Налоговые проверки

Аудиторская проверка производственных затрат

Важнейшими моментами в бухгалтерском учёте затрат на производство продукции, работ и услуг выступают расчёт их фактической себестоимости и разработка методов и принципов учётной политики предприятия по легальному учёту всех сопутствующих расходов, то есть включению понесённых материальных убытков в состав производственных затрат.

Важнейшими моментами в бухгалтерском учёте затрат на производство продукции, работ и услуг выступают расчёт их фактической себестоимости и разработка методов и принципов учётной политики предприятия по легальному учёту всех сопутствующих расходов, то есть включению понесённых материальных убытков в состав производственных затрат.

Поэтому, соответственно, и ход аудиторской проверки данного направления учётной деятельности организации должен исходить из двух главных задач – независимой и объективной проверки порядка отнесения расходов к производственным затратам и методов калькуляции себестоимости произведённой продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Данные задачи, стоящие перед проверяющей организацией, обуславливают и внутреннюю структуру (содержание) программы аудиторской проверки. Отсюда этапами аудита будут являться экспертиза учётной политики предприятия, проверка обоснованности отражения расходов и их расчёта по соответствующим статьям, а также анализ сводного учёта производственных затрат.

Целесообразно начинать проверку с экспертизы учётной политики организации, так как именно в локальных нормативных актах, детализирующих и раскрывающих смысл основных начал учётной дисциплины предприятия, содержатся нормы, регламентирующие методы учёта производственных затрат и способы расчёта себестоимости этих затрат. Отсюда аудитором также может быть почерпнута информация о всех расходах будущих периодов, методах списания общехозяйственных расходов и расчёта незавершённых производственных направлений организации, порядке формирования и расходования хозяйственных резервов и методологии расчёта себестоимости готовой продукции.

Весь круг этих вопросов в обязательном порядке должен быть раскрыт в учётной политике предприятия. В противном случае аудитор делает соответствующие замечания руководству проверяемой организацией с указанием на необходимость включения в учетную политику отсутствующей информации, либо, с целью упразднения несоответствий требованиям законодательства о бухгалтерском учёте в России, внесения в неё необходимых изменений.

Анализ актов, определяющих принципы учётной политики организации, также помогает аудитору вынести мотивированное заключение в части правомерности и экономической эффективности выбранных методов учёта и расчёта производственных затрат. Выбор конкретного метода может зависеть от ряда обстоятельств, таких как структура и величина предприятия, характер применяемых технологических и технических процессов, особенности выпускаемой продукции и так далее. В зависимости от величины и технологических особенностей производства принято различать простой, показной, попередельный, поиздельный и нормативный методы.

Оправданность выбранного метода может быть установлена путём инспектирования объектов финансового учёта, под которыми понимаются конкретные рабочие места, производственные цеха, подразделения и само предприятие в совокупности составляющих её структурных элементов. Так, например, для крупных предприятий, осуществляющих серийный выпуск продукции массового потребления, обоснованным будет считаться нормативный метод учёта расходов, в условиях которого затраты на производство осуществляются в соответствии с заранее определёнными нормативами, действующими в отношении каждого вида продукции. Для малых предприятий, производящих готовую продукцию по отдельным, единичным заказам, оправданным с экономической точки зрения будет считаться показной метод, при котором производственные затраты учитываются на отдельных субсчетах к счёту 20 “Основное производство”. Наряду с анализом обоснованности применяемых методов учёта, аудитор устанавливает правильность классификации производственных затрат и расчёта себестоимости произведённой продукции. Здесь проверяющему лицу необходимо руководствоваться правилами, установленными ПБУ 10/99 “Расходы организации”.

В любой организации должен быть организован точный учет расходов по соответствующим статьям затрат. Согласно общему правилу, перечень статей затрат устанавливается каждым предприятием самостоятельно – в зависимости от специфики каждого отдельного производственного участка. Также, бухгалтерией предприятия определяется себестоимость всех реализованных товаров, работ и услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом всех соответствующих настоящему моменту корректировок.

Аудитору следует помнить, что признание любого расхода возможно только в тех случаях, когда этот расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных актов, его сумма может быть точно определена (разумеется, в денежном выражении) и имеется твёрдая уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, операционные или иные доходы и от формы осуществления расхода. Также любое признание расходов происходит с соблюдением принципа допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности, то есть все расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.

