НК РФ

Досудебное урегулирование налоговых споров: несбывшиеся надежды

С 1 января 2009 года введен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров. Практика показывает, что введение данного института не только не оправдало надежд, возложенных на него законодателем, но и осложнило жизнь налогоплательщиков.
2,4 тыс. 1
Досудебное урегулирование налоговых споров: несбывшиеся надежды
На фото Виктор Сарибекян, руководитель практики налогового и правового консалтинга Группы компаний Energy Consulting, кандидат экономических наук

С 1 января 2009 года введен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров. Практика показывает, что введение данного института не только не оправдало надежд, возложенных на него законодателем, но и осложнило жизнь налогоплательщиков.

В силу п. 5 ст. 101.2 НК РФ, в редакции, действующей с 1 января 2009 года, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принимаемое по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

По замыслу законодателя, данное нововведение призвано было разгрузить суды вследствие  урегулирования части налоговых споров в административном порядке. Однако в ситуации, когда вышестоящие налоговые органы управляют деятельностью нижестоящих налоговых органов, дают им обязательные указания, оказывают методологическое содействие, трудно ожидать от них беспристрастности при рассмотрении жалоб налогоплательщиков. К тому же, налоговые органы выполняют единую функцию, фактически сводящуюся к обеспечению поступления в бюджет запланированных налоговых платежей, что не позволяет в полной мере рассчитывать на их объективность при рассмотрении налоговых споров. Во всяком случае, статистика, сложившаяся до 1 января 2009 года, показывает, что вышестоящие налоговые органы крайне редко отменяли решения нижестоящих налоговых органов, в то время как суды в большинстве случаев признавали эти же решения не соответствующими закону, а с 1 января 2009 года порядок урегулирования налоговых споров качественных изменений не претерпел.

Практика, формирующаяся после 1 января 2009 года, показывает, что замысел законодателя не реализован. По крайней мере, нам пока не известны случаи, когда вышестоящие налоговые органы отменяли решения нижестоящих налоговых органов.

По сути, единственным позитивным последствием досудебного порядка урегулирования налоговых споров является приостановление исполнения решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения) в случае подачи налогоплательщиком апелляционной жалобы до момента принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Вместе с тем, необходимость прохождения досудебной процедуры урегулирования налоговых споров приводит к увеличению периода финансовой неопределенности, что вряд ли способствует эффективному ведению предпринимательской деятельности.

Более того, наш опыт показывает, что вышестоящие налоговые органы нередко используют жалобы налогоплательщиков как повод для выработки дополнительной аргументации в обоснование решений нижестоящих налоговых органов, которая может быть использована последними при судебном разбирательстве, что затрудняет оспаривание этих решений налогоплательщиками.

Это обусловлено, в частности, недостаточной урегулированностью в НК РФ порядка рассмотрения вышестоящим налоговым органом жалоб налогоплательщиков. Так, согласно п. 2 ст. 140 НК РФ, по итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение нижестоящего налогового органа вышестоящий налоговый орган вправе оставить это решение без изменения, отменить или изменить его полностью или в части и принять по делу новое решение, либо отменить решение и прекратить производство по делу. Фактически эта единственная норма, регулирующая принятие решения по жалобе. В отличие от процессуального законодательства, регулирующего деятельность судов, НК РФ не содержит оснований для изменения или отмены вышестоящим налоговым органом решения нижестоящего налогового органа, не определяет пределы рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом. Как следствие, возникает, в частности вопрос, может ли вышестоящий налоговый орган при рассмотрении жалобы выходить за рамки фактов, установленных решением нижестоящего налогового органа, либо приводить доводы, на которые не ссылался нижестоящий налоговый орган.

Не урегулирована в НК РФ также процедура рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом. В частности, отсутствует ясность в вопросе о том, обязан ли вышестоящий налоговый орган уведомить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения жалобы, вправе ли налогоплательщик участвовать в рассмотрении своей жалобы.

В соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ возникшая правовая неопределенность во всех случаях должна быть истолкована в пользу налогоплательщиков, т.е. налогоплательщику должна быть предоставлена возможность участвовать в рассмотрении своей жалобы, а решение вышестоящего налогового органа по результатам рассмотрения жалобы не может ухудшать положение налогоплательщика ни в части установления новых фактов, ни в части дополнительной аргументации.

Судебная практика по вопросам досудебного урегулирования налоговых споров еще не сложилась, но уже появляются первые прецеденты, подтверждающие обоснованность данного вывода. Так в определении от 24.06.2009 №ВАС-6140/09 Высший арбитражный суд РФ не нашел оснований для переоценки выводов нижестоящих судов, отменивших со ссылкой на п. 7 ст. 3 НК РФ решение вышестоящего налогового органа по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика на том основании, что жалоба была рассмотрена в отсутствие налогоплательщика.

