Автоматизация учета

Технологии для бухгалтеров

О том какие технологии на данный момент являются наиболее актуальными для бухгалтеров и финансистов, насколько применимы в российских условиях решения для учета и выпуска отчетности от известных западных брендов, а также какие стереотипы об ИТ-решениях распространены среди бухгалтеров и финансистов в интервью корреспонденту ИА "Клерк.Ру" Льву Мишкину рассказала директор нижегородского офиса компании «Микротест» Елена Кавтаева.
Технологии для бухгалтеров
Директор нижегородского офиса компании «Микротест» Елена Кавтаева

О том какие технологии на данный момент являются наиболее актуальными для бухгалтеров и финансистов, насколько применимы в российских условиях решения для учета и выпуска отчетности от известных западных брендов, а также какие стереотипы об ИТ-решениях распространены среди бухгалтеров и финансистов в интервью корреспонденту ИА "Клерк.Ру" Льву Мишкину рассказала директор нижегородского офиса компании «Микротест» Елена Кавтаева.

Елена, какие технологии на данный момент являются наиболее актуальными для бухгалтеров и финансистов? Что предлагает им современный рынок?

На сегодняшний день бухгалтеры и финансисты предпочитают системы российского производства, по официальным данным это около 75% всех пользователей автоматизированных систем построения бухгалтерского, налогового учета, бюджетирования и систем казначейства выбирают  системы российских разработчиков. Также российские разработчики, помимо стандартных  типовых решений, разрабатывают узкоспециализированные решения, которые удобны для работы компаниям различных сегментов рынка и легко интегрируются с типовыми решениями.

Ситуация на сегодняшний момент положительно развивается, компании автоматизируются, изучают новое ПО и его функциональные возможности, компании - разработчики регулярно выпускают новые платформы и конфигурации, предлагая рынку новые инструменты в области автоматизации бизнес-процессов.

Насколько применимы в российских условиях решения для учета и выпуска отчетности от известных западных брендов?

Серьезный системный интегратор, как правило, способен предложить заказчикам автоматизацию одних и тех же процессов, модулей на различных платформах. Например, наша компания для построения практически любой системы предлагает несколько платформ, соответственно и разработчиков ПО. Каждая из разработок зарубежного производства имеет свои ощутимые достоинства. Они выполняют множество функций, позволяют управлять финансовыми потоками, производственными запасами, планировать деятельность организации на будущие периоды и прочее, но, если так можно выразиться, ментальность российского рынка такова, что мы эти инструменты зачастую не умеем использовать.

Более того невозможно внедрить систему, таким образом, чтобы она работала независимо, так как для ее функционирования необходима надежная производственная, торговая система, содержащая абсолютно точные и выверенные данные, а также другая вышестоящая система, которая консолидирует управленческий учет, отчетность компании для контролирующих органов. Разработки зарубежных производителей не всегда быстро и качественно интегрируются с российскими, возникают различные ошибки и трения между системами. Поэтому мы, как эксперты в данной области, предлагаем своим заказчикам выбирать одну оптимально подходящую для них систему в целях «не разводить зоопарк»,  и заказчик сам определяет, будет это российская разработка или нет.

Зачастую проблема в том, что даже если компания-заказчик хочет внедрить систему зарубежного разработчика, у них нет для этого внутреннего инструмента.  В итоге, чтобы получить желаемый результат от системы, заказчику необходимо сделать очень много трудоемких, длительных по времени и материально затратных шагов, иначе будет внедрена информационная система, которая не будет работать полноценно.

Еще одним нюансом является тот факт, что понимание заграницы относительно того, как нужно вести бизнес, сильно отличается от российского, соответственно это накладывает отпечаток на ПО, которое разрабывается за рубежом.

У нас понимание бизнес-процессов совершенно другое, поэтому, к сожалению, внедряя модули на платформе нероссийских компаний, наши организации сталкиваются с необходимостью перерабатывать с нуля всю систему под себя, что подразумевает под собой определенный временной промежуток, значительные материальные вложения и так далее. Поэтому когда заказчик встает перед выбором, какую систему внедрять, он должен четко понимать, что он хочет видеть в этой системе, какие финансовые средства могут быть инвестированы в этот проект, сколько времени он готов выделить на реализацию проекта в полном объеме и, наконец, что он хочет получить в итоге.

Только взяв за основу эти факты, нужно выбирать систему, которая будет функционировать без коренной модификации в течение нескольких лет.

Я считаю, что делать ошибки в данном случае, это огромный риск для компании, когда реализация дорогостоящего, длительного проекта не оправдывает ожиданий заказчика.  

Если мы говорим о системах российских разработчиков, они  не требуют очень тяжелого серверного оборудования, высококлассной сети передачи данных, чтобы обрабатывать огромные объемы информации, дорогостоящих консультантов и программистов.

