Госзакупки

Планирование, финансовое обеспечение и реализация государственных (муниципальных) заданий

Как происходят эти процессы на практике, рассказывает наш эксперт.

Планирование, финансовое обеспечение и реали­зация государственных (муниципальных) заданий вызывают много вопросов у бухгалтеров и специ­алистов планово-экономических отделов. Не ясна политика и ценообразования, и контроля качества госу­дарственных (муниципальных) услуг. Как происходят эти про­цессы на практике, рассказывает наш эксперт.

-Каким образом формируется и утверждается объем финансового обеспечения в рамках госзадания в вашем учреждении?

-Формирование госзадания начинает­ся с определения расходов. Как правило, их объем получается выше общей суммы бюджетного финансирования. Если бы субсидии на обеспечение выполнения госзадания соответствовали реальным нормативам затрат, они представляли бы собой в разы большие суммы.

Сейчас финобеспечение госзада­ния носит, скорее, формальный ха­рактер. По сути, оно осуществляет­ся по тому же принципу, что и раньше: сначала выделяется некая сумма денег на учреждение, а по­том она распределяется по показа­телям госзадания. То есть финанси­рование госуслуг рассчитывается простым делением имеющегося объема средств на количественные показатели объема по госзаданию, например, по выставкам или по при­обретению экспонатов.

Но мы ведь понимаем, что это очень условное деление. Если в госза­дании по услуге публикации, напри­мер, указан количественный показа­тель в 38 выставок, а одна выставка стоит от 5 до 80 млн руб., то никакой бюджет не «вытянет» общую сумму требующихся расходов. Да и как мож­но сравнивать, например, выставку произведений искусства из запасни­ков и выставку привезенных полотен популярных зарубежных авторов, ко­торая сопряжена с огромными затра­тами (страхованием, таможенными пошлинами, транспортировкой и пр.)?

Усредненное деление в расходной части - подход вынужденный, некор­ректный. При формировании госзада­ния нужно учитывать массу нюансов, специфику деятельности учреждения.

Надо отметить, реалии времени во­обще изменились. Только за этот год  дважды выросли платежи за комму-(    нальные услуги. А это значит, что те нормативы, которые указаны в задании, не соответствуют деиствительности. Финансирование надо пересчитывать,   задание корректировать...

Кроме роста тарифов, проблемой является большой износ коммуникации здания (практически все музеи распо­ложены в старых зданиях). Государ­ственное финансовое обеспечение не покрывает коммунальные потребно­сти учреждения на его содержание. Получение целевых субсидий требует достаточно длительного предвари­тельного согласования, что в случае непредвиденных ситуаций, требую­щих сложного капитального ремонта, может привести к нежелательным по­следствиям.

Раньше мы могли перенос таких расходов на предпринимательскую деятельность осуществлять с умень­шением налоговой базы налога на прибыль (с точки зрения налогообло­жения это было эффективно). Сейчас разъяснения Минфина России по при­менению новых положений налогово­го законодательства, касающихся на­логообложения прибыли бюджетных учреждений, не всегда корректны, следовательно, вопрос оплаты расхо­дов на текущий, капитальный ремонт, коммунальных платежей за счет при­носящей доход деятельности требует тщательной проработки.

Но при этом требования к ка­честву услуг при выполнении госза­дания высоки...

-  Пока качество услуг контролиру­ется минимально. То есть формально контроль есть, критерии разработа­ны, например, отсутствие жалоб посе­тителей. Но реализовываться они будут после накопления практики выполнения госзадания. Уже хоро­шо то, что возникает ответственность учреждения в отношении качества ус­луг, хотя, по-моему, это не должно определяться только законодатель­ством. Качественное предоставление услуги и так должно быть нормой в работе учреждений культуры.

Финобеспечение зависит в т. ч. и от правильного определения сто­имости услуг. Есть ли у вас пробе­лы в этом направлении?

-  Учреждение самостоятельно оп­ределяет цену услуги на основании объема фактических затрат на ее ока­зание, объема субсидий, выделенного на возмещение нормативных затрат. При этом мы проводим мониторинг стоимости аналогичных услуг среди музеев. Мы учитываем все расходы, в т. ч. те, на которые бюджетное финан­сирование может не выделяться, учи­тываем планируемую сумму посту­плений от иной деятельности, делим на количественный показатель. Так складывается минимальная стои­мость услуги, ниже которой ее пре­доставление теряет экономический смысл. Но здесь тоже много нюансов, а формирование цены на данный мо­мент методически не формализовано.

Например, объем финансирования на услугу по реставрации не значи­тельный, при этом фонд хранения произведений, с которым работают реставраторы, большой. Если объем финобеспечения разделить на фонд хранения, то стоимость единицы ус­луги получается копеечная. Расходы на выплату зарплаты реставраторов при этом выше, чем весь объем субси­дий на реставрационные работы. По­этому зарплату реставраторов прихо­дится «разносить» по разным услугам, причем значительную долю - на пуб­ликацию, что не корректно. Все-таки главная задача реставраторов – следить за основным фондом. А получается, сей­час для них главное - обеспечить подго­товку произведений, которые уходят на выставки.