Правомерность отнесения всех выявленных аудитором расходов предприятия за проверяемый период времени к материальным и амортизационным затратам, затратам на оплату труда работников предприятия и социальные выплаты может быть установлена путём сверки регистров по счетам 02, 05, 10, 50, 51, 60, 69, 70 и так далее. Также источниками информации для аудита в этом направлении может послужить такая документация, как ведомости учёта затрат структурных подразделений предприятия, ведомости расчёта амортизационных отчислений ОС и износа НМА, накладные, путевые листы, платёжные ведомости, заборные карты, карты учёта начисления заработных плат и единого социального налога, ведомости общехозяйственных затрат и производственных потерь. 

По большому счёту аудит расчётов себестоимости затрат не представляет большой сложности, а вся требующая дополнительной проверки информация по регистрам учёта (затраты на оплату труда и социальное обеспечение сотрудникам, отчисления на амортизацию и прочие расходы предприятия), может быть сверена с данными первичной документации. В ряде случаев, при наличии обоснованных сомнений в достоверности учётных данных, аудитором может быть запрошена детализация-расшифровка всех статей расходов, а также проведён устный опрос работников бухгалтерии предприятия.

Существует ряд особенностей учёта расходов по различным статьям затрат, с которыми аудитор должен быть знаком. Так, основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление собственными средствами и силами, за исключением НДС. Себестоимость материально-производственных запасов складывается из суммы всех понесённых организацией расходов на их приобретение за вычетом НДС. Фактические затраты на приобретение материально - производственных запасов должны определяться с учетом суммовых разниц, возникающих до принятия МПЗ к финансовому учету в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, равной сумме в иностранной валюте. При этом  в соответствии с ПБУ 5/01 “Учёт материально-производственных запасов” под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте, кредиторской задолженности по оплате запасов, исчисленной по официальному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному курсу на дату ее погашения.

На практике наибольшее число хищений наблюдается именно в отношении ОС И МПЗ. Поэтому, наряду с установлением факта соблюдения общих правил учёта, аудитором также должны быть предприняты меры по выявлению случаев неправомерного и несоразмерного списания и расходования материальных ценностей в процессе производственной и учётной деятельности организации. Особое внимание при этом аудитору следует уделить анализу информационных финансовых данных, содержащихся в ведомости 10 “Движение материальных ценностей”. Кроме этого, проверяющему необходимо проанализировать и сопоставить с нормативными величины отпуска материалов, их расходования, лимиты распределения МПЗ по структурным подразделениям предприятия и рабочим местам, порядка списания и амортизации основных средств, а также определения сроков их полезного использования.

Также, множество искажений финансовой отчётности может наблюдаться в отношении так называемых нормируемых расходов, под которыми понимаются финансовые затраты предприятия, обусловленные целями будущего получения экономической прибыли и обычаями делового оборота и удовлетворяющие принципу рациональности. К нормируемым расходам чаще всего относят командировочные и представительские расходы, расходы на оплату государственных сборов и пошлин (судебные, регистрационные, нотариальные и так далее) и плату за рекламное сопровождение. С целью выявления искажений аудитор проверяет законную обоснованность и необходимость каждой отдельной группы нормируемых расходов, определяет и сверяет базу налогообложения таких расходов.

Далее следует проверка сводного учёта производственных затрат. Аудит проводится в три последовательных этапа, на первом из которых происходит детальная проверка аналитического учёта (выверка регистров по корреспондирующим счетам), на втором – синтетического (перерасчёт по разделам журнала-ордера № 10), на третьем, и заключительном, - выверка данных, содержащихся в финансовой отчётности.

Начать дискуссию

Налоговые уведомления через Госуслуги получают 5,5 млн человек

Чтобы не получать заказные письма из налоговой пользователи переходят на получение налоговых уведомлений в электронном виде через портал Госуслуги.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Душевный баланс главбуха или 5 способов, чтобы спастись от эмоционального выгорания

Если долго работать на пределе возможностей, можно перегореть. Хроническая усталость, потеря интереса к профессии, «севший» иммунитет, апатия ко всему вокруг — всё это признаки выгорания, с которым сталкиваются главбухи. Расскажем, как распознать и решить проблему до того, как она разрушит вашу карьеру и физическое здоровье.

Душевный баланс главбуха или 5 способов, чтобы спастись от эмоционального выгорания

Как составить контент-план и откуда брать идеи

Если идей для самого контента много, но все они какие-то хаотичные, то пора браться за составление контент-плана. Это поможет поставить работу на рельсы и в принципе сдвинуться с мертвой точки — вы всегда будете помнить, что и когда нужно запостить, а все материалы будут готовы заранее.

