Права потребителей

Битва с монстрами, большими и маленькими

Тема защиты прав потребителей никогда не перестанет быть популярной. Банки и страховые компании, ЖКХ и транспорт, торговля и связь: всюду нас подстерегают ловушки.
1 тыс. 1
Битва с монстрами, большими и маленькими
Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП).

Тема защиты прав потребителей никогда не перестанет быть популярной. Банки и страховые компании, ЖКХ и транспорт, торговля и связь: всюду нас подстерегают ловушки. Как их избежать и как бороться, уже попав в них? Об этом в рамках прошедшей в Москве VII Международной конференции "Предприниматель и потребитель - шаги навстречу" главный редактор ИА «Клерк.Ру» Алена Тулякова поговорила с Дмитрием Яниным, председателем правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП).

Скажите, Дмитрий, есть ли у рядового потребителя шансы в судах с такими монстрами, как Сбербанк, РЖД или, например, крупные авиакомпании?

Собственно, вся практика защиты прав потребителей в течение последних 20 лет строилась на успешных делах в отношении именно крупных компаний. Одним из первых таких дел в 1992-1993 годах был иск к Аэрофлоту.

Но многие аспекты деятельности компаний выведены из-под закона «О защите прав потребителей». Например, отношения авиакомпаний с пассажирами регламентируются Воздушным Кодексом. Это выливается, например, в казусную, странную норму о том, что час внепланового ожидания в аэропорту оценивается российскими законодателями в 25 рублей. То есть, проведя 20 часов где-нибудь на лавочке в «Шереметьево», вы можете рассчитывать на 500 рублей неустойки.

Положение усугубляется тем, что регулятор в области защиты прав потребителей – Роспотребнадзор – это  структура четвертого уровня подчинения, поскольку входит в состав Минздрава. В отличие, например, от ФАС, которая напрямую подчиняется правительству. В итоге многие важные документы – те же Правила оказания услуг ЖКХ или недавно обсуждавшийся проект Правил оказания услуг подвижной телефонной связи (то есть работы сотовых операторов) даже не отправляются на согласование Роспотребнадзору. В развитых странах это аномалия.

Денежный вопрос

 В последнее время много споров о том, имеют ли банки право продавать коллекторам долги физлиц. Какого мнения на этот счет придерживаетесь вы?

Здесь наши позиции с Роспотребнадзором расходятся. Мы считаем, что банки могут передавать задолженность коллекторам. Но, вместе с тем, обеспокоенность регулятора нам понятна. Пока нет специального закона о коллекторской деятельности, количество злоупотреблений велико. Поэтому и надо принять его как можно скорее.

Некоторые банки продолжают взимать с заемщиков комиссии за оформление кредита, за обслуживание ссудного счета и т.д. Иногда они называются не комиссиями, а как-то иначе, что, впрочем, их сути не меняет. Насколько реально потребителю признать через суд их незаконность и вернуть потраченные деньги?

Для рядового заемщика это практически нереально. Хотя мы знаем, что существует несколько десятков тысяч исков, где оспариваются подобные условия договора. На мой взгляд, ситуацию может исправить лишь Центробанк. В 2004 году он дистанцировался от сферы кредитования потребителей и, на мой взгляд, напрасно. Поскольку только Центробанк в рамках проверок может сделать так, чтобы эти комиссии ушли из договоров и больше не появлялись.

Манипуляции с комиссиями снижают доверие людей к банкам. Тенденция нынешней осени заключается в сокращении розничного кредитования. Нужно, на мой взгляд, добиваться того, чтобы люди в самом начале, начиная с рекламы, видели полную стоимость кредитов в годовом исчислении. А так получается, что формально банки выполняют требование о раскрытии эффективной процентной ставки, но уже на последней стадии заключения договора. А клиентов привлекают с помощью классической схемы «Русского Стандарта» - дробления высокой стоимости кредита на составные части.

Вот реальная ситуация с ипотекой. Для ознакомления банк выдал поручителю один образец договора, а потом на подпись, когда был уже уплачен первоначальный взнос и совершены регистрационные действия, дали другой, где не было некоторых пунктов из первого договора. Что людям делать в этом случае?

Если были свидетели, то можно доказать в суде факт подмены документа. И в этом случае, конечно, можно добиваться изменения условий либо расторжения договора. С соответствующей компенсацией расходов.

Какие сейчас тенденции в области защиты прав потребителей на страховом рынке? Есть какие-то шансы у людей получить свое? Известно, что страховые компании зачастую доброжелательны только до момента аварии.

Страховой сегмент в России из-за его закрытости для иностранных участников, наверное, самый ущербный. Здесь уровень нелояльности к клиенту колоссальный. Это чувствуется в каждом документе практически любой страховой компании. Миллионы поводов для отказа в выплате страховки. Президент Медведев объясняется перед  фермерами, которым страховая компания отказала в выплате, что прошлогодний суховей (это горячий воздух, который сжег у них весь урожай) – это не засуха, а значит, не подпадает под страховой случай.

У нас есть ощущение, что основная задача страховых компаний – добиться от законодателей навязывания очередного обязательного страхования, добиться от Минфина выгодного тарифа, как в ОСАГО, и безбедно на это жить. И я вас уверяю, что если бы сейчас все обязательные виды страховок были бы отменены, то население не побежало бы к ним за добровольной страховкой. Люди бы просто перекрестились и подумали бы, как хорошо, что это все закончилось.

Мы совсем недавно обсуждали эту тему в Роспотребнадзоре с Онищенко. Очень простой пример: чтобы получить страховку от невылета в срок, пассажир должен добиться от авиакомпании письма на ее фирменном бланке с подтверждением того, что вылет осуществлен невовремя по причине поломки судна. Страховые компании признают, что не могут добиться от авиакомпаний ответов на свои письма, но обязанность эту они переложили на клиента, который, с их точки зрения, обладает большим влиянием. Сообщения СМИ, распечатка с табло, справка из аэропорта - от независимой структуры – основанием для выплаты не признаются. Страховые правила включают четкий перечень документов и этот перечень - всегда против клиентов. Поэтому без разрешения иностранцам работать здесь напрямую культура страхования в России не поднимется выше уровня «собрать и не отдать».

Жильё и жульё

Что вы посоветуете огромному количеству россиян, которые получают некачественные услуги ЖКХ? Как защитить свои права?

Нужно пытаться раскачивать пассивное большинство в подъезде, в доме. Объединяться в различные формы самоуправления и коллективно отстаивать свои интересы, потому что одному защищаться значительно труднее. Законодательство, которое позволяет объединившимся гражданам улучшать качество обслуживания домов, в России есть. Есть правила оказания услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденные правительством. Совсем недавно появилась новая их редакция. Возможны проведение экспертиз, мониторинг температуры горячей воды, отопления, оценка того, как и когда вывозится мусор. Вы можете потребовать отчетность от управляющей компании, можете, наконец, сменить ее – так сказать, проголосовать ногами.

К сожалению, мы видим попытки отказа от учета интересов потребителей при выработке правительственных актов. Видим пассивность прокуратуры, игнорирование поручений президента по борьбе с воровством в сфере ЖКХ. А сфера эта, на мой взгляд, на потребительском рынке наиболее криминальна. Простейший пример: благодаря Фонду реформирования ЖКХ сейчас любой потребитель может с интересом узнать, что москвичи в несколько раз чаще ходят в туалет, чем жители Санкт-Петербурга. А в Питере, соответственно, почти никто не моется в ванне. Это следует из утвержденных нормативов расходования горячей и холодной воды в двух столицах. Объяснить это физиологически невозможно, разве что тем, что в Москве уровень приписок выше, чем в Санкт-Петербурге.

Вообще неясно, из чего складывается тариф, из каких нормативов. Если посмотреть на разницу в предполагаемой частоте хождения в туалет жителей разных городов, то становится понятно, что это просто выдуманные цифры. Почему эти нормативы в 2-3 раза выше, чем расходы граждан, которые перешли на счетчики? Почему они не меняются в сторону понижения? А разница в зависимости от региона объясняется просто: где сильное сообщество потребителей – они смогли отстоять приписки в меньшем объеме, где слабое – приписки просто запредельные.

