Электронная отчетность

Отчетность по каналам связи

Рынок сдачи отчетности по каналам связи – молодой и энергично формирующийся. Но на нем уже есть достаточно крупные игроки в масштабах IT-индустрии в целом. Уральская компания «СКБ Контур» - один из лидеров рынка по распространению тиражного программного обеспечения для бухгалтеров. Накануне 20-летия компании о стратегии успеха и общей ситуации на рынке по сдаче отчетности корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Льву Мишкину рассказал заместитель генерального директора «СКБ Контур» Леонид Волков.
1,5 тыс. 3
Отчетность по каналам связи
На фото заместитель генерального директора «СКБ Контур» Леонид Волков.

Рынок сдачи отчетности по каналам связи – достаточно молодой и энергично формирующийся. Вместе с тем на нем есть уже достаточно крупные игроки в масштабах IT-индустрии в целом. Федеральный разработчик – уральская компания «СКБ Контур» - является одним из лидеров рынка по распространению тиражного программного обеспечения для бухгалтеров. За последние 2 года её клиентами стали свыше полумиллиона юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Накануне 20-летия компании о стратегии успеха и общей ситуации на рынке по сдаче отчетности корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Льву Мишкину рассказал заместитель генерального директора «СКБ Контур» Леонид Волков.

Леонид, за счет чего удалось добиться таких феноменальных показателей на конкурентном рынке?

В первую очередь, безусловно, наш успех был обусловлен правильным выбором технологии. Речь идет о технологии, которая называется «тонкий клиент», когда всё, что нужно нашему абоненту, находится на удаленном рабочем месте, на нашем сервере. Благодаря этому, клиент системы «Контур-Экстерн» полностью свободен в выборе места для входа в систему, полностью избавляется от обновлений. Отправлять отчетность можно с любого компьютера, подключенного к сети интернет – будь он в офисе или дома. Абонент всегда имеет доступ к базе отчетов и возможность оперативного вмешательства в ситуацию. Мы придумали использовать технологию «тонкого клиента» для подготовки и сдачи отчетность еще в 2000-м году, долго над ней работали, и в итоге добились успеха на рынке; а никто из конкурентов за эти восемь лет так и не смог повторить нашего технологического решения.

Еще очень важно, что, благодаря развитой партнерской сети купить нашу систему можно практически в любом городе страны. При этом работает «роуминг» - возможность отправки отчетности в любой регион, во все инспекции. К тому же, кроме ИФНС, отчетность можно отправлять в Пенсионный Фонд, а с июля текущего года – и в Росстат. Есть возможность доступа к карточкам лицевого счета, обмена с контролирующими органами письмами и иными документами, не входящими в состав регламентированной отчетности. А в последнее время разработан и внедрен целый ряд полезных для бухгалтера сервисов, уже не связанных с отправкой данных в контролирующие органы.

Наконец, безусловно, свой вклад в стремительный рост количества абонентов вносит гибкая ценовая политика, позволяющая любому абоненту выбрать тарифный план по запросам и возможностям. Так, для индивидуальных предпринимателей разработаны отдельные ценовые предложения, есть специальные акции для бюджетных организаций. Для всех абонентов с развитой филиальной сетью, а также бухгалтерских и аудиторских компаний, имеется возможность отправки данных в режиме «Обслуживающая бухгалтерия», что существенно сокращает затраты из расчета на каждое обслуживаемое подразделение. Льготы при покупке получают и организации на специальных режимах налогообложения.

Ивсе-такивопросстоимостиобслуживанияодинизсамыхактуальных. ПравительствостраныуменьшаетналоговоебремясостоялсяпереходнаежеквартальныйНДС, с 1 январяэтогогодавсеорганизациинаУСНобязаныподаватьтолькогодовуюдекларацию. Этоотражаетсянастоимостиобслуживания?

Ценовая политика по системе «Контур-Экстерн» сейчас устроена таким образом, что те абоненты, которые желают только отправлять отчетность в налоговые инспекции – платят небольшие деньги за годовое абонентское обслуживание. Или могут вообще не платить абонплату, а платить за каждый переданный отчет. И вместе с тем, каждому абоненту предлагается ряд дополнительных сервисов, при пользовании которыми абонплата немного возрастает. Так вот, по нашей статистике более 80% пользователей не ограничиваются только отправкой отчетности, а подписаны на те или иные дополнительные сервисы - лишнее свидетельство тому, что клиент вовсе не обязательно гонится за низкой ценой, ему важен спектр и качество предоставляемых услуг. Купить тот или иной тариф еще дешевле можно в рамках специальных акций, которые мы стараемся проводить ежеквартально. Ну и, невзирая на инфляцию, в 2008 году стоимость обслуживания мы не поднимали.

Как осуществляется подготовка к годовой отчетности? С таким количеством клиентов это должно быть настоящим испытанием...

Действительно, с приближением каждого отчетного периода мы мобилизуем целый ряд служб, которые заботятся о нормальной работе абонентов в системе. Так, запущен в действие федеральный колл-центр, который работает круглосуточно. Хочу отметить, что это беспрецедентный шаг в IT-сфере, но он очень важен с учетом разных часовых поясов и критичности сроков представления отчетности. Мы существенно увеличиваем возможности одновременной работы сотен тысяч пользователей – технология «тонкого клиента» предъявляет высокие требования к нашей серверной инфраструктуре. Понимаете, услуги специализированных операторов связи всем клиентам нужны в одно и то же время, сроки по сдаче отчетности у всех одинаковые. Значит, мы должны мобилизовать тысячи сотрудников, готовых помочь абоненту именно тогда, когда ему это нужно. Аналогичная нагрузка приходится и на оборудование. Так что, годовая отчетность – всегда испытание, и мы этого не скрываем. Поэтому и подходим к вопросу максимально строго. Взять тот же кадровый потенциал – сотрудников мы сегодня начинаем искать с первых курсов института, работая в этом направлении со многими вузами. В этом я, кстати, вижу и определенную социальную значимость нашей деятельности – достойная и хорошо оплачиваемая работа для перспективной молодежи.

Как вы относитесь к конкурентам? Насколько остра конкуренция на рынке электронной отчетности, какие формы принимает?

Я двумя руками «за» здоровую рыночную конкуренцию. Благодаря конкуренции мы вывели на рынок новые услуги, постоянно работаем над их качеством. Это не просто слова – в противном случае невозможно иметь столько клиентов, при, объективно, чуть более высоких ценах, чем у конкурентов. Только конкуренты способны задавать ту планку, ниже которой мы не должны опускаться – в условиях монополии этого не добиться. И конкуренты нам здорово в этом помогают.

Но конкуренция суровая, серьезная; соперничество идет в каждом регионе и буквально за каждого клиента. Поэтому, бывает и так, что эмоции перехлестывают через край. Это касается и высказываний на разного рода конференциях и выставках, и публикаций в прессе. К таким негативным, неподкрепленным фактами высказываниям, относимся, конечно, плохо. Ещё раз готов повторить – если есть сомнения в корректности организации нашей деятельности, то это повод для обращения в органы, лицензирующие её, а не в «желтую прессу». На последнюю, кстати, мы внимания не обращаем. Но если случаются какие-то некорректные нападки, то мы лишний раз осознаем, что наша деятельность – полезна, раз она осложняет существование каким-то структурам, которые сейчас «встроены» в процесс бумажного документооборота между налогоплательщиками и налоговыми органами, и, фактически, паразитируют на налогоплательщиках.

С конкурентами ситуация понятна. А как быть с информацией в прессе о том, что, возможно, услуги по сдаче электронной отчетности будут предоставлять государственные структуры? В некоторых инспекциях об этом говорят вполне открыто.

При всем уважении к государственным структурам, подменить операторов связи в выполнении их функциональных задач они не смогут в силу вполне объективных причин.

