Госзакупки

Планирование, финансовое обеспечение и реализация государственных (муниципальных) заданий

Как происходят эти процессы на практике, рассказывает наш эксперт.

Планирование, финансовое обеспечение и реали­зация государственных (муниципальных) заданий вызывают много вопросов у бухгалтеров и специ­алистов планово-экономических отделов. Не ясна политика и ценообразования, и контроля качества госу­дарственных (муниципальных) услуг. Как происходят эти про­цессы на практике, рассказывает наш эксперт.

-Каким образом формируется и утверждается объем финансового обеспечения в рамках госзадания в вашем учреждении?

-Формирование госзадания начинает­ся с определения расходов. Как правило, их объем получается выше общей суммы бюджетного финансирования. Если бы субсидии на обеспечение выполнения госзадания соответствовали реальным нормативам затрат, они представляли бы собой в разы большие суммы.

Сейчас финобеспечение госзада­ния носит, скорее, формальный ха­рактер. По сути, оно осуществляет­ся по тому же принципу, что и раньше: сначала выделяется некая сумма денег на учреждение, а по­том она распределяется по показа­телям госзадания. То есть финанси­рование госуслуг рассчитывается простым делением имеющегося объема средств на количественные показатели объема по госзаданию, например, по выставкам или по при­обретению экспонатов.

Но мы ведь понимаем, что это очень условное деление. Если в госза­дании по услуге публикации, напри­мер, указан количественный показа­тель в 38 выставок, а одна выставка стоит от 5 до 80 млн руб., то никакой бюджет не «вытянет» общую сумму требующихся расходов. Да и как мож­но сравнивать, например, выставку произведений искусства из запасни­ков и выставку привезенных полотен популярных зарубежных авторов, ко­торая сопряжена с огромными затра­тами (страхованием, таможенными пошлинами, транспортировкой и пр.)?

Усредненное деление в расходной части - подход вынужденный, некор­ректный. При формировании госзада­ния нужно учитывать массу нюансов, специфику деятельности учреждения.

Надо отметить, реалии времени во­обще изменились. Только за этот год  дважды выросли платежи за комму-(    нальные услуги. А это значит, что те нормативы, которые указаны в задании, не соответствуют деиствительности. Финансирование надо пересчитывать,   задание корректировать...

Кроме роста тарифов, проблемой является большой износ коммуникации здания (практически все музеи распо­ложены в старых зданиях). Государ­ственное финансовое обеспечение не покрывает коммунальные потребно­сти учреждения на его содержание. Получение целевых субсидий требует достаточно длительного предвари­тельного согласования, что в случае непредвиденных ситуаций, требую­щих сложного капитального ремонта, может привести к нежелательным по­следствиям.

Раньше мы могли перенос таких расходов на предпринимательскую деятельность осуществлять с умень­шением налоговой базы налога на прибыль (с точки зрения налогообло­жения это было эффективно). Сейчас разъяснения Минфина России по при­менению новых положений налогово­го законодательства, касающихся на­логообложения прибыли бюджетных учреждений, не всегда корректны, следовательно, вопрос оплаты расхо­дов на текущий, капитальный ремонт, коммунальных платежей за счет при­носящей доход деятельности требует тщательной проработки.

Но при этом требования к ка­честву услуг при выполнении госза­дания высоки...

-  Пока качество услуг контролиру­ется минимально. То есть формально контроль есть, критерии разработа­ны, например, отсутствие жалоб посе­тителей. Но реализовываться они будут после накопления практики выполнения госзадания. Уже хоро­шо то, что возникает ответственность учреждения в отношении качества ус­луг, хотя, по-моему, это не должно определяться только законодатель­ством. Качественное предоставление услуги и так должно быть нормой в работе учреждений культуры.

Финобеспечение зависит в т. ч. и от правильного определения сто­имости услуг. Есть ли у вас пробе­лы в этом направлении?

-  Учреждение самостоятельно оп­ределяет цену услуги на основании объема фактических затрат на ее ока­зание, объема субсидий, выделенного на возмещение нормативных затрат. При этом мы проводим мониторинг стоимости аналогичных услуг среди музеев. Мы учитываем все расходы, в т. ч. те, на которые бюджетное финан­сирование может не выделяться, учи­тываем планируемую сумму посту­плений от иной деятельности, делим на количественный показатель. Так складывается минимальная стои­мость услуги, ниже которой ее пре­доставление теряет экономический смысл. Но здесь тоже много нюансов, а формирование цены на данный мо­мент методически не формализовано.

