и ответственности работников организации как одного из факторов повышения устойчивости ее развития.

Решение о создании подсистемы управленческого учета и утверждении конкретной программы мероприятий по ее созданию должен утвердить руководитель строительной организации. При принятии решения по вопросу: создавать подсистему управленческого учета или нет, следует руководствоваться ценностью управленческой информации, которую планируется формировать в ее недрах, и затратами на создание и функционирование такой подсистемы. Другими словами, степень эффективности управленческого учета в конкретной строительной организации измеряется полезностью информации, получаемой с ее помощью.

Особая сложность создания эффективной подсистемы управленческого учета в строительных организациях во многом вызвана следующими факторами:

- сложностью научного изучения различных аспектов капитального строительства;
- многообразием организационных и хозяйственных форм процесса изготовления строительной продукции;
- большим количеством участников, имеющих разные функциональные задачи и цели;
- существенной зависимостью процесса строительства от естественных природных условий.

В связи с тем, что строительство проходит под непосредственным влиянием большого количества организационных, научно-технических, экономических, производственных, природно-климатических и других факторов, по своей природе имеющих вероятностный характер, он представляет собой сложнейшую систему с динамичным характером развития. С этим связана необходимость более широкого использования методов информационного обеспечения, экономического моделирования, системного анализа, экономической экспертизы, основанных на научно-обоснованных принципах.

Для разработки программы создания подсистемы управленческого учета целесообразно создать специальную рабочую группу с предоставлением ей необходимых полномочий. На основе анализа финансово-хозяйственной деятельности организации и задач по совершенствованию информационной системы управления участниками специальной рабочей группы принимается решение о возможности реализации поставленных задач силами работников существующего учетного аппарата строительной организации, либо о полной или частичной замене ее кадрового состава или найма других квалифицированных учетных работников.

Создание подсистемы управленческого учета в конкретной строительной организации предполагает проведение комплекса мероприятий, причем условия и порядок выполнения некоторых из них (использование соответствующих синтетических и аналитических счетов, применение специальных регистров, утверждение различных форм внутренней отчетности), в соответствии с п. 5 ПБУ 1/98 "учетная политика организации", необходимо предусмотреть в учетной политике организации.

Остальные мероприятия носят рекомендательный характер, и необходимость их реализации определяется лицами, принимающими решение о создании подсистемы управленческого учета, с учетом особенностей ее функционирования, уровня организационного развития и соответствия современным требованиям тех или иных компонентов менеджмента. При этом в приказе руководителя организации о создании подсистемы управленческого учета целесообразно определить ответственность за:

а) реализацию плана создания подсистемы управленческого учета;
б) достоверность и целевое использование носителей данных управленческого учета;
в) финансово-хозяйственные результаты руководителей "центров ответственности";
г) задержку передачи данных для формирования показателей управленческого учета;
д) разглашение коммерческой тайны.

Необходимо также включать в контракты положения, предусматривающие зависимость вознаграждения руководителя "центра ответственности" от достигнутого им результата.

Лицо, отвечающее за функционирование подсистемы управленческого учета, обязано:

- осуществлять координацию целей и планов строительной организации;
- способствовать руководству строительной организации в достижении намеченных целей;
- руководить ведением управленческого учета.

Для повышения инвестиционной привлекательности строительной организации в рамках управленческого учета необходимо реализовывать долгосрочные (стратегические) программы расширения рынка ее присутствия. Чтобы обеспечить улучшение финансово-экономического положения организации, пополнение ее оборотных средств и создание условий для устойчивого развития организации, необходимо в рамках подсистемы управленческого учета проводить многоступенчатую ценовую политику. Практика показывает, что только достоверная и качественная учетная информация о вложениях, имеющих инвестиционный характер, и затратах строительной организации на производство продукции позволяет реально оценить обоснованность величины и эффективность использования собственного и заемного капитала.

Для осуществления указанных мероприятий необходимо использовать научно обоснованные подходы, основанные на разработках отечественных экономистов, а также на положительном опыте экономически развитых стран.

Широкому применению управленческого учета в организациях строительной отрасли в значительной степени препятствует отсутствие уточненного с учетом особенностей отрасли понятийного аппарата; основополагающее значение также имеют разработка соответствующих счетов управленческого учета, а также рекомендаций по их ведению. Данная проблема связана, в частности, с тем, что методы учета затрат, используемые в подсистеме управленческого учета, требуют однозначной трактовки таких понятий, как: "себестоимость", "расходы", "затраты оплаченные", "издержки оплаченные", "затраты не оплаченные", "издержки не оплаченные", "затраты", "издержки" и т. д. При этом важнейшее место занимает разработка необходимой системы показателей для управленческого учета и форм для внутренних отчетов.

Необходимо также отметить, что записи на счетах управленческого учета, а также принципы формирования информации по ним существенно отличаются от финансового учета. Это в первую очередь связано с тем, что управленческий учет имеет четко сформулированные, относительно автономные, но при этом тесно связанные с финансовым учетом цели и задачи, такие, как классификация затрат по экономическим элементам, которая не только регламентирована ПБУ 10/99 "Расходы организации", но и регулируется Планом счетов бухгалтерского учета, а классификация затрат по калькуляционным статьям носит рекомендательный характер. В связи с этим в системе бухгалтерского учета строительной организации используемые на производство продукции ресурсы необходимо не только учитывать на определенном бухгалтерском счете, но и в обязательном порядке кодировать, что даст возможность автоматизированного использования этих данных для целей управленческого учета.

На наш взгляд, наличие эффективной подсистемы управленческого учета является необходимым условием и в значительной степени способствует принятию обоснованных управленческих решений на разных уровнях управления строительной организации.
Таким образом, создание обособленной подсистемы управленческого учета в средних и крупных строительных организациях в настоящее время представляет собой объективную необходимость, которую нельзя игнорировать.

Авторы:

И. А. Адамов, аттестованный аудитор, канд. экон. наук, доц. кафедры бухгалтерского учета и аудита Государственного университета управления,
В.Е. Чернышев, начальник финансового управления ОАО корпорации "Трансстрой

Начать дискуссию

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

ЭДО

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels
Кадровый учет

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Интересные материалы

Кредитование

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру