Налоговые проверки

Аудиторская проверка бухгалтерского учёта расчётов с контрагентами организации

Этапами аудита бухгалтерского учёта расчётов с контрагентами юридического лица выступают мониторинг организации систем внутриорганизационного финансового контроля, экспертиза гражданско-правовых договоров, экспертиза состояния первичного бухгалтерского учёта, сопоставление данных аналитического и синтетического учёта и проверка учёта задолженности перед контрагентами. Документальными источниками информации для формирования доказательственной базы аудитора являются бухгалтерские регистры синтетического и аналитического учёта, гражданско-правовые соглашения (договоры), журналы регистрации покупок, графики документооборота, счета-фактуры, накладные и акты выполненных работ.

Этапами аудита бухгалтерского учёта расчётов с контрагентами юридического лица выступают мониторинг организации систем внутриорганизационного финансового контроля, экспертиза гражданско-правовых договоров, экспертиза состояния первичного бухгалтерского учёта, сопоставление данных аналитического и синтетического учёта и проверка учёта задолженности перед контрагентами. Документальными источниками информации для формирования доказательственной базы аудитора являются бухгалтерские регистры синтетического и аналитического учёта, гражданско-правовые соглашения (договоры), журналы регистрации покупок, графики документооборота, счета-фактуры, накладные и акты выполненных работ.

На первоначальной стадии аудитором проверяется состоятельность финансового контроля, и определяются его слабые стороны. Для реализации данных направлений проверки необходимо рассмотреть систему внутриорганизационного контроля во всей полноте и взаимосвязи составляющих его элементов. Перечень контрольных процедур  для каждого конкретного случая нормативными актами специально не регламентирован. Поэтому предприятие вправе самостоятельно решить вопрос о содержании системы контрольных мер и способах анализа их эффективности. Как бы то ни было, но многими специалистами в области бухучёта признаётся, что в целях исключения серьёзных пробелов и ошибок в учёте операций с контрагентами, организациям целесообразно вести контроль сразу по нескольким направлениям.

В их число входят: оформление отношений с деловым партнёром (проверка правильности составления договора), учёт первичной документации (контроль над регистрацией и обработкой первичных документов), отражение операций на счетах (контроль за применением систем учёта, в том числе и программного обеспечения), обеспечение надёжности сохранности информации от посторонних лиц (проверка системы хранении документации, функционирования архивной службы, порядка инвентаризации документах в архиве и обеспечения доступа к документам), истребование кредиторской задолженности (проверка своевременности и полноты). Отсутствие одного или нескольких из вышеобозначенных направлений в организации внутреннего контроля даёт аудитору возможность сосредоточения своих действий на проверке именно в этом направлении.

Условно все отношения предприятия с другими организациями и индивидуальными предпринимателями можно разделить на две большие однородные группы. Первую из них составляют отношения по приобретению различного рода вещных и неимущественных прав, вторую – правоотношения, опосредующие поручения руководства предприятия на выполнение работ и оказание услуг. Данная классификация помогает определить предмет проверки (конкретно – структуру гражданско-правовых договоров), разбить его на составные элементы, а также скорректировать методы и процедуры, которыми будет оперировать проверяющий в процессе аудита.  

Вся совокупность договоров с подрядчиками и поставщиками, заключённых от имени руководства предприятия за рассматриваемый период, должна быть проверена на предмет выявления нарушений и неточностей с учётом всех требований, предъявляемых законодательством РФ к совершению гражданско-правовых сделок. В соответствии со статьёй 432 ГК РФ договор считается правомерно заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям этого договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Для каждой разновидности договоров гражданское законодательство определяет свой собственный перечень таких существенных условий. К примеру, для договора контрактации (поставки сельскохозяйственной продукции) существенными признаются условия о наименовании, количестве (ассортименте), а также о сроках поставки продукции.

Далее происходит анализ первичного учёта расчётов с контрагентами предприятия. Данная процедура производится при помощи установления фактов правильного оприходования материальных ценностей, принятия работ и услуг, отражения в полном объёме совершённых операций, совершения всей необходимой первичной документации и её регистрации в бухгалтерских регистрах, а также соблюдения правил документооборота в бухгалтерии предприятии. Установление правильности оприходования материальных ценностей и принятия выполненных работ (оказанных услуг) происходит путём процедуры сопоставления данных приходных документов с данными договоров и данных счетов-фактур с данными бухгалтерского учёта. Если аудитор придёт к выводу о недостаточности информационных данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении в процессе взаимоотношений с контрагентами, то от бухгалтерии предприятия должны быть запрошены соответствующие пояснения, а также сделаны необходимые дополнения к отчётной документации. В случаях выявления неправильного отражения хозяйственных операций текущего периода до окончания отчетного года все исправления должны производиться записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного периода, когда искажения выявлены.

