Налоги, взносы, пошлины

Комбинат рекламирует свою продукцию

По мнению финансистов, при ликвидации наружных рекламных конструкций сумму недоначисленной амортизации (при применении линейного метода) можно включить в состав внереализационных расходов. Об этом и о том, что еще необходимо учесть при рекламе собственной продукции, читайте далее.

По мнению финансистов, при ликвидации наружных рекламных конструкций сумму недоначисленной амортизации (при применении линейного метода) можно включить в состав внереализационных расходов. Об этом и о том, что еще необходимо учесть при рекламе собственной продукции, читайте далее.

Не все рекламные расходы учитываются
Напомним, что реклама – это информация о товарах, работах, услугах, предназначенная для неопределенного круга лиц (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», далее – Закон № 38-ФЗ).

О том, что рекламные расходы признаются в целях налогообложения прибыли, сказано в подпункте 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Приведен перечень таких расходов в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

Причем большинство из них – нормируемые (перечень рекламных расходов, которые можно учесть в полном объеме, – закрытый).

Обратите внимание: расходы на рекламу, которая не подпадает под действие Закона № 38-ФЗ, учесть по пункту 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ нельзя. Например, информация о товаре и его изготовителе на самом товаре или упаковке рекламой не является.

Полный перечень приведен в пункте 2 статьи 2 и статье 7 закона о рекламе.

Какие расходы признаются в полном объеме
В размере фактических затрат учитываются расходы на рекламу, распространенную через СМИ (печать, радио, телевидение).

Также в полном объеме учитываются затраты на рекламу в интернете. Об этом чиновники сообщили в письме Минфина России от 5 апреля 2010 г. № 0311-06/2/48.

Реклама в средствах массовой информации
Если предприятие размещает объявление через печатное издание, которое не специализируется на рекламе, то такое сообщение должно содержать пометку «реклама» или пометку «на правах рекламы». >|Если соответствующие записи отсутствуют, расходы не признают рекламными и не учитывают при налогообложении прибыли (письма Минфина России от 27 июня 2007 г. № 03-03-06/1/418; от 31 января 2006 г. № 03-03-04/1/66).|<

Для рекламы на телевидении, радио предприятие создает или заказывает видеоролик, аудиозапись. Это объекты авторских прав (п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ). Порядок признания таких расходов в налоговом учете зависит от предполагаемого срока использования ролика, сроков оплаты, вида договора.

Так, если ролик приобретается по договору передачи исключительных прав и предприятие планирует использовать его более 12 месяцев, в расходах учитываются ежемесячные суммы амортизации (письмо УМНС России по г. Москве от 15 сентября 2003 г. № 26-12/51408).

Однако данное правило действует не всегда... Если предприятие в качестве оплаты суммы контрагенту перечисляет ежемесячно равными платежами (в течение действия договора), амортизация не начисляется (подп. 8 п. 2 ст. 256 Налогового кодекса РФ). В данном случае расходы признаются по мере оплаты в течение отчетного (налогового) периода.

Бывает, что планируемый срок использования актива составляет менее 12 месяцев.

В этом случае расходы по приобретению исключительного права учитывают единовременно в месяце, когда они возникли.

Наружная реклама
В полном объеме (в размере фактических затрат) учитываются и расходы на световую и иную наружную рекламу. К такому виду рекламы относится размещение информации с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств (п. 1 ст. 19 Закона № 38-ФЗ).

Затраты на изготовление собственных конструкций или их аренду учитываются в составе расходов разными способами. Если щит признается амортизируемым имуществом, в составе расходов учитываются амортизационные отчисления (письмо Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 03-03-06/2/213). А стоимость аренды конструкции включают в расходы на последнее число отчетного (налогового) периода. В случае когда недоамортизированные наружные рекламные конструкции ликвидируются (например, из-за смены наименования), сумму недоначисленной амортизации при применении линейного метода, а также затраты на саму ликвидацию включают в состав внереализационных расходов (подп. 8 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ).

А вот остаточная стоимость выведенного из эксплуатации, но не ликвидированного объекта, рекламными расходами не считается (письма Минфина России от 27 декабря 2010 г. № 03-03-06/2/220, от 16 ноября 2010 г. № 03-03-06/1/726).

Участие в рекламных мероприятиях
Расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях также учитываются в размере фактических затрат. К таким расходам, как правило, относится оплата вступительных взносов, разрешений на участие, арендная плата за площади и стенды в выставочном комплексе, оплата услуг рекламных агентств (письмо УМНС России по г. Москве от 15 декабря 2003 г. № 23-10/4/69784). Более того, предприятие может учесть расходы на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов. Это относится и к расходам на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Изготовление брошюр
Нередко предприятие изготавливает рекламные брошюры и каталоги о самой организации и производимых товарах. Такие расходы также не являются нормируемыми. В данную категорию расходов чиновники включают лифлеты, буклеты и флайерсы (письма Минфина России от 2 ноября 2010 г. № 03-03-06/1/681, от 21 мая 2010 г. № 03-03-06/2/93).