Например, объем финансирования на услугу по реставрации не значи­тельный, при этом фонд хранения произведений, с которым работают реставраторы, большой. Если объем финобеспечения разделить на фонд хранения, то стоимость единицы ус­луги получается копеечная. Расходы на выплату зарплаты реставраторов при этом выше, чем весь объем субси­дий на реставрационные работы. По­этому зарплату реставраторов прихо­дится «разносить» по разным услугам, причем значительную долю - на пуб­ликацию, что не корректно. Все-таки главная задача реставраторов – следить за основным фондом. А получается, сей­час для них главное - обеспечить подго­товку произведений, которые уходят на выставки.

Вообще расчет затрат на оказание услуги , как и определение цены, кото­рую мы планируем собрать с потреби­телей за оказанные им услуги, - это для нас проблема номер один. Фор­мирование цены законодательно на данный момент не определено. Мы только-только пытаемся практически вы­строить этот процесс. Собираем все рас­ходы по той или иной операции, суммиру­ем, рассчитываем себестоимость. Весь набор операций автоматизируем. Так, каждая услуга в автоматизированной бухгалтерской программе у нас про­нумерована соответствующим обра­зом. Проводя платеж, указываем, на­пример, «услуга № 1» (публикация), если эти расходы сразу можно отнести на нее. Если мы не можем отнести расходы к конкретной услуге, то указываем «про­чее», чтобы с помощью выбранного в уч­реждении критерия распределить на­бранный «фонд прочих расходов» по услугам.

Несмотря на несовершенство про­цесса, цены на сегодняшний день в музее сформированы. Стоимость входных билетов на постоянную экс­позицию для основной категории по­сетителей составляет 300 руб., для льготных - 150 руб. Дети до 6 лет по­сещают музей бесплатно. Также бес­платное посещение установлено для отдельных категорий граждан (инва­лидов, ветеранов и пр.). На времен­ные выставки у нас, как правило, нет бесплатного посещения. Такие меро­приятия требуют дополнительных за­трат, поэтому нельзя уравнивать их с постоянной экспозицией.

- Мы знаем, что для детей в му­зее предусмотрено не только бес­платное посещение экспозиции, но и специальные программы, напри­мер Центр эстетического воспи­тания детей и юношества «Мусей-он»...

-  «Мусейон» осуществляет эстети­ческое воспитание детей и юноше­ства с учетом возрастной психологии, культурных запросов современного общества на основе коллекций му­зея.

Система платных услуг в «Мусейо-не» регулируется абонементным об­служиванием. Его стоимость уста­навливается исходя из затрат на расходные материалы, заработную плату специалистов, ведущих абоне­мент, и начислений на нее, количества занятий в кружках, выставках, других организованных мероприятий, на ос­нове статистических данных о посе­щаемости этих мероприятий, а также с учетом льготных категорий посети­телей. При этом стоимость абонемен­та не покрывает даже прямых затрат. Косвенные затраты, а также прибыль не принимаются в расчет, чтобы не за­вышать цену абонемента.

Зачем же мы все это делаем? Мы понимаем, что наше будущее в разум­ных, образованных людях, в их эсте­тическом воспитании. По сути, мы взращиваем будущих посетителей му­зея. Конечная цель - воспитать поко­ление, которое будет любить музей­ное дело.

-  Таким образом, окупаемость услуги для вас не главное?

-  На мой взгляд, музейное дело не может быть сверхприбыльным. Оно изначально нуждается в дотации го­сударства. Другое дело, насколько грамотно определить эту дотацию. Но не развивать музеи, не вклады­вать в них деньги, не проводить ме­роприятия нельзя. Наша задача - по­пуляризировать свой музей, увели­чить спрос на услуги, оказываемые нами. Для этого мы используем раз­ные способы. Например, организуем уникальные выставки, разрабатываем новые экскурсии, проводим лекции, концерты в контексте с изобразитель­ным рядом, размещаем баннеры (в рамках соцрекламы), видеоролики на телевидении, фильмы. Это позволя­ет привлечь дополнительных посети­телей.

