Аудит

Консалтинг более востребован, чем аудит

Среди главных тенденций минувшего года на рынке аудита и консалтинга большинство опрошенных нами компаний назвали рост спроса на услуги, повышенный интерес именно к консалтингу, а также стабильную ценовую политику. По мнению экспертов, в нынешнем году указанные тенденции получат свое развитие.

Журнал "Финансовый директор" № 4, 2008

Среди главных тенденций минувшего года на рынке аудита и консалтинга большинство опрошенных нами компаний назвали рост спроса на услуги, повышенный интерес именно к консалтингу, а также стабильную ценовую политику. По мнению экспертов, в нынешнем году указанные тенденции получат свое развитие.

Спрос превышает предложение

По словам Татьяны Румянцевой, генерального директора Energy Consulting/Audit, сегодня на аудиторском рынке «бизнеса больше, чем его могут исполнить аудиторы». Это означает, что спрос на услуги аудиторских и консалтинговых компаний на сегодняшний день существенно превышает предложение. Причин тому несколько, однако одними из главных эксперты называют рост «цивилизованности» бизнеса и повышение интереса к консалтинговым услугам со стороны средних компаний.

Личный опыт
Ирина Сухова, вице-президент по корпоративному развитию ФБК (Москва)
Сразу несколько факторов предопределили рост рынка аудиторско-консалтинговых услуг. Во-первых, общий рост экономики – по итогам года ВВП получил весомую прибавку в 8,1%. Во-вторых, динамично развивались многие средние предприятия, и это также повлияло на увеличение спроса на аудит и консалтинг. В-третьих, на наших глазах происходит «взросление» бизнеса, усложнение задач, стоящих перед ним. Это существенно повышает спрос на качественный консалтинг. Иными словами, бизнес развивается не только вширь, но и вглубь.

Ирина Маканова, партнер «BKR-ИнтеркомАудит» (Москва)
Если раньше основными клиентами аудиторских и консалтинговых фирм были крупные компании, то сегодня это и средний, и малый бизнес, особенно небольшие, но быстрорастущие компании. Их руководители поняли, что скупой платит дважды, а потому не экономят на консалтинге.

Агван Микаелян, генеральный директор ООО «ФинЭкспертиза» (Москва)
Главным фактором, определяющим основные тренды развития аудиторско-консалтингового рынка, я считаю дальнейшее все более решительное и последовательное движение бизнеса в сторону большей публичности: все обратили взоры на открытые рынки финансов и поняли, что есть замечательные механизмы привлечения средств на свое развитие, в частности, выход на фондовые рынки. Это способствует росту объема услуг в целом – и по аудиту, и по консалтингу.

Консалтинг популярнее аудита

Все больший интерес у компаний вызывает широкий спектр консалтинговых услуг, все менее востребован аудит как таковой. По словам ряда экспертов, аудит уходит на второй план. Руководитель отдела маркетинга и развития бизнеса компании «Развитие бизнес-систем» Александр Петров отмечает, что удельный вес аудиторских услуг остается меньшим по сравнению c консалтинговыми и иными сопутствующими услугами. Такое соотношение аудита и консалтинга характерно для всего российского аудиторского рынка, так как тенденции на рынке формируют крупные аудиторские компании: на их долю приходится бoльшая часть доходов в общем объеме рынка.

Дмитрий Собинин, член правления аудиторско-консалтинговой компании «Балт-Аудит-Эксперт», замечает, что большинство российских компаний стали понимать – аудит и консалтинг (бухгалтерский, налоговый) – это разные вещи. И в ряде случаев аудиторско-консалтинговая компания не может предоставить комплексную услугу одному и тому же клиенту, не нарушая принципов независимости. Это приводит к тому, что разные аудиторские и консалтинговые компании одновременно работают над одним и тем же проектом клиента. О том, какие именно аудиторско-консалтинговые услуги наиболее востребованы, речь пойдет ниже.