Нормируемая реклама
Нормируемые рекламные расходы признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ. Их перечень открыт. >|Организация может учитывать в составе нормируемых затрат расходы, соответствующие понятию рекламных.|<

Сюда относится реклама на транспорте и в метро (в вагонах, рекламные щиты в вестибюлях станций и на эскалаторных наклонах). Такая реклама не признается наружной (письма Минфина России от 16 октября 2008г. № 03-03-06/1/588, от 2 ноября 2005 г. № 03-03-04/1/334).

Также нормируются расходы на распространение брошюр и каталогов (письмо Минфина России от 12 января 2007 г. № 03-03-04/1/1).

При этом такие расходы можно учесть только в случае безадресной рассылки. Поскольку при адресной рассылке круг получателей рекламы определен (письмо Минфина России от 3 ноября 2010 г. № 03-03-06/1/688). А расходы, связанные с безвозмездной передачей каталогов, не учитываются для целей налогообложения прибыли (п. 16 ст. 270 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 24 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/390).

Также нормируются расходы на:

– изготовление листовок, календарей, плакатов, распространяемых в качестве рекламы;

– рекламу, распространяемую при кино- и видеообслуживании (например, в кинотеатрах перед началом фильма);

– изготовление сувениров с логотипом компании, распространяемых в рекламных целях неопределенному кругу лиц (письмо Минфина России от 7 февраля 2005 г. № 03-04-11/18);

– проведение дегустаций с целью привлечения внимания неопределенного круга потребителей к продукции (письмо Минфина России от 4 августа 2010 г. № 03-03-06/1/520);

– конференции и презентации, если их цель – представление о продукции или фирме;

– стимулирующие лотереи;

– приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний;

– вознаграждение рекламному агенту;

– промоакции (за исключением брошюр);

– разработку оригинал-макета рекламы (письмо Минфина России от 29 марта 2010 г. № 03-03-06/1/201);

– почтовую и телефонную рассылку неопределенному кругу лиц.

Расходы на приоритетную выкладку продукции в розничных сетях также нормируются. Но только если они оформлены отдельным соглашением на оказание услуг или признаются составной частью сложного договора, включающего в себя элементы других видов договоров (письма Минфина России от 27 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/294). В аналогичном порядке учитывают расходы на рекламу товаров в журналах, листовках, на плакатах, вывешиваемых в залах торговой сети (письма Минфина России от 2 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/723, УФНС России по г. Москве от 23 декабря 2009 г. № 1615/136079.1).

Что включают в выручку для норматива
Для расчета норматива в расчет включают выручку:

– от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных (в том числе основных средств, товаров обслуживающих производств и хозяйств);

– от реализации имущественных прав;

– от реализации ценных бумаг (письмо Минфина России от 13 января 2006 г. № 03-03-04/2/4).

Ее исчисляют по данным налогового учета без НДС и акцизов нарастающим итогом с начала налогового периода (ст. 248, 249, п. 3 ст. 318 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 7 июня 2005 г. № 03-03-01-04/1/310).

Подтверждающие рекламные расходы документы
Для документального подтверждения рекламных расходов предприятию необходимо иметь маркетинговую политику, план проведения рекламной кампании на год, смету расходов на проведение рекламных акций, договоры и акты об оказании услуг, а также отчеты о проведении организованной собственными силами рекламной кампании.

Кроме актов сдачи-приемки услуг в зависимости от вида рекламы расходы можно подтвердить, например:

– экземпляром печатного издания или его копией (для рекламы в печати);

– эфирной справкой (для рекламы на телевидении и по радио);

– фотоотчетом и актом сдачи-приемки услуг с указанием адресов размещения (для наружной рекламы, рекламы на транспорте и в метро, участия в выставках, ярмарках и экспозициях);

– сметой на проведение, графиком мероприятия, фотоотчетом, актом со списком адресов (для промоакций);

– справкой о количестве размещенной информации (для рекламы в интернете).

Важно запомнить
Затраты на рекламу включают в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Причем часть из них учитывают в полной сумме (ненормируемые расходы), остальные принимают в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации.

Статья напечатана в журнале "Учет в производстве" №3, март 2011 г.

Начать дискуссию

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

ЭДО

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels
Кадровый учет

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Интересные материалы

Кредитование

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру