Налог на прибыль

Транспортно-заготовительные расходы: порядок бухгалтерского и налогового учета

ООО «А» занимается продажей промышленного оборудования. Транспортные расходы относит к прямым расходам.
Транспортно-заготовительные расходы: порядок бухгалтерского и налогового учета
На фото Антон Денисов

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Олеси (г. Энгельс)

ООО «А» занимается продажей промышленного оборудования. Транспортные расходы относит к прямым расходам. Транспортные расходы подтверждаются следующими первичными документами: 1.акт оказания услуг от транспортной организации общей суммой за месяц, выставленный на последнее число месяца, 2.акт оказания услуг от организации сдающей в аренду транспортное средство с экипажем общей суммой, выставленный последним числом месяца, 3. акты оказания услуг от транспортной компании на каждую поставку ООО «А» *помимо товарных накладных на отгрузку товара.

В некоторых случаях выставляет акт выполненных работ с указанием транспортных расходов на доставку и договор об оказании транспортных услуг, по просьбе заказчика. Периодически указывает транспортные расходы отдельной строкой в товарной накладной. Но чаще всего учитывает стоимость доставки в стоимости продукции. В декларации по налогу на прибыль выручка от продажи оборудования указывается в строке «выручка от реализации покупных товаров», а выручка от оказания транспортных услуг отражается по строке «выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства».

Правомерно рассчитать процент выручки от реализации покупных товаров в общей сумме выручки, и именно этот процент транспортных расходов отнести к прямым относящимся к торговой деятельности и распределять их на остаток не реализованных товаров? А исходя из процента выручки от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства (транспортных услуг) в общей сумме выручки, процент транспортных расходов отнести к прямым расходам относящимся к оказанным услугам и полностью списывать их на себестоимость услуг, т.к. услуги оказаны полностью?

Хочу отметить, что выявить какая сумма транспортных расходов относится к конкретной поставке невозможно, т.к. акты от поставщиков услуг выставлены на общую сумму за прошедший месяц.

Приобретая материально-производственные запасы, необходимые для осуществления своей деятельности, организации несут различные сопутствующие расходы, а именно на транспортировку и страховку груза, оплату услуг морского порта, комиссионные брокеру, таможенные платежи. Такие расходы носят название - транспортно-заготовительные расходы. В данном разделе рассмотрим: понятие транспортно-заготовительных расходов, состав ТЗР, а также порядок их отражения в бухгалтерском и налоговом учете организации.

В соответствии с п. 70 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н (далее - Методические указания N 119н), транспортно-заготовительные расходы (далее - ТЗР) - это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию.

В состав ТЗР входят: - расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору; - расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников; - расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок (кроме расходов на оплату труда с отчислениями на социальные нужды); - наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям; - плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях; - плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету; - расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов; - стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли; - другие расходы.

Организации вправе установить свой более подробный перечень таких расходов, используя Примерную номенклатуру ТЗР, приведенную в Приложении 2 Методических указаний N 119н, и утвердить его в своей учетной политике. В бухгалтерском учете организации затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов (далее - МПЗ) до места их использования согласно п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденному Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н (далее - ПБУ 5/01), учитываются в стоимости приобретаемого сырья. Затраты по заготовке и доставке МПЗ, в частности, включают в себя: - расходы по страхованию; - затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации; - затраты за услуги транспорта по доставке МПЗ до места их использования, если они не включены в цену МПЗ, установленную договором; - начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит); - начисленные до принятия к бухгалтерскому учету МПЗ проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих запасов.

Наряду с производственной деятельностью организации могут осуществлять торговую деятельность, например розничная продажа алкогольных напитков, сигарет, соков, минеральной воды и так далее. Согласно п. 13 ПБУ 5/01 такие организации могут затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав расходов на продажу. В соответствии с п. 83 Методических указаний N 119н ТЗР принимаются к учету путем: - отнесения ТЗР на отдельный счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" согласно расчетным документам поставщика; - отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету 10 "Материалы"; - непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую себестоимость материала. Это целесообразно в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов.