Вообще расчет затрат на оказание услуги , как и определение цены, кото­рую мы планируем собрать с потреби­телей за оказанные им услуги, - это для нас проблема номер один. Фор­мирование цены законодательно на данный момент не определено. Мы только-только пытаемся практически вы­строить этот процесс. Собираем все рас­ходы по той или иной операции, суммиру­ем, рассчитываем себестоимость. Весь набор операций автоматизируем. Так, каждая услуга в автоматизированной бухгалтерской программе у нас про­нумерована соответствующим обра­зом. Проводя платеж, указываем, на­пример, «услуга № 1» (публикация), если эти расходы сразу можно отнести на нее. Если мы не можем отнести расходы к конкретной услуге, то указываем «про­чее», чтобы с помощью выбранного в уч­реждении критерия распределить на­бранный «фонд прочих расходов» по услугам.

Несмотря на несовершенство про­цесса, цены на сегодняшний день в музее сформированы. Стоимость входных билетов на постоянную экс­позицию для основной категории по­сетителей составляет 300 руб., для льготных - 150 руб. Дети до 6 лет по­сещают музей бесплатно. Также бес­платное посещение установлено для отдельных категорий граждан (инва­лидов, ветеранов и пр.). На времен­ные выставки у нас, как правило, нет бесплатного посещения. Такие меро­приятия требуют дополнительных за­трат, поэтому нельзя уравнивать их с постоянной экспозицией.

- Мы знаем, что для детей в му­зее предусмотрено не только бес­платное посещение экспозиции, но и специальные программы, напри­мер Центр эстетического воспи­тания детей и юношества «Мусей-он»...

-  «Мусейон» осуществляет эстети­ческое воспитание детей и юноше­ства с учетом возрастной психологии, культурных запросов современного общества на основе коллекций му­зея.

Система платных услуг в «Мусейо-не» регулируется абонементным об­служиванием. Его стоимость уста­навливается исходя из затрат на расходные материалы, заработную плату специалистов, ведущих абоне­мент, и начислений на нее, количества занятий в кружках, выставках, других организованных мероприятий, на ос­нове статистических данных о посе­щаемости этих мероприятий, а также с учетом льготных категорий посети­телей. При этом стоимость абонемен­та не покрывает даже прямых затрат. Косвенные затраты, а также прибыль не принимаются в расчет, чтобы не за­вышать цену абонемента.

Зачем же мы все это делаем? Мы понимаем, что наше будущее в разум­ных, образованных людях, в их эсте­тическом воспитании. По сути, мы взращиваем будущих посетителей му­зея. Конечная цель - воспитать поко­ление, которое будет любить музей­ное дело.

-  Таким образом, окупаемость услуги для вас не главное?

-  На мой взгляд, музейное дело не может быть сверхприбыльным. Оно изначально нуждается в дотации го­сударства. Другое дело, насколько грамотно определить эту дотацию. Но не развивать музеи, не вклады­вать в них деньги, не проводить ме­роприятия нельзя. Наша задача - по­пуляризировать свой музей, увели­чить спрос на услуги, оказываемые нами. Для этого мы используем раз­ные способы. Например, организуем уникальные выставки, разрабатываем новые экскурсии, проводим лекции, концерты в контексте с изобразитель­ным рядом, размещаем баннеры (в рамках соцрекламы), видеоролики на телевидении, фильмы. Это позволя­ет привлечь дополнительных посети­телей.

Выставочная деятельность позво­ляет заработать средства на развитие музея. Но не с точки зрения самооку­паемости, до этого нам еще очень да­леко. Это просто дополнительные средства на обеспечение насущных проблем.

Какие еще трудности возника­ют при выполнении госзадания?

- Самая большая трудность - это наш характер, когда нам завтра нужно провести мероприятие, а сегодня мы вспомнили, что конкурс еще не про­вели. Это не продумали, это забыли, что-то пропустили... Словом, надо менять не только законы, но и отно­шение персонала к своей работе.

У ваших коллег - работников театров - при выполнении госза­дания нередко возникает такая проблема: запланировано 100 по­сетителей спектакля, а факти­чески пришло 50, т. е. количе­ственные показатели не будут достигнуты. В вашем учрежде­нии подобные ситуации возмож­ны?

-  Мы ушли от такого количествен­ного показателя, как посетители. По­сещение у нас идет как качественный показатель. Количественный показа­тель в учреждении - это количество выставок, приобретенных экспонатов, в т. ч. хранение (услуга по хранению), реставрированных экспонатов (услуга по реставрации).

Значит ли это, что в целом си­стема планирования выстроена в вашем учреждении достаточно хо­рошо?

-  К сожалению, вопросов больше, чем решений. Планирование, под­твержденное расчетами, у нас не охватывает все уровни музейной структуры, а является в основном прерогативой подразделений эконо­мической направленности. Играет свою роль в несовершенстве плани­рования и специфика отрасли в це­лом, т. к. многие музейные проекты подразумевают сотрудничество зна­чительного количества организаций. Особенно остро это проявляется при организации выставок на высоком уровне.

