Налоги, взносы, пошлины

Утилизационный сбор: вопросы без ответов

А в чем собственно суть нового сбора? Это плата за будущую утилизацию (предоплата за услугу, которая будет оказана в будущем), или сбор, трактуемый НК как обязательный в случае, если плательщик ожидает от государства определенных действий?
Утилизационный сбор: вопросы без ответов
Светлана Карпенко, доцент кафедры учета и финансирования Адыгейского госуниверситета, предприниматель

В августе прочла на Клерк.ру статью Дениса Корнилова «Налоговый кодекс – в утилизацию». Теперь новый сбор введен законом в действие. Раз закон написан с нарушением законов, то захотелось вчитаться в нововведение – а что там еще?

Отыскалось немалое количество странностей и неувязок, о чем и пишу.

А в чем, собственно, суть нового сбора? Это плата за будущую утилизацию (предоплата за услугу, которая будет оказана в будущем), или сбор, трактуемый НК РФ как обязательный в случае, если плательщик ожидает от государства определенных действий?

Наверное, это сбор, раз стало невозможно зарегистрировать автомобиль в органах ГИБДД и получить документы на него без уплаты этого сбора.

Но раз этого сбора нет в НК, значит, это услуга? Но никакая услуга не может быть навязана потребителю. Тем более, что сегодня эта услуга никому не нужна – старые машины сдаются в металлолом, а автовладелец еще и деньги за это получает!

Читаем дальше. В законе определены 3 категории плательщиков сбора:

  1. лица, которые осуществляет ввоз транспортных средств в РФ;
  2. производят их на территории РФ;
  3. а также те, кого угораздило купить автомобиль, в документах которого по какой-то причине нет отметки об уплате сбора.

Но зарубежные производители также ввозят в Россию транспортные средства. Почему их не отнесли ко второй категории плательщиков, к производителям?

Забегая вперед в прочтении Закона, становится понятным, зачем российские организации-производители выделены в отдельную категорию. Они могут при желании быть внесены в особый Реестр и не уплачивать сбор на свою продукцию. К «счастливчикам» могут быть отнесены и производители Республик Беларусь и Казахстан. Но, как это водится, лишь при выполнении особых условий.

А иностранные производители в принципе лишены всякой возможности попасть в этот Реестр, хотя и способны выполнить все особые условия. А жаль. Государство, постоянно вкладывая огромные деньги и силы в улучшение инвестиционной привлекательности страны, принимает заградительные законы для инвестиций и новых технологий, которые наверняка принесли бы в Россию иностранные производители автомобилей.

С третьей категорией плательщиков тоже не все гладко. Если частное лицо приобретает автомобиль у другого частного лица, который оказался дипломатом или репатриантом, то покупатель внезапно получает массу проблем и сложностей с оформлением своего приобретения плюс дополнительные материальные затраты, причем по тарифу, отличающемуся от существенно заниженного тарифа для физических лиц, ввозящих автомобили для личного пользования.

Читаем дальше. Взиманием сбора занимается Федеральная таможенная служба. Но по какой причине организации-производители транспортных средств, зарегистрированных в России, должны платить сбор в Федеральную таможенную службу? Это уже не российская продукция?

Заводам-изготовителям придется нанимать целый штат сотрудников, которые будут исчислять, оплачивать утилизационный сбор, а также осуществлять контакты с Таможенной службой в целях выписки документов на каждый произведенный автомобиль. Что, естественно, отразится на себестоимости автомобиля, а также на времени, которое проходит между реальным выпуском автомобиля и возможностью его продать покупателю.

Возникает вопрос, насколько реально ожидать, что уплаченный утилизационный сбор все-таки дойдет до потребителя в виде услуги по утилизации его автомобиля, утратившего потребительские свойства?

По закону собственник должен сдать его в специальную организацию, которая занимается утилизацией автомобилей. А таких организаций пока еще нет, да и требования к ним еще не сформированы.

В крупных городах наверняка найдутся организации, которые приведут свои документы, оборудование и производственные мощности в соответствие с требованиями закона. А что делать собственникам автомобилей из глубинки, где таких организаций может не быть на протяжении многих сотен километров?