Если же организация приобретает материалы для перепродажи и включает расходы по доставке таких материалов на склад в издержки обращения, то она должна учитывать ТЗР по дебету счета 44 "Расходы на продажу", а в дальнейшем списать данные расходы в дебет счета 90 "Продажи", субсчет 2 "Себестоимость продаж". Выбранный метод учета расходов по заготовке и доставке МПЗ в обязательном порядке должен быть отражен в учетной политике организации, используемой для целей бухгалтерского учета. Пример. Организация ООО "Омега" для последующей перепродажи приобрела партию материалов на общую сумму 11 800 руб. (в том числе НДС 18% - 1800 руб.). Расходы по доставке товаров до склада составили 2360 руб. (в том числе НДС 18% - 360 руб.).

Предположим, что учетной политикой ООО "Омега" предусмотрено, что расходы по доставке включаются в стоимость материалов, а формирование себестоимости производится с использованием счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей". Тогда в бухгалтерском учете ООО "Омега" будут сделаны следующие записи: Дебет счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 10 000 руб. - отражена покупная стоимость материалов; Дебет счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 1800 руб. - учтен НДС по приобретенным материалам; Дебет счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" Кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - 2000 руб. - учтены в стоимости материалов расходы по их доставке; Дебет счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" Кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - 360 руб. - учтен НДС по доставке материалов; Дебет счета 10 "Материалы" Кредит счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" - 12 000 руб. (10 000 руб. + 2000 руб.) - отражена фактическая себестоимость товаров, поступивших на склад; Дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС", Кредит счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" - 2160 руб. (1800 руб. + 360 руб.) - принят к вычету НДС; Дебет счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Кредит счета 51 "Расчетные счета" - 14 160 руб. (11 800 руб. + 2360 руб.) - погашена задолженность по оплате материалов и услуг по их доставке. Допустим, что учетной политикой ООО "Омега" предусмотрено, что расходы по доставке и заготовке материалов учитываются в составе расходов на продажу. В бухгалтерском учете это будет отражено следующим образом: Дебет счета 10 "Материалы" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 10 000 руб. - отражена покупная стоимость материалов; Дебет счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 1800 руб. - учтен НДС по приобретенным материалам; Дебет счета 44 "Расходы на продажу" Кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - 2000 руб. - отражены расходы по доставке материалов; Дебет счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" Кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - 360 руб. - учтен НДС по доставке материалов; Дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС", Кредит счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" - 2160 руб. (1800 руб. + 360 руб.) - принят к вычету НДС; Дебет счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Кредит счета 51 "Расчетные счета" - 14 160 руб. (11 800 руб. + 2360 руб.) - погашена задолженность по оплате материалов и услуг по их доставке. В соответствии с п. п. 87, 88 Методических указаний N 119н ТЗР, относящиеся к материалам, отпущенным в производство, на нужды управления и на иные цели, подлежат ежемесячному распределению пропорционально учетной стоимости материалов, исходя из отношения суммы остатка величины ТЗР на начало месяца (отчетного периода) и текущей суммы ТЗР за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших материалов в течение месяца (отчетного периода) по учетной стоимости. Полученное в результате значение, умноженное на 100, дает процент, который следует использовать при списании ТЗР на увеличение учетной стоимости израсходованных материалов.

Для облегчения выполнения работ по распределению ТЗР в стоимости материалов допускается применять следующие упрощенные варианты: - при небольшом удельном весе ТЗР (не более 10% к учетной стоимости материалов) их сумма может полностью списываться на счета 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства" и увеличение стоимости проданных материалов; - удельный вес ТЗР (в процентах к учетной стоимости материала) может округляться до целых единиц; - в течение текущего месяца ТЗР могут распределяться исходя из удельного веса (в процентах к учетной стоимости соответствующих материалов), сложившегося на начало данного месяца.

Если это привело к существенному недосписанию или излишнему списанию ТЗР (более пяти пунктов), в следующем месяце сумма списываемых (распределяемых) ТЗР корректируется на указанную сумму прошлого месяца; - ТЗР могут распределяться пропорционально их удельному весу (нормативу), закрепленному в плановых (нормативных) калькуляциях, к учетной стоимости используемых материалов. При этом если фактические размеры ТЗР отличаются от нормативных, в следующем месяце (отчетном периоде) сумма распределяемой суммы ТЗР корректируется, то есть увеличивается на недосписанную сумму или уменьшается на сумму, излишне списанную в прошлом месяце (отчетном периоде).