Специализированный оператор связи - это беспристрастный арбитр во взаимоотношениях плательщика и государства. Его подтверждение о факте представления декларации является юридически значимым документом, к нему можно апеллировать в любом суде. Налоговый инспектор, самостоятельно определяющий факт и время прихода декларации, беспристрастным быть не может a priori. В случае возникновения каких-либо проблем сегодня достаточно просто обратиться к представителю оператора. Зачем тогда вообще отчетность в электронном виде, если по всем вопросам, в связи с ней возникающими, плательщики будут обращаться к инспектору? На этот способ передачи данных возлагаются несколько иные задачи, а именно сокращение сроков на обработку деклараций…

Специализированные операторы связи – это не застывшие в своем развитии структуры. Постоянно проходят работы по организации новых сервисов, как говорится, «за те же деньги», и многие из этих сервисов никак не укладываются в область деятельности государственных органов. Очень важно, что у операторов связи в рамках одной программы есть возможность отчитываться сразу в несколько контролирующих органов разной юрисдикции. Даже если предположить, что каждый из них разработает своё программное обеспечение, то это означает, что вместо одной полнофункциональной программы придётся иметь сразу несколько. Представьте, что для поездок за город, на дачу и работу Вам необходимо по закону иметь разные автомобили. Это непременно и на стоимости отразится, и на Вашем отношении к автотранспорту как к таковому.

На данный момент времени на рынке начинает появляться решение, альтернативное сдаче отчетности через спецоператоров, так называемая «отчетность напрямую». Это программное обеспечение распространяется теми же путями, что и наша продукция. Такая ситуация нас вполне устраивает, повторюсь, мы готовы к нормальной конкуренции. Уживаются же как-то маршрутные такси с городским транспортом, а государственные пенсионные фонды – с частными. Это только на пользу повышению качества услуг и снижению стоимости обслуживания.

Только пусть налогоплательщик сам решает, хочет он пользоваться услугами спецоператора, или работать «напрямую». А то иной раз в Интернете натыкаюсь на мнение, что, мол, «всех операторов надо закрыть и всё отдать государству». Как-то странно получается, во всех сферах деятельности - от создания ТСЖ до реформы электроэнергетики, - идёт обратный процесс, этого нельзя не замечать…

Но говорят, что государством все будет предоставляться плательщику совершенно бесплатно…

Такое крайне сложно представить – в программных комплексах сдачи отчетности, есть, например, модули криптографической защиты информации, которые бесплатно точно давать никто не будет. К тому же хочу напомнить о том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Можно, конечно, выделить отдельной строкой в бюджете расходы на содержание целого штата квалифицированных специалистов, которые будут поддерживать некую систему по сдаче отчетности в работоспособном виде для всех организаций страны. Сумму я побоюсь прикинуть, но это будет, пожалуй, сравнимо с бюджетом среднего города. А ведь сейчас государственный бюджет не содержит подобной нагрузки. Поэтому такой «бесплатный» сервис будет платным для общества – просто расходы на данный вид деятельности равномерно распределятся между всеми плательщиками – и теми, кто услугой пользуется, и теми, кому она попросту не нужна. Давайте спросим тех, кто не желает тратить лишние средства ни на какой сегмент формирования и подачи отчетности – готовы ли они косвенно субсидировать другие организации в этом вопросе? А кто будет контролировать расход государственных средств, до которых в нашей стране всегда много желающих? На рынке спецоператоров связи такой проблемы нет, так как ни копейки государственных средств на такую глобальную структуру, обслуживающую сегодня уже чуть ли не каждого второго плательщика страны, потрачено не было. Также предположу, что при реализации виртуального сценария запуска «бесплатной государственной системы» резко пострадает качество услуг. Когда клиент не платит деньги, не является заказчиком, то и диктовать свои условия обслуживания он не может. А один сбой при сдаче отчета разом перечеркнет всю экономию от «бесплатной отчетности» для отдельно взятой компании.

Но вы не будете оспаривать тезис о том, что такую жизненно важную сферу как сбор доходов государства необходимо более жестко контролировать?

Контроля над нашей деятельностью, на мой взгляд, более чем достаточно. Его осуществляют и собственно структуры, куда отчетность отправляется, и ФСБ (как лицензирующий орган в сфере криптографической защиты информации), и другие надзорные органы.

Закончить разговор о возможной «государственной системе отчетности» проще всего методом доведения до абсурда. Давайте разовьем тему, и спросим – а почему не возмещаются расходы на ведение бухгалтерского учета в организациях? Где жесткий контроль за этим процессом? Подавляющему большинству предприятий он ведь тоже нужен только для отчетности перед государством. Давайте закроем всех разработчиков бухгалтерского программного обеспечения, создадим институты бесплатных общественных бухгалтеров, сократив ставки на предприятиях. Заодно уж и аудиторов, и налоговых консультантов сделаем «бесплатных» и «государственных». Что дальше? Закроем частные клиники, институты? Это, по-моему, шаг к тому состоянию, в котором наше общество болезненно пребывало не так давно.

