Аналитик 1С мобилка
УСН
Читать 4 мин

Горячая линия: Упрощенная система налогообложения

Отвечает Андрей Едемский, заместитель руководителя Управления ФНС России по Челябинской области.

7,5 тыс. открытий

Отвечает Андрей Едемский, заместитель руководителя Управления ФНС России по Челябинской области.

Для признания НДС в расходах по «упрощенке» нужен счет-фактура от продавца

– Мы платим упрощенный налог с разницы между доходами и расходами. Хотели уточнить: чтобы списать НДС, перечисленный контр­агенту при покупке товаров, обязательно иметь счет-фактуру?

– Да, обязательно. Подпункт 8 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса дает право уменьшить доходы на расходы в сумме налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам. При этом в статье указано, что расходы будут приниматься лишь в том случае, если они документально подтверждены, как того требует пункт 1 статьи 252 НК РФ. А документом, подтверждающим фактическую уплату НДС, является счет-фактура, выставленный продавцом.

– То есть если нам не дали счет-фактуру, то и НДС в расходы включить нельзя?

– Совершенно верно. При этом счет-фактура должен быть составлен в порядке, установленном пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ. То есть сведения, заявленные в документе, должны быть достоверны. Счет-фактура должен содержать все необходимые реквизиты и подписан уполномоченными лицами.

КОММЕНТАРИЙ «УНП». Надо сказать, счета-фактуры не являются документами, подтверждающими фактическое перечисление налога на добавленную стоимость контрагенту. Это можно проследить из других документов, например платежных поручений, в которых сумма налога указана отдельно от стоимости товара (работы, услуги). Поэтому даже без счета-фактуры или с ним, но заполненным неверно, НДС можно признать в расходах по «упрощенке» (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.10.06 № А42-12002/2005).

Если лишились «упрощенки», нужно восстановить бухгалтерский учет

– Уже два года мы работаем на «упрощенке». Однако, подводя итоги 2008 года, обнаружили, что выручка превысила предельный размер и мы теперь должны вернуться на обычный режим. За какой период времени нам нужно заплатить налоги по общему режиму – с начала 2008 года?

– При превышении выручки за год вы теряете право на «упрощенку» начиная с квартала, в котором произошло превышение (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Именно с этого квартала компания и начинает платить налоги исходя из общего режима налогообложения в порядке, как если бы она была создана лишь в четвертом квартале 2008 года, что напрямую следует из статьи 346.13 НК РФ.

– То есть нам и бухгалтерский учет придется восстановить?

– Да.

– За два года?

– Нет, с того момента, как вы потеряли право на применение упрощенного режима. Ведь до этого момента компания была освобождена от ведения бухгалтерского учета на основании Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ (за исключением учета основных средств). При этом нужно использовать данные последней по времени инвентаризации, проведенной в соответст­вии с нормами Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 № 49, и данные первичных документов, содержащих информацию о хозяйственных операциях организации.

– По ЕСН мы не платили авансовые платежи за октябрь, ноябрь, так как не знали, что слетим с «упрощенки». Нас теперь оштрафуют?

– Нет. Пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором организация переш­ла на общий режим налогообложения, налагать нельзя.

Компенсация за использование в служебных целях автомобиля по доверенности не учитывается в расходах

– Руководитель компании для служебных нужд использует автомобиль, по документам принадлежащий его жене. Можно ли в данном случае включить сумму компенсации за использование авто в расходы, учитываемые для целей налогообложения при применении «упрощенки»?

– Нет. При расчете налога учитываются расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей (подп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. – Примеч. ред.). Передача автомобиля по доверенности означает, что собственником автомобиля остается доверитель. Если директор ездит по служебным надобностям на автомобиле жены, то компенсация за использование такого транспорта, а также за горюче-смазочные материалы и текущий ремонт не учитывается в составе расходов при исчислении налога по «упрощенке».

– А если он переоформит автомобиль на себя?

– Тогда вы сможете выплатить ему (и учесть в расходах) и компенсацию за использование личного транспорта в пределах установленных норм, и оплатить расходы на горюче-смазочные материалы, ремонт и т.д. При условии, конечно, документального подтверждения. То есть при наличии путевых листов, чеков на покупку ГСМ, актов выполненных работ и т. д.

При сдаче в аренду помещений с торговыми местами «упрощенку» применять нельзя

– Наша компания приобрела квартиры на первых этажах новостройки, перевела их из жилого в нежилой фонд и сдала в аренду. Вправе ли мы уплачивать по этому виду деятельности налог по «упрощенке»?

– А для каких целей вы сдаете помещение?

– Для розничной торговли продуктами питания. А это важно?

– Конечно. Ведь в соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ деятельность по сдаче в аренду торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, подлежит переводу на единый налог на вмененный доход.

– В наших помещениях есть торговые залы и склады.

– Согласно статье 346.27 Налогового кодекса, если в сдаваемых в аренду помещениях имеются торговые залы, то эти помещения уже относятся не к торговым местам, а к магазинам или павильонам. Сдача в аренду таких помещений на ЕНВД не переводится.

– То есть мы можем применять «упрощенку»?

– Да, можете.

Как распределять расходы при совмещении «вмененки» и «упрощенки»

– Наша компания торгует материалам в розницу. С 2009 года мы начали еще и оптовую реализацию, по которой применяем упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Как нам правильно распределить расходы для корректного расчета налога?

– Согласно пункту 8 статьи 346.18 НК РФ, при двух режимах налогообложения необходимо вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении обоих видов деятельности.

– А как поделить между видами деятельности зарплату главбуха компании, который ведет учет операций и по опту, и по рознице?

– Если невозможно разделить расходы между двумя режимами налогообложения, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении специальных налоговых режимов.

– То есть если, к примеру, заработная плата главбуха у нас 30 тысяч, при этом треть выручки приходится на опт, а остальное – на розницу, то в расходах на «упрощенке» мы сможем учесть лишь треть его заработной платы?

– Совершенно верно. То же самое будет с заработной платой и иного персонала, курирующего одно направление в двух видах деятельности.

Начать дискуссию
ГлавнаяПодписка