Учитывая многообразие возможных деловых связей с компаньонами, особенно на крупных предприятиях, аудитор может воспользоваться выборочным методом проверки. При этом многими аудиторами отмечается, что в отношении учитываемых товаров выборка должна строиться на началах представительности, а в отношении работ и услуг – напротив. Таким образом, в первом случае аудитор применяет репрезентативную, во втором – нерепрезентативную выборку. Репрезентативность выборки означает, что все элементы изучаемой совокупности должны иметь равную вероятность быть отобранными в выборку. Для обеспечения репрезентативности аудитор прибегает либо к случайному (по таблице случайных чисел) отбору, либо к отбору систематическому (элементы отбираются через постоянный интервал – через каждые десять, пятнадцать, двадцать и так далее документов). Также может быть использован комбинированный отбор, представляющий собой некий синтез методов случайного и систематического отбора.

Порядок регистрации фактов совершения операций, заведённый на предприятии, должен отвечать таким признакам, как своевременность, полнота и достоверность. В противном случае перед аудитором встаёт необходимость выяснения причин расхождений и неточностей. При этом проверяющий должен избегать каких бы то ни было поспешных выводов.  Аудитору необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что, исходя из самой природы хозяйственных операций (их многочисленности и разнообразии), различного рода несоответствия и расхождения (отсутствие документа, несвоевременность составления, исправления и так далее) зачастую просто неизбежны. С другой стороны это может свидетельствовать о преступных действий со стороны руководства организации или работников бухгалтерии. Поэтому, учитывая все внешние и внутренние факторы, влияющие на первичный учёт (специфику производства, хозяйственных потребностей, структуры управления, правил документооборота и др.), а также степень профессионального аудиторского риска, аудитором должен быть проведён письменный опрос работников бухгалтерии с целью выяснения причин несоответствий и искажений первичного учёта.  

Проверка на соответствие данных аналитического и синтетического учёта осуществляется в процессе проверки информации, содержащейся в сводных регистрах, составленных с использованием бухгалтерских программных продуктов (при автоматизированном методе учёта) и журнале-ордере № 6 (при журнально-ордерной форме учёта). Здесь происходит сопоставление численных данных регистров аналитического учёта с информацией, отражённой по счёту 60 “Расчёты с поставщиками и подрядчиками” и всем соответствующим субсчетам к счёту 60 (неотфактурованные поставки и материалы в пути). Аудиторская проверка учёта курсовых разниц при совершении хозяйственных операций с контрагентами-нерезидентами может быть проведёна посредством сопоставления данных счетов 60 “Расчёты с поставщиками и подрядчиками” и 91 “Прочие доходы и расходы”.

На заключительном этапе проверки происходит анализ бухгалтерского учёта задолженности перед контрагентами, а в случаях необходимости и дебиторской задолженности. При этом аудитору следует помнить, что расчёты с контрагентами могут производиться с применением таких инструментов, как кредит, отсрочка и рассрочка платежа, аванс и так далее. Образуемая при этом сумма задолженности может быть проконтролирована путём выверки данных, содержащихся в группе статей “Кредиторская задолженность” финансовой отчётности предприятия. Правильность отражения задолженности проверяется, во-первых, по статье “Поставщики и подрядчики”, где показывается сумма задолженности поставщикам, подрядчикам за поступившие материальные ценности, выполненные работы, оказанные организации услуги, во-вторых, по статье “Векселя к уплате”, где отражается сумма задолженности поставщикам, подрядчикам и другим кредиторам, которым организация выдала в обеспечение их поставок, работ и услуг векселя. В бухгалтерском балансе сумма задолженности организации по полученным кредитам и займам должна отражаться с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.

На данной стадии проверки аудитором должны быть установлены факты возникновения задолженности, её реального размера (с учётом процентов за пользование кредитом и пеней за просрочку), обоснованности образования задолженности, возможности её погашения и наличия претензий по кредиторской и дебиторской задолженности (судебные иски и соответствующие уведомления). С целью установления этих фактов проводится аудиторская инвентаризация расчётов с поставщиками и подрядчиками. Инвентаризация предполагает как детальное ознакомление с внутриорганизационной отчётностью, так и подтверждение данных этой отчётности со стороны контрагентов организации, которое может быть получено в результате направления запросов к организациям-контрагентам проверяемого предприятия.

Начать дискуссию

За юридическими услугами может скрываться обычная переписка с ведомствами

Полицейские в Удмуртии задержали руководителя юридической фирмы, подозреваемого в мошенничестве под предлогом оказания юридических услуг.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Кадры

Президент: дефицит кадров невозможно покрыть за счет мигрантов

Владимир Путин призвал предпринимателей искать другие подходы к решению проблемы с нехваткой кадров.

Как оплачивается работа и отдых в майские праздники и дни между ними

В российском производственном календаре май — самый неоднозначный месяц. Вроде праздников много, но вот возвращение на работу на эти 2-3 дня между выходными… Большинство сотрудников хитрят — берут отгул, оформляют заранее отпуск, кто-то уходит на больничный, а кадровику разбирайся с этой чехардой.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

Суд приостановил корпоративные права иностранной компании на российский бизнес X5

По решению суда корпоративные права иностранных организаций в отношении российского бизнеса могут быть приостановлены. Это касается только экономически значимых компаний.