Остатки ТЗР на начало каждого месяца (отчетного периода) рассчитываются исходя из удельного веса (норматива) ТЗР, предусмотренных в плановых (нормативных) калькуляциях, к фактическому наличию материалов в учетных ценах; - ТЗР могут ежемесячно (в отчетном периоде) полностью списываться на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) материалов, если их удельный вес (в процентах к договорной (учетной) стоимости материалов) не превышает 5%. Выбор метода распределения расходов на продажу устанавливается организацией самостоятельно и закрепляется в ее учетной политике.

Порядок отражения ТЗР в налоговом учете организации зависит непосредственно от условий договора с поставщиком. Суммы расходов на доставку покупных товаров (материалов), предназначенных для дальнейшей реализации, до склада в случае если эти расходы не включены в цену приобретения таких материалов, относятся к прямым расходам согласно ст. 320 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке: 1) определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце; 2) определяется стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца; 3) рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов к стоимости товаров; 4) определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца. Пример. Организация ООО "Мир" учитывает расходы по доставке материалов в составе расходов на продажу. Допустим, что остаток по счету 44 "Расходы на продажу" на начало текущего месяца составил 20 000 руб., расходы на доставку товаров от поставщика за текущий месяц равны 40 000 руб. Остаток материалов на начало текущего месяца составил 100 000 руб.

За текущий месяц поступило материалов для перепродажи на сумму 500 000 руб., реализовано товаров на сумму 400 000 руб. Следовательно, остаток нереализованных материалов на конец текущего месяца будет равен: 200 000 руб. (100 000 руб. + 500 000 руб. - 400 000 руб.). Сумма транспортных расходов, которая должна быть списана за текущий месяц, рассчитывается следующим образом: 1) сумма остатка транспортных расходов на начало месяца и транспортных расходов, осуществленных в отчетном месяце, составит: 60 000 руб. (20 000 руб. + 40 000 руб.); 2) сумма товаров, реализованных в текущем месяце, и остатка нереализованных товаров на конец месяца будет равна: 600 000 руб. (400 000 руб. + 200 000 руб.); 3) средний процент транспортных расходов по отношению к общей стоимости товаров составит: 10% ((60 000 руб. / 600 000 руб.) x 100%); 4) сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, на конец текущего месяца будет равна: 20 000 руб. (200 000 руб. x 10%); 5) сумма транспортных расходов, которая будет уменьшать облагаемую базу по налогу на прибыль в текущем месяце, составит: 40 000 руб. (20 000 руб. + 40 000 руб. - 20 000 руб.).

В бухгалтерском учете ООО "Мир" списание транспортных расходов за текущий месяц отразится следующей проводкой: Дебет счета 90 "Продажи", субсчет 2 "Себестоимость продаж", Кредит счета 44 "Расходы на продажу" - 40 000 руб. - списаны транспортные расходы на себестоимость продаж. Таковы основные особенности отражения транспортно-заготовительных расходов в бухгалтерском и налоговом учете организации.

Получить персональную консультацию Антона Денисова в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

Начать дискуссию

Бесплатно с ФСБУ Документооборот

ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»

Кто должен применять ФСБУ 27/2021, какие требования предъявляются к бухгалтерским документам и документообороту, как правильно составить документ и исправить ошибку.

ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»
НДС

Сегодня последний день сдачи отчетности по НДС без штрафов

25 июля это крайний срок сдачи декларации НДС организациями и ИП на ОСНО, а также на ЕСХН.

👉 Приняты поправки в НК, разработанные еще до налоговой реформы-2025: обзор всех изменений для бухгалтера

Отменят свидетельства об ИНН, сдавать ЕУД надо будет один раз, а не ежеквартально, изменят минимальный срок владения для квартир после перепланировки и многое другое.

1

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

Банки ближнего зарубежья стали на 30% чаще отказывать в проведении платежей

Денежные переводы идут больше двух недель, а некоторые платежи отклоняют без объяснения причин.