А что случится, если ни одна из организаций не захочет заниматься хлопотным делом утилизации, не захочет связываться с бюджетными средствами, которые, как правило, поступают не в срок и чреваты уголовными делами за любую бухгалтерскую провинность, и не подаст заявку на признание себя организацией-утилизатором? Или таких организаций наберется не более десятка на всю необъятную страну?

Не лучшая ситуация может сложиться и с производителями, которые захотят попасть в Реестр и не платить сбор. Если даже самые крупные производители открывают салоны продаж и автосервиса далеко не во всех регионах России, то о повсеместном открытии пунктов утилизации, которые вряд ли принесут существенные доходы, не может быть и речи. Потому что это тянет за собой немалые затраты и хлопоты:

  • повсеместное открытие пунктов приема автомобилей, подлежащих утилизации;
  • организация доставки автомобилей, подлежащих утилизации, от пункта приема к месту фактической утилизации;
  • строительство новых производственных мощностей, где фактически будет производиться эта утилизация;
  • приобретение новых немалых площадей, где будут складироваться автомобили, ожидающие своей очереди на утилизацию, и площадей, где будут храниться лом и другие отходы;
  • реализация лома или организация его уничтожения своими силами или силами специализированных предприятий.

Но что произойдет, если какой-то из этих заводов обанкротится или просто ликвидируется? Читаем: при ликвидации такого завода производителю необходимо будет выплатить утилизационный сбор за автомобили, выпущенные в течение трех лет, предшествующих ликвидации завода. Но наверняка отыщутся пути, как не платить сбор за последние три года.

Еще вопрос: насколько собранные деньги покроют предстоящие бюджетные траты на утилизацию? Пройдет немало лет, прежде чем автомобили, по которым сегодня уплачен сбор, попадут в утилизацию, и реальная стоимость утилизации может вырасти в разы.

Не совсем понятна и экономическая часть всего этого действа. Сегодня уже утверждена ставка утилизационного сбора. Но каким образом эта ставка рассчитывалась, осталось в глубокой тайне. Поговаривают, что ставка рассчитывалась на основании стоимости сегодняшней утилизации. Но учитывает ли ставка разницу в расходах утилизации в разных регионах страны, где существенно отличается стоимость ресурсов, в том числе и трудовых? Учитывает ли ставка стоимость доходов от продажи лома и других частей автомобиля, которые можно пустить в последующую переработку или использовать еще каким-нибудь образом? А если новый автомобиль попадет в ДТП уже сегодня и не будет подлежать восстановлению, где и по какой цене его утилизировать? А за чей счет будут утилизировать автомобили, владельцы которых попали в льготную категорию?

Непонятно, по какой причине сбор со старых автомобилей существенно выше, чем с новых. Более высокий сбор был бы оправдан, если бы речь шла об экологическом сборе, который бы базировался на вредных выбросах ненового автомобиля. Но при утилизации автомобиля с технической точки зрения нет никакой разницы, сколько лет было этому автомобилю 1 сентября 2012 года, ведь с этой даты не возникло никаких революционных технологий производства автомобиля, которые бы изменили технологию, а значит и стоимость утилизации.

Становится очевидным, что вновь вводимый утилизационный сбор не имеет ничего общего с заботой об экологии и с Законом «Об отходах производства и потребления». Даже официальные лица заявляют, что этот сбор призван компенсировать выпадающие доходы от снижения таможенных пошлин. Что приводит к неутешительной мысли, что сбор, основанный на незаконных основаниях, является притворным, дабы скрыть реальную сущность действия от организаций, отслеживающих правильность действий страны, недавно вступившей в ВТО.

Тем более, если предположить, что сбор принят с целью компенсировать выпадающие доходы Таможенной службы при уменьшении ввозных пошлин, то затея и вовсе теряет смысл. Т.к. пошлины не имеют расходной части, а утилизационный сбор в любом случае впоследствии потянет за собой выполнение дорогостоящих бюджетных расходов на выполнение взятых обязательств по утилизации автомобилей.

