Учетная политика

Учетная политика глазами арбитров

Конец года – традиционно время для составления учетной политики. Мы подскажем вам, какие положения этого документа могут стать решающим аргументом в вашу пользу в зале суда.

Конец года – традиционно время для составления учетной политики. Мы подскажем вам, какие положения этого документа могут стать решающим аргументом в вашу пользу в зале суда.

С. Бездорожева, эксперт ПБ

Последние дни декабря бухгалтеры, как правило, посвящают пересмотру учетной политики, которой они пользовались в течение года. Причем выбор методов учета операций в бухгалтерском и налоговом учете уже мало у кого вызывает затруднения. Более того, учетная политика подчас становится для бухгалтеров чисто формальным документом, который надо сделать, показать инспектору и забыть. А напрасно. Поскольку грамотно составленный документ позволит не только сократить объем бумажной работы, но и стать весомым аргументом в споре с ревизорами. Давайте посмотрим, какие положения, прописанные в учетной политике, помогали предприятиям отстаивать свои интересы в суде.

Задача на деление

Известно, что фирмы, ведущие как облагаемую, так и не облагаемую НДС деятельность, должны вести раздельный учет (п. 4 ст. 170 НК РФ). Однако конкретный порядок его ведения законодательно не определен. Поэтому бухгалтер должен сам решить, как организовать такой учет в компании. И утвердить установленный порядок распоряжением руководителя.

Но проблема в том, что контролеров это устраивает не всегда. Как следствие, они пытаются установить свои порядки на предприятии. Сразу скажем, поддержки в суде инспекторы в подобных случаях не находят. Арбитры не раз подчеркивали, что способ ведения раздельного учета может быть любым. Единственное условие – он должен позволять определить сумму налога к вычету. Ну и, естественно, такой порядок должен быть утвержден учетной политикой (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 23 июля 2004 г. по делу № Ф09-2906/04АК и Поволжского округа от 2 марта 2004 г. по делу №А57-7519/03-26).

Кроме того, недавно по этому вопросу высказалось и финансовое ведомство. Работники Минфина отметили, что порядок ведения раздельного учета НДС в Налоговом кодексе не установлен. Поэтому фирма может установить его самостоятельно, закрепив в учетной политике (письмо от 19 августа 2004 г. № 03-04-08/51).

С другой стороны, законодательство не запрещает прописать некоторые положения бухучета на предприятии не в самой учетной политике, а в других внутренних документах фирмы. Например, в отдельном приказе или распоряжении руководителя. Иными словами, если порядок ведения раздельного учета вашей учетной политикой не предусмотрен, утвердите его отдельным приказом директора. Судьи это вполне допускают (постановление ФАС Московского округа от 17 июня 2003 г. по делу № КА-А40/3786-03).

Такой уловкой можно воспользоваться и в случае, если вы забыли привести нужные положения в приказе об учетной политике и исправить ошибку уже нельзя. Просто подпишите дополнительный документ.

По частям или в комплексе

Часто налоговые инспекторы не разрешают отдельно списывать на расходы несколько совместно используемых объектов основных средств. Например, принтер, системный блок и монитор. Они утверждают, что фирма должна учесть их как единый инвентарный объект – компьютер. Аргументируют свою позицию контролеры тем, что принтер или монитор сами по себе работать не могут. То есть поодиночке доход фирме не приносят. А значит, их стоимость списать на расходы нельзя (даже если она меньше 10 000 руб.). Сами понимаете, что такие претензии чреваты доначислением налогов на прибыль и имущество.

Заметим, что подобные споры отнюдь не редкость. Но в противовес аргументам инспекторов можно привести следующий довод. Монитор не подключен навечно к одному и тому же системному блоку. А значит, единым целым эти объекты не являются. Укрепит вашу позицию и пункт в учетной политике о том, что спорные объекты компания списывает как отдельные основные средства. Приведенных аргументов для арбитров вполне достаточно (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 25 августа 2003 г. по делу № Ф09-2578/03-АК).

Итак, что же нужно написать в учетной политике про такие объекты? Сформулировать соответствующее положение можно так: «Активы, используемые только в комплексе с другими, но не составляющие с ними единое целое, учитываются как отдельные основные средства». Например, монитор не подключен к одному и тому же системному блоку навсегда.

Но чтобы претензий у контролеров не возникало вовсе, просто установите для таких составляющих разный срок службы. Например, 36 и 48 месяцев. В таком случае в вашу пользу пункт 6 ПБУ 6/01: «В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект».

Скорейшей вам амортизации!

Для начисления амортизации по некоторым основным средствам Налоговый кодекс установил ряд так называемых коэффициентов ускорения (ст. 259 НК РФ). Например, они предусмотрены для основных средств, используемых в условиях повышенной сменности, и для имущества, которое является предметом договора лизинга.

Заметьте, указания прописать эти коэффициенты в учетной политике законодательство не содержит. Однако налоговые работники требуют, чтобы их значения были в ней приведены. Об этом не раз говорили как финансовое (письмо от 23 января 2002 г. № 04-02-06/2/4), так и налоговое ведомства (письмо УМНС по г. Москве от 22 апреля 2003 г. № 26-12/22365). Кроме того, соответствующий пункт в учетной политике не будет лишним и в случае судебного спора (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 декабря 2000 г. по делу № А56-17003/00). Но если величины коэффициентов были утверждены, скажем, в прошлом году, то в новой учетной политике прописывать их же заново смысла не имеет. Поскольку арбитры считают, что дополнительные суммы амортизации можно списывать, даже если такой порядок не предусмотрен в приказе на текущий год, но был введен ранее (постановление ФАС Московского округа от 23 июля 2001 г. по делу № КА-А40/3718-01).

Обратите внимание, если вы используете нормы амортизации ниже установленных законодательством, то утвердить их в налоговой учетной политике необходимо. Таково прямое требование пункта 10 статьи 259 Налогового кодекса.

Проблема номер 18

Не секрет, что понять, а тем более применять ПБУ 18/02 очень сложно. Даже разработчики стандарта указали, что учет разниц фирма может упростить. Финансовые работники подчеркнули, что «если система учета, разработанная организацией, позволяет получить информацию, которая... должна носить полный и достоверный характер, то такая система учета может применяться» (письмо Минфина России от 5 июня 2003 г. № 04-02-05/1/60). То есть бухгалтер может вести, скажем, общий учет возникающих разниц. Согласитесь, это гораздо проще, нежели показывать отдельно каждое отклонение бухгалтерской прибыли от налоговой. Достаточно посчитать общую сумму постоянных и временных разниц, определить величину отложенных и постоянных налоговых активов и обязательств. По итогам квартала сделайте проводки на их итоговые суммы. Только не забудьте: о такой группировке необходимо написать в учетной политике.

Начать дискуссию