Обособились?

По Налоговому кодексу фирмы обязаны ставить на учет свои обособленные подразделения. На эту процедуру отведен один месяц. Но возникает вопрос: нужно ли регистрировать филиал, который расположен в том же городе, что и сама компания, но относится к другой налоговой инспекции?

По Налоговому кодексу фирмы обязаны ставить на учет свои обособленные подразделения. На эту процедуру отведен один месяц. Но возникает вопрос: нужно ли регистрировать филиал, который расположен в том же городе, что и сама компания, но относится к другой налоговой инспекции?

Обособлен или нет

Статья 11 Налогового кодекса дает трактовку понятия «обособленное подразделение». В ней говорится, что это «любое территориально обособленное от нее (фирмы – прим. ред.) подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места». Теория теорией, но на практике возник вопрос: что значит «территориально обособленное»? Относится ли к таковым филиал, расположенный в том же населенном пункте, что и головная организация?

Допустим, питерская фирма имеет в этом же городе несколько подразделений. Они работают в районах, которые обслуживают разные налоговые инспекции. Будут филиалы в этом случае территориально обособленными или нет? Если считать, что да, то их надо ставить на налоговый учет. Если же придерживаться принципа, что город – это единое территориальное пространство, значит, говорить о создании обособленных подразделений не приходится.

Мнение чиновников

Налоговики уверены: если у фирмы есть филиалы, которые «подчиняются» разным налоговым инспекциям, то их необходимо ставить на учет. Свою позицию они аргументируют следующим образом. В статье 54 Гражданского кодекса сказано, что фирму регистрируют по адресу нахождения ее «исполнительного органа». А статья 5 Федерального закона № 129-ФЗ от 8 августа 2001 г. уточняет, что «под местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица» понимается его адрес.

Отсюда чиновники делают вывод: если структурное подразделение расположено по адресу, который отличается от места «прописки» фирмы, то оно территориально обособленно. На письменные запросы о необходимости постановки на учет каждого филиала чиновники отвечают, что компании обязаны это делать (например, письма МНС от 8 августа 2001 г. № ШС-6-14/613@, УМНС по г. Москве от 2 апреля 2003 г. № 11-14/17852).

В письме налогового министерства от 8 августа также говорится о том, что, когда филиал расположен по другому адресу, но на территории, подведомственной той же инспекции, к которой относится фирма, ставить его на учет не надо.

Такая позиция сложилась не случайно. Дело в том, что 28 февраля 2001 г. Пленум Высшего Арбитражного Суда принял постановление № 5. Там сказано, что на фирму, вставшую на учет, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на учет в той же самой инспекции. Налоговики сделали резонный вывод: не стоит заставлять компании заявлять о филиалах, если они относятся к одной инспекции. Все равно суд примет сторону фирмы.

С чем оно связано

Требование регистрировать филиалы по месту «прописки» связано с тем, что бюджет города, в котором расположено структурное подразделение, должен получать причитающиеся ему суммы налогов. С этой точки зрения позиция чиновников выглядит абсурдной: налоги не поступают напрямую в районы или округа городов, они идут в федеральный, региональный или муниципальный бюджеты. Поэтому заставлять фирмы делать лишнюю работу и ставить на учет филиалы, расположенные в том же городе, что и сама организация, – нелогично.

В МНС так прокомментировали сложившуюся ситуацию: «Налоговые инспекции обслуживают организации по административно-территориальному принципу. Поэтому фирма обязана встать на учет по месту нахождения всех ее филиалов, которые территориально “принадлежат” разным налоговым инспекциям». На вопрос «Зачем это надо, если филиал расположен в том же городе, что и фирма, и перечисляет налоги в те же бюджеты?» в министерстве весьма лаконично ответили: «Так проще контролировать деятельность и самой фирмы, и ее филиалов. У нас по этому вопросу довольно жесткая позиция, и тем, кто с ней не согласен, придется судиться».

Судьи против

У юристов свой взгляд на проблему постановки на учет обособленных подразделений. «Я считаю, что подразделения компании могут быть признаны территориально обособленными только в том случае, если налоги от их деятельности зачисляют в разные бюджеты, – полагает Максим Кобышев, старший юрист консалтинговой компании “Диалог+”. – В противном случае в таком “делении” нет никакого смысла. Региональный и местный бюджеты от этого ничего не теряют и не приобретают».

«Налоговики при регистрации фирмы требуют, чтобы в уставе был указан ее конкретный адрес, – говорит Николай Кулешов, генеральный директор компании “Юридическое бюро К”. – Однако местонахождением фирмы может быть как полный адрес, так и просто город, без упоминания улицы и номера дома. В таком случае можно утверждать, что именно данный город и есть место расположения фирмы и ее филиалов».

Налицо неясность в трактовке налогового законодательства. В этом случае, согласно статье 3 Налогового кодекса, решения должны приниматься в пользу фирм. Однако арбитражная практика по вопросам регистрации обособленных подразделений сложилась неблагоприятная для компаний.

Судьи считают, что, если филиал ведет свою деятельность на территории, которая относится к другой налоговой инспекции, нежели фирма, его надо ставить на учет (например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 сентября 2001 г. № А56-14845/01, постановление ФАС Уральского округа от 18 марта 2002 г. № Ф09-495/02-АК).

Одно место или два?

Еще один признак обособленного подразделения – стационарные рабочие места. В Налоговом кодексе о них говорится во множественном числе, отсюда и по этому пункту возникли разногласия. А именно: является ли признаком филиала единственное рабочее место? Одни полагают, что в этом случае речь об обособленном подразделении не идет. К такому выводу пришел и Федеральный арбитражный суд Московского округа в своем постановлении от 3 октября 2001 г. № КА-А40/5441-01.

Но большинство юристов придерживаются другой точки зрения. По их мнению, даже одно стационарное рабочее место говорит о создании обособленного подразделения и, следовательно, его надо ставить на учет в налоговую. Эту же точку зрения не так давно выразил тот же Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 23 января 2003 г. № КА-А41/9052-02. Естественно, так же думают и налоговики.

Не создавать проблем

Из всего вышесказанного можно сделать не очень приятный вывод: налоговики упорны в своем желании поставить на учет все обособленные подразделения, которые относятся к разным инспекциям. При этом неважно, сколько там создано стационарных рабочих мест – одно или несколько. Судьи чаще всего поддерживают инспекторов в этом стремлении. Поэтому проще и дешевле согласиться в этом вопросе с чиновниками. Тем более что для постановки на учет филиала многого и не требуется. Достаточно написать заявление по форме № 09-1-1 (она есть в приказе МНС от 3 марта 2004 г. № БГ-3-09/178). А также представить в инспекцию по месту нахождения филиала копию свидетельства о постановке на учет фирмы и копии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (при их наличии).

Кстати, минимальный размер штрафа, который грозит фирме за нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет, – пять тысяч рублей. Если же филиал работал без постановке на учет более 90 дней, компанию могут оштрафовать на десять тысяч рублей. Эти штрафы установлены статьей 116 Налогового кодекса.

Инна СЕДОВА

Материал предоставлен журналом «Расчёт» , №6 2004 г.

Начать дискуссию