Стабильная ценовая политика

Цены на аудиторские и консалтинговые услуги в 2007 году выросли несущественно – примерно на 10–15%, что соответствует темпам роста инфляции. По мнению Татьяны Румянцевой, генерального директора Energy Consulting/Audit, рост цен в первую очередь связан с ростом зарплат. Рост стоимости услуг по трансформации и аудиту отчетности по МСФО Румянцева оценивает выше среднерыночного – от 40%, по налоговому, управленческому и бухгалтерскому консалтингу – 20–30%.

Вместе с тем для компаний-клиентов цены перестали быть первостепенным критерием при выборе партнера. Так, Дмитрий Собинин, член правления аудиторско-консалтинговой компании «Балт-Аудит-Эксперт», считает, что качество услуг меняется местами с ценой и выходит на первое место по важности для клиентов. «У клиентов появляется потребность именно в самом консалтинге, а не в услуге по красивой упаковке уже принятых ими решений», – подчеркивает он. «Многие убедились, что организация действительно качественного предоставления услуг сопряжена у исполнителя с высоким уровнем издержек», – добавляет Александр Петров, руководитель отдела маркетинга и развития бизнеса компании «Развитие бизнес-систем».

На что вы обращаете внимание при выборе аудиторской компании?

Андрей Дегтярев, заместитель финансового директора Агрофирмы «Белая Дача» (Московская обл.):

- В нашей группе аудиторов приходится выбирать в зависимости от целей получения аудиторского заключения. Для малых и незначимых компаний аудит может быть дешевым. Для основного бизнеса – только аудиторские компании мирового уровня, которые дадут отчет, удовлетворяющий требованиям любых иностранных партнеров, а в промежуточной ситуации привлекаются высококвалифицированные аудиторы российских компаний для реальной проверки правильности различных операций и получения необходимых консультаций. В этом случае остается ориентироваться только на их деловую репутацию и рекомендации коллег.

Людмила Смирнова, вице-президент по финансам Hachette Filipacchi Shkulev (Москва):

- При выборе аудиторской компании прежде всего мы ориентировались на те, которые знакомы с индустриальными особенностями нашего бизнеса, а также на те, которые помимо услуг по оценке качества отчетности предоставляют «горячую линию» для оперативных консультаций по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения.

Марина Воронкова, финансовый директор ГК «Регион» (Москва):

- Достаточно стабильный уровень услуг можно получить только в компаниях, где нет высокого уровня текучки кадров. Это первый ориентир при выборе аудитора. Второй – место в рейтинге аудиторских компаний. Третий – уровень и обоснованность цен. Четвертый – ответственность и пунктуальность (что проверяется уже на стадии начала сотрудничества).

Наиболее востребованные услуги

Хит-парад наиболее востребованных услуг возглавляют управленческий консалтинг, МСФО, юридические и налоговые консультации.

Хит – управленческий консалтинг Одними из наиболее популярных в минувшем году стали управленческий и финансовый консалтинг. По словам Ирины Макановой, партнера «BKR-Интерком-Аудит», потребность в управленческом консалтинге возникает не столько у финансовых директоров, сколько у руководителей и собственников бизнеса. Это связано с тем, что зачастую в компаниях отсутствуют четко выраженные организационная и финансовая структуры, оперативная информация о финансовом состоянии предприятия, в том числе о фактической налоговой нагрузке, стратегическое планирование. По словам Дмитрия Собинина, члена правления аудиторско-консалтинговой компании «БалтАудит-Эксперт», увеличилась потребность в привлечении консультантов для решения вопросов по управлению бизнес-процессами, в частности в производстве (управление качеством, активами, персоналом, автоматизация и др.).

