По мнению финансистов, при ликвидации наружных рекламных конструкций сумму недоначисленной амортизации (при применении линейного метода) можно включить в состав внереализационных расходов. Об этом и о том, что еще необходимо учесть при рекламе собственной продукции, читайте далее.
О том, что рекламные расходы признаются в целях налогообложения прибыли, сказано в подпункте 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Приведен перечень таких расходов в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ.
Причем большинство из них – нормируемые (перечень рекламных расходов, которые можно учесть в полном объеме, – закрытый).
Обратите внимание: расходы на рекламу, которая не подпадает под действие Закона № 38-ФЗ, учесть по пункту 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ нельзя. Например, информация о товаре и его изготовителе на самом товаре или упаковке рекламой не является.
Полный перечень приведен в пункте 2 статьи 2 и статье 7 закона о рекламе.
Также в полном объеме учитываются затраты на рекламу в интернете. Об этом чиновники сообщили в письме Минфина России от 5 апреля 2010 г. № 0311-06/2/48.
Для рекламы на телевидении, радио предприятие создает или заказывает видеоролик, аудиозапись. Это объекты авторских прав (п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ). Порядок признания таких расходов в налоговом учете зависит от предполагаемого срока использования ролика, сроков оплаты, вида договора.
Так, если ролик приобретается по договору передачи исключительных прав и предприятие планирует использовать его более 12 месяцев, в расходах учитываются ежемесячные суммы амортизации (письмо УМНС России по г. Москве от 15 сентября 2003 г. № 26-12/51408).
Однако данное правило действует не всегда... Если предприятие в качестве оплаты суммы контрагенту перечисляет ежемесячно равными платежами (в течение действия договора), амортизация не начисляется (подп. 8 п. 2 ст. 256 Налогового кодекса РФ). В данном случае расходы признаются по мере оплаты в течение отчетного (налогового) периода.
Бывает, что планируемый срок использования актива составляет менее 12 месяцев.
В этом случае расходы по приобретению исключительного права учитывают единовременно в месяце, когда они возникли.
Затраты на изготовление собственных конструкций или их аренду учитываются в составе расходов разными способами. Если щит признается амортизируемым имуществом, в составе расходов учитываются амортизационные отчисления (письмо Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 03-03-06/2/213). А стоимость аренды конструкции включают в расходы на последнее число отчетного (налогового) периода. В случае когда недоамортизированные наружные рекламные конструкции ликвидируются (например, из-за смены наименования), сумму недоначисленной амортизации при применении линейного метода, а также затраты на саму ликвидацию включают в состав внереализационных расходов (подп. 8 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ).
А вот остаточная стоимость выведенного из эксплуатации, но не ликвидированного объекта, рекламными расходами не считается (письма Минфина России от 27 декабря 2010 г. № 03-03-06/2/220, от 16 ноября 2010 г. № 03-03-06/1/726).
Сюда относится реклама на транспорте и в метро (в вагонах, рекламные щиты в вестибюлях станций и на эскалаторных наклонах). Такая реклама не признается наружной (письма Минфина России от 16 октября 2008г. № 03-03-06/1/588, от 2 ноября 2005 г. № 03-03-04/1/334).
Также нормируются расходы на распространение брошюр и каталогов (письмо Минфина России от 12 января 2007 г. № 03-03-04/1/1).
При этом такие расходы можно учесть только в случае безадресной рассылки. Поскольку при адресной рассылке круг получателей рекламы определен (письмо Минфина России от 3 ноября 2010 г. № 03-03-06/1/688). А расходы, связанные с безвозмездной передачей каталогов, не учитываются для целей налогообложения прибыли (п. 16 ст. 270 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 24 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/390).
Также нормируются расходы на:
– изготовление листовок, календарей, плакатов, распространяемых в качестве рекламы;
– рекламу, распространяемую при кино- и видеообслуживании (например, в кинотеатрах перед началом фильма);
– изготовление сувениров с логотипом компании, распространяемых в рекламных целях неопределенному кругу лиц (письмо Минфина России от 7 февраля 2005 г. № 03-04-11/18);
– проведение дегустаций с целью привлечения внимания неопределенного круга потребителей к продукции (письмо Минфина России от 4 августа 2010 г. № 03-03-06/1/520);
– конференции и презентации, если их цель – представление о продукции или фирме;
– стимулирующие лотереи;
– приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний;
– вознаграждение рекламному агенту;
– промоакции (за исключением брошюр);
– разработку оригинал-макета рекламы (письмо Минфина России от 29 марта 2010 г. № 03-03-06/1/201);
– почтовую и телефонную рассылку неопределенному кругу лиц.
Расходы на приоритетную выкладку продукции в розничных сетях также нормируются. Но только если они оформлены отдельным соглашением на оказание услуг или признаются составной частью сложного договора, включающего в себя элементы других видов договоров (письма Минфина России от 27 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/294). В аналогичном порядке учитывают расходы на рекламу товаров в журналах, листовках, на плакатах, вывешиваемых в залах торговой сети (письма Минфина России от 2 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/723, УФНС России по г. Москве от 23 декабря 2009 г. № 1615/136079.1).
– от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных (в том числе основных средств, товаров обслуживающих производств и хозяйств);
– от реализации имущественных прав;
– от реализации ценных бумаг (письмо Минфина России от 13 января 2006 г. № 03-03-04/2/4).
Ее исчисляют по данным налогового учета без НДС и акцизов нарастающим итогом с начала налогового периода (ст. 248, 249, п. 3 ст. 318 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 7 июня 2005 г. № 03-03-01-04/1/310).
Кроме актов сдачи-приемки услуг в зависимости от вида рекламы расходы можно подтвердить, например:
– экземпляром печатного издания или его копией (для рекламы в печати);
– эфирной справкой (для рекламы на телевидении и по радио);
– фотоотчетом и актом сдачи-приемки услуг с указанием адресов размещения (для наружной рекламы, рекламы на транспорте и в метро, участия в выставках, ярмарках и экспозициях);
– сметой на проведение, графиком мероприятия, фотоотчетом, актом со списком адресов (для промоакций);
– справкой о количестве размещенной информации (для рекламы в интернете).
Важно запомнить
Статья напечатана в журнале "Учет в производстве" №3, март 2011 г.
Начать дискуссию