Представляется, что подобная аргументация может быть использована и в спорах с налоговыми органами по поводу законности и обоснованности принятых ими по результатам налоговых проверок решений в случае, если в обоснование своей позиции они будут ссылаться на решения вышестоящих налоговых органов.

Комментарии

2
  • Башни-Близнецы
    Полугодовая практика обновленного порядка обжалования решений налоговиков обнажила, как это ни парадоксально еще одну проблему, не упомянутую уважаемыми экспертами - порядка направления в органы внутренних дел материалов выездных налоговых проверок для принятия решения о возбуждении уголовного дела по ст. 199 УК РФ. Материалы проверки, направленные в органы внутренних дел в порядке ст. 32 НК РФ, рассматриваются нами в соответствии со ст. 143-144 УПК РФ, как сообщение о преступлении и проводится проверка. Ее срок ограничен 3 днями!!! и может быть продлен начальником органа внутренних дел до 10 суток!!!. В крайнем случае - до 30 суток прокурором, но только если есть основания для проведения документальной проверки. Как правило все решается за 10 суток, либо материалы направляются в следственные подразделения для возбуждения уголовного дела, либо выносится постановление об отказе в возбуждении УД по тем или иным основаниям.
    Чтобы провести качественную проверку и весь комплекс необходимых ОРМ (оперативно-розыскных, оперативно-технических и поисковых мероприятий, тактика и методы которых составляют государственную тайну и публичному обсуждению они не подлежат ни при каких условиях)), этих суток МОЖЕТ и не хватить.
    А тут еще должностные лица, опрашиваемые об обстоятельствах выявленных нарушений, повлекших неуплату налогов в крупном или в особо крупном размере, по мнению налоговиков, само собой, твердят лишь о том, что с этим мнением не согласны и решение обжалуется в вышестоящем органе. Материалы начинают подвисать, решение становится с юридической точки зрения еще более неоднозначным. А задача милиционеров из подразделений по налоговым преступлениям доказать наличие состава преступления.
    Кому это выгодно?
  • Башни-Близнецы
    Правоприменительная практика по возбуждению уголовных дел по налоговым составам свидетельствует, что подавляющая часть (процентов 90) УД возбуждается по фактам использования подставных фирм во взаиморасчетах для возмещения НДС (принятие к зачету и уменьшению), завышения расходов относимых на себестоимость, и обналичке для уклонения от уплаты и НДС, и НП, и ЕСН.
    Парадоксальная ситуация - налоговая система стимулирует завышение расходов и занижение прибыли, то есть идет вопреки необходимости обеспечения экономического роста как на отдельном предприятии, так и в целом по всей экономике.
    Кризисная налоговая статистика за 1 квартал и 4 мес, как по Москве, особенно по отраслям промышленности, так и по стране в целом (общая сумма убытков предприятий просто поражает) подтверждает необходимость более радикальных и научно проработанных изменений налогового законодательства, - как по его упрощению, так и , главное, в лишении материальной основы деятельности подставных фирм, используемых в различных схемах по уклонению от уплаты налогов. Как правило и обжалуются то те решения, где недоказана осведомленность организации о недобросовестности контрагента. Суды завалены исками.
    НО. Обсуждаемая тема, на мой взгляд, еще одна лазейка для коррупционных проявлений в рядах налоговых органах. Лично зная многочисленные факты отмены, либо занижения выявленных при проверках сумм доначисленных налогов - иной раз поражаешься - доначислят много какой-то ерунды, за которую я бы и не взялся (а ранее я и мои сотрудники постоянно участвовали в таких проверках вместе с налоговиками, и проводили их самостоятельно до 10 января 2009 года), а потом "посылают" налогоплательщика отменять!
    Многие посылаемые - соглашаются и идут туда, куда говорят.

❗ Компания может попасть на штраф, если при переходе на ЕНС переплату по одному налогу ФНС зачла в счет долга по другому

За неумышленную неуплату налога из-за занижения базы или иного неправильного исчисления предусмотрен штраф 20% от суммы налога (по пункту 1 статьи 122 НК).

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Объявления об онлайн-продаже табака могут заблокировать без решения суда

Чтобы заблокировать интернет-ресурс с информацией о дистанционной продаже табачной продукции, понадобится больше 3-х месяцев. Власти хотят ввести механизм внесудебной блокировки — такой же, какой сейчас действует в отношении алкоголя.