Недавно столичный мэр обозначил проблему строительного брака в московских новостройках. Что вы можете посоветовать покупателям таких квартир?

В Москве есть жилищная инспекция. Понятно, что она не независима, и признавать брак они будут с трудом, потому что в любой стройке есть доля города. Нужно раскачивать ее, проводить строительные экспертизы, а дальше предъявлять иск продавцу (если тот к моменту вашего заселения поддерживает активность) и добиваться либо изменения стоимости купленной квартиры, либо исправления недостатков.

Если ваши требования проигнорированы, вы делаете ремонт, предварительно засняв на фотоаппарат все недоделки и имея заключение экспертов. А потом через суд выставляете счет за эти недоработки застройщику.

Голосуйте ногами

В последнее время некоторые авиакомпании оказались не в состоянии выполнить свои обязательства перед гражданами, купившими билеты (в частности, «Континент», «Авианова»). На что могут рассчитывать несостоявшиеся пассажиры?

«Континент» и «Авианова» - это два полярных случая. В случае с «Авиановой», несмотря на разногласия акционеров, компания решила выполнить свои обязательства перед клиентами, вернув деньги тем, кто не полетел. С «Континентом» этого не произошло. И людям остается ожидать чуда от процесса банкротства, хотя рассчитывать на то, что в этом случае кто-то что-то получит… Я не знаю ни одного подобного случая в истории России.

Если у людей есть сопутствующие расходы, теоретически у них есть шанс подать в суд на авиакомпанию, взыскать, например, потерю по гостинице, если она уже была предоплачена. Но в этом случае они уже будут общаться не с компанией, а фактически с ее трупом. Будут ли у этого трупа какие-то активы, на которые не претендуют заправщики, аэропорты, персонал, летчики, арендодатели – не знаю. Но минимум, который у людей отняли, на мой взгляд, компании в обязательном порядке должны компенсировать.  Вообще такая практика должна очень жестоко наказываться, в том числе и уголовными делами.

Есть ли подводные камни в отношениях клиента с представителями интернет-торговли?

Прежде всего нужно осмотрительно выбирать магазин, ориентируясь на отзывы других покупателей. Во-вторых, обращать внимание на информацию на сайте: юридический адрес продавца, фактический адрес, телефоны, факс. При доставке сверяйте, что будет указано в чеке и нет ли там какого-нибудь иного адреса. Если вы видите какие-то расхождения, отправляйте этого курьера назад, потому что судиться вам придется с той компанией, которая указана в чеке.

Хоть по закону у потребителей дистанционной торговли больше прав по сравнению с покупателями обычных магазинов, но де-факто главная проблема – это найти продавца.

Еще один вопрос, касающийся интернета. Часто провайдеры интернет-услуг обещают одну скорость, а нас самом деле она совершенно другая. Что делать в таких ситуациях?

Меняйте провайдера. Я считаю, что здесь бессмысленно вызывать эксперта. Стоимость экспертизы может быть 3-5 тысяч рублей. И дальше вам придется эти деньги отсуживать у вашего провайдера, ходить в суды. Поэтому, если вас не устраивает что-то в поставщике услуги, голосуйте ногами – уходите и ищите другого.

Начать дискуссию

МВД хочет приостанавливать денежные переводы в рамках уголовного преследования

Силовые структуры смогут приостанавливать такие переводы на 10 дней

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Банки обяжут за 24 часа предоставлять в МВД данные о переводе цифровых денег

Ведомство разработало проект соответствующего федерального закона

Киргизский Finca Bank приостановит зачисление переводов из «Сбера» и «Тинькофф»

Ограничения начнут действовать в мае

Лучшие спикеры, новый каждый день

⚡️Меняем тарифы на «Клерке». Успейте подключить безлимитные консультации

У нас молния. С понедельника на «Клерке» произойдут изменения. Тарифов с безлимитными консультациями больше не будет. Хотите безлимит? Подключайте тариф на год или на полтора прямо сейчас.

Иллюстрация: Вера Ревина / «Клерк»

В Telegram можно заработать на продаже стикеров

Создатели стикеров и эмодзи в Telegram смогут получить в криптовалюте 95% выручки от продажи своего творчества.