Личный опыт
Агван Микаелян, генеральный директор ООО «ФинЭкспертиза» (Москва):

- Современные компании понимают необходимость повышения экономической эффективности своей деятельности. Это подразумевает, во-первых, грядущую модернизацию (техническую, технологическую, научную и т.п.), а во-вторых, обязательный качественный рост уровня управления. Данная тенденция способствует востребованности огромного объема услуг именно по управленческому консалтингу – от стратегического планирования, маркетинговых исследований, упорядочивания внутренней структуры, документооборота до создания внутрифирменных стандартов.

Все про МСФО

Также очень востребованы разнообразные услуги, связанные с МСФО. По словам Ирины Суховой, вице-президента по корпоративному развитию ФБК, к таким услугам можно отнести трансформацию отчетности, разработку методологии составления отчетности, гармонизацию РСБУ и МСФО, быстрое закрытие (fast-close) периода, внедрение соответствующих информационных систем.

Личный опыт
Дмитрий Собинин, член правления аудиторско-консалтинговой компании «Балт-Аудит-Эксперт» (Санкт-Петербург):

- Аудит по МСФО перестал быть экзотикой, которая интересна только банковскому сектору и крупнейшим представителям бизнеса. При этом компании стали четче понимать, что сфера применения МСФО выходит далеко за рамки бухгалтерского учета и часто влечет значительные изменения концепции ведения бизнеса. В свою очередь, это способствует расширению потребностей в консалтинговых услугах, в том числе в корпоративном управлении, IT-консалтинге, оценке активов.

Фарид Илишкин, управляющий директор компании «НЭО Центр» (Москва):

- В последнее время все больше компаний готовят финансовую отчетность по международным стандартам или стандартам US GAAP, например для привлечения стратегического инвестора или с связи с подготовкой к IPO. Вследствие этого одной из наиболее востребованных в 2007 году услуг стало определение справедливой стоимости основных средств компаний при первом применении МСФО и проведение теста на прибыльность (impairment test) при оценке специализированных активов в целях определения внешнего (экономического) износа. Также согласно требованиям МСФО/US GAAP активы компании, приобретенной в сделке слияния или поглощения, должны быть поставлены на баланс приобретающей компании по справедливой стоимости. Поэтому с ростом рынка M&A растет количество работ для крупных компаний, которые уже перешли на МСФО или US GAAP, по распределению цены приобретения в соответствии с IFRS 3 и SFAS 141.

Юридические и налоговые услуги

Ирина Маканова, партнер компании «BKR-Интерком-Аудит», отмечает, что помимо управленческого и финансового консалтинга растет спрос на оптимизацию налогообложения, естественно, в рамках законодательства, а также на юридические услуги, в том числе составление различного рода договоров, экспертизу сделок.

Личный опыт
Александр Петров, руководитель отдела маркетинга и развития бизнеса компании «Развитие бизнес-систем» (Москва):

- Увеличился объем юридических и налоговых услуг. Изменения в налоговом законодательстве, с одной стороны, и его противоречивость, с другой, способствуют возникновению у предприятий потребности в услугах консультантов. Поэтому стабилен спрос на услуги консалтинговых фирм, специализирующихся на разъяснении действующих нормативных актов, выработке рекомендаций по наиболее оптимальному отражению в учете хозяйственных операций, решении текущих вопросов и поиске путей оптимизации налогообложения.

Таблица Топ-35 аудиторско-консалтинговых групп России по итогам 2007 года
Открыть таблицу (в новом окне)

Среди востребованных на рынке услуг эксперты также называют совершенствование и оптимизацию учета, сопровождение реорганизации и инвестиционных проектов. Очевидно, что с развитием бизнеса перечень услуг, интересных для компаний, будет расширяться.