Лучшие спикеры, новый каждый день

С лета стартует эксперимент по маркировке бакалейной продукции: какой

С 1 июля 2024 по 28 февраля 2025 года планируется проведение добровольного эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов бакалейной продукции.

Риски при покупке готового бизнеса: как проверить и предотвратить

Как предотвратить ошибки и избежать рисков при покупке готового бизнеса, рассказываем в статье.

Риски при покупке готового бизнеса: как проверить и предотвратить
Адвокат

Адвокатское бюро не включает в свои доходы вознаграждение адвокатов

Коллегии адвокатов, адвокатские бюро, адвокатские консультации относятся к некоммерческим организациям и являются плательщиками налога на прибыль.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
ЭДО

📧 В сервисе «Прозрачный бизнес» теперь можно узнать о подключении контрагента к ЭДО. Кроме пользы, есть и обратная сторона, предупреждает юрист

ФНС в сервисе «Прозрачный бизнес» разместила информацию о подключении бизнеса к электронному документообороту (ЭДО).

Силовики будут получать больше информации о пользователях интернета

Правоохранительные органы смогут получить от владельцев интернет-ресурсов номера сетевых портов пользователей, которые они используют для выхода в интернет. Это нужно, чтобы установить конкретного абонента, который публикует противоправный контент.

Стало известно, куда пойдут средства от продажи Yandex

Часть взноса от продажи российского бизнеса власти направят на предоставление льготных кредитов разработчикам электроники.

Утверждены важные изменения по утилизационному сбору

Правительство приняло решение об индексации с 1 июля 2024 года утилизационного сбора на некоторые виды спецтехники и введении ряда изменений по нему.

🔥 Новая акция «Не МАЙся — заниМАЙся!». Самые нужные курсы по 3 690 рублей

До 8 мая включительно вы можете купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей! Научитесь вести учет на маркетплейсах, строить финансовые модели, проводить сделки по ВЭД, вести компании на УСН, получите базовые знания в бухгалтерии и сделаете шаг навстречу новой профессии. Начните лето с новыми силами, знаниями и совсем другим уровнем дохода.

Wildberries и Ozon впервые вошли в десятку маркетплейсов мира

По числу посещений два российских маркетплейса попали в топ-10 мировых площадок. Пользователи заходили на Wildberries и Ozon больше 300 млн раз в месяц.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДФЛ

При покупке имущества у физлица компания не платит за него НДФЛ

Если физлицо продает свое имущество организации, у него возникает доход, облагаемый НДФЛ. Но если срок владения больше минимального, то НДФЛ не будет.

Автоматизация бизнеса в общепите: вызовы и возможности

Автоматизация ресторанного бизнеса  — ключ к эффективности и сокращению затрат, несмотря на жесткую конкуренцию. Она позволяет управлять всеми процессами: от заказов до склада и доставки. Внедрение таких систем требует осмысленного подхода, но преодолевая начальные трудности, предприятия общепита могут существенно улучшить сервис и оперативность, что приводит к увеличению прибыли.

Автоматизация бизнеса в общепите: вызовы и возможности

Для каких услуг и на какие работы можно привлекать самозанятых

Закон не содержит перечня разрешенных для самозанятых сфер деятельности. Но если знать, к каким видам работы совершенно точно не следует привлекать плательщиков НПД, можно избежать пагубных последствий в виде штрафов, а то и лишения свободы. Рассказываем в деталях.

Для каких услуг и на какие работы можно привлекать самозанятых

Как в балансе отражать финвложения

Финансовые вложения отражают в бухгалтерском балансе на отчетную дату по стоимости, определенной исходя из требований ПБУ 19/02.

Конституционный Суд: сократилось число неисполненных решений

В 2023 году Госдума приняла 27 законов во исполнение решений КС. Осталось еще 44 постановления суда, которые законодателям нужно проработать.

Топ-10 регионов, которые быстрее и лучше отвечают на обращения и жалобы граждан

В Минцифры составили рейтинг регионов России по работе на Платформе обратной связи (ПОС) за I квартал 2024 года.

Уточненная декларация: когда не привлекут к ответственности

Время от времени бухгалтеру приходится сдавать уточненные налоговые декларации. Расскажем, как это правильно сделать, чтобы избежать штрафов.

Уточненная декларация: когда не привлекут к ответственности

Интересные материалы

При импорте материалов надо платить НДС, даже если они для необлагаемой деятельности

При ввозе товаров из Беларуси будет ввозной НДС, если эти товары не относятся к необлагаемым по статье 150 НК.