Автоматизация учета

Переход от «рискованного земледелия» к максимальной эффективности

Естественными желаниями любого коммерческого предприятия являются повышение прибыли и уменьшение издержек. Немалая часть последних появляется в результате необходимости ведения различных видов учета – складского, кадрового, бухгалтерского и других.
331 1

Источник: компания «СКБ Контур»

Естественными желаниями любого коммерческого предприятия являются повышение прибыли  и уменьшение издержек.  Немалая часть последних появляется в результате необходимости ведения различных видов учета – складского, кадрового, бухгалтерского и других. Давайте посмотрим на примере бухгалтерского учета, как при помощи современных технологий  оптимизировать расходы, при этом повысив эффективность. Реально ли убить сразу двух зайцев?

Бухучет на российской почве
Ведение бухгалтерского учета в условиях российской действительности чем-то напоминает сельское хозяйство. Россия находится в зоне рискованного земледелия, поскольку никогда не знаешь, чего ждать от следующего года. Точно так же и с бухучетом. Растущие объемы отчетности в государственные структуры вынуждают бухгалтеров находиться в постоянной ситуации стресса. Изменчивость нашего законодательства схожа с погодой: и за примером не надо далеко ходить.

С 2010 года ЕСН заменяется страховыми взносами во внебюджетные фонды – ПФ, ФСС, ФОМС. Сведения персонифицированного учета надо будет отправлять вместо одного раза дважды в год, а с 2011 года – четыре. Кроме того, до 1 января 2010 года все программы, обрабатывающие персональные данные, должны быть приведены в соответствие закону «О персональных данных». Получается, что любая организация, использующая для подготовки отчетности в ПФ какое-то программное решение: будь то бухгалтерская программа или кадровая, или «набивалка», может попасть под пристальное внимание контролирующих органов. И это еще один «природный катаклизм» в рискованном «земледелии».

Об этих сложных процессах не так давно говорилось в статье, опубликованной на Клерк.ру, «Время перемен: новый этап отношений с Пенсионным фондом». На предприятия «давит» постоянно изменяющееся законодательство. И вариантов для оптимизации работы и повышения эффективности бухучета в нашей действительности не так уж много. Но, прежде чем поговорить о них, обратимся к мировому опыту.

На распутье можно оглянуться на Запад
Когда российская «среда заедает», оглядываешься на Запад с вопросом «а как у них?». Как правило, большинство иностранных фирм оптимизируют расходы на ведение бухгалтерского учета двумя путями: либо полностью отдают его на аутсорсинг (соблюдая при этом баланс рисков и выгоды), либо пытаются самостоятельно повысить эффективность учета, прибегая к помощи современных информационных технологий. Особой популярностью во втором случае пользуются веб-сервисы как наиболее удобные для пользователя инструменты работы.

Технология работы веб-сервиса проста для пользователя, но при этом досконально продумана разработчиками: все, что необходимо бухгалтеру для начала работы с программой, – подключиться к сети Интернет и зайти на определенный сайт. На рабочем месте бухгалтера не требуется ничего устанавливать. Все обновления сервиса с целью улучшения производительности и для соответствия законодательству происходят без участия пользователя, централизованно, на едином сервере. Бухгалтеру не надо следить за выпуском обновлений и устанавливать их, затрачивая драгоценное рабочее время.

Несложные математические подсчеты показывают, что веб-сервисы зачастую выгоднее локальных решений (программы, покупаемые на дисках и устанавливаемые на компьютеры предприятия). Допустим, организация приобретает локальное решение за определенную сумму. К этой сумме необходимо «приплюсовать» расходы на установку, внедрение и администрирование системы. При этом не надо забывать, что для серверной части программы нужно будет приобретать отдельный дорогостоящий компьютер. Одним словом, для новой информационной системы понадобится разворачивать достаточно масштабную и дорогую инфраструктуру. Расходы в общей сумме могут во много раз превысить ту экономию, ради которой задумывалось внедрение системы.

Давайте теперь проанализируем ситуацию с веб-сервисами. Для работы с ними пользователям достаточно иметь самый обычный компьютер, подключенный к сети Интернет. Расходы на использование веб-сервиса складываются из двух составляющих: плата за интернет-трафик и небольшая периодическая абонентская плата за обслуживание. При этом не надо покупать дорогостоящее оборудование и нанимать в штат администраторов-программистов.

