Клерк.Ру

Интернет-конференция «Запуск электронных счетов-фактур в России»

Антон Сизов, руководитель проекта Диадок компании СКБ Контур

26 апреля 2012 года на Клерк.Ру прошла интернет-конференция «Запуск электронных счетов-фактур в России». На вопросы читателей ответил Антон Сизов, руководитель проекта Диадок компании СКБ Контур.

Пользователь sapfireДобрый день! Подскажите, пожалуйста, по НДС. Мы занимаемся предоставлением вагонов в аренду, бумажные счета-фактуры выставляем последним числом месяца, так как до последнего дня объем услуг может измениться из-за специфики работы. Но если бумажку можно сделать столетней давности:), то как быть с электронным документом? Если я правильно понимаю, датой выставления электронного счёта-фактуры будет дата отправки. Последние дни месяца частенько выпадают на выходные дни, следовательно, коллектив будет отдыхать. Также, наши контрагенты могут задержать отправку электронного счета-фактуры за услуги предыдущего периода и прислать его только в начале следующего. Так как дата счёта-фактуры существенна для учёта НДС, возник следующий вопрос - возможна ли подготовка и отправка электронного счёта-фактуры датой, отличной от текущей (дня отправки)? Заранее большое спасибо, с уважением.

📌 Реклама
Отключить

Антон Сизов: Добрый день. Нет, это невозможно. Дата выставления счета-фактуры в электронном виде фиксируется независимой стороной — оператором электронного документооборота. Согласно Приказу Минфина от 25.04.2011г №50н датой выставления считается дата поступления файла счета-фактуры оператору от продавца, указанная в подтверждении этого оператора (п. 1.10). Поэтому электронный счет-фактуру выставить задним числом не получится.

В вашем случае можем рекомендовать следующую схему работы. Выставлять счета-фактуры в течение месяца, выполняя требование НК РФ относительно пяти календарных дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). И в случае уточнения объема услуг выставлять корректировочный счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ). При этом должен быть оформлен договор, соглашение или иной первичный документ, подтверждающий согласие (факт уведомления) покупателя на изменение объема выполненных работ (п.10 ст. 172 НК РФ).

📌 Реклама
Отключить

Вам спасибо за вопрос.

Незарегистрированный пользовательФормировать счет-фактуру нужно непосредственно в системе Диадок или же можно загружать ее туда из любой бухгалтерской программы?

Антон Сизов: Диадок предоставляет возможность как формировать счет-фактуру непосредственно в системе электронного документооборота, так и загружать уже готовый счет-фактуру, сформированный в любой бухгалтерской учетной системе.

Последнее можно сделать тремя способами:

1) Выгрузить счет-фактуру из бухгалтерской программы и сохранить в утвержденном Приказом ФНС России от 5 марта 2012 года № ММВ-7-6/138 формате на персональном компьютере, а затем загрузить этот документ в Диадок.

2) Воспользоваться бесплатной утилитой «Диадок-принтер», позволяющей быстро выгружать счета-фактуры из любой бухгалтерской системы непосредственно в Диадок

📌 Реклама
Отключить

3) И если вы работаете с программами «1С: Предприятие», то можно установить специально разработанный для пользователей «1С» бесплатный модуль «Диадок», который позволит вам отправлять электронные счета-фактуры вашим контрагентам непосредственно из «1С».

Пользователь Анна ЮрОтправить счет-фактуру через Диадок можно будет только тем нашим заказчиками, которые также подключены к Контуру (Диадок)? А если они пользуются услугами других операторов, то обмен счетами-фактурами у нас ними может происходить?

Антон Сизов: Да, к сожалению, роуминг между операторами электронного документооборота пока не реализован. Но мы понимаем, что это очень актуальная потребность, и активно работаем в этом направлении. Уже летом мы запустим пилотные проекты с другими операторами ЭДО.

📌 Реклама
Отключить

Сейчас отправить электронные документы вы сможете только тем заказчикам, которые подключены к вашему оператору ЭДО. Поэтому, целесообразнее будет подключаться к тому оператору, у которого развитая сеть представительств: чем она шире, тем больше вероятность, что сеть контрагентов будет полностью охвачена.

Позвольте я дополню первоначальный ответ некоторыми техническими подробностями. Для реализации роуминга между операторами ЭДО на базе некоммерческого партнерства РОСЭУ была создана рабочая группа. В пятницу 20 апреля 2012 на заседании рабочей группы была согласована первая версия технологии роуминга и принято решение о начале доработки программных средств для проведения тестовых испытаний. Все документы можно найти на сайте РОСЭУ в разделе «Роуминг». После того, как технология будет согласована с ФНС (ФНС должна подтвердить, что технология отвечает нормам законодательства), начнется её реализация, и будут запущены пилотные проекты между операторами (мы ожидаем, что это произойдет в начале лета).

📌 Реклама
Отключить

Пользователь СтэмСколько стоят ваши услуги по передаче счетов-фактур? Есть ли скидки для малого бизнеса?