👵 Чтобы заработать пенсию, самозанятые должны платить добровольные взносы. Но не обязаны, уточняет наш эксперт

В стаж для пенсии идет период работы, если за этот период начисляют и уплачивают взносы. За работников взносы платит работодатель, ИП сами платят свои взносы. А самозанятые не платят.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Официально: сколько в России ресторанов, кафе и баров

Росстат привел статистику за 2023 год по местам общепита.

Налоговая подсмотрит за вами через камеры, если понадобится. 🎥«Ночной бухгалтер» № 1668

Улыбнитесь, вас скрывает скрытая камера! А может и не скрытая, а просто камера наблюдения на улице. Корреспондент «Клерка» узнала о любопытном способе налоговиков проверять ваш бизнес.

Иллюстрация: создана при помощи ИИ playground.com / Елена Балаклицкая

КС РФ: иногда УК должна продолжать управление домом и после прекращения договора

Конституционный Суд уточнил порядок прекращения обязательств компании (УК) по управлению многоквартирным домом.

Малый и средний бизнес выпустил облигации на 2,5 млрд рублей

До конца года МСП Банк готов поддержать выпуск биржевых облигаций компаний на сумму до 8 млрд рублей.

Новое постановление КС: как теперь платить налоги при банкротстве компании

Чтобы не получать требования о взыскании убытков от налоговиков или других кредиторов, арбитражный управляющий должен согласовать интересы сторон в суде, который определит порядок выплат при банкротстве организации.

❗️ Оформите подписку «Клерк.Премиум» со скидкой 50%! В понедельник цена вырастет

До 22 апреля вы можете купить подписку «Клерк.Премиум» на 12 месяцев со скидкой 50% за 9900 рублей. Успейте получить доступ к образовательным материалам «Клерка» по старой цене.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как бывшим контрактникам считать стаж для оплаты больничного

Военная служба по контракту входит в стаж для больничного.

Самозанятый написал жалобу на руководителя в трудовую? А так можно было?

Привет, это налоговый юрист для бизнеса и СЕО «Патрикеев и партнеры» Павел Патрикеев. И я никогда не думал, что тема переквалификации будет окутана такими интригами.

Самозанятый написал жалобу на руководителя в трудовую? А так можно было?
1
172

⚡️ Итоги дня: сотрудники не хотят терпеть токсичных начальников, глава Willdberries стала обедневшим миллиардером, в Москве будет шторм, а Питер завалит снегом

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

113

Решила зайти в рефералку «Клерка». Как думаете, получится?

Коллеги, решила поделиться с вами. Сегодня решила стать участником Клерк.Партнер. Буду рекомендовать наши курсы и вебинары и получать пассивный доход. Говорят, что через рефералку может зарабатывать любой, а не только менеджеры. Посмотрим, что у меня получится😉

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Порядок обучения сотрудников по охране труда в организации

Разобрались с тем, какие программы обучения существуют, кто имеет право проводить инструктаж и по каким правилам это нужно делать, чтобы не получить штраф от проверяющих органов.

Иллюстрация: dcstudio/freepik

Эксперты «Клерка» ответили с начала года на 3000+ вопросов бухгалтеров. Торопитесь — безлимитные консультации можно получать только до 21 апреля!

Всегда приятно получить совет профессионала, а получить консультацию эксперта в трудное время сдачи отчетов — еще и полезно! Пока вы можете получать ответы на вопросы без ограничений, но скоро такой возможности не будет. Поспешите подключить подписку, пока есть время.

Сайты с картинками могут воровать telegram-аккаунты

В поисковиках пользователи рискуют наткнуться на изображения, которые ведут на фишинговые ресурсы и просят пройти авторизацию в мессенджере Telegram.

57

Интересные материалы

Бесплатно с КоАП РФ

Как малому предприятию вдвое снизить административный штраф

По статье 4.1.2 КоАП  субъектам МСП, в том числе микропредприятиям, штрафы назначаются вполовину от максимального размера. Причем такая «скидка» предоставляется при совершении правонарушений, предусмотренных как федеральным КоАП, так и региональными. Какие условия позволяют добиться этой льготы?

Как малому предприятию вдвое снизить административный штраф