Например, стоимость работы консультанта по российским разработкам зачастую в разы ниже стоимости консультанта для систем зарубежных производителей. Очень важно провести аудит сети передачи данных, ЦОДа, АРМ, тщательно проанализировать состояние оборудования и ПО, а также проэкспертировать совместимость имеющегося ПО с приобретаемым  с учетом наращивания количества   объемов электронных документов, их хранения на определенной период и так далее. Выбор системы любой организацией - это целый комплекс мер, и только при  оценке всех факторов компания минимизирует риск ошибки  при  выборе оптимального для себя решения.

Какую экономическую отдачу пользователи систем бюджетирования, казначейства, выпуска отчетности по МСФО получают в результате автоматизации?

Согласно требованиям российского законодательства МСФО нужно сдавать большинству организаций. Компании в этом случаи выбирают два пути. Первый (наиболее тернистый и сложный) - подготовка отчетности вручную, второй – автоматизированная система формирования отчетности по стандартам МСФО, который является наиболее удобным и надежным .

Если компания выбирает первый путь, она сталкивается с рядом проблем. Во-первых, процесс подготовки занимает достаточно продолжительное время. Небезызвестны  случаи, когда сотрудники компании (в частности бухгалтеры и экономисты) вынуждены  практически жить на работе, в целях своевременно и безошибочно сдать в контролирующие органы отчетную документацию. В данных ситуациях мы рекомендуем заказчикам рассмотреть возможность внедрения автоматизированной системы формирования отчетности по стандартам МСФО, но такие проекты требуют определенных материальных и временных затрат, что не всегда совпадает с интересами руководства компаний.

Плюсы автоматизации процесса в том, что вся отчетность формируется автоматически из данных, которые туда попадают  вручную, загружаются из других ИС, с которыми налажен обмен данными, что позволяет  автоматически формировать отчетность по стандартам МСФО, это зачастую  исключает вероятность ошибки или  потере данных при переносе информации из одной системы в другую. Более того мы устраняем для себя риски что-то не успеть, так как процесс подготовки отчетности сокращается в разы, он становится более удобным и прозрачным.

Автоматизированный учет -  комплекс процессов, когда все данные занесены правильно, а в случае ошибки могут быть своевременно исправлены, далее идет процесс консолидации, подготовки отчетности и сдачи в контролирующие  ответственные органы.

Какие стереотипы об ИТ-решениях распространены среди бухгалтеров и финансистов? Почему они мешают получать пользу от информационных технологий?

Основной стереотип, с которым часто сталкиваешься при работе с заказчиком, это его собственные страхи перед информационными технологиями. Из своего опыта могу сказать, очень часто  люди, которые занимают руководящие должности на крупных предприятиях, довольно абстрактно представляют преимущества автоматизации.

Ситуация складывается таким образом, что сложные расчеты могут до сих пор осуществляться с помощью Excel, но для крупных предприятий это точно не XXI век, это отставание, которое должно быть ликвидировано. Чаще всего подобная картина встречается в  организациях государственной полной или частичной формы собственности, которые очень болезненно переживают любые изменения и новшевства. Коммерческие частные компании охотнее идут на контакт, так как почти всегда это молодой коллектив, где люди умеют ставить цели и добиваться результатов, они акцент ставят  на то, как работать сегодня, чтобы завтра получить максимальную прибыль.

Чаще всего мы самостоятельно инициируем встречи с потенциальными клиентами, где пытаемся рассказать о возможных внутренних неудобствах , проблемах и предлагаем варианты их решения. Таких заказчиков необходимо терпеливо вести  и, зачастую, быть тонкими психологами.

Существует ли в действительности отставание регионов по уровню информатизации задач финансово-экономического управления? Какова ситуация в Нижегородской области?

Можно однозначно сказать, что регионы (в частности Нижегородская область) взяли курс на развитие информационных технологий.

Вопрос в том, насколько быстро ИТ  развивается в регионах. Если говорить о Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, там степень автоматизации очень высокая. В других регионах России процесс идет медленнее, но движение однозначно поступательное. Для многих руководителей информационные технологии это сложная и непонятная область, некоторые даже воспринимают ее в качестве помехи в работе, якобы это может каким-то образом помешать или даже навредить, не все принимают полученную информацию за чистую монету.

Причина такого отношения в низкой степени информационной насыщенности. До регионов не всегда быстро доходит информация о новшествах, изменениях, не вся информация подается доступно, чтобы любой человек, вне зависимости от образования, опыта и занимаемой должности мог понять насколько ему и его компании это необходимо, какие в этом есть плюсы и минусы, как  правильно применять на практике какое-либо оборудования или решение.

Например, в этих целях наша компания регулярно организует семинары, презентации, вебинары и различные информационные мероприятия для существующих и потенциальных заказчиков. Однако информации все равно недостаточно, поэтому темпы развития информатизации в регионах отстают от ведущих финансовых центров России.

Более того, в современных условиях совсем не приходится говорить о сарафанном радио в области информационных технологий. Здесь скорее процесс обратный. Часто мы сами инициируем в заказчике потребность, выявляя проблемы, показывая задачи. Сарафанное радио больше подходит для «коробочных решений», но это не цена вопроса проектного решения. Нужно понимать, что коробочное решение - это типовое решение, которое ставит компанию  в  условие работать не «как есть в компании», а «как есть в системе». Проектное решение рассчитано на организации среднего и крупного бизнеса. Только в случае переработки типовых решений каждой организацией под свои процессы,  ПО становится удобным и комфортным для работы  организации.

Начать дискуссию

Экономика России

Набиуллина: ключевая ставка 16% может держаться до конца года

Сейчас Центробанк не видит устойчивой дезинфляции, при которой возможен пересмотр ключевой ставки. Спрос все еще опережает возможности производства.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Беременная сотрудница может отказаться от работы и продолжить получать зарплату. 🤰«Ночной бухгалтер» № 1673

Для работодателя беременные сотрудницы представляют довольно проблемную часть персонала. Их почти невозможно уволить и нужно все время балансировать на грани соблюдения интересов сотрудницы и своих собственных. Это удается не всегда.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДФЛ

Минфин не готов освободить от налога дивиденды на ИИС

Инвесторы будут платить НДФЛ с дивидендов, которые они получили от акций на индивидуальном инвестиционном счете.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

ЦБ повысит надбавки по необеспеченным потребительским кредитам

Чтобы ограничить долговую нагрузку населения, регулятор ужесточает требования к банкам. Они будут больше платить за риски.

Банки

Сбер переведет заблокированные активы на отдельное юрлицо

До 31 декабря 2024 года подсанкционные банки имеют право перевести заблокированные активы и обязательства перед иностранными кредиторами на новую компанию.

Общество

Министр труда: в регионах злоупотребляют материнским капиталом

Власти предлагают устанавливать пригодность для жилой недвижимости, которую покупают получатели материнского капитала.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Законопроекты

В России могут ввести программу «Сельскохозяйственный гектар»

Зампредседателя Госдумы Ирина Яровая предложила сформировать специальную программу «Сельскохозяйственный гектар».

CRM

👩‍💻Популярные CRM для бухгалтерского аутсорсинга. Опрос

Не важно, у вас аутсорсинговая компания или бы бухгалтер-фрилансер с большим количеством клиентов или даже с помощниками. Невозможно держать в голове все сделки, выставленные счета, проведенные переговоры, не говоря уже о сроках сдачи отчетов и выдаче задач подчиненным. На помощь приходят CRM.

2
Банки

Суд начал принудительную ликвидацию банка «Стрела»

В ходе ликвидации вкладчики и кредиторы получат свои средства. Процедуру будет проводить Агентство по страхованию вкладов.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской
12

У ИП личные и предпринимательские налоги идут на одном ЕНС

НК не предусматривает разделение ЕНС на единый налоговый счет индивидуального предпринимателя и на ЕНС его же как физлица, не являющегося ИП.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: жительница Великобритании приютила 74 детей, уборку улиц доверят роботам, а в Крым пришли дожди с песком

Подготовили обзор главных событий дня — 26 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Экспорт

Росфинмониторинг: экспортеры не нарушают указ о продаже валютной выручки

Крупнейшие экспортеры выполняют требования властей в полном объеме и продают выручку по внешнеторговым контрактам на территории РФ.

Фейковых приложений банков стало на 25% больше

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Налоговикам можно задавать вопросы только про свои налоговые дела, но не про чужие

Абы кому ФНС не дает разъяснения по налогам.

Страховые взносы

Хочу научиться инвестировать в бизнес. Топ–16 площадок и телеграм–каналов для обучения

Финансовое образование (хотя бы на базовом уровне) — это один из первых шагов, которые стоит сделать перед тем, как вкладывать куда-либо деньги. На каких площадках и телеграм-каналах можно научиться инвестировать в бизнес?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Законопроекты

Губернаторам хотят разрешить продлевать майские праздники

В Госдуме хотят разрешить местным властям давать больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Менеджмент

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Любой проект является многозадачным, и часть задач находится во взаимной зависимости. В результате одни из них оказывают воздействие на решение других. Те из задач, что имеют наибольшее значение, должны находиться под непрерывным контролем.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами
Уведомления о КИК

Физлицам до 2 мая нужно сдать уведомления о КИК

Если не представить уведомление о контролируемой иностранной компании, придется заплатить штраф в размере 500 000 рублей.

Интересные материалы

Как ваши интернет-бухгалтерии уменьшают налог на взносы? Опрос

Одна из подписчиц рассказала нам о том, как устроен расчет налога по УСН в онлайн-бухгалтерии Тинькофф, и прислала нам скрины переписки с поддержкой. Нас подход удивил и мы решили устроить опрос — а как работают ваши онлайн-бухгалтерии?