Второй вариант видится более эффективным, поскольку требует меньше инвестиций, значительно быстрее внедряется и практически избавлен от расходов на администрирование. За последние 10 лет веб-сервисы стали очень популярны – более 50% предприятий смогли оценить эту эффективность, выбрав это решение как средство автоматизации бухгалтерского учета.
Насколько веб-сервисы применимы к нашей действительности? И какую долю занимает на «русской почве» аутсорсинг?

Наш опыт самостоятельной работы
В России к услугам аутсорсеров прибегают по большей части малые предприятия, не имеющие в штате бухгалтера. Руководители же таких фирм, как правило, не обладают достаточными знаниями для самостоятельного ведения бухгалтерского учета. Большинство российских предприятий предпочитает вести бухучет самостоятельно. При этом так же, как и на Западе, практически все пытаются оптимизировать свою работу за счет использования программных решений, однако доля веб-сервисов со всеми озвученными преимуществами сегодня в России крайне невелика. На то есть несколько причин. Во-первых, работа в сети Интернет пока достаточно непривычна для большинства российских бухгалтеров. Но, к слову сказать, сегодня появляется значительное количество профессиональных интернет-сервисов для этой аудитории, и все больше специалистов приобщаются к этой культуре.

Во-вторых, у организации к поставщику веб-сервиса должна быть большая степень доверия. Предприятия размещают на серверах поставщика конфиденциальную информацию, касающуюся бизнеса в целом и конкретных сотрудников. Потеря этой информации или ее утечка может серьезно подорвать сам бизнес или же вызвать большие претензии со стороны контролирующих органов. Боязно, верно? Но если разобраться, то в этих аргументах больше надуманного, нежели реального. Сегодня в России организации и так делятся конфиденциальной информацией с огромным количеством партнеров по бизнесу, пользуются интернет-банком, услугами курьерской доставки, почтой, банковскими ячейками и так далее. И риск утечки или потери информации признается в этих случаях вполне приемлемым. Веб-сервисы не усугубляют эти риски, а некоторые из них – полностью сводят на «нет».

В-третьих, само состояние интернет-инфраструктуры в России является фактором, замедляющим процесс перехода на веб-сервисы. Зачастую во многих регионах стабильный доступ в Интернет достаточно дорог,  качество связи оставляет желать лучшего. Но все это – лишь вопросы времени. По прогнозам экспертов, через год-два во всех региональных и районных центрах будет достаточно дешевый и стабильный доступ в Интернет. Уже сейчас в некоторых крупных городах можно говорить о том, что надежность интернет- канала стала не ниже надежности электросети.

В ожидании революции

Несмотря на все перечисленные трудности, веб-сервисы уверенно, шаг за шагом проникают в российскую действительность. И некоторые из них уже сейчас пользуются большой популярностью. В частности, это веб-сервисы, решающие конкретные задачи в бухгалтерском учете – они позволяют передавать отчетность в контролирующие органы через Интернет. А вот универсальные решения, покрывающие все задачи бухгалтерского учета, на рынке представлены очень слабо. Если говорить откровенно, их практически нет. Но с течением времени, по мере разрешения перечисленных выше сложностей, как только «почва» будет готова, они обязательно появятся.

Похоже, революция не за горами. И мы с вами в ближайшее время станем очевидцами этого. Думается, что скоро нас ждет появление новых  сервисов, которые будут предлагать автоматизацию других задач в бухгалтерии (подготовка отчетности, информационные ресурсы, простые расчетные сервисы), а затем и целых участков бухгалтерского учета. Используя эти решения, у российских предприятий уже сейчас появляется возможность оптимизировать свою работу и сэкономить на этом средства, что особенно актуально в непростые кризисные времена. Постепенно точечные решения должны «вырасти» в универсальные интернет-системы ведения бухгалтерского учета.

Начать дискуссию

Киргизский Finca Bank приостановит зачисление переводов из «Сбера» и «Тинькофф»

Ограничения начнут действовать в мае

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

⚡️Меняем тарифы на «Клерке». Успейте подключить безлимитные консультации

У нас молния. С понедельника на «Клерке» произойдут изменения. Тарифов с безлимитными консультациями больше не будет. Хотите безлимит? Подключайте тариф на год или на полтора прямо сейчас.

Иллюстрация: Вера Ревина / «Клерк»

В Telegram можно заработать на продаже стикеров

Создатели стикеров и эмодзи в Telegram смогут получить в криптовалюте 95% выручки от продажи своего творчества.

Лучшие спикеры, новый каждый день

👵 Чтобы заработать пенсию, самозанятые должны платить добровольные взносы. Но не обязаны, уточняет наш эксперт

В стаж для пенсии идет период работы, если за этот период начисляют и уплачивают взносы. За работников взносы платит работодатель, ИП сами платят свои взносы. А самозанятые не платят.

