Подотчет, командировки

Командировка во всеоружии

Решать бесконечные проблемы с командируемыми – не лучшее занятие для бухгалтера. Освободить себя от этого можно раз и навсегда, грамотно организовав документооборот.

Г. Соколова, эксперт ПБ

Решать бесконечные проблемы с командируемыми – не лучшее занятие для бухгалтера. Освободить себя от этого можно раз и навсегда, грамотно организовав документооборот.

Для начала четко определите внутрифирменную «политику партии» в области командировок. Какие документы работник должен оформлять обязательно, а какие – только в исключительных случаях? Какие расходы фирма ему компенсирует, а какие – при любых обстоятельствах будут только за его счет? Все подобные моменты Трудовой кодекс требует прописать в «локальном нормативном акте» (ст. 168 НК РФ). Например, это может быть положение о командировках, которое должен утвердить руководитель фирмы.

Естественно, ничего принципиально нового бухгалтер в этом документе для себя не откроет. Однако в отношениях с налоговой инспекцией – это хороший щит, который позволит избавиться от придирок в спорных ситуациях. Да и работникам не придется долго объяснять, почему вы не принимаете у них те или иные документы. Вместо этого достаточно будет фразы «это распоряжение руководства».

Рассмотрим основные моменты, которые надо отразить в положении о командировках.

Три документа в одном

Перед тем как отправить работника в командировку, Госкомстат предлагает оформить сразу три документа. Это служебное задание (форма № Т-10а), приказ о направлении в командировку (форма № Т-9) и командировочное удостоверение (форма № Т-10).

Однако на самом деле оформлять все эти бумаги при каждой командировке необходимости нет. Так, из двух похожих по смыслу документов – приказа и удостоверения – вы вполне можете выбрать один. Поступить так Минфин России разрешил в своем письме от 6 декабря 2002 г. № 16-00-16/158. Какому документу отдать предпочтение, решать вам. При этом не забудьте учесть специфику командировок именно на вашей фирме.

Очевидно, если работники постоянно ездят на одну и ту же фирму (например, к крупному поставщику фирмы), им будет нетрудно проштамповать там командировочное удостоверение. В этом случае лучше остановить свой выбор именно на этом документе. Ведь печать и подписи поставщика – лишнее подтверждение обоснованности командировки.

Если же работники отправляются не на конкретное предприятие, а, например, с заданием наладить связи с потенциальными покупателями, удостоверение будет явно ни к чему. Даже если вы его оформите, то отсутствующие там штампы принимающей стороны (работнику их просто никто не поставит) только вызовут лишние вопросы. Поэтому, оформляя такие поездки, лучше ограничиться приказом о направлении работника в командировку. Если же при проверке инспекторы все же будут требовать у вас удостоверения, имейте в виду: арбитражная практика на вашей стороне (постановление ФАС Северо-Западного округа от 9 июня 2003 г. по делу № А56-5636/03).

Теперь разберемся со служебным заданием. Оформлять его тоже не обязательно. Однако это не значит, что данный документ не имеет практической пользы. Ситуации, в которых он действительно незаменим, встречаются на каждой фирме. Например, работник может не привезти из командировки никаких документов, подтверждающих целесообразность его поездки. При проверке это неизбежно вызовет вопрос об экономической обоснованности командировочных расходов.

Вот тут-то вам и пригодится служебное задание. Ведь в графе «Краткий отчет о выполнении задания» работник может описать не только документальные результаты своей поездки, но и те, которые не нашли отражения на бумаге. Например, работник может перечислить в отчете посещенные им предприятия и рассказать о проведенных переговорах.

Таким образом, необходимость служебного задания имеет смысл предусмотреть в положении о командировках – для вашего же спокойствия. Да и при проверке с таким документом будет сподручнее. Он освободит вас от необходимости лихородочно «метаться», вспоминая, какую же практическую пользу принесла каждая конкретная командировка. Ведь все ее результаты будут четко перечислены в отчете по служебному заданию.

Почем жизнь на чужбине

За каждый день командировки работнику полагаются суточные. Их размеры руководитель может либо утвердить отдельным приказом, либо включить в общее положение о командировках.

При этом никто не запрещает руководителю установить разные нормы суточных для разных категорий работников. Единственное, что при этом нужно учесть, – это минимальные нормы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 93. Устанавливать работникам суточные меньше приведенных там размеров нельзя.

Правительственные нормы также определяют размер суточных, которые можно учесть в расходах при расчете налога на прибыль. А вот какие нормы надо использовать в расчетах по НДФЛ – вопрос спорный. Естественно, МНС считает, не платить этот налог можно только с суточных в пределах правительственных норм. Однако, если внимательно изучить законодательство, становится понятно, что для этой льготы можно применить и внутрифирменные нормы суточных. Подробнее об этом спорном моменте читайте на стр. 74 этого номера журнала.