Антон Сизов: В настоящий момент цены на рынке операторов электронного документооборота еще только устанавливаются. Вероятнее всего, что со временем они будут снижаться. Сейчас отправка и получение электронного счета-фактуры в системе Диадок стоит 10 рублей (всех остальных документов — 4 рубля). Для малого бизнеса у нас предусмотрен специальный тариф — «Безлимитный»: 15 000 рублей в год и неограниченное количество входящих и исходящих документов.

Хочу отметить, что стоимость электронного документа формируется из множества составляющих: в нее заложены и стоимость круглосуточной и качественной техподдержки, и стоимость хранения наших серверов в лучших дата-центрах страны и т.д.

📌 Реклама
Отключить

Пользователь KettttМеня беспокоит такой вопрос: если поставщик передал нам сч-ф электронно и в ней обнаружились неточности. Обычно этот документ нам просто заменяют другим с тем же номером, но заполненным верно. Как быть в случае с электронными сч-ф? Можно ли их заменить так, чтобы предыдущий ошибочный автоматически считался недействительным?

Антон Сизов: В отличие от бумажного, дату выставления электронного счета-фактуры фиксирует оператор ЭДО в момент отправки. При описанной вами «замене» новый счет-фактура будет иметь уже другую дату выставления. В случае обнаружения ошибок в счете-фактуре предпочтительнее воспользоваться законным способом, закрепленным в постановлении Правительства от 26.12.2011 № 1137. А именно: выставить новый экземпляр счета-фактуры с указанием порядкового номера исправления и даты исправления.

📌 Реклама
Отключить

Хочу обратить внимание на то, что новый экземпляр счета-фактуры придется составить только в случае обнаружения ошибок, препятствующих налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), наименование товаров (работ, услуг), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога (п. 7 Прил. 1 ПП 1137). Во всех остальных случаях переделывать счет-фактуру не будет необходимым.

Незарегистрированный пользовательДата в электронных счетах-фактурах ставится автоматически системой или ее можно менять на более позднюю или более ранннюю?

Антон Сизов: В случае с электронными счетами-фактурами следует различать две даты: дата как реквизит документа и дата выставления счет-фактуры. Первая дата указана в файле электронного счета-фактуры, она задается в учетной системе и чаще всего совпадает с датой первичного документа. Дата выставления же – эта дата получения оператором ЭДО файла счета-фактуры от продавца, она зафиксирована в подтверждении оператора. Ни ту, ни другую дату после выставления счета-фактуры через оператора ЭДО изменить нельзя. Можно лишь выставить новый экземпляр счета-фактуры.

📌 Реклама
Отключить

Пользователь С. А.Здравствуйте! Уточните пожалуйста вопрос с ЭЦП. Сейчас у нас есть ЭЦП для электронной отчетности. Для счетов-фактур нужно делать отдельную подпись?

Антон Сизов: Здравствуйте. Если у вас есть действующий сертификат ЭЦП, выданный одним из удостоверяющих центров, указанным в нашем списке, то его будет достаточно для работы в системе Диадок.

Незарегистрированный пользовательВ чем, помимо формы, проявляются различия, между электронным счетом-фактурой и обычным, бумажным?

Антон Сизов: Я бы хотел уточнить здесь значение слова «форма». Если мы говорим про форму документа, то мы имеем в виду его печатную форму. Счет-фактура, составленный на бумаге, и счет-фактура, составленный в электронном виде, а затем распечатанный, в итоге должны иметь одну печатную форму, утвержденную Постановлением Правительства №1137. Поэтому различий в форме между документами как раз нет.

📌 Реклама
Отключить

Существенные различия есть в порядке выставления и передачи бумажного и электронного документов. Бумажный документ как обычно распечатывается, подписывается руководителем и главным бухгалтером (или уполномоченными на то лицами) и передается контрагенту: либо по почте, либо через курьера, либо сразу в руки. После этого счет-фактура считается выставленным.

В случае же с электронным счетом-фактурой, порядок выставления будет следующим (здесь и заключаются основные различия): счет-фактура подписывается лишь одной электронной подписью руководителя (или уполномоченного лица) и выставляется исключительно через оператора электронного документооборота. Такое ограничение существует для того, чтобы оператор фиксировал даты получения и выставления электронных счетов-фактур в специальных технологических документах — подтверждениях. И еще один момент: электронный счет-фактура считается выставленным только при наличии подписанного извещения от покупателя.

📌 Реклама
Отключить

Незарегистрированный пользовательЧем в практическом плане сулит налогоплательщикам введение эл. сч.-фактур? есть какие пробелы в регулировании, или прочие "подводные камни"?

Антон Сизов: Одним из «подводных камней» с одной стороны, а с другой — преимуществом, я бы назвал прозрачность процесса выставления и получения счета-фактуры. Согласно Порядку обмена (который утвержден Приказом Минфина РФ от 25.04.2011 г. № 50н) электронный счет-фактура может быть выставлен только через сертифицированного оператора электронного документооборота (ЭДО). Оператор фиксирует дату выставления и получения документа. Таким образом, дата фиксируется третьей независимой стороной, и выставить электронный счет-фактуру задним числом не получится. Поэтому налогоплательщикам следует соблюдать положения законодательства, в частности ст. 168 НК РФ, где сказано, что счет-фактура должен быть выставлен не позднее 5 дней со дня реализации товаров (работ, услуг) или передачи имущественных прав.