Хотелось бы, чтобы при решении таких важных вопросов, которые в немалой степени влияют не только на карман автовладельцев, но и на развитие и дальнейшего функционирования отечественного автопрома, и на имидж страны, только что вступившей в ВТО, законодатели тщательнее прорабатывали каждый пункт закона, просчитывали экономическую составляющую нововведений, и, в конце концов, элементарно соблюдали законы собственной страны, ими же и придуманные.

Комментарии

3
  • Штыров Юрий

    Цитата:
    "... а утилизационный сбор в любом случае впоследствии потянет за собой выполнение дорогостоящих бюджетных расходов на выполнение взятых обязательств по утилизации автомобилей. "
    Не потянет!
    Попробуйте сегодня найти организации, занимающиеся утилизацией батареек. Тех самых, энерджайзеров и прочих, "которые работают все дольше".
    А где у нас принимают для утилизации "энергосберегающие лампы", о необходимости которых так долго говорили большевики... ой, нет - Гарант с Премьером?
    Где они, эти заводы по переработке экологически вредных , но якобы, энергобережливых, очень тусклых изделий, которые уродуют своим видом люстры, бра и прочие светильники...
    Точно такая же судьба и с "утилизационным сбором". За который нашу страну еще выпорют неоднократно в той же ВТО. Поскольку "притворность", а говоря по-русски, мошенническая сущность этого "сбора" ясна даже первокласснику. Нас заставляют оплачивать услугу, которая никогда не будет предоставлена! Статью в УК РФ, надеюсь, каждый отыщет без труда.


  • Роман

    Цитата:
    "Хотелось бы, чтобы при решении таких важных вопросов, которые в немалой степени влияют не только на карман автовладельцев, но и на развитие и дальнейшего функционирования отечественного автопрома, и на имидж страны, только что вступившей в ВТО, законодатели тщательнее прорабатывали каждый пункт закона, просчитывали экономическую составляющую нововведений, и, в конце концов, элементарно соблюдали законы собственной страны, ими же и придуманные. "

    Не проработают - нет ресурсов, я имею ввиду ресурсы человеческого разума законодателя. Сейчас во всех структурах люди подобраны не по способностям, а по родству или "преданности", чего Вы от них хотите

  • Роман

    Цитата:
    "Владимир Владимирович Путин! Я хочу Вам верить и дальше, исправьте ошибку с утилизационным сбором, это самая большая ошибка за всю историю России. "

    Путин работает с тем что есть, я имею ввиду кадры, не ждите от него "чуда", начинать меняться надо с самих себя. Захотели дешевых машин и много, захотели бездумно захламлять природу, захотели минутной радости на одно поколение, а получите ка гранату :). И почему интересно Путин обязан на эту гранату ложиться, ради чего? При "порочной" капиталистической системе - даже думать так дозволено лишь кучке людей, а Вы то куда "мифический" народ.

Социальные предприниматели зарабатывают в РФ миллиарды: какие это сферы деятельности

Выручка индивидуальных предпринимателей, который работают в социальной сфере, составила 17,9 млрд рублей, а юридических лиц — 84,6 млрд.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

Вклады теперь застрахованы более надежно

Размер повышенной дополнительной ставки составит 300% от базовой. С первого квартала 2022 года дополнительная ставка была нулевой.

Уведомление по ЕНП

❗ Минюст зарегистрировал изменение правил заполнения уведомлений по ЕНП

Порядок заполнения ЕНП-уведомления и электронный формат этого документа обновили. Новые правила заработают со 2 мая. Впрочем, их применяют и сейчас.

