Клерк.Ру

Технологии для бухгалтеров

Директор нижегородского офиса компании «Микротест» Елена Кавтаева

О том какие технологии на данный момент являются наиболее актуальными для бухгалтеров и финансистов, насколько применимы в российских условиях решения для учета и выпуска отчетности от известных западных брендов, а также какие стереотипы об ИТ-решениях распространены среди бухгалтеров и финансистов в интервью корреспонденту ИА "Клерк.Ру" Льву Мишкину рассказала директор нижегородского офиса компании «Микротест» Елена Кавтаева.

Елена, какие технологии на данный момент являются наиболее актуальными для бухгалтеров и финансистов? Что предлагает им современный рынок?

На сегодняшний день бухгалтеры и финансисты предпочитают системы российского производства, по официальным данным это около 75% всех пользователей автоматизированных систем построения бухгалтерского, налогового учета, бюджетирования и систем казначейства выбирают  системы российских разработчиков. Также российские разработчики, помимо стандартных  типовых решений, разрабатывают узкоспециализированные решения, которые удобны для работы компаниям различных сегментов рынка и легко интегрируются с типовыми решениями.

Ситуация на сегодняшний момент положительно развивается, компании автоматизируются, изучают новое ПО и его функциональные возможности, компании - разработчики регулярно выпускают новые платформы и конфигурации, предлагая рынку новые инструменты в области автоматизации бизнес-процессов.

Насколько применимы в российских условиях решения для учета и выпуска отчетности от известных западных брендов?

Отключить рекламу

Серьезный системный интегратор, как правило, способен предложить заказчикам автоматизацию одних и тех же процессов, модулей на различных платформах. Например, наша компания для построения практически любой системы предлагает несколько платформ, соответственно и разработчиков ПО. Каждая из разработок зарубежного производства имеет свои ощутимые достоинства. Они выполняют множество функций, позволяют управлять финансовыми потоками, производственными запасами, планировать деятельность организации на будущие периоды и прочее, но, если так можно выразиться, ментальность российского рынка такова, что мы эти инструменты зачастую не умеем использовать.

Более того невозможно внедрить систему, таким образом, чтобы она работала независимо, так как для ее функционирования необходима надежная производственная, торговая система, содержащая абсолютно точные и выверенные данные, а также другая вышестоящая система, которая консолидирует управленческий учет, отчетность компании для контролирующих органов. Разработки зарубежных производителей не всегда быстро и качественно интегрируются с российскими, возникают различные ошибки и трения между системами. Поэтому мы, как эксперты в данной области, предлагаем своим заказчикам выбирать одну оптимально подходящую для них систему в целях «не разводить зоопарк»,  и заказчик сам определяет, будет это российская разработка или нет.

Зачастую проблема в том, что даже если компания-заказчик хочет внедрить систему зарубежного разработчика, у них нет для этого внутреннего инструмента.  В итоге, чтобы получить желаемый результат от системы, заказчику необходимо сделать очень много трудоемких, длительных по времени и материально затратных шагов, иначе будет внедрена информационная система, которая не будет работать полноценно.

Отключить рекламу

Еще одним нюансом является тот факт, что понимание заграницы относительно того, как нужно вести бизнес, сильно отличается от российского, соответственно это накладывает отпечаток на ПО, которое разрабывается за рубежом.

У нас понимание бизнес-процессов совершенно другое, поэтому, к сожалению, внедряя модули на платформе нероссийских компаний, наши организации сталкиваются с необходимостью перерабатывать с нуля всю систему под себя, что подразумевает под собой определенный временной промежуток, значительные материальные вложения и так далее. Поэтому когда заказчик встает перед выбором, какую систему внедрять, он должен четко понимать, что он хочет видеть в этой системе, какие финансовые средства могут быть инвестированы в этот проект, сколько времени он готов выделить на реализацию проекта в полном объеме и, наконец, что он хочет получить в итоге.

Только взяв за основу эти факты, нужно выбирать систему, которая будет функционировать без коренной модификации в течение нескольких лет.

Я считаю, что делать ошибки в данном случае, это огромный риск для компании, когда реализация дорогостоящего, длительного проекта не оправдывает ожиданий заказчика.  

Если мы говорим о системах российских разработчиков, они  не требуют очень тяжелого серверного оборудования, высококлассной сети передачи данных, чтобы обрабатывать огромные объемы информации, дорогостоящих консультантов и программистов.

Например, стоимость работы консультанта по российским разработкам зачастую в разы ниже стоимости консультанта для систем зарубежных производителей. Очень важно провести аудит сети передачи данных, ЦОДа, АРМ, тщательно проанализировать состояние оборудования и ПО, а также проэкспертировать совместимость имеющегося ПО с приобретаемым  с учетом наращивания количества   объемов электронных документов, их хранения на определенной период и так далее. Выбор системы любой организацией - это целый комплекс мер, и только при  оценке всех факторов компания минимизирует риск ошибки  при  выборе оптимального для себя решения.