Есть проблемы с существующей нормативно-правовой документа­цией: отсутствует методическая яс­ность планирования и расчета нор­мативов затрат, связанных с оказани­ем услуг.

С чем удобнее работать: с бюд­жетной сметой или с планом фи­нансово-хозяйственной деятель­ности?

- Со сметой сложнее было, необхо­димо было тщательно отслеживать поступление доходов, произведенные расходы в разрезе КОСГУ, постоянно приходилось ее корректировать. Бюд­жетная смета - это в основном рабо­та планово-экономической службы, за исключением налогов (по прибыли и по НДС). В плане финансово-хозяй­ственной деятельности появился ак­цент на бухгалтерский учет, что пред­полагает большее участие его в фор­мировании бухгалтерии.

Начать дискуссию

3-НДФЛ

Налоговики не будут штрафовать, если просрочка 3-НДФЛ произошла из-за технических ограничений

Штрафовать за просрочку из-за технических сбоев инспекторы не будут. Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации 3-НДФЛ не сгенерировалась.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Финансовые мошенники могут первое время реально выплачивать доход

В Москве сотрудники полиции задержали подозреваемого в многомиллионном мошенничестве под предлогом инвестирования.

Маркетинг

На майских праздниках хотят запретить продажу алкоголя

Чтобы снизить число преступлений и защитить здоровье населения, депутат предложил по всей стране запретить продажу спиртного во время майских праздников.

1
Лучшие спикеры, новый каждый день
Отпуска

Сотрудники имеют право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя

В особых случаях работники могут не согласовывать с работодателем период отпуска без сохранения зарплаты.

Налоговой системе грозит модернизация: Минфин пообещал «донастройку» налогов. ⚡«Ночной бухгалтер» № 1672

Антон Силуанов сообщил, что в стране назрела необходимость налоговой «донастройки» и конкретные предложения по ней Минфин будет обсуждать с бизнесом в середине мая этого года. Интересно, бухгалтеров на обсуждение позовут?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Предпринимателя вызывают на опрос в полицию. Тактика успешного прохождения и защиты

Все изложенное в данной статье можно использовать и при вызове для дачи пояснений в рамках доследственной проверки, проводимой в отношении предпринимателя.

Клиенты провели более 2,5 млрд операций через СБП

Пользователи Системы быстрых платежей оплатили 700 млн покупок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Через сервис поиска попутчиков можно никуда не уехать и остаться без денег

В Алтайском крае осудят участников группы, похитивших почти 1 млн рублей у 53 клиентов сервиса поиска попутчиков.

Какие распространенные страхи кандидатов перед собеседованием нерациональны

Собеседование является неотъемлемой частью процесса поиска работы, и многие кандидаты испытывают страх перед ним. Однако, некоторые из этих страхов являются нерациональными и необоснованными. В этой статье предлагаю рассмотреть несколько распространенных страхов кандидатов и расскажу, как их преодолеть.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Больничные

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным

В общем случае ни ИП, ни самозанятые права на оплату больничных не имеют. Но ИП могут оформить добровольное страхование в СФР. Самозанятые – тоже, но только если они ИП на НПД.

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным
Бесплатно с Самозанятые

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

Какие обязательные и необязательные документы оформить при сотрудничестве с самозанятыми, рассказываем в мини-курсе.

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

⚡️ Итоги дня: в поезде появился спа-вагон, в Дагестане начали выращивать голубику, а собака родила зеленого щенка

Подготовили обзор главных событий дня — 25 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Вскрыта афера с получением вычетов за стоматологию

В Смоленской области направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении социальных налоговых вычетов по НДФЛ за лечение.

Как продать заблокированные активы

Появился механизм, который позволит инвесторам продать ценные бумаги, заблокированные из-за санкций. Рассказываем, как это будет происходить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Аномальная нагрузка на электросеть помогла выявить майнинг криптовалюты

В Новосибирской области полицейские задержали подозреваемых в незаконном потреблении электроэнергии для майнинга криптовалюты.

Медосмотры офисных работников: для кого обязательны, как проводить, ответственность

Многих работодателей интересует вопрос: обязательно ли проводить для своих офисных сотрудников медицинские осмотры? Какие риски с этим связаны и как все организовать, рассмотрим в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

Советы по трудоустройству дают, как правило, HR или психологи. Но не менее полезной информацией обладают эксперты с солидным опытом в сфере продаж. Как сделать так, чтобы потенциальный работодатель из всех кандидатов выбрал именно вас, а какой компании стоит точно отказать рассказала Гульнара Гумарова, коммерческий директор Wazzup.

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

💪 Известен размер вычета НДФЛ за сдачу норм ГТО. Подготовиться к сдаче норм может выйти и дороже, считает эксперт

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

Интересные материалы

«Мегамаркет» начал продавать автомобили LADA

При оформлении заказа с покупателем свяжется менеджер «СберАвто», чтобы уточнить технические моменты и варианты доставки.