Акция: держим цены ОСНО моб
Онлайн-кассы
Читать 4 мин

Горячая линия: проблемы применения ККТ

На вопросы отвечает Анатолий Кленовский (правительство Московской области).

2,6 тыс. открытий

На вопросы отвечает Анатолий Кленовский (правительство Московской области)

Анатолий Кленовский, начальник отдела организации контроля за применением контрольно-кассовой техники Министерства потребительского рынка и услуг Московской области.

В демонстрационном зале кассовая техника не нужна

– Наша организация арендовала в торгово-ярмарочном комплексе два торговых павильона. Расстояние между ними – всего несколько метров, поэтому кассовую машину мы хотим установить только в одном из павильонов. Возможен ли в этом случае штраф за неприменение ККТ?

– Если вы планируете торговать в двух павильонах, то в каждом из них должна быть установлена своя кассовая машина. В противном случае компанию могут оштрафовать за неприменение ККТ по статье 14.5 Кодекса об административных правонарушениях.

– Но принимать деньги за товары мы будем только в первом павильоне, второй планируется использовать в качестве демонстрационного зала. Продавец будет выписывать покупателю квитанцию, которую он должен будет оплатить в первом павильоне. Там же ему выдадут кассовый чек и поставят отметку об оплате на квитанции. А затем покупатель вернется во второй павильон, где ему выдадут оплаченные товары.

– Подобный порядок работы не требует применять кассовую технику во втором павильоне, поэтому штрафы за невыдачу кассовых чеков вам не грозят.

При продаже товаров на выставке безопаснее использовать ККТ

– Будем участвовать в двухнедельной профессиональной выставке. Планируем продавать через свой стенд за наличные образцы своей продукции. Требуется ли в этом случае применять кассовую технику?

– Да, конечно, даже если такая продажа носит разовый характер. Таковы требования статьи 2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ.

– Как тогда понимать пункт 3 статьи 2 закона № 54-ФЗ? Там, напротив, сказано, что при торговле в выставочных комплексах ККТ можно не применять.

– В нем идет речь о торговле через необустроенные торговые места, например с лотка. В вашем же случае организаторы предоставляют вам в аренду площади и стендовое оборудование, а также комплекс выставочных услуг, в том числе по охране. Товары на ночь, как правило, со стендов не убираются, а само торговое место защищено от неблагоприятных климатических воздействий, что делает возможным применение кассовой техники. Таким образом, продажа с выставочного стенда, который обеспечивает показ и сохранность товаров, относится к торговле с обустроенных торговых мест, а в них применение ККТ обязательно. Аналогичной позиции придерживаются и в Минфине России (письмо от 11.06.08 № 03-01-15/7-228. – Примеч. ред.).

– А мы можем использовать кассу, которая зарегистрирована на головной офис?

– Да. Регистрировать ее в инспекции по местонахождению выставочного зала нужно, только если вы будете участвовать в выставке больше месяца. То есть если будет создано обособленное подразделение (п. 15 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 23.07.07 № 470. – Примеч. ред.).

КОММЕНТАРИЙ «УНП». Аналогичного мнения придерживаются и налоговики (письмо УФНС России по г. Моск­ве от 08.05.07 № 22-12/042249). Однако закон № 54-ФЗ не уточняет, какие именно торговые места считать обустроенными. Поэтому, к примеру, когда они на выставке не изолированы и представляют собой открытый прилавок (что не позволяет обеспечить сохранность товаров), некоторые судьи считают, что применять ККТ не обязательно (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 31.03.08 № КА-А41/2372-08). Но судебная практика неоднозначна – в других округах есть решения в пользу налоговиков (постановление Северо-Кавказского округа от 25.08.08 № Ф08-4957/2008).

Когда придется подтверждать реальность ЦТО

– Руководитель как предприниматель зарегистрирован по месту жительства в Москве, но ведет деятельность в Подмосковье. При регистрации ККТ он заключил договор с московским ЦТО, а затем по месту деятельности с подмосковным центром. Недавно заменили ЭКЛЗ. Работы проводил подмосковный, а не столичный центр. В московской инспекции отказались зарегистрировать изменения. Насколько это правомерно?

– Подобные претензии не редкость. Мотивируют их инспекторы тем, что ЦТО не вправе обслуживать кассовую технику, которая используется в другом регионе, если сам не зарегистрирован в этом регионе как ЦТО (письмо Госналогслужбы от 16.05.95 № ЮБ-6-14/276. – Примеч. ред.). Но ни в законе № 54-ФЗ, ни в постановлении № 470, какой ЦТО в вашем случае должен производить замену ЭКЛЗ, не сказано.

– Как же быть? Ведь не заново же платить за установку ЭКЛЗ.

– Конечно, нет. На практике инспекторы все же регистрируют такие изменения. Для этого им нужно представить документы, подтверждающие, что заменивший ЭКЛЗ центр вправе обслуживать кассовую технику в области. Ведь столичная инспекция этой информацией не располагает. Такое подтверждение можно получить в Министерстве потребительского рынка и услуг Московской области. Второй вариант – обратиться в свою инспекцию с заявлением изменить в карточке ККТ данные о ЦТО.

При возврате займа и процентов ККТ применять не нужно

– Заключили с сотрудником договор займа. Нужно ли применять кассовую технику при его возврате?

– Нет, не нужно. Использовать кассовый аппарат закон требует только при наличных денежных расчетах за проданные товары, выполненные работы или оказанные услуги. Это следует из пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ. При возврате средств, полученных по договору займа, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг не происходит. По­этому контрольно-кассовая техника применяться не ­должна.

– А как быть с процентами за пользование займом? Их сотрудник будет вносить в кассу наличными.

– При получении процентов кассовую технику также применять не требуется. Согласны с этим и специалисты финансового ведомства, и налоговые инспекторы (письмо Минфина России от 01.06.06 № 03-01-15/4-121, письмо ФНС России от 08.09.05 № 22-3-11/1695@, письмо УФНС России по г. Москве от 19.03.07 № 22-12/24267. – Примеч. ред.). Ведь операции по выдаче и возврату займа не относятся ни к торговым операциям, ни к работам, ни к услугам.

Небольшие компании могут надеяться на снижение издержек по обслуживанию ККТ

– В качестве альтернативы отмены ККТ для малого бизнеса предлагалось сделать кассовую технику более дешевой. Что это за меры?

– Перечень планируемых мер можно найти в письмах Минэкономразвития России от 13.11.08 № Д05-5003 и от 09.12.08 № Д05-5604. Среди них альтернативное получение услуг ЦТО.

– Значит, компания может отказаться от услуг ЦТО?

– Нет, иначе налоговые инспекторы не смогут проконтролировать, что компания использует исправную кассовую технику. Речь пока идет только о предложении предоставить малому бизнесу право заключать с ЦТО договор на выполнение конкретного перечня работ, например ремонт или замену марки-пломбы, а не на полное техобслуживание.

Начать дискуссию
ГлавнаяПодписка