📌 Реклама
Отключить

Это может оказаться неудобным, например, для клиентов операторов связи: они не смогут получить налоговый вычет в том же месяце, в котором были предоставлены услуги оператора, т.к. счета-фактуры им могут быть выставлены только в следующем месяце.

С другой стороны, налогоплательщику не придется доказывать дату получения счета-фактуры, и право отнесения счета-фактуры к тому или иному налоговому периоду.

Незарегистрированный пользовательС запуском электронных счетов станет ли меньше претензий налоговиков к плательщикам по поводу заявления ими вычетов НДС?

Антон Сизов: Сегодня большинство доначислений НДС происходит в связи с отсутствием или неправильным оформлением бумажных счетов-фактур. При использовании электронных счетов-фактур ситуаций, в которых могут возникнуть претензии к документам, заявленным на вычет НДС, станет меньше: электронные документы в Диадоке не теряются и надежно хранятся. Более того, система автоматически проверяет документы на наличие в них типовых ошибок. В-третьих, электронные документы доставляются вашему контрагенту мгновенно – вам не придется ждать несколько дней, пока оригинал будет на руках.

📌 Реклама
Отключить

Незарегистрированный пользовательК журналу регистрации счетов-фактур нужно подшивать прямо распечатанные из Диадока счета-фактуры без "живых" подписей?

Антон Сизов: Электронные счета-фактуры, составленные, подписанные и выставленные в соответствии с законом, являются юридически значимыми оригиналами. Поэтому их можно не распечатывать, а хранить только в электронном виде.

Журнал регистрации счетов-фактур, выставленных и полученных, ведется один — как для бумажных, так и для электронных документов. В случае с электронными счетами-фактурами, их не надо распечатывать и подшивать в журнал. В конце периода в журнале необходимо просто поставить отметку о том, что счет-фактура был выставлен в электронном виде.

Наша система длительное время позволяет хранить все счета-фактуры, ЭЦП и технологические документы к ним. Сделать выборку необходимых документов, или найти нужный можно очень быстро с помощью удобного поиска.

📌 Реклама
Отключить

Пользователь ЭнннЕсли поставщик выставляет счет-фактуры с ЭЦП - может ли он предоставить их также на бумажном носителе? При расхождении в них какой будет главнее?

Антон Сизов: В данном случае у вас будет существовать два экземпляра документа, один из которых составлен на бумаге, а второй — в электронном виде. Если документы составлены, подписаны и выставлены в соответствии с законом, то оба они будут иметь юридическую силу, и будут равнозначными. Чтобы решить проблему с расхождениями в документах, лучше всего будет, если стороны заранее договорятся между собой, какой способ составления документа имеет приоритет. Это и будет определять значимость документа.

Пользователь ЭнннСпасибо

Пользователь Вероника Ивановна)(Не секрет, что нередко добросовесные налогоплательщики сталкиваются при ВНП с претензиями налоговиков по поводу входящих счетов-фактур. В случае, если поставка товара была реальной, счет-фактура не является фиктивной, но поставщик до момента ВНП уже ликвидирован, налоговики снимают НДС с вычетов. При такой ситуации получение от поставщика электронного счета-фактуры сыграет на руку налогоплательщику или же, напротив, станет лишним поводом отказать ему в вычете?

📌 Реклама
Отключить

Антон Сизов: Способ выставления счета-фактуры мало повлияет на описанную вами ситуацию. В любом случае чаще всего дело решается только в судебном порядке. Придется доказывать обоснованность и проявленную сознательность в выборе контрагента. Электронный счет-фактуру в качестве доказательства в суде использовать можно. На первый взгляд, то, что документ выставлен в электронном виде, может помочь следующим:

Во-первых, электронный счет-фактура, дата выставления и получения которого фиксируется независимым оператором, может однозначно свидетельствовать, был ли документ выставлен до ликвидации контрагента или после.

Во-вторых, ЭЦП может явно указать на подписанта. Система Диадок может подтвердить, что сертификат электронной подписи действовал на момент подписания счета-фактуры и что информация в документе не была изменена.

📌 Реклама
Отключить

Пользователь Антон333В случае выездной проверки надо ли будет обеспечить доступ инспектора к системе Диадок или он не имеет права на ознакомление с историями нашего обмена счетами-фактурами?

Антон Сизов: На данный момент еще нет практики по проведению выездных проверок, в случае если у налогоплательщика имеются электронные документы. Поэтому пока не ясно, как будут работать инспекторы. Мы предоставляем несколько инструментов для работы с электронными документами. В системе Диадок есть возможность с помощью фильтров сделать выборку и представить только те документы, которые требуется для проверки. Так же выбранные документы можно выгрузить из системы Диадок или распечатать. Таким образом инспектор может не иметь доступа в систему, а просмотреть выгруженные документы или их печатные копии.

📌 Реклама
Отключить

Незарегистрированный пользовательКак в вашей системе будет организована нумерация? Интересно, будет ли она сквозная или можно будет на "отгрузочные" счета-фактуры - одну линейку, на "авансовые" - параллельную, а на корректировочные - третью нумерацию. К примеру, отличаться будут лишь буквенными кодами: простые - без всего, авансовые с буквой "А", а корректировочные - с буквой "К".

Антон Сизов: В нашей системе на данный момент нет функционала автоматической нумерации счетов-фактур. Если пользователь создает в системе Диадок счет-фактуру, он вручную указывает его номер. Счета-фактуры в Диадоке отличаются по типу документа: есть счет-фактура, есть корректировочный счет-фактура, есть исправление счета-фактуры и исправление корректировочного счета-фактуры.

Хочется подчеркнуть, что при составлении счетов-фактур, исправленных и корректировочных счетов-фактур, следует руководствоваться правилами, указанными в Постановлении 1137. При составлении счетов-фактур обособленными подразделениями (участником товарищества или доверительным управляющим) к порядковому номеру через "/" добавляется код обособленного подразделения, указанный в учредительных документах (код операции, в соответствии с договором товарищества или доверительного управления имущества). В приложении №2 к постановлению №1137 записано, что обычным счетам-фактурам и корректировочным счетам-фактурам присваиваются порядковые номера в общем хронологическом порядке. В общем хронологическом порядке выставляются и авансовые счета-фактуры. А вот нумерация исправленных счетов-фактур иная. В исправленном счете фактуре необходимо указать номер исходного счета-фактуры, а далее указать порядковый номер исправления.

📌 Реклама
Отключить

Незарегистрированный пользовательКак вы считаете, насколько быстро электронный счета-фактуры полностью вытеснят бумажные? Или все-таки оформление на бумаге останется еще надолго?

Антон Сизов: В переводе счетов-фактур в электронный вид в равной степени заинтересованы как правительство, так и частные компании. Согласитесь, это достаточно редкий случай, когда интересы этих двух сторон совпадают. Конечно, бумажные документы еще не скоро уйдут из нашей жизни. Это будет обуславливаться и технической неподготовленностью компаний к электронному документообороту, и законодательными проволочками, и психологическим «барьером»: не все еще готовы довериться электронным документам. Но, думаю, это скоро изменится и электронным документы станут привычными. В наше время скоростного развития новые технологии приживаются очень быстро. Несмотря на все организационные трудности, мы рассчитываем, что через год после вступления Приказа № ММВ-7-6/138 в силу электронными станут 0,8% от всех счетов-фактур. Через несколько лет эта цифра может вырасти до 20-30%.

📌 Реклама
Отключить

Незарегистрированный пользовательМы оптовый склад и у нас достаточно много поставщиков. Как нам лучше подойти к организации электронного оборота счетов-фактур, если кто-то из поставщиков перейдет на электронную форму, а кто-то нет? Очень боюсь запутаться.

Антон Сизов: Для вас работа с входящими документами изменится лишь в том, что часть документов вы будете получать в бумажном, а часть в электронном виде. Все контрагенты, с которыми вы обмениваетесь электронными документами, будут находиться в системе в разделе «Контрагенты», и легко находиться с помощью поиска. Поэтому вы всегда будете знать, с какими поставщиками вы обмениваетесь бумажными документами, а с какими - электронными.

Обработка бумажных документов останется прежней. А электронные счета-фактуры будут поступать к вам через систему электронного документооборота, которая может быть интегрирована с вашей учетной системой. О возможных вариантах интеграции можно узнать на нашем сайте.

📌 Реклама
Отключить

Незарегистрированный пользовательКак Вы думаете, что будут в основном проверять налоговики при проверке электронных счетов-фактур?

Антон Сизов: При проверке электронных счетов-фактур в налоговых органах будут обращать внимание на те же моменты, что и в случае с бумажными счета-фактурами, а именно: на обязательные реквизиты, перечисленные в ст.169 НК РФ, отсутствие ошибок, препятствующих идентифицировать продавца и покупателя, наименование товаров (работ, услуг), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога. Так же — на дату выставления счета-фактуры, наличие подписи руководителя организации (или уполномоченного лица), соответствие формата счета-фактуры утвержденному Приказом ФНС России N ММВ-7-6/138@, и на то, был ли счет-фактура выставлен согласно Порядку, закрепленному Приказом Минфина РФ N 50н.

📌 Реклама
Отключить

Незарегистрированный пользовательКакие основные проблемы вы видите при запуске электронных счетов-фактур в России? Что будет мешать этому процессу?

Антон Сизов: Я бы назвал четыре основных причины, которые могут препятствовать переходу компаний на электронные документы (в частности электронные счета-фактуры) в России.

Во-первых, это необходимость привлечения контрагентов. Некоторые очень прогрессивные компании объясняли свое нежелание переходить на электронные документы тем, что множество их контрагентов сегодня не готово к таким переменам. Однако, если компания искренне заинтересована в ЭДО, она найдет способы вдохновить и своих контрагентов, помочь им преодолеть какие-то внутренние препятствия. Но этот процесс займет некоторое время.