5
Лучшие спикеры, новый каждый день

С 1 мая новые контрольные соотношения в отчетности! 👀«Ночной бухгалтер» № 1670

Да, сверять отчеты между собой нужно будет по-новому. И следить за ними надо в оба глаза, потому что, если ваша декларация какие-то из них не пройдет, то и суммы из нее не будут учтены на ЕНС, придется ждать окончания камералки.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Общество

Шашлык подорожал на 10-20%. Опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Экономика России

Мишустин: доходы бюджета выросли более чем на 50%

Минэкономразвития ждет, что за 2024 год ВВП превысит 191 трлн рублей, реальные доходы населения вырастут на 5,3%, а безработица сохранится в пределах 3%.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Адвокат

👔 Новый закон ужесточил требования к адвокатам, и будет их единый реестр. Сами адвокаты приветствуют это и считают крайне полезным

Президент подписал изменения в федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

Многодетные семьи

Правительство на 7 лет продлит выплаты многодетным на погашение ипотеки

В 2024 году многодетные получат порядка 50 млрд рублей на погашение жилищного кредита.

С 1 мая банкам запретили брать комиссию за переводы клиента самому себе

Все банки с 1 мая 2024 года должны отменить комиссию с переводов до 30 млн рублей между собственными счетами клиента, в том числе в разных банках.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: школьников научат управлять беспилотниками, золото упало в цене, а в России сделали люксовую машину на водородном топливе

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Бесплатно с Отпуска

Можно ли брать отпуск, разбивая его по несколько дней, в частности между праздниками. Мини-курс

Можно ли разделить отпуск, и какими частями работник может использовать дни отпуска, разбираем в сегодняшнем мини-курсе.

Можно ли брать отпуск, разбивая его по несколько дней, в частности между праздниками. Мини-курс
Бесплатно с Защита персональных данных

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году

В 2024 году штрафы за нарушение работы с персональными данными могут составлять до 1,5 млн руб., появились и новые составы правонарушений. Рассмотрим, как и на что обратить внимание, чтобы избежать миллионных санкций. 

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

9 менеджеров, которые приведут вашу компанию в проектный ад

Есть мнение, что менеджер проекта — это самая неблагодарная и недооцененная позиция в IT. Ты оказываешься между двух огней и отвечаешь за все происходящее, но именно менеджер проекта — фигура, которая задает настроение команде.

9 менеджеров, которые приведут вашу компанию в проектный ад
Больничные

Что нового в правилах работы с электронными больничными

Электронные больничные стали обязательными, бумажных листков нетрудоспособности больше нет. С 1 мая 2024 года меняются правила работы с электронными больничными листами. На основании принятых изменений, запрашивать информацию из электронных больничных в СФР будет возможно только при наличии машиночитаемой доверенности, выданной страхователем.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

С 1 мая очередной вид продуктов питания подлежит обязательной маркировке

С 1 мая 2024 года икра осетровых и лососевых (красная) будет подлежать обязательной маркировке.

Ведение бизнеса

Фриланс, аутстаффинг, аутсорсинг: что это за модели и как бизнесу выбрать подходящую

Растущая необходимость в гибкости и эффективности решения задач ставит перед компаниями вопрос выбора между фрилансом, аутстаффингом и аутсорсингом. Модели предлагают решения для внешнего выполнения работ, но как определить, какая подходит бизнесу лучше?

 Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Учет убытков в 2024 году

К сожалению, не всегда компаниям удается получить желаемую прибыль. Что делать, если расходы превысили полученные организацией доходы? Как списать полученные убытки и предотвратить возможные претензии проверяющих, рассмотрим в этой статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

Компании из каких сфер активнее всего инвестируют на бирже: результаты исследования

За год суммарный доход компаний-клиентов Тинькофф на Мосбирже превысил 1 млрд рублей. Самые активные инвесторы на бирже — компании из оптовой торговли, строительства и химической отрасли.

КоАП РФ

Бизнесу поднимут штрафы за отсутствие уведомлений о начале предпринимательской деятельности

Власти хотят на 145% поднять размер административного штрафа для бизнесменов, которые не сообщают о своей деятельности. Санкции не менялись с 2010 года.

Интересные материалы

ВЭД

Валютная оговорка в договоре

Валютная оговорка представляет собой условие, включаемое в договор с целью нивелировать риски сторон, связанные с колебанием валютных курсов. Какие бывают валютные оговорки, как их правильно согласовать, расскажем далее в нашей статье.

Иллюстрация: freepik/freepik