Клерк.Ру

Формирование и финансовое обеспечение государственных заданий в сфере соцзащиты и занятости населения: методические подходы

Источник: журнал «Финансовый справочник бюджетной организации», №5 - 2011

Оказание государственных услуг в области социальной защиты и занятости имеет несколько принципиальных особенностей, главной из которых являет­ся высокая степень ориентации на потребителя услуги.

Это требует четкости определения требований к качеству и процедурам оказания государствен­ных услуг и регламентированности законодательства в области соцзащиты. В данной статье рассмотрим основные подходы, которые необходимо соблю­дать при формировании перечня госуслуг и оценке объема финансового обеспечения в этих сферах деятельности.

Госуслуги в сфере социальной защиты

Формирование перечня услуг

До настоящего времени единые подходы к разделению государ­ственных (муниципальных) услуг в области социальной защиты не сформированы, поэтому государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления могут самостоятельно вы­бирать наиболее подходящий вариант (табл. 1).

Факторы, которые влияют на качество государственных (муниципальных) услуг в сфере социальной защиты, будут отличаться в зави­симости от избранного варианта формирования перечня госуслуг. В число основных факторов входят:

·         условия размещения учреждений;

·         укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация;

·         специальное и табельное техническое оснащение учреждения (обо­рудование, приборы, аппаратура и т. д.);

·         состояние информации об учреждении, порядке и правилах предо­ставления услуг клиентам.

Показатели качества и количества, требования к процедурам ока­зания государственных услуг в сфере социальной защиты населения разрабатываются с учетом основополагающих нормативных право­вых актов:

·         федеральные законы от 10.12.1995 № 195-ФЗ "Об основах соци­ального обслуживания населения в Российской Федерации", от 02.08.1995 № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан по­жилого возраста и инвалидов", от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О соци­альной защите инвалидов в Российской Федерации", от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах";

·         постановления Правительства РФ от 15.04.1995 № 338 "О развитии сети специальных домов-интернатов для престарелых и инвали­дов", от 25.05.1994 № 522 "О мерах по обеспечению психиатриче­ской помощью и социальной защите лиц, страдающих психиче­скими расстройствами" и т. д.;

·         региональные нормативные акты (например, приказ Департамента труда и социального развития Воронежской области от 22.06.2010 № 1673/ОД «Об утверждении стандарта качества государственной (бюджетной) услуги "Социальное обслуживание в домах-интерна­тах для престарелых и инвалидов"»).

Исходя из установленной нормативной правовой базы, в учрежде­ниях социальной защиты в зависимости от их типа используются сле­дующие показатели качества и количества оказания государственных (муниципальных) услуг:

·         средний срок ожидания планового помещения в госучреждении;

·         удельный вес инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации, от числа нуждающихся;

·         число мероприятий досугового характера, проведенных в социаль­ных учреждениях;

·         доля клиентов, удовлетворенных условиями и качеством обслужи­вания (оценка по результатам опросов и (или) анкетирования);

·         количество зарегистрированных и обоснованных жалоб на дей­ствия персонала в расчете на одного клиента;

·         удельный вес предоставленных обслуживаемым гражданам гаран­тированных государством социальных услуг к утвержденному пе­речню социальных услуг;

·         количество нарушений законодательства Российской Федерации, стандартов социального обслуживания, выявленных при проведе­нии проверок контролирующими органами и учреждениями.

Важный нюанс

Основаниями для отказа от оказания государственных услуг являются:

·         личное заявление обслуживаемого (или его законного представителя);

·         истечение срока обслуживания потребителя;

·         выявление медицинских противопоказаний к социальному обслужива­нию в соответствии с законодательством.