Новости ФНС

ФНС: не только смена вывесок

1 августа вступил в силу Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ, прекращающий полномочия МНС. Закон уточняет положения множества нормативных актов, в том числе из сферы налогового законодательства. Мы расскажем о наиболее важных поправках, которые затронут деятельность каждого предприятия (ст. 54 и 62 Закона).

Приложение к еженедельнику "Экономика и жизнь" - "Бухгалтерское приложение" N 31, 2004 г.

1 августа вступил в силу Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ, прекращающий полномочия Министерства по налогам и сборам. Закон уточняет положения множества нормативных актов, в том числе из сферы налогового законодательства. Мы расскажем о наиболее важных поправках, которые затронут деятельность каждого предприятия (ст. 54 и 62 Закона).

Итак, в структуре органов исполнительной власти РФ больше не будет МНС. Оно преобразовано в Федеральную налоговую службу (ФНС), переподчиненную Минфину РФ. Именно поэтому поправки в первой и второй частях НК в основном свелись к замене названий уполномоченных органов - либо Минфин, либо "федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов". Очень удобно: если ФНС преобразуют еще во что-нибудь, НК можно будет не менять.
Пожалуй, главный вопрос для предприятий - кто правомочен давать разъяснения по применению налогового законодательства. И здесь все обстоит не так просто. К компетенции Минфина отнесена выработка и регулирование государственной политики в области налогов и сборов. К компетенции ФНС отнесена контрольно-надзорная деятельность, при этом в новой редакции ст. 4 НК РФ указано, что органы, осуществляющие контроль и надзор, не вправе издавать нормативные акты по вопросам налогов и сборов. В то же время в ст. 21 указано, что налоговый орган вправе давать разъяснения, в том числе и письменные, по порядку исчисления и уплаты налогов и сборов. Так возникает неопределенность: с одной стороны, письменно разъяснять вопросы применения законодательства может лишь Минфин (ст. 34.2 НК РФ), с другой - налоговый орган должен отвечать как раз на те вопросы, которые и возникают из-за различных трактовок законодательства.
Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 185 "Вопросы Министерства финансов РФ" определено, что Минфин должен:
- готовить нормативные правовые акты в области бюджетного, налогового, валютного, бухгалтерского законодательства, а также в сфере таможенных платежей;
- утверждать формы налоговых деклараций, методические рекомендации и иные документы по применению налогового законодательства и в области ведения бухучета.
Положение о ФНС пока что отсутствует, как, впрочем, и упоминание о том, что Минфин вправе отменять решения ФНС. В ст. 31 НК РФ содержится норма о том, что решение нижестоящего налогового органа можно обжаловать в вышестоящем, но Минфин не является налоговым органом!
Еще более важным для налогоплательщиков является поправка в ст. 111 НК РФ, из которой исключено упоминание о налоговых органах. Прежде налогоплательщик освобождался от ответственности, если в своих действиях руководствовался разъяснениями налоговиков, то теперь в ст. 111 речь идет о документах, выпущенных финансовыми органами. А всем прекрасно известно, как часто расходятся мнения МНС и Минфина по одному и тому же вопросу.
Зато с получением информации о сроках уплаты налогов, правах и обязанностях плательщиков и налоговиков, о реквизитах нормативных актов, а также с формами налоговой отчетности и разъяснениями по их заполнению все осталось по-прежнему. Всем этим налогоплательщиков продолжает обеспечивать налоговая инспекция. А вот порядок представления деклараций в электронном виде теперь устанавливает Минфин (ст. 80 НК РФ).
Из первой части НК РФ исключены положения, предоставляющие определенные полномочия сотрудникам внебюджетных фондов (кроме ст. 78 НК РФ о зачете и возврате излишне перечисленных сумм). Порядок привлечения к ответственности за неправильное начисление и уплату взносов в фонды регулируется неналоговыми законами. Формы авансовых расчетов и деклараций по пенсионным взносам будет утверждать Минфин.
Новации в издании нормативных документов не означают, что все, ранее вышедшее из недр МНС РФ, утратит силу с 1 августа. Закон 58-ФЗ (ст. 78) особо оговаривает, что "нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые до вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют впредь до признания их утратившими силу или принятия соответствующих нормативных правовых актов Правительством РФ или уполномоченными федеральными органами исполнительной власти".
В области налогового контроля у преобразованного МНС сохранилось довольно много функций. Их даже прибыло - теперь именно налоговый орган, а не Минфин уполномочен принимать решение об изменении сроков уплаты федеральных налогов (ст. 63 НК РФ). По-прежнему налоговые органы будут проводить камеральные и выездные проверки, осуществлять выемку документов, приостанавливать операции по счетам, осматривать производственные, складские и прочие помещения, проводить инвентаризацию имущества. Но вот порядок проведения инвентаризации при налоговой проверке теперь устанавливает Минфин (ст. 31 НК РФ). Формы документов, необходимых для проверок, и требования к их составлению, утверждаются налоговиками. Не лишены налоговые органы и права требовать уплаты недоимок, взыскивать пени. За ними же оставлены и функции регистратора, и постановки на учет налогоплательщика. Соответственно они по-прежнему вправе утверждать формы заявлений и уведомлений о постановке на учет.
В заключение пройдемся по поправкам, внесенным в часть вторую НК РФ. Итак, с 1 августа 2004 г. Минфин:
- утверждает: форму уведомления об использовании права освобождения от НДС (п. 3 ст. 145); формы документов по учету доходов физлиц (справки остались за налоговыми органами) (ст. 230); форму расчета авансовых платежей ЕСН (ст. 243); форму Книги учета доходов и расходов для пользователей "упрощенки" (ст. 346.24);
- определяет: порядок выдачи свидетельств лицам, совершающим операции с нефтепродуктами (п. 3 ст. 179.1); порядок хранения алкоголя на акцизном складе (п. 7 ст. 197); порядок работы налоговых постов (ст. 197); особенности постановки на учет в качестве плательщика НДПИ (п. 3 ст. 335), инвестора в СРП (ст. 346.41); случаи представления специальных реестров при вывозе товаров из РФ;
- согласовывает формы расчетных писем для обоснования 0%-ной ставки НДС при перевозках железнодорожным транспортом - с 1 января 2005 г. (ст. 165).

И. ОРДЫНСКАЯ, эксперт "БП"

Начать дискуссию