Привилегии для избранных

Обычно помимо суточных командируемым оплачивают только затраты на проезд и проживание. При загранкомандировках к ним прибавляется также плата за оформление загранпаспортов, виз, приглашения, консульские и аэродромные сборы и т. п. Эти расходы (при наличии подтверждающих документов) учитываются при налогообложении прибыли (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ) и не облагаются НДФЛ и ЕСН.

Однако некоторым работникам фирма может компенсировать и дополнительные расходы. Например, использование VIP-зала в аэропорте, мини-бара в гостинице, а иногда и затраты на ресторан, бассейн, сауну, тренажерный зал и т. п. Естественно, такие привилегии предназначены только для высшего руководящего состава.

Оплачивая их, фирмы, как правило, проводят это за счет чистой прибыли и удерживают НДФЛ. Однако не все знают, что иногда эти налоги можно минимизировать. Для этого нужно предусмотреть право руководства на роскошь в положении о командировках. Каким образом это позволит фирме снизить налоги, читайте на стр. 50.

Лекарство от склероза

Итак, вы определились с общей «командировочной» стратегией фирмы и утвердили ее приказом руководителя. Теперь осталось отладить беспроблемное поступление документов со стороны работников. Для этого их нужно четко проинструктировать о том, какие бумаги они должны сдать в бухгалтерию после командировки. Делать это каждый раз в устной форме неэффективно. Лучше сформулируйте все необходимые требования в специальном внутреннем документе – памятке командируемому сотруднику. Перед отъездом работника в служебную поездку выдавайте ему эту памятку вместе с командировочным удостоверением.

Памятка для сотрудника, уезжающего в командировку

(для командировок по России)

До командировки

1. В последний рабочий день перед выездом в командировку проверьте, выдали ли вам командировочное удостоверение.

Во время командировки

2. Все ваши командировочные расходы нужно подтверждать документами. Это: а) авиа- и железнодорожные билеты, билеты на автобусы, квитанции или другие проездные документы; б) квитанции за пользование постельными принадлежностями в поезде; в) счет или квитанция из гостиницы, в которой вы останавливались.

Помните: расходы, не подтвержденные документами, компенсированы не будут.

3. Обратите внимание на то, какой документ вам выдадут в гостинице. В идеале вам нужен счет по форме № 3-Г (это значит, что в шапке бланка должны быть слова «счет» и «форма № 3-Г»). Если гостиница выдала вам другой документ – строго поинтересуйтесь, почему. Если это не поможет, убедитесь, что в полученной вами бумаге есть дата, название гостиницы, длительность и стоимость проживания, а также подпись администратора.

4. Проследите, чтобы в гостиничном счете вам выделили сумму налога на добавленную стоимость. Это значит, что в документе должна быть фраза «В том числе НДС» и указана сумма налога.

5. Не теряйте документы. Следуйте простым правилам: а) если вы едете на поезде, не забудьте взять билет у проводника; б) полученные документы собирайте в отдельную папку. Храните там все бумаги, связанные с вашими расходами в поездке. Если вы сомневаетесь, компенсируют ли вам те или иные расходы, все равно сохраните подтверждающие их документы. Бухгалтерия разберется.

6. Из командировки нужно привезти все документы, которые имеют отношение к вашему служебному заданию. В зависимости от ситуации это могут быть: подписанный договор, программа встречи или семинара, карточка участника выставки и т. п.

Не забудьте поставить отметки о прибытии и выбытии на командировочном удостоверении (на обратной стороне бланка). В последний день командировки попросите проштамповать вам удостоверение на том предприятии, в которое вас направили.

После командировки

7. Вернувшись из командировки, вы должны составить авансовый отчет (попросите в бухгалтерии бланк этого документа). Приложите к нему все собранные документы и сдайте все это в бухгалтерию. Сделать это надо в течение трех дней после приезда.

Начать дискуссию

Сотрудников надо уведомлять о начале отпуска, даже если он вне графика

По общему правилу в отпуск работники ходят по графику, а за 2 недели до его начала работодатель уведомляет об этом. Уведомлять надо и в том случае, если сам сотрудник попросил отпуск вне графика.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Отличие субсидиарки от убытков

Почему кому-то конкурсный предъявляет иск об убытках, а кому-то субсидиарку?Чем они отличаются? Какие последствия наступают для ответчиков по таким искам?

Банки начали тестировать сервис «Знай своего криптоклиента»

Пять банков, Центробанк и Росфинмониторинг участвуют в пилотном проекте по выявлению связей обычных денег с криптовалютой.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Роструд разъяснил, в каких случаях работодатель вправе привлекать работников к работе в выходные и праздничные дни

В каких случаях работодатель вправе привлекать сотрудников к работе в выходные и праздничные дни? Как такая работа должна оплачиваться?

Если при расчете налога на прибыль учитывать прошлые убытки, надо хранить всю старую первичку

Пока убытки прошлых лет идут на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль текущего года, документы, подтверждающие этот убыток, должны храниться.