Кстати, и западный опыт наглядно демонстрирует, что нельзя организовать сбор отчетности в масштабах большой страны, без привлечения сервисных провайдеров, конкурирующих между собой. По-моему, организациям лучше самостоятельно решать, на что тратить собственные средства, чем безоговорочно отчислять часть средств на какую-либо услугу посредством налоговых платежей. Одно дело, когда речь идёт о товаре первой необходимости, но, напомню, что сдача отчетности по каналам связи не является обязательной для подавляющего большинства налогоплательщиков нашей страны.

Возвращаясь к вопросу, считаю, что лучшими показателями контроля нашей деятельности является информация, которую можно почерпнуть из открытых источников, мнений самих абонентов. Так, мы никогда не закрывали свой абонентский форум ни от потенциальных покупателей, ни от представителей контролирующих органов. Достаточно обратиться в интернет и увидеть то соотношение положительных и отрицательных отзывов, чтобы понять, что система не только востребована, но и удобна в использовании, безотказна и достаточно эффективно решает возложенные на нее задачи.

Разработчик системы – компания «СКБ Контур» - празднует свое 20-летие на российском рынке. Чем вы собираетесь порадовать своих абонентов?

Без подарков никто не останется – во всех регионах страны готовятся специальные мероприятия. При этом особые усилия мы прикладываем, чтобы порадовать тех, кто уже сотрудничает с нами, поскольку мы очень дорожим теми, кто уже давно и плодотворно работает с нашей системой. Подробности каждый абонент, равно как и всякий желающий подключиться к системе сможет узнать уже в ближайшем будущем. Но главным подарком, я считаю, должен быть высокий стандарт качества представленных на рынке программных продуктов. Это и было девизом работы нашей компании на протяжении 20 лет существования. Его мы и будем нести в массы в дальнейшем!

Комментарии

1
  • Алексей

    Н.П., Из чего гос-во будет её оплачивать? Из наших карманов? - я против. Я за выбор услуги у их качественного поставщика, а не за разбазаривание бюджетных средств на разработку непонятно чего и непонятно кем.

НДС

РЭО: магазины нужно освободить от НДС за передачу товаров малоимущим

Отказ от НДС за передачу излишков продуктов малоимущим позволит сократить число пищевых отходов.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как оплачивать налоги при получении товара вместо оплаты как самозанятый

Представим ситуацию, когда самозанятый получает в качестве вознаграждения за свою работу услугу или товар. Возникает вопрос: необходимо ли в таком случае уплачивать налог с этого дохода? И если да, то как это сделать?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Кадры

Камчатку включили в список регионов-участников программы стимулирования занятности

Сотрудники оборонно-промышленного комплекса на Камчатке смогут бесплатно получить дополнительное образование. Такое обучение организуют и для всех желающих найти работу.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Электронные накладные: что, как и зачем

В современном мире, где технологии развиваются с невероятной скоростью, бизнес-процессы становятся все более автоматизированными. Одна инновация, которая успела завоевать популярность в логистике и в ресторанном бизнесе, — электронные накладные. Рассказываем, как работают электронные накладные и почему стоит уже сейчас использовать их в заведении общепита.

Электронные накладные: что, как и зачем
Банки

ФАС выявила нарушения в рекламе ипотеки от Альфа-Банка

Банк не рассказал в рекламе о дополнительных условиях, которые могут повлиять на ставку по ипотеке в размере 5,6% годовых.

Туристический налог, больничный для НПД, прогрессивный УСН. Обзор для бухгалтера

Налоговые новости с Петром Захарченко. Все самое интересное из мира налогов в видео-обзоре.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Познакомимся с золотыми стандартами внутреннего финансового аудита

Аудиторская проверка бюджета организации направлена не только на обнаружение нарушений и ошибок в ведении финансово-бюджетного управления. Основная задача этой сложной комплексной работы заключается в налаживании правильных алгоритмов, предотвращении рисков и поиске оптимальных управленческих решений. 