Официально: сколько в России ресторанов, кафе и баров

Росстат привел статистику за 2023 год по местам общепита.

Налоговая подсмотрит за вами через камеры, если понадобится. 🎥«Ночной бухгалтер» № 1668

Улыбнитесь, вас скрывает скрытая камера! А может и не скрытая, а просто камера наблюдения на улице. Корреспондент «Клерка» узнала о любопытном способе налоговиков проверять ваш бизнес.

Иллюстрация: создана при помощи ИИ playground.com / Елена Балаклицкая
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

КС РФ: иногда УК должна продолжать управление домом и после прекращения договора

Конституционный Суд уточнил порядок прекращения обязательств компании (УК) по управлению многоквартирным домом.

Малый и средний бизнес выпустил облигации на 2,5 млрд рублей

До конца года МСП Банк готов поддержать выпуск биржевых облигаций компаний на сумму до 8 млрд рублей.

Новое постановление КС: как теперь платить налоги при банкротстве компании

Чтобы не получать требования о взыскании убытков от налоговиков или других кредиторов, арбитражный управляющий должен согласовать интересы сторон в суде, который определит порядок выплат при банкротстве организации.

❗️ Оформите подписку «Клерк.Премиум» со скидкой 50%! В понедельник цена вырастет

До 22 апреля вы можете купить подписку «Клерк.Премиум» на 12 месяцев со скидкой 50% за 9900 рублей. Успейте получить доступ к образовательным материалам «Клерка» по старой цене.

Как бывшим контрактникам считать стаж для оплаты больничного

Военная служба по контракту входит в стаж для больничного.

Самозанятый написал жалобу на руководителя в трудовую? А так можно было?

Привет, это налоговый юрист для бизнеса и СЕО «Патрикеев и партнеры» Павел Патрикеев. И я никогда не думал, что тема переквалификации будет окутана такими интригами.

Самозанятый написал жалобу на руководителя в трудовую? А так можно было?
1
139
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

⚡️ Итоги дня: сотрудники не хотят терпеть токсичных начальников, глава Willdberries стала обедневшим миллиардером, в Москве будет шторм, а Питер завалит снегом

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

97

Решила зайти в рефералку «Клерка». Как думаете, получится?

Коллеги, решила поделиться с вами. Сегодня решила стать участником Клерк.Партнер. Буду рекомендовать наши курсы и вебинары и получать пассивный доход. Говорят, что через рефералку может зарабатывать любой, а не только менеджеры. Посмотрим, что у меня получится😉

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Порядок обучения сотрудников по охране труда в организации

Разобрались с тем, какие программы обучения существуют, кто имеет право проводить инструктаж и по каким правилам это нужно делать, чтобы не получить штраф от проверяющих органов.

Иллюстрация: dcstudio/freepik

Эксперты «Клерка» ответили с начала года на 3000+ вопросов бухгалтеров. Торопитесь — безлимитные консультации можно получать только до 21 апреля!

Всегда приятно получить совет профессионала, а получить консультацию эксперта в трудное время сдачи отчетов — еще и полезно! Пока вы можете получать ответы на вопросы без ограничений, но скоро такой возможности не будет. Поспешите подключить подписку, пока есть время.

Сайты с картинками могут воровать telegram-аккаунты

В поисковиках пользователи рискуют наткнуться на изображения, которые ведут на фишинговые ресурсы и просят пройти авторизацию в мессенджере Telegram.

44
Бесплатно с КоАП РФ

Как малому предприятию вдвое снизить административный штраф

По статье 4.1.2 КоАП  субъектам МСП, в том числе микропредприятиям, штрафы назначаются вполовину от максимального размера. Причем такая «скидка» предоставляется при совершении правонарушений, предусмотренных как федеральным КоАП, так и региональными. Какие условия позволяют добиться этой льготы?

Как малому предприятию вдвое снизить административный штраф

💥 Налоговики на всякий случай сравнивают показатели 6-НДФЛ, которые не должны сходиться. В 1 уведомление можно включать много всего. Топ новостей за неделю

Мы собрали для вас самые важные бухгалтерские новости этой недели, которые вы могли пропустить.

Интересные материалы

ВЭД

Таможенная служба рекомендовала развивать внешнеторговые расчеты в рублях

Об этом сообщил начальник Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (УТОВЭК) ФТС Сергей Шкляев на сессии Российско-турецкого бизнес-форума в Москве.