5 ошибок финдира, котоыре мешают бизнесу расти

Финансовый директор — ключевая фигура в управлении финансами бизнеса, которая отвечает за долгосрочное благополучие предприятия. Но даже самые умелые специалисты могут совершать ошибки, которые мешают компании расти и развиваться.

5 ошибок финдира, котоыре мешают бизнесу расти
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Дробление бизнеса

Вопросы «дробления бизнеса» остаются предметом повышенного внимания налоговых органов, такие риски активно выявляются и реализуются. Рассказываем, какие признаки дробления бизнеса выявляет ФНС и что делать, если у группы компаний есть основания для разделения.

Дробление бизнеса
УСН

Если ИП на УСН уведомление по ЕНП сдал, а на взносы 1% не уменьшил: что делать

Письмо ФНС с разрешением уменьшать налог по УСН за 2024 год на взносы 1% за 2024 год вышло в начале апреле. Но некоторые ИП узнали о новых правилах, когда уже посчитали налог и сдали уведомление.

1

❗ Важно: сегодня последний день сдачи налоговой отчетности

По календарю бухгалтера на 25 апреля попадает последний день представления множества основных видов налоговой отчетности, в том числе за 1 квартал 2024 года. А ИП на ОСНО еще и платят за себя аванс по НДФЛ за 1 кв.

3

Совет Федерации не хочет убирать алкоголь из прикассовых зон супермаркетов

Сенаторы указали депутатам на то, что в законе нет термина «прикассовая зона».

☀️ Сегодня последний день акции! Успейте купить курсы по ВЭД, управленке, кадровому учету и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Расширьте список ваших профессиональных навыков: научитесь вест кадровый и управленческий учет, узнайте особенности бухучета при ведении ВЭД и выходите на новый уровень дохода! Сегодня последний день, когда вы можете приобрести онлайн-курс «Профессия бухгалтер с нуля: учет, налоги, 1С» за 3 690 рублей и сделать первый шаг к карьере бухгалтера.

☀️ Сегодня последний день акции! Успейте купить курсы по ВЭД, управленке, кадровому учету и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5

🔥 Сегодня последний день акции! Успейте купить курсы по ВЭД, управленке, кадровому учету и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Приведите знания в форму! Воспользуйтесь акцией и пройдите топовые онлайн-курсы «Клерка» по ВЭД, кадровому и управленческому учету за 3 690 рублей! Получите повышение и увеличьте свой доход с новыми навыками. Кроме этого, вы можете освоить профессию бухгалтера с нуля также за 3 690 рублей.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как работать над несколькими проектами одновременно и ничего не упустить

Как управлять кучей проектов и выживать — с советами от медиаменеджера Паши Федорова, CEO мессенджера «Пачка» Григория Любачёва, ведущего подкаста «Потом доделаю» Ильи Вахмистрова и директора музыкальной группы «Свидание» Катерины Павловой.

Право

Как заключить госконтракт и не попасть под уголовную статью? Теперь читатели «Клерка» будут лучше разбираться в законах!

Ростовская областная коллегия адвокатов «Советник» начала вести свой блог на «Клерке». Правозащитники уже рассказали, как правильно работать по госконтрактам и не попасть под уголовную ответственность.

Как заключить госконтракт и не попасть под уголовную статью? Теперь читатели «Клерка» будут лучше разбираться в законах!

При выполнении нацпроектов обнаружены ценовые соглашения

Компании и ИП вступили в картельный сговор для поддержания цен на торгах. Общая сумма контрактов превысила 2,8 млрд рублей.

💥Обзор к утру четврега: нашли лекарство от болезни Бехтерева, цены на хлеб взлетели, в Perrier нашли бактерии

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

Контроль за ведением воинского учета и штрафы в 2024 году

В прошлом году увеличили штрафы за нарушения в сфере воинского учета. Контроль за его ведением усиливается: многие организации ожидают проверок военкомата уже в ближайшее время. Рассказываем, как проходят проверки и какие есть штрафы.

Контроль за ведением воинского учета и штрафы в 2024 году

Выплаты многодетным на погашение ипотеки продлили: срок

В 2024 году многодетные получат порядка 50 млрд рублей на погашение жилищного кредита.

Какие меры принудительного исполнения можно применить к должнику

Рассказал о мерах применяемых к должнику, которые помогут быстрее исполнить решение суда.

Интересные материалы

И Москва, и Сочи опять подорожали. Что произошло с ценами на недвижимость в этих городах за месяц?

Продолжаю следить за тем, что происходит с ценами на недвижимость в Москве и в Сочи. Как думаете, где цены выросли сильнее? А что будет с ипотекой? Вот и узнаем. В прошлый раз я смотрел февраль–март. Изучаем, что произошло за месяц, думаем, что будет дальше.

И Москва, и Сочи опять подорожали. Что произошло с ценами на недвижимость в этих городах за месяц?