Общество

Цифра дня. Про новогодние каникулы

Минтруд опубликовал проект постановления о рабочих и праздничных днях в 2025 году.

Цифра дня. Про новогодние каникулы

Предпринимателям окажут поддержку при открытии бизнеса на автомаршрутах

Бизнес, который хочет работать в сфере туризма по пути следования автомобильных маршрутов для путешествий, получит поддержку от Корпорации МСП и Минэка.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Роструд: работодатель не вправе удерживать из зарплат штрафы

В рамках трудового законодательства работодатель не вправе налагать на работников штрафы.

Уголовное дело Елены Блиновской передали в суд

Блогер спрятала от налоговой 906 млн рублей, из них 716 млн вывела через две подконтрольные фирмы. Следователи допросили больше 200 свидетелей и провели свыше 20 обысков.

Бесплатно с Госзакупки

Ведение казначейского счета: начало работы, требования к предоставляемым подтверждающим документам

Казначейский счет — это специальный 71 счет, который открывается для учета бюджетных средств в рамках казначейского сопровождения.

Ведение казначейского счета: начало работы, требования к предоставляемым подтверждающим документам

Брокер ВТБ запустил голосовые рекомендации для инвесторов

Голосовые советы позволят инвесторам быстрее принимать решения о проведении наиболее выгодных сделок.

Расчетный счет

Расчетно-кассовое обслуживание для ИП: как найти свой идеальный тариф

Открытие расчетного счета — один из первых шагов для любого индивидуального предпринимателя. С помощью РКО ИП ведет безналичные расчеты, принимает оплату от клиентов на счет, переводит средства контрагентам и бюджету. Банки предлагают разные тарифы на расчетно-кассовое обслуживание, которые отличаются по стоимости и условиям. 

Расчетно-кассовое обслуживание для ИП: как найти свой идеальный тариф

15 курсов бренд-менеджера для начинающих 

Бренд-менеджер — это специалист в области маркетинга, который занимается продвижением бренда. Его задача: сформировать мнение у покупателей по продукту, услуге или самой компании, склонить их к приобретению. На всех этапах он должен следить за репутацией компании и торговой марки.

15 курсов бренд-менеджера для начинающих 
ПСН

Как совместить патент с УСН и что делать, если ИП превысил лимиты

Индивидуальный предприниматель теряет право на применение патентной системы налогообложения, когда его совокупный доход превышает 60 млн рублей. В таком случае нужно применять только УСН и пересчитать весь налог.

ЭДО

Хранение документов. На бумаге или в электронном виде? Затраты и риски

Документооборот — это настоящее и прошлое любой организации. В данном материале рассмотрим варианты форм хранения документа, сравним, какие затраты на это потребуются, обозначим преимущества того или иного метода хранения и возможные риски.

Хранение документов. На бумаге или в электронном виде? Затраты и риски
Право

Как подписать соглашение NDA с самозанятым

Для нормальной работы самозанятому нужен доступ к конфиденциальной информации. Но плательщик НПД — не штатный работник, он не подписывает ЛНА компании и на него нельзя повлиять дисциплинарными мерами ответственности. Проблему может решить соглашение о конфиденциальности (NDA). Рассказываем, как его правильно оформить.

Как подписать соглашение NDA с самозанятым
Охрана труда

Новый порядок оказания первой помощи с 1 сентября 2024 года. Что нужно знать работодателю

С 1 сентября 2024 года вступает в силу новый порядок оказания первой помощи.

Новый порядок оказания первой помощи с 1 сентября 2024 года. Что нужно знать работодателю

Жителям ЕС запретили участвовать в обмене заблокированными акциями

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

НДС на УСН, выбор СНО, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН, выбор СНО, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
УСН

В законе о налоговой реформе-2025 в части УСН есть спорные моменты

Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ о совершенствовании налоговой системы России с 2025 года содержит много изменений и новшеств по УСН. Уже сейчас возникают вопросы, как их применять и трактовать на практике.

Интересные материалы

Куда не движется движимость

Рассуждение на одну из вечных тем в налоговом праве: переквалификация налоговыми органами движимого имущества в недвижимое.

Куда не движется движимость