Работа в регионах

Большинство столичных аудиторско-консалтинговых компаний предпочитают работать в регионах через местных партнеров. Эта тенденция последних нескольких лет объясняется рядом причин. Во-первых, как справедливо замечает Дмитрий Собинин, член правления аудиторско-консалтинговой компании «Балт-Аудит-Эксперт», крупные банки и компании больше доверяют питерским и московским оценочным и консалтинговым компаниям благодаря их возможности обеспечить более высокое качество предоставляемых услуг, чем местным региональным. Во-вторых, по оценкам Фарида Илишкина, управляющего директора компании «НЭО-Центр», региональные рынки аудиторских и консалтинговых услуг обладают значительным потенциалом роста. Поэтому присутствие компании в регионах становится ее существенным конкурентным преимуществом и позволяет, как правило, значительно увеличить объем продаж услуг как в регионе, так и в центральном офисе. Кроме того, поиск партнеров в регионах – наиболее оптимальный путь выхода на новые рынки.

Личный опыт
Агван Микаелян, генеральный директор ООО «ФинЭкспертиза» (Москва):

- Большинство крупных компаний консолидировались, то есть состоят из множества других, которые чаще всего имеют региональную структуру. А это значит, что для оперативного оказания профессиональных услуг и оптимизации своих издержек аудиторско-консалтинговым компаниям необходимы широкие партнерские региональные сети. Не совсем правильно говорить о региональной экспансии аудиторскоконсалтинговых компаний, потому что создавать региональную сеть – это одна проблема, а найти региональных партнеров – совершенно другая. Объем услуг настолько быстро растет, что нет времени на создание собственных сетей. Это вопрос долгосрочный, а спрос нужно удовлетворять сейчас и на самом высоком уровне. Мы можем предоставить региональным партнерам наши методики, стандарты, обучить их, подтянуть до действительно солидного уровня. А взамен получить работоспособную структуру – готовую компанию, которую и будем эффективно использовать по собственному разумению.

Выход серьезных аудиторско-консалтинговых компаний на региональный уровень позволяет поднять качество соответствующих услуг в регионах. По мнению Ирины Макановой, партнера компании «BKR-Интерком-Аудит», в этом есть и некая просветительская функция столичных фирм: «У нас 427 партнеров – аудиторских компаний по всей России. Но есть определенные стандарты, которые должны соблюдать партнеры. Соответственно, мы проводим обучение аудиторов из регионов. Я считаю, что за такой работой будущее».

По словам Ирины Суховой, вице-президента по корпоративному развитию ФБК, региональную сеть сегодня развивают не только крупные компании. Многие средние фирмы начинают интегрироваться в сетевые структуры – региональные или даже общероссийские. И это позитивный процесс хотя бы потому, что все шире распространяются стандарты качества. Это вполне в русле мировой практики, в соответствии с которой аудиторские и сопутствующие им услуги для крупных и средних компаний оказываются в основном фирмами, работающими в рамках международных сетей.

Личный опыт
Нина Фирсова, генеральный директор компании «Гудвилл» (Ростов-на-Дону):

- В 2007 году мы вступили в международную сеть RSM (7-е место в мире) через эксклюзивного представителя на территории СНГ «РСМ Топ-Аудит». Наше участие в сети базируется на принципе независимого членства. Таким образом мы сами стали участниками экспансии международных и крупнейших российских компаний.

Дмитрий Собинин, член правления аудиторско-консалтинговой компании «Балт-Аудит-Эксперт» (Санкт-Петербург):

- Московский рынок трудовых ресурсов для аудиторско-консалтингового бизнеса переживает непростые времена: с одной стороны, ощущается недостаток квалифицированных кадров, а с другой – зашкаливают требования по зарплате. Переманивание кадров из регионов не безгранично. Поэтому «Магомет идет к горе» – московские компании приобретают региональные, в том числе и питерские. Наиболее свежий пример – приобретение весной 2007 года «Балт-Аудит-Эксперта» группой Energy Consulting, которое принесло обеим компаниям взаимные выгоды.

Петербургская компания, входящая в десятку лидеров местного рынка, стала удобной базой для развития бизнеса группы Energy Consulting в регионе, а «Балт-Аудит-Эксперт» получил возможность оказывать своим клиентам более комплексные и качественные услуги за счет взаимодействия со специализированными компаниями группы.

Московский менеджмент и инвестиции в развитие плюс квалифицированные питерские кадры способны сделать рынку серьезное предложение.

Вместе с тем Ирина Сухова, вице-президент по корпоративному развитию ФБК, обращает внимание, что форсированное развитие региональной сети несет существенные риски: «Здесь нельзя торопиться. В противном случае неизбежны репутационные потери. Именно поэтому нужно «воевать не числом, а умением», – добавляет она.

Что год текущий нам готовит

По мнению экспертов, в 2008 году продолжится рост рынка аудиторско-консалтинговых услуг. При этом, по прогнозам Фарида Илишкина, управляющего директора компании «НЭО-Центр», рынок аудиторских услуг будет расти в основном в части аудита отчетности по МСФО. Нина Фирсова, генеральный директор компании «Гудвилл», считает, что продолжится рост спроса на консалтинг в сфере управления, а также на комплексные услуги. Ирина Маканова, партнер компании «BKR-Интерком-Аудит», также отмечает тенденцию роста спроса на консалтинг в области IT. По-прежнему будут востребованы услуги по трансформации отчетности по МСФО и оценке активов согласно международным стандартам.

Рост рынка будет способствовать активизации конкуренции.

Личный опыт
Татьяна Румянцева, генеральный директор Energy Consulting/Аudit (Москва):

- Думаю, что саморегулирующиеся организации (CPO) начнут играть заметную роль в конкуренции на аудиторском рынке. Пока, по моему мнению, они довольно слабы. Вероятно, по этой причине Минфин и не передает им функции регулирования аудиторской деятельности – выдачу и отзыв лицензий. Формально это должно состояться 1 июля нынешнего года, но однажды срок уже был перенесен (1 января 2007 года), думаю, и в этом году сдвигов ожидать не стоит.

Мне кажется, что с ужесточением конкуренции на рынке СРО, которые уже сейчас обязаны проводить проверки качества оказания услуг аудиторами, могут использовать эти проверки для исключения компаний из своих рядов. Но пока ситуация совсем иная: СРО борются за членов между собой и более чем лояльно относятся к качеству их работы.

Что касается аудиторских услуг, то, по мнению Татьяны Румянцевой, стоимость услуг по обязательному аудиту продолжит снижаться. Это объясняется и привлечением для их оказания относительно дешевой рабочей силы из регионов. «И неважно, что при этом снижается качество услуги, никого – ни клиентов, ни головные компании – пока это не волнует. Ведь информационная закрытость российских компаний по-прежнему высока», – отмечает Румянцева.

О необходимости борьбы с некачественными услугами аудиторов говорят многие эксперты рынка, однако ни у кого нет готовых рецептов. Ирина Маканова, партнер компании «BKR-Интерком-Аудит», подчеркивает, что мелкие аудиторские компании мешают работе на рынке, обесценивая статус профессиональных аудиторов. «За 500 долларов нельзя провести качественный аудит даже в маленькой компании. Однако организации, проходящие аудит у таких аудиторских компаний, никогда не скажут, что они просто платили деньги за подпись под заключением. Как поймать за руку?» – сокрушается И. Маканова.

Однако в целом российский рынок аудиторско-консалтинговых услуг будет развиваться в русле мировых тенденций. Постепенно будет упорядочиваться разделение клиентов между крупнейшими международными и российскими компаниями. По словам Татьяны Румянцевой, генерального директора Energy Consulting/Аudit, в России крупные компании пока eще пользуются услугами небольших аудиторских фирм. Постепенно подобных ситуаций станет меньше. Средние по размеру компании в большей степени будут обслуживать средних по размеру клиентов.

Таким образом, мелкие аудиторско-консалтинговые компании рано или поздно уйдут с рынка, что в конечном итоге должно способствовать стабилизации качества услуг и цен на рынке.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию