Транспортный налог

Регионы определились с транспортным налогом

В новом году автовладельцам придется платить транспортный налог. С 1 января вступает в силу одноименная глава 28 НК РФ, в которой определены базовые ставки и круг плательщиков этого налога. Но чтобы в том или ином регионе начали его взимать, местным законодателям нужно было успеть до декабря принять соответствующий закон. Ведь по статье 5 НК РФ закон о новом налоге должен быть принят и опубликован за месяц до начала налогового периода, а по транспортному налогу - это календарный год.
3 тыс.

Павел Данилин, обозреватель журнала "Двойная запись"
Двойная запись №1-2003

В новом году автовладельцам придется платить транспортный налог. С 1 января вступает в силу одноименная глава 28 НК РФ, в которой определены базовые ставки и круг плательщиков этого налога. Но чтобы в том или ином регионе начали его взимать, местным законодателям нужно было успеть до декабря принять соответствующий закон. Ведь по статье 5 НК РФ закон о новом налоге должен быть принят и опубликован за месяц до начала налогового периода, а по транспортному налогу - это календарный год.

МНС еще не располагает информацией, где приняты соответствующие законы, а где нет, поэтому мы решили сами разобраться в этом вопросе. Скажем сразу, не все субъекты РФ смогли уложиться в отведенный срок. Не успели принять законы в Адыгее, Дагестане, Калмыкии, Республике Марий Эл, Северной Осетии, Воронежской и Пермской областях, Коми-Пермяцком и Таймырском автономных округах, в Чечне. Значит, транспортный налог в этих регионах взиматься не будет (письмо МНС России от 6 ноября 2002 г. № НА-6-21/1704). Это же подтвердил начальник Управления ресурсных платежей МНС России Андрей Федоров.

Законы на скорую руку

Пока чиновники и депутаты спорили, какие ставки налога установить, срок, когда нужно было окончательно решить этот вопрос (30 ноября), истекал. Большинство регионов закон о транспортном налоге принимали в авральном режиме (см. табл. 1), и четвертая часть из них успела опубликовать документ только в последнюю неделю ноября. Причина в том, что во многих субъектах РФ власти предлагали сильно завышенные ставки налога для наиболее распространенных классов автомобилей. Законодатели выступали против. Правда, когда стало понятно, что на выработку компромиссного варианта времени не хватит, депутатам приходилось соглашаться на уже имеющийся текст проекта. Иначе местные бюджеты лишились бы громадных сумм, необходимых в первую очередь на восстановление дорог. Кстати, администрации некоторых городов рассчитывали ставки налогов исходя не из платежеспособности владельцев автомобилей, а из того, сколько денег необходимо для ремонта дорог.

Так, власти Башкортостана рассчитали, что на эти цели им потребуется 1 млрд рублей и решили брать с автовладельцев за каждую машину мощностью до 100 л. с. по 7,5 рубля за 1 л. с. Это в полтора раза больше, чем предлагается в Налоговом кодексе РФ. А вот организациям за такое же средство передвижения придется выложить все 25 рублей за 1 л. с. Тут Башкортостан на все сто использовал предоставленную НК РФ возможность повышать ставки (в пять раз). Причем в Минстрое республики жалуются, что после упразднения Дорожного фонда и отмены с января 2003 года налога с владельцев транспортных средств введение транспортного налога не сможет компенсировать все потери. Подобным образом поступили и в Самарской, и в Пензенской областях, хотя для России в целом такая ситуация не характерна (Со ставками транспортного налога в 20 крупнейших российских регионах можно ознакомиться в рубрике "Без комментариев".).

Народные избранники на местах выступали против чрезмерного налогообложения потенциальных избирателей. Депутатам Свердловской области, к примеру, удалось в пять раз снизить ставку налога для легковых автомобилей мощностью до 100 л. с. (с 25, как предлагали в администрации, до 5 рублей). На удивление скромно повели себя столичные градоначальники. В Москве автовладельцам придется платить налог по ставкам, не намного превышающим базовые. Например, за автомобиль "ВАЗ-2106" с мощностью двигателя 75 л. с. нужно будет ежегодно отдавать 375 рублей налога. Больше половины регионов последовало московскому примеру и тоже не стали устанавливать непомерные ставки. В некоторых субъектах РФ депутаты и чиновники, недолго думая, просто взяли Налоговый кодекс и переписали те ставки, которые там указаны. Так поступили в Волгоградской области, а в Калининградской области и Мордовии повышенные ставки установили только для грузовых автомобилей.