Во-вторых, возможны непроизвольные «препятствия» со стороны государственных органов. Так, техническая сторона получения на стороне налогового органа электронных документов в каких-либо форматах пока еще не реализована. Правда, в ФНС обещают, что это будет сделано летом 2012.

📌 Реклама
Отключить

Третьей причиной я бы назвал «психологический барьер». Мы не привыкли относиться к документам, как к некоторым «данным» в «облаках». Мы привыкли, что документы — это бумажки с синей печатью, которые подшиваются в папки и хранятся в огромных архивах. Но мы надеемся, что так будет недолго. Все-таки преимущества электронных документов перед бумажными очевидны.

И, наконец, четвертая причина, как это ни парадоксально — оперативность, достоверность и своевременность ЭДО. Не всем компаниям по душе, что фиксацией дат и фактов выставления и получения электронных счетов-фактур правительство ограничивает их в возможных, пусть и зачастую безобидных, манипуляциях с документам. Например, выставить электронный счет-фактуру задним числом не получится.

Незарегистрированный пользовательМой директор не отличается особой щедростью. Только недавно удалось убедить его перейти на электронную отчетность. Однако прогресс идет дальше и лично мне не хочется от него отставать. Даже не знаю, как его убедить подключить сервис обмена электронными счетами- фактурами. Какие аргументы, по Вашему мнению, можно привести? Кроме того, что скорость обмен документами возрастет, какие еще преимущества у системы?

📌 Реклама
Отключить

Антон Сизов: В каждой компании можно найти свои «наболевшие» причины отказаться от бумажных документов. Подумайте, что будет ближе вашему директору: экономические ли выгоды, большая ли надежность и снижение налоговых рисков, возможно, статус или удобство работы.

Если вас интересуют преимущества электронного документооборота, то навскидку можно назвать следующие: это экономия на почтовых пересылках, хранении и печати документов, сокращение ситуаций, грозящих доначислениями НДС, экономия времени и нервов, упрощение коммуникации и оптимизация работы бухгалтерии. В конце концов, электронные документы — это просто удобно и современно. Цифры я вам могу привести следующие: стоимость одного стандартного пакета документов (с учетом печати, хранения, затрат на обработку и доставку почтой) составляет от 80 до 100 рублей. Стоимость электронного же документа изначально будет ниже в несколько раз, и скорее всего будет уменьшаться со временем.

📌 Реклама
Отключить

Если же вы имели в виду преимущества системы электронного документооборота Диадок — то их множество, и мы этим очень гордимся :). Не буду здесь заниматься рекламой, обо всех особенностях вы можете почитать на нашем сайте. А дальше уже сами решите, подходим мы вам или нет.

Незарегистрированный пользовательКакие типичные ошибки, допускаемые при оформлении бумажных счетов-фактур, будут полностью исключены при запуске электронного докоментооборота? А какие могут остаться?

Антон Сизов: Некоторое время назад наши аналитики провели исследование и выделили несколько распространенных ошибок, возникающих при оформлении счетов-фактур и грозящих компании доначислениями НДС, о которых можно забыть при переходе на электронные документы. Подробно о них можно прочитать в следующем отчете. А если кратко, то это:

📌 Реклама
Отключить

— отсутствие одной из подписей или расшифровки подписей уполномоченных лиц;

— неоднозначность даты выставления счета-фактуры;

— несоответствие налогового периода, в который счет-фактура был получен, и периода, когда счет-фактура был представлен к вычету;

— отсутствие необходимых реквизитов продавца или покупателя.

Пользователь Инна ЛерБумажную счет-фактуру можно легко подделать. сделать печать и поставить подпись - несложно. А насколько надежно защищены от подделок электронные счета-фактуры?

Антон Сизов: Невозможность подделать электронный счет-фактуру, выставленный через Диадок, обеспечивается несколькими факторами:

1) Электронные документы надежно защищены от перехвата третьими лицами: при передаче данных мы использует защищенный протокол https.

2) Авторизация в системе Диадок происходит по ЭЦП. То есть пользователь для входа в систему ЭДО предъявляет свой сертификат электронной цифровой подписи, что гарантирует невозможность несанкционированного доступа. В сертификате ЭЦП прописывается ФИО, должность и место работы уполномоченного сотрудника, поэтому подписант по ЭЦП устанавливается однозначно.

📌 Реклама
Отключить

3) Электронный документ, подписанный ЭЦП, невозможно незаметно изменить или «исправить». ЭЦП позволяет не только достоверно установить подписанта, так же гарантирует сохранность и неизменность информации, согласно закону №1-ФЗ «Об электронной подписи».

4) На уровне дата-центров (М101 и М1) мы гарантируем невозможность утечки информации за счет пропускного режима и ограниченного доступа к серверам, на которых хранятся документы.

Пользователь БУХ-НДСКак Вы считаете, налоговики будут относиться к электронным счетам-фактурам более придирчиво, чем к обычным, или же наооборот - более лояльно?