Отключить рекламу

Какую экономическую отдачу пользователи систем бюджетирования, казначейства, выпуска отчетности по МСФО получают в результате автоматизации?

Согласно требованиям российского законодательства МСФО нужно сдавать большинству организаций. Компании в этом случаи выбирают два пути. Первый (наиболее тернистый и сложный) - подготовка отчетности вручную, второй – автоматизированная система формирования отчетности по стандартам МСФО, который является наиболее удобным и надежным .

Если компания выбирает первый путь, она сталкивается с рядом проблем. Во-первых, процесс подготовки занимает достаточно продолжительное время. Небезызвестны  случаи, когда сотрудники компании (в частности бухгалтеры и экономисты) вынуждены  практически жить на работе, в целях своевременно и безошибочно сдать в контролирующие органы отчетную документацию. В данных ситуациях мы рекомендуем заказчикам рассмотреть возможность внедрения автоматизированной системы формирования отчетности по стандартам МСФО, но такие проекты требуют определенных материальных и временных затрат, что не всегда совпадает с интересами руководства компаний.

Плюсы автоматизации процесса в том, что вся отчетность формируется автоматически из данных, которые туда попадают  вручную, загружаются из других ИС, с которыми налажен обмен данными, что позволяет  автоматически формировать отчетность по стандартам МСФО, это зачастую  исключает вероятность ошибки или  потере данных при переносе информации из одной системы в другую. Более того мы устраняем для себя риски что-то не успеть, так как процесс подготовки отчетности сокращается в разы, он становится более удобным и прозрачным.

Отключить рекламу

Автоматизированный учет -  комплекс процессов, когда все данные занесены правильно, а в случае ошибки могут быть своевременно исправлены, далее идет процесс консолидации, подготовки отчетности и сдачи в контролирующие  ответственные органы.

Какие стереотипы об ИТ-решениях распространены среди бухгалтеров и финансистов? Почему они мешают получать пользу от информационных технологий?

Основной стереотип, с которым часто сталкиваешься при работе с заказчиком, это его собственные страхи перед информационными технологиями. Из своего опыта могу сказать, очень часто  люди, которые занимают руководящие должности на крупных предприятиях, довольно абстрактно представляют преимущества автоматизации.

Ситуация складывается таким образом, что сложные расчеты могут до сих пор осуществляться с помощью Excel, но для крупных предприятий это точно не XXI век, это отставание, которое должно быть ликвидировано. Чаще всего подобная картина встречается в  организациях государственной полной или частичной формы собственности, которые очень болезненно переживают любые изменения и новшевства. Коммерческие частные компании охотнее идут на контакт, так как почти всегда это молодой коллектив, где люди умеют ставить цели и добиваться результатов, они акцент ставят  на то, как работать сегодня, чтобы завтра получить максимальную прибыль.

Чаще всего мы самостоятельно инициируем встречи с потенциальными клиентами, где пытаемся рассказать о возможных внутренних неудобствах , проблемах и предлагаем варианты их решения. Таких заказчиков необходимо терпеливо вести  и, зачастую, быть тонкими психологами.

Отключить рекламу

Существует ли в действительности отставание регионов по уровню информатизации задач финансово-экономического управления? Какова ситуация в Нижегородской области?

Можно однозначно сказать, что регионы (в частности Нижегородская область) взяли курс на развитие информационных технологий.

Вопрос в том, насколько быстро ИТ  развивается в регионах. Если говорить о Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, там степень автоматизации очень высокая. В других регионах России процесс идет медленнее, но движение однозначно поступательное. Для многих руководителей информационные технологии это сложная и непонятная область, некоторые даже воспринимают ее в качестве помехи в работе, якобы это может каким-то образом помешать или даже навредить, не все принимают полученную информацию за чистую монету.

Причина такого отношения в низкой степени информационной насыщенности. До регионов не всегда быстро доходит информация о новшествах, изменениях, не вся информация подается доступно, чтобы любой человек, вне зависимости от образования, опыта и занимаемой должности мог понять насколько ему и его компании это необходимо, какие в этом есть плюсы и минусы, как  правильно применять на практике какое-либо оборудования или решение.

Например, в этих целях наша компания регулярно организует семинары, презентации, вебинары и различные информационные мероприятия для существующих и потенциальных заказчиков. Однако информации все равно недостаточно, поэтому темпы развития информатизации в регионах отстают от ведущих финансовых центров России.

Отключить рекламу

Более того, в современных условиях совсем не приходится говорить о сарафанном радио в области информационных технологий. Здесь скорее процесс обратный. Часто мы сами инициируем в заказчике потребность, выявляя проблемы, показывая задачи. Сарафанное радио больше подходит для «коробочных решений», но это не цена вопроса проектного решения. Нужно понимать, что коробочное решение - это типовое решение, которое ставит компанию  в  условие работать не «как есть в компании», а «как есть в системе». Проектное решение рассчитано на организации среднего и крупного бизнеса. Только в случае переработки типовых решений каждой организацией под свои процессы,  ПО становится удобным и комфортным для работы  организации.

Отключить рекламу