Как учитывать период военной службы при расчете больничного

Пособие по больничному рассчитывается с учетом страхового стажа, если он составляет 8 и более лет, пособие выплачивает в полном размере среднего заработка. Период военной службы входит в страховой стаж.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Путин: власти не будут пересматривать приватизацию

У властей не должно быть претензий к собственникам активов после приватизации. Изымать бизнесу будут только «в случае недобросовестных действий собственников».

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Разбираем запросы от ФНС о сотрудничестве с самозанятыми: как реагировать и что отвечать

Пришло требование с возмутительными подозрениями: вы, оказывается, маскируете трудовые отношения — заключаете договоры с плательщиками НПД. Времени на возмущение нет, но есть пять рабочих дней на то, чтобы составить ответ в ИФНС. Расскажем, как это сделать, чтобы у налоговой больше не возникало вопросов.

Разбираем запросы от ФНС о сотрудничестве с самозанятыми: как реагировать и что отвечать

Обман на маркетплейсах Wildberries и Озон: фейковые продавцы, рассылки, ночной шопинг

Почти все мы покупаем что-то на маркетплейсах: это быстро, удобно и зачастую дешевле, чем в обычном магазине. Однако там нас поджидают мошенники: аферисты создают фейковые аккаунты, притворяясь продавцами или специалистами по рекламе. Продать они ничего не могут, их цель — наши контактные данные: номера телефонов, пароли от личных кабинетов, реквизиты карт.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

А что, если бизнес можно развивать за счет государства

И да, это как раз из серии — чтобы у тебя все было и тебе за это ничего не было. 

А что, если бизнес можно развивать за счет государства

Минцифры запретит массовые спам-звонки

Абоненты стараются не отвечать на входящие звонки, чтобы не сталкиваться с рекламными обзвонами и спамом. Власти будут с этим бороться и запретят массовые звонки, инициированные роботами.

Как зайти в реферальную программу «Клерка». Делюсь личным опытом

Если вы задумываетесь о том, как получить дополнительный доход, то этот пост для вас. Расскажу о реферальной программе «Клерка»: что это, как работает и почему такое сотрудничество приносит пользу. А еще на собственном примере покажу и расскажу, как зарабатывать на рекомендациях. Забирайте пошаговый алгоритм в закладки!

Как зайти в реферальную программу «Клерка». Делюсь личным опытом
2
Кадры

На рынке труда пенсионеры и студенты стали ценными кадрами

На фоне дефицита кадров компании заинтересовались в найме студентов и пенсионеров. Теперь им предлагают работу в 2 раза чаще.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд

Стритфуд — динамично развивающийся сегмент рынка общепита, популярный как у начинающих предпринимателей, так и у опытных рестораторов. Однако и здесь есть свои подводные камни. Разберем 7 главных ошибок, которые допускают владельцы стритфуда, и расскажем, какие из них можно избежать с помощью системы автоматизации кафе Fusion POS.

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд

Модульбанк повысил лимит переводов на карты физлиц для селлеров до 30 млн рублей

С 1 мая все физлица могут бесплатно переводить между своими счетами до 30 миллионов рублей в месяц через СБП. В Модульбанке повышенный лимит переводов для селлеров доступен уже сейчас с Маркет Картой.

Незавершенное строительство позволяет претендовать на выкуп земли много ниже кадастровой стоимости

В Адыгее сотрудники полиции пресекли попытку приобретения земельных участков мошенническим путем путем незавершенного строительства.

КУБ дня. Про штрафы за статотчетность

До текущего года Росстат штрафами только пугал, а теперь наказывает. Как отбиться от штрафа, есть ли шанс?

КУБ дня. Про штрафы за статотчетность

Как принимать оплату через СБП и работать по 54-ФЗ с наименьшими затратами

Согласно закону 54-ФЗ, в большинстве случаев при приеме платежей от физических лиц бизнесу — будь то предприниматель или юридическое лицо — нужна онлайн-касса. По-другому, каждый платеж нужно фискализировать. Расскажем, как сделать это с наименьшими затратами.

Как принимать оплату через СБП и работать по 54-ФЗ с наименьшими затратами
Бесплатно с НДФЛ

Поправки в НК–2024: что изменится в НДФЛ

Изменят расчет НДФЛ по процентам от вкладов. Минимальный срок владения для продажи квартир будут считать по-новому для перепланировки и покупки за маткапитал.

Поправки в НК–2024: что изменится в НДФЛ

На одну госпошлину стало меньше

С 23 апреля транспортные средства, переданные фронту, освободили от уплаты госпошлины при постановке на учет.

Интересные материалы

ЕСХН

Когда применяющих ЕСХН освободят от уплаты налога на имущество

Налог на имущество организаций можно не платить только в отношении объектов, которые участвуют в производстве, переработке и продаже сельскохозяйственной продукции.