Антон Сизов:  К электронному счету-фактуре налоговые органы будут предъявлять точно такие же требования, как к бумажному. Так, в счете-фактуре должны быть заполнены обязательные реквизиты, перечисленные в ст.169 НК РФ, не должно быть ошибок, препятствующих идентифицировать продавца и покупателя, наименование товаров (работ, услуг), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога. Кроме того счет-фактура должен быть подписан руководителем или иным уполномоченным лицом и выставлен без нарушения сроков, установленных ст. 168 НК РФ.

📌 Реклама
Отключить

Единственная особенность — счет-фактура в электронном виде должен быть составлен в утвержденном Приказом ФНС России от 05.03.2012 N ММВ-7-6/138@ формате и передан согласно Порядку, закрепленному Приказом Минфина РФ от 25.04.2011 N 50н. Выполнение этих условий гарантирует система электронного документооборота.

Так же хочется добавить, что судить о том, будут ли налоговые инспекторы относиться более придирчиво к электронным счетам-фактурам, пока еще сложно. Понятно, что с введением электронных счетов-фактур налоговые проверки переходят на совершенно иной уровень.

Электронный документ можно проверить автоматически программными средствами на соответствие формату, наличие обязательных реквизитов и подписи под документом. А в будущем — и проводить автоматическую сверку с декларацией. Да и у налогоплательщика меньше шансов выставить и получить электронный счет-фактуру, который не будет признан налоговым органом основанием для принятия сумм налога к вычету. Подробнее о том, каких ошибок и почему переход на электронные документы позволяет избежать, можно прочитать в нашем блоге.

📌 Реклама
Отключить

Незарегистрированный пользовательЧем отличается Диадок от систем других операторов на рынке ЭДО? (только давайте без всяких маркетологических слов и преувеличений)

Антон Сизов: Здесь я, пожалуй, приведу только неоспоримые преимущества Диадока (сравнивать нашу систему с системами конкурентов мне представляется некорректным).

Во-первых, технология, на которой базируется наша система — облачная, отвечающая всем современным требованиям. Такие технологии не требуют установки специальных программ обеспечения, все обновления (в законодательстве, форматах, функциональные обновления) происходят без участия пользователя в режиме реального времени.

Во-вторых, Диадок обладает неограниченными интеграционными возможностями. Это не простой файловый обмен учетной системы и Диадок-ящика, но возможность вызвать из любой учетной системы любую Диадок-функцию (отправка, подписание, проверка документа и т.п.). Уже сейчас существует более 10 интеграционных решений Диадока с наиболее популярными информационными системами: 1С, SAP, Microsoft Business Solutions. Большинство из них успешно эксплуатируются нашими клиентами.

📌 Реклама
Отключить

В-третьих, у нас обширнейшая сеть представительств во всех регионах страны (более 800 партнеров). Что это значит? Что скорее всего немалая часть ваших контрагентов будет подключена к Диадоку. Более того, мы имеет физическую возможность оперативно подключить всех ваших контрагентов во всех уголках страны.

Во-четвертых, у компании СКБ Контур несравнимая по размерам лояльная клиентская база (около 1 млн. клиентов): за 10 лет существования на рынке электронной отчетности мы доказали свою компетентность и надежность многим и многим российским компаниям.

В-пятых, мы по праву гордимся своей техподдержкой. Позвоните нам сейчас, среди ночи — могу гарантировать, что вы, первое, сразу же дозвонитесь, а второе — вам будет оказана профессиональная помощь. И никаких преувеличений :).

Пользователь Останкин СергейВозможна ли интеграция программы Диадок с системами СЭД, которые используются в компаниях? Либо нужно ставить отдельно систему Диадок, и осуществлять специально выгрузку с-ф из систем и вставлять в сам Диадок?

📌 Реклама
Отключить

Антон Сизов: Система Диадок обладает практически неограниченными возможностями интеграции. Сейчас существует более 10 интеграционных решений Диадока с наиболее популярными информационными системами (как с бухгалтерскими, так и с системами внутреннего документооборота): 1С, SAP, Oracle, Microsoft Dynamics AX/NAV, DocsVision. Большинство из них успешно эксплуатируются нашими клиентами.

Диадок также предоставляет разработчикам прикладных систем программный интерфейс (API), который позволяет интегрировать функционал электронного документооборота в любую современную учетную систему. Подробнее о возможностях интеграции можно прочитать в соответствующем разделе нашего сайта.

Пользователь RebeccaYaКакими должны быть первыми шаги для перехода с бумажного на электронный документооборот?

📌 Реклама
Отключить

Антон Сизов: Здесь всё будет зависеть от того, к какому сегменту рынка принадлежит ваша компания. Если вы — небольшое организация, то вам достаточно будет:

1) Решить для себя, от какой части бумажных документов вы хотите отказаться (документооборот ли это с определенными контрагентами, или документы какого-либо определенного типа).

2) Исходя из потребностей и особенностей компании определиться с оператором ЭДО.

3) Приобрести сертификат ЭЦП (если он у вас уже есть – то тем лучше).

4) Подать заявку на подключение, подписать лицензионный договор.

5) Убедить своих контрагентов в преимуществах электронного документооборота.

В крупных же компаниях, прежде чем переходить на электронные документы, необходимо провести доскональную аналитику всех процессов, связанных с бумажным документооборотом внутри и вне компании. Встроить эти бизнес-процессы в модель с электронным документооборотом. Затем провести интеграцию учетной системы компании с системой электронного документооборота, провести несколько пилотов, доработок и т.д. Поэтому, крупным компаниям я бы посоветовал довериться опытному и надежному провайдеру, который организует электронный документооборот, что называется, «под ключ».

📌 Реклама
Отключить

Незарегистрированный пользовательЕсть ли у вас презентация вашего продукта, которую можно скачать и посмотреть?

Антон Сизов: Нет, презентации, которую можно было бы скачать, у нас нет. Зато есть замечательная демо-версия продукта :) В ней реализован весь функционал рабочей версии системы: можно формировать документы, подписывать их, отправлять, добавлять контрагентов. Демо-версия регулярно обновляется, и к ней нет никаких ограничений по доступу.

Незарегистрированный пользовательМного предприятий принимало участие до сегодняшнего дня в тестировании работы Дадок? Какие плюсы и минусы системы выявлены уже сейчас? Каковы отзывы российских предприятий, которые принимали в тестировании работы в системе Дтадок? Первые результаты каковы?

📌 Реклама
Отключить

Антон Сизов: Мы начали разрабатывать систему Диадок три года назад. За это время в Диадоке появилось около 160 000 ящиков (каждый ящик — организация), и было передано более 7 млн. электронных документов. Без сомнения, пока еще это можно назвать "тестовой эксплуатацией": многие ящики активно не используются, но мы уверены, что после вступления в силу Приказа ФНС России от 5 марта 2012 года № ММВ-7-6/138 лед тронется.

Мы активно проводим пилотные проекты со многими российскими и международными компаниями разных размеров и отраслевых направленностей. Среди них такие, как: оператор сотовой связи «Ростелеком-Урал», крупнейшая торговая сеть BILLA, фармацевтический дистрибьютор «Протек», Министерство финансов Свердловской области, промышленный холдинг ОАО «Кировский завод», ОАО КПХ им. Григоровича, Свердловская теплоснабжающая компания, ОАО «Первая грузовая компания», KIA Motors Rus и многие другие. Отзывы о системе можно почитать на нашем сайте в «Историях успеха» — я не буду сейчас цитировать наших партнеров. Все возникающие в ходе интеграции и эксплуатации требования к системе мы успешно реализуем. О первых результатах говорить пока рано — надо подождать, пока электронный документооборот не заработает в «полную силу». Могу только сказать, что многие компании уже существенно упростили себе жизнь, а некоторые экономят значительные суммы на пересылке и хранении бумажных документов.

📌 Реклама
Отключить

Незарегистрированный пользовательЕсть возможность выгрузки данных из системы Дадок? Например, сможет налогоплательщик, использующий систему Дадок, выгрузить данные по электронным счетам-фактурам, поступившим в его адрес, в часто используемых форматах. Или в Диадок налогоплательщик только формирует, отправляет и принимает электронные СФ. Большего в демо-версии не видно других возможностей системы. Зачем налогоплательщику использовать именно Вашу систему? В чем преимущества? Где экономическая целесообразность? Тарифы, как видно из Ваших ответов ранее, тоже не низкие, хотя тема еще новая, неотработанная. Чем Вы привлечете клиентов к использованию Диадок?

Антон Сизов: Данные, относящиеся к электронным счетам-фактурам, из системы Диадок можно выгрузить несколькими способами:

1) Отдельно файл счета-фактуры (в утвержденном XML-формате).

📌 Реклама
Отключить

2) Архив документов, сопровождающих выставление и получение электронного счета-фактуры, как-то: сам счет-фактуру, файл ЭЦП и все технологические документы вместе с подписями к ним (все в утвержденных XML-форматах).

3) Печатную форму электронного счета-фактуры в формате pdf.

Налоговые органы будут принимать электронные счета-фактуры исключительно в утвержденных правительством форматах, поэтому функционал выгрузки файлов электронных счетов-фактур и сопровождающих их технологических документов в каких-либо иных форматах пока что не реализован. Если мы поймем, что такой функционал требуется нашим клиентам, мы его, конечно же, реализуем.

Кроме счетов-фактур в Диадоке можно передавать любые другие типы документов: договоры, акты, накладные и т.д. во всех распространенных форматах с ЭЦП. Эти документы можно будет выгрузить из системы в тех форматах, в которых они были переданы.

📌 Реклама
Отключить

Что касается остальных возможностей системы – то в ней также реализован функционал взаимодействия с контрагентами (добавление, удаление контрагентов) и функционал оповещений и запроса уточнений. Сейчас мы активно разрабатываем функционал нашей системы в определенном направлении, которое обязательно порадует всех пользователей веб-интерфейса.

На вторую часть вашего вопроса я отвечу следующее. Думаю, каждый налогоплательщик сам будет выбирать систему электронного документооборота, основываясь на ряде критериев: функционале, простоте интерфейса, возможностям интеграции, стоимости, надежности. Мы не хотим «привлекать» клиентов пользоваться нашей системой. Мы хотим обеспечить тем клиентам, которые сознательно выбрали нашу систему из всех других — соответствующие их требованиям и запросам качество, надежность и функциональность.