Познакомимся с золотыми стандартами внутреннего финансового аудита

При ввозе импортного уникального оборудования придется заплатить НДС, если его пока нет в перечне

При ввозе в РФ оборудования, аналоги которого не производятся в России, НДС на таможне платить не надо. Но только если это оборудование включено в перечень.

НДС

Заявление на возмещение НДС нужно направлять только в электронном виде

ФНС отказалась принимать в бумажном виде заявления на применение заявительного порядка возмещения НДС, акциза.

Подготовка к повышению цен на бухгалтерские услуги

Продолжаем серию статей про то, как организовать работу по повышению стоимости бухгалтерских услуг. В рамках прочтения прошлой статьи вы посчитали сколько недозарабатывает ваша бухгалтерская компания. Теперь нам предстоит обсудить вопросы о том, как подготовиться к повышению стоимости бухгалтерского обслуживания клиентам и насколько сильно возможно поднимать цену клиентам.

Подготовка к повышению цен на бухгалтерские услуги

Как упростить учет в логистике

Грамотная организация логистических процессов, оперативный документооборот и автоматизация на всех этапах грузоперевозок сводят к минимуму рутинные операции, позволяют бухгалтеру вовремя и корректно отражать в учете факты ФХД.

Как упростить учет в логистике

Что делать продавцу на маркетплейсе, если покупатель подменил товар

Маркетплейс может потерять товары продавца, а сотрудники ПВЗ не всегда проверяют, те ли вещи возвращают клиенты на склад. Узнайте, как правильно поступать в подобных ситуациях и вернуть свои деньги.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДС

👔 Вычет НДС без счета-фактуры и первички суд может признать правомерным. Практик: но нужно принять все возможные меры

Арбитражный суд решил, что организация подтвердила реальность операций, исполнила сделку и имеет право на вычет, не имея документов.

Вы тоже так сможете! Топ-3 самых успешных кейса продвижения в Телеграме для b2b

Успех рекламных кампаний в Телеграме зависит от многих факторов: это и правильный выбор каналов, написание интересного текста, дизайн запоминающейся картинки и так далее. Однако есть один фактор успеха, который не зависит от типа аудитории, тематики рекламы, бюджета — вообще ни от чего. Это реклама в Телеграме через платформу Telega.in.

Вы тоже так сможете! Топ-3 самых успешных кейса продвижения в Телеграме для b2b
НДС

Как изменился заявительный порядок возмещения НДС

С 1 апреля 2024 года вступили в силу изменения в заявительном порядке возмещения НДС.

ЭДО

❌ Внимание! С 18 по 21 апреля может не получиться сдать отчетность в налоговую

По информации Управления электронного документооборота ФНС и операторов ЭДО с 18 по 21 апреля 2024 года возможны задержки при приеме и обработке налоговой и бухгалтерской отчетности.

337

Что выбрать для торговли на маркетплейсах: ООО или ИП

Маркетплейсы пользуются популярностью у начинающего бизнеса, так как избавляют продавцов от проблем, связанных с доставкой, складированием, продвижением товаров, приемом оплат и управлением торговлей. Но прежде чем стать селлером, бизнес нужно зарегистрировать.

Что выбрать для торговли на маркетплейсах: ООО или ИП
Банки

Верховный Суд: банк обязан проверять ИНН получателя денежных переводов

Банки не проверили ИНН получателя перевода и отправили деньги компании с похожим наименованием. Верховный Суд встал на сторону отправителя и взыскал убытки с кредитной организации.

Обзор ТОП–10 банков с самыми выгодными условиями по интернет-эквайрингу 2024

Консалтинговое агентство Markswebb опубликовало ежегодный рейтинг банков Business Internet Banking Rank. Один из критериев оценки — это качество предоставляемых услуг эквайринга для ИП, малого и среднего бизнеса. Делимся результатами исследований и показателями лидеров рынка. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Как заполнить и сдать РСВ за I квартал и другие отчетные периоды 2024 года: общий гайд

25 апреля нужно сдавать форму расчёта по страховым взносам (РСВ) за первый квартал. Рассказываем о нюансах заполнения отчёта, которые помогут сдать его без единой ошибки.

Как заполнить и сдать РСВ за I квартал и другие отчетные периоды 2024 года: общий гайд