Регионы воспользовались и предоставленными кодексом возможностями устанавливать льготы. В Москве владельцы мини-авто (до 70 л. с.) вообще освобождены от уплаты налога, равно как и герои СССР, России и кавалеры ордена Славы. Также не будут платить налог организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским наземным транспортом (кроме такси). В Ленинградской области льготы предоставлены организациям, которые более чем на 70 процентов финансируются за счет средств областного или местных бюджетов. В Волгоградской и Тверской областях налог не будут взимать с транспортных предприятий и органов государственной власти и местного самоуправления. А вот в Ярославской области от налогообложения освобождены пенсионеры и сельхозпроизводители. В нескольких субъектах РФ ставки налога определили исходя из возраста автомобилей (НК РФ дает такое право). Например, в Калининградской области ставки налога для легковых машин рассчитываются с помощью специального коэффициента. Налог на новые авто (до 5 лет) возрастает в полтора раза, а при расчете налога для автомобилей старше 16 лет применяется коэффициент 0,6.

Увеличить по максимуму

По наиболее высоким ставкам налог будут платить жители Кировской, Ленинградской, Пензенской, Самарской и Тверской областей. Но самыми "жадными" оказались петербургские власть имущие. Хозяевам "скромных" автомобилей (с мощностью до 100 л. с.), зарегистрированных в северной столице, придется выложить по десять с полтиной за 1 л. с. А тем, у кого старенькие, но мощные (более 250 л. с.) джипы и мерседесы, похоже, придется сдать свои машины в утиль... или раскошелиться как минимум на 25 тысяч рублей. Удивительно, но Закон Санкт-Петербурга, устанавливающий ставки транспортного налога, не предусматривает никаких льгот. А это значит, что такие ставки распространяются и на "легковушки" (которые далеко не маломощные) депутатов местного Законодательного собрания, сотрудников мэрии, аппарата полпреда президента...

Вообще в том, что касается мощных легковых автомобилей, регионы проявили изрядное единодушие. Редко можно найти субъект Федерации, где для авто с двигателем более 250 л. с. ставка налога опускается ниже 50 рублей. В основном это 90-150 рублей за 1 л. с. Депутаты резонно рассудили: мол, те, кто может себе позволить купить дорогую машину, должны и содержать ее соответственно. Хотя Москве ставка налога на такие автомобили всего 35 рублей за 1 л. с.

Не повезло и владельцам грузовиков, базовые ставки на которые колеблются в пределах 5-17 рублей. Но региональные ставки практически всегда выше. В Тверской области их увеличили в пять раз. Там за "КамАЗ-5410" с мощность двигателя 210 л. с. придется платить 13 600 рублей (как в Кировкой и Пензенской областях). Отметим, что в столице эти ставки опять же довольно щадящие (выше базовых приблизительно в 1,4 раза). Налог на такой же грузовик в Москве составит 4200 рублей.

Вызывает удивление позиция многих регионов в отношении налогообложения автобусов. Для этого вида транспорта во многих случаях установлены довольно высокие ставки. К примеру, в Ленинградской области - 38 рублей за 1 л. с., то есть налог на автобус "ЛиАЗ-5256" (195 л. с.) составит 7500 рублей. Но самые богатые россияне, видимо, живут в Пензенской и Тверской областях (или дороги там совсем плохие), где за автобусы мощностью больше 200 л. с. налог будет взиматься по ставке 100 рублей за единицу мощности. Кстати, в последнее время автобусные парки нашей страны приобретают автобусы, мощность двигателей которых превышает 200 л. с.