📌 Реклама
Отключить

Что касается преимуществ системы Диадок — то я перечислил их ранее, в ответе на следующий вопрос. Если кратко — то это неограниченные возможности интеграции, облачные технологии, гарантированная защита документов от повреждения, утери или несанкционированного доступа, обширная сеть представительств, охватывающая всю страну, качественная и профессиональная техподдержка.

По поводу экономической целесообразности могу ответить следующее: сейчас стоимость одного стандартного пакета бумажных документов (с учетом печати, хранения, затрат на обработку и доставку почтой) составляет от 80 до 100 рублей. Стоимость такого же электронного пакета документов — ниже в несколько раз. Это что касается сравнения стоимости электронных и бумажных документов. По поводу же наших тарифов — мне кажется, что качество должно стоить своих денег.

📌 Реклама
Отключить

Незарегистрированный пользовательВ демо-версии есть опция "отказать". Правильно ли я понимаю, у получателя ЭСФ будет возможность не принять ЭСФ? Есть возможность в системе (указать)видеть причины отказа? Есть какие-то правила отказа в приеме?

Антон Сизов: Действие «Отказать» является альтернативой действию «Подписать» для двусторонних документов, требующих подписи получателя. Такими документами является, например, товарная накладная или договор. Отказ в подписи происходит в случае, когда получатель не согласен с содержимым документа и не готов его подписывать. При отказе в подписи получателю потребуется указать в комментарии причину отказа, которую увидит отправитель документа. Аналогичного действия для счета-фактуры в системе пока не предусмотрено. В случае со счетом-фактурой получатель может направить отправителю запрос на уточнение электронного счета-фактуры (корректировку или исправление) с сопроводительным комментарием.

📌 Реклама
Отключить

Незарегистрированный пользовательПри составлении счетов-фактур обособленными подразделениями (участником товарищества или доверительным управляющим) к порядковому номеру через "/" добавляется код обособленного подразделения, указанный в учредительных документах (код операции, в соответствии с договором товарищества или доверительного управления имущества). Означает ли это, что у ОП и по договорам доверительного управления будет параллельная нумерация? Или она будет единая - только добавлен индекс? И как быть, если ОП - в другом городе?

Антон Сизов: Нумерация будет единая. В случае с обособленными подразделениями, участниками простого товарищества или доверительным управляющим к номеру будет добавляться индекс, что обеспечит сквозную нумерацию счетов-фактур.

📌 Реклама
Отключить

Пользователь RebeccaYaНужно ли в учетной политике для целей налогообложения НДС оговаривать, что предприятие осуществляет электронный обмен счетами-фактурами со своими контрагентами?

Антон Сизов: Да, нужно. В учетной политике стоит отдельным ОРП утвердить график документооборота электронных документов, а так же указать, что с контрагентами происходит обмен документами в электронном виде.

Пользователь RebeccaYaКак будут закреплены рамки ответственности, если покупатель не получит (своевременно не получит) электронный счет-фактуру? Кто будет отвечать? Как доказать налогоплательщику свою правоту, если он свою обязанность по выставлению СФ выполнил в срок с использованием ЭДО?

Антон Сизов: Своевременность выставления и доставки электронного счета-фактуры прописана в нескольких нормативных документах. Счет-фактура (как электронный так и бумажный) должен быть выставлен не позднее 5 дней после реализации товаров, работ или услуг (ст. 168 НК РФ). Ответственность за это несет продавец. Правда никаких штрафных санкций, если он нарушит этот срок, для него в законодательстве не предусмотрено.

📌 Реклама
Отключить

Доставка электронного счета-фактуры закреплена в Порядке обмена электронными счетами-фактурами (утвержден приказом Минфина 50Н). Согласно порядку электронный счет-фактура должен быть выставлен через оператора ЭДО. После передачи электронного счета-фактуры оператору, оператор в течении суток должен зафиксировать дату выставления документа в подтверждении. Далее оператор должен передать счет-фактуру покупателю и зафиксировать дату получения в подтверждении. За сроки передачи ответственность несет оператор.

Налогоплательщик-продавец, который выставил электронный счет-фактуру, в спорных ситуациях всегда сможет предъявить подтверждение оператора, выданное ему в момент выставления электронного счета-фактуры, где будет зафиксирована дата выставления документа.

Пользователь RebeccaYaБудет ли возможность у налогоплательщика при формировании электронного счета-фактуры указывать дополнительную инфрмацию в счете-фактуре, например, номер договора, номер счет и прочая не обязательная информация, которую любят указывать предприятия в бумажных СФ, или такой возможности система ЭДО не дает?

📌 Реклама
Отключить

Антон Сизов: Формат, утвержденный Приказом ФНС России от 05.03.2012 N ММВ-7-6/138@, предусматривает возможность указания в файле счета-фактуры дополнительной информации. Такой файл счета-фактуры, содержащий дополнительную информацию, может быть также передан через оператора ЭДО.

Мероприятия

Разместить

Блоги компаний

Создать блог
📌 Реклама
Отключить