Почему не существует шутки, которая нравится всем? Проведем эксперимент

Маяковский считал, что театр — это не отображающее зеркало, а увеличительное стекло. Если продолжить эту мысль поэта, то юмор — это не отображающее зеркало и даже не увеличительное стекло.

Почему не существует шутки, которая нравится всем? Проведем эксперимент
Лучшие спикеры, новый каждый день

Как обезопасить массовые выплаты внештатникам

Компании, которые сотрудничают с большим числом внештатников, проводят массовые выплаты со своего счета. Такие платежи могут нести риски с точки зрения ИФНС и банков. Рассказываем, в чем причины и как обезопасить переводы.

Как обезопасить массовые выплаты внештатникам
НДС

Уточнят нормы НК об НДС 0% при экспорте

Торгово-промышленная палата России (ТПП) предложила исключить двойное толкование норм о международной перевозке с точки зрения налогового законодательства.

За уклонение от исправительных работ будут чаще сажать под стражу

Минюст разработал законопроекты, регулирующие вопрос заключения под стражу осужденных, которые уклоняются от принудительных работ.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Дивиденды апреля. Ну вот, опять богатеть

Обновил дивидендный календарь, оставил дивиденды, которые утверждены на апрель, а также известные дивиденды на май, а то в апреле дивидендов совсем уж мало. Возможно, ещё появятся, ведь начинается главный дивидендный сезон, когда компании начинают выплачивать финальные годовые дивиденды, у многих из которых нет промежуточных.

Дивиденды апреля. Ну вот, опять богатеть

«Утренний бухгалтер» № 5608. Будут изменения по имущественным налогам

Законопроект уже внесен в думу.

УСН

⚡ Срочное разъяснение ФНС: как заполнить уведомление о переходе на УСН

В форме 26.2-1 ювелиры должны ставить код налогоплательщика — 4 но можно и 3.

Быть бухгалтером хочу, пусть меня научат... или нет. Можно ли стать бухгалтером самому с нуля и что для этого надо знать

Меня на этот пост вдохновил вопрос пользователя в телеграм-канале. Она попросила помощи в заполнении упрощенной отчетности и уточнила — справится ли она сама, если она не бухгалтер? И, правда, а можно ли вести учет и при этом не иметь образования бухгалтера и всему научиться самому.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
319
Мошенничество

Сотрудник банка отдохнул за границей и обогатился за счет клиентки на 29 млн рублей

Сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Ростовской области выявили факт многомиллионного мошенничества в особо крупном размере сотрудником банковской организации.

423
ВЭД

Три главных изменения 2024 года для бухгалтера ВЭД

Продавцы из ЕАЭС начнут платить налоги в российскую казну, бизнес освободят от отчетности по мелким сделкам с зарубежными партнерами, а цифровые активы становятся обычным способом расчета.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
367
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Обязательную маркировку ювелирных изделий перенесут на 2025 год

Чтобы снизить нагрузку с Пробирной палаты, которая будет ставить клеймо на украшения, Минфин перенесет срок обязательной маркировки на 1 сентября 2025 года.

149

С 1 мая запустят эксперимент по маркировке моторных масел

Для борьбы с контрафактом на рынке Минпромторгу предложили включить в эксперимент по маркировке не только моторные масла для автомобилей, но и свечи зажигания, детали подвески и рулевого управления.

3
206

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Акцент на проверки

Вебинар — простой способ разобраться в любом важном для бухгалтера вопросе. «Клерк» приглашает на вебинары экспертов-практиков, которые понятно и с примерами разберут любую тему. Вы можете задавать спикеру вопросы и он ответит на них в прямом эфире.

Иллюстрация: freepik/freepik
Экспорт

Минпромторг сократит список экспортеров, которые могут получать транспортные субсидии

Изменения затронут только тех, кто занимается экспортом товаров из высокомаржинальных групп.

Импорт

С 1 апреля 2024 порог беспошлинного ввоза товаров, возможно, вернется к уровню €200 евро

Но подготовка новых нормативных документов не началась.

217
УК РФ

Опасное производство 2 года работало без лицензии и получило доход 26 млн рублей

В Ставропольском крае перед судом предстанет обвиняемый в незаконном предпринимательстве с извлечением дохода на сумму более 26 млн рублей.

Обеспечительные меры при ВНП, предварительные обеспечительные меры + защитный лайфхак

Всегда ли налоговики могут наложить обеспечительные меры (арест) на имущество по результатам проверки?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
7
147

Интересные материалы

Кто имеет право работать неполный день

Если у сотрудников есть основания для неполной занятости, работодатель должен установить удобный для работника график и снизить нагрузку.