Налоги на воде и в воздухе

Транспортный налог взимается не только с наземных транспортных средств. Этим налогом облагаются и водные суда. Почти везде ставки на маломощные катера и моторные лодки (до 100 л. с.) остались на уровне, который предлагал НК РФ. В Санкт-Петербурге даже вдвое снизили базовую ставку (практически уникальный случай). При обложении налогом яхт петербургские депутаты также проявили либеральность (ставка налога для яхт, мощность двигателя которых меньше 100 л. с., определена в 4,5 рубля, а для более мощных - в 10 рублей). Ниже ставка только в Калининграде - 2 рубля для яхт мощностью меньше 100 "лошадей". Власти других регионов не были столь щедры. В Москве за яхту надо будет платить по 60 рублей за 1 л. с. (при мощности двигателя больше 100 л. с.). На этой же сумме остановились и многие другие регионы. Максимальную ставку (200 рублей) ввели все те же Пензенская, Курская и Тверская области, а также Архангельская область.

То же касается и налога с самолетов. В большинстве регионов ее решили не поднимать выше базовой (25 рублей за 1 л. с.). В Санкт-Петербурге и Самарской области она ниже почти вдвое (12 и 15 рублей соответственно). Правда, власти Архангельской, Пензенской и Кировской областей все же воспользовались удобным случаем и увеличили ставку в пять раз (до 125 рублей).

Как видим, высокие ставки установлены в первую очередь на те транспортные средства, владельцы которых по определению могут позволить себе заплатить большие суммы или извлекают из авто, яхт или самолетов прибыль. В крайнем случае им придется пересесть на менее мощные машины. Собственникам же транспортных средств в тех областях, краях и республиках, чьи власти решили пополнить бюджет именно за счет автомобилистов, не позавидуешь. Платить налог все равно придется. А за просрочку платежа будут начисляться пени (1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки). Если владелец машины вообще откажется платить, налоговики подадут на него в суд. Ну а потом дело может дойти и до судебных приставов... Хотя, вполне возможно, что всеобщее недовольство заставит власти этих регионов пойти на некоторые уступки. Тем более что не за горой выборы в Госдуму, и транспортный налог вполне может стать козырной картой политиков.

Комментарии

ヽ( ゚ ∀ ゚ )ノ
Вот это удача! Да это же отличный шанс стать первым, кто !
    Упс, комментировать могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, .

    Языковой барьер между программистами и бизнесом

    Сегодня попытаюсь раскрыть понятие «Автоматизация», как его понимают бизнес и IT-сфера. Для начала представим себе разговор слепого с глухим. Бизнес не понимает языка IT, а программисты не понимают языка бизнеса. Существует языковой барьер.

    41

    В России взлетели цены на яйца: за год они подорожали на 40%, даже в Москве их продают поштучно

    За последний год цены на куриные яйца в России выросли более чем 40%.

    187

    Мероприятия

    Актуальные мероприятия для бухгалтеров Добавить мероприятие
    Бесплатно с УСН

    Регионы могут снижать ставки налога по УСН: разбор по Ярославской области, где льгот стало меньше

    Региональные власти имеют право снижать ставки налога по УСН и устанавливать категории бизнеса, для которых эти ставки действуют. Например, в Ярославской области с 2024 года многие бизнесмены лишатся льгот и будут платить налог по УСН по обычным ставкам.

    Регионы могут снижать ставки налога по УСН: разбор по Ярославской области, где льгот стало меньше
    УСН

    Ювелирам предлагают вернуть упрощенку

    С 1 января 2023 года закрылось 35% ювелирных компаний, а импорт изделий вырос в 200 раз. Предприятия вынуждены платить около 40% от оборота и работать себе в убыток.

    45

    Из страны начали массового вывозить золотые слитки

    Золото стало использоваться в качестве средства платежа на фоне санкций и валютных ограничений. Из страны вывозят слитки в том числе с помощью «серых» схем.

    72

    ❄️Новогодние хлопоты: к чему готовиться бухгалтерам. Дайджест Разборов

    А вы уже чувствуюте приближение Нового года? Надеемся, что очередные новости от ФНС не испортят вам настроение. Редакция «Клерка» поможет подготовиться к новогодним праздникам бухгалтерам. Читайте новые Разборы, чтобы быть в курсе, как вести бухгалтерский и налоговый учет расходов на создание новогодней атмосферы

    🎁Диплом — лучший подарок, который бухгалтер может сделать себе

    Предновогодняя акция на курсы профессиональной переподготовки, чтобы вы записались по самым выгодным ценам до 10 декабря.

    Новые видео от экспертов каждый день
    Общество

    Переезд в Латинскую Америку для Россиян. Почему здесь нас ждут и что мы там можем получить?

    В последние годы сотни предпринимателей, программистов, врачей и инженеров из России приняли решение начать новый этап своей жизни в Латинской Америке.

    Переезд в Латинскую Америку для Россиян. Почему здесь нас ждут и что мы там можем получить?
    29

    Глава Минфина: бюджетникам не утащить цифровой рубль

    Цифровой рубль сделает прозрачными все расчеты бюджета, скрыть нецелевые расходы станет невозможно.

    71
    Бесплатно с Учет расходов

    Новогодние расходы организации: отражение в учете, налогообложение

    Перед новым годом компании часто дарят подарки сотрудникам и их детям, а также украшают помещения. Разберем бухгалтерский и налоговый учет расходов на создание новогодней атмосферы.

    Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

    30 банков и брокеров из дружественных стран получат доступ к торгам валютой в РФ

    Участие в валютных торгах представителей дружественных государств поможет обеспечить конвертацию рублей в национальные валюты и вести торговлю не в долларах.

    Безработные могут брать краткосрочные подработки и сохранять пособие

    Раньше нельзя было брать разовые подработки и при этом получать пособие по безработице. Теперь можно работать до пяти дней и сохранить выплаты.

    Закупки товаров и услуг стали самой коррумпированной сферой в 2023 году

    Бизнес-сообщество решило, что закупки по 223-ФЗ самые коррумпированные. Также взятки берут за выдачу лицензий, разрешений, справок и аккредитаций.

    То ли еще будет с ЁНС, Ой-ой-ой! Минфин опубликовал инструкцию по ЕНС

    Минфин приходит на помощь ЁНС! Ура, товарисчи!  Инструкция аж на 21 листах! Что такое сальдо ЁНС и как оно формируется мы наконец-то узнали из этого монументального труда к декабрю месяцу!

    То ли еще будет с ЁНС, Ой-ой-ой! Минфин опубликовал инструкцию по ЕНС
    Бесплатно с Онлайн-кассы

    Кто может работать без кассы в 2024 году. Мини-курс

    Разбираемся в мини-курсе, кто в 2024 году может работать без кассы.

    Кто может работать без кассы в 2024 году. Мини-курс
    Реклама

    Рекламу у блогеров-иноагентов хотят ограничить

    Покупку рекламного места в интернет-ресурсах, которые принадлежат иноагентам, начнут считать финансированием антироссийской деятельности.

    С каждой точки по продаже алкоголя хотят собирать 20 тысяч рублей в год

    Депутаты предложили установить государственную пошлину в размере 20 тысяч рублей на каждую торговую точку, ресторан или кафе, где есть алкоголь. Сейчас бизнес платит 65 тысяч рублей за лицензию вне зависимости от количества торговых объектов.

    88

    Как бухгалтеру работать из дома в 1С 

    Удаленная работа — вот уже несколько лет норма рабочей жизни, в том числе и для бухгалтера. Благо, современные технологии позволяют ему без проблем получать доступ к нужному программному обеспечению. Разбираемся, как бухгалтеру организовать работу из дома в программе 1С. 

    Как бухгалтеру работать из дома в 1С 

    Штатные сотрудники и самозанятые: как оплачивают работу в выходные и праздничные дни

    Разберем, как оплачивается работа в выходной и праздничный день для работников, как ее правильно оформить, и распространяются ли эти условия на самозанятых исполнителей.

    Штатные сотрудники и самозанятые: как оплачивают работу в выходные и праздничные дни
    48

    Работодатели стали в три раза чаще оформлять ДМС для сотрудников

    Премии по ДМС превысили 42 млрд рублей, это на 18% больше, чем в третьем квартале 2022 года.

    74