Выставочная деятельность позво­ляет заработать средства на развитие музея. Но не с точки зрения самооку­паемости, до этого нам еще очень да­леко. Это просто дополнительные средства на обеспечение насущных проблем.

Какие еще трудности возника­ют при выполнении госзадания?

- Самая большая трудность - это наш характер, когда нам завтра нужно провести мероприятие, а сегодня мы вспомнили, что конкурс еще не про­вели. Это не продумали, это забыли, что-то пропустили... Словом, надо менять не только законы, но и отно­шение персонала к своей работе.

У ваших коллег - работников театров - при выполнении госза­дания нередко возникает такая проблема: запланировано 100 по­сетителей спектакля, а факти­чески пришло 50, т. е. количе­ственные показатели не будут достигнуты. В вашем учрежде­нии подобные ситуации возмож­ны?

-  Мы ушли от такого количествен­ного показателя, как посетители. По­сещение у нас идет как качественный показатель. Количественный показа­тель в учреждении - это количество выставок, приобретенных экспонатов, в т. ч. хранение (услуга по хранению), реставрированных экспонатов (услуга по реставрации).

Значит ли это, что в целом си­стема планирования выстроена в вашем учреждении достаточно хо­рошо?

-  К сожалению, вопросов больше, чем решений. Планирование, под­твержденное расчетами, у нас не охватывает все уровни музейной структуры, а является в основном прерогативой подразделений эконо­мической направленности. Играет свою роль в несовершенстве плани­рования и специфика отрасли в це­лом, т. к. многие музейные проекты подразумевают сотрудничество зна­чительного количества организаций. Особенно остро это проявляется при организации выставок на высоком уровне.

Есть проблемы с существующей нормативно-правовой документа­цией: отсутствует методическая яс­ность планирования и расчета нор­мативов затрат, связанных с оказани­ем услуг.

С чем удобнее работать: с бюд­жетной сметой или с планом фи­нансово-хозяйственной деятель­ности?

- Со сметой сложнее было, необхо­димо было тщательно отслеживать поступление доходов, произведенные расходы в разрезе КОСГУ, постоянно приходилось ее корректировать. Бюд­жетная смета - это в основном рабо­та планово-экономической службы, за исключением налогов (по прибыли и по НДС). В плане финансово-хозяй­ственной деятельности появился ак­цент на бухгалтерский учет, что пред­полагает большее участие его в фор­мировании бухгалтерии.

Начать дискуссию

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1

В июле представили обновления: сортировка главной страницы одним кликом, новый инструмент для самозанятых, возможность монетизации для авторов в "Трибуне" и продвижение материалов в блогах компаний. Также улучшен сервис "Клерк.Работа" и введены новые функции для Бизнес Аккаунта и личного кабинета.

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1
2

Налог на бездетность, Ивлеева уплатила долг, НДФЛ при манипуляциях с землей в обзоре

Интересные события в налоговой сфере

Бухгалтеры не видят актуальных данных ЕНС и не могут сформировать электронные подписи в ЛК. 🔨«Ночной бухгалтер» № 1733

Никогда такого не было... Бухгалтеры жалуются, что в личных кабинетах невозможно посмотреть актуальную информацию по сальдо ЕНС. Данные стоят на 15, 18, 19 июля. Если написать через ЛК налоговикам, сведения обновляются, но не всем. Формировать электронные подписи многие также не могут, не отправить 3-НДФЛ, не обновить электронные подписи.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Инвестиции

Физлицам и компаниям ЕС запретили участвовать в российской схеме обмена активами

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

ОСАГО

ОСАГО можно оформить онлайн через Сбер

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе Сбербанка.

Для россиян тоже установят лимит на количество сим-карт

Несколько сим-карт нужны владельцам гаджетов, которые позволяют управлять умным домом и камерами наблюдения.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Сотрудников не могут заставить сдавать отпечатки пальцев

Частные компании не имеют права проводить дактилоскопическую регистрацию сотрудников, чтобы наладить пропускной режим на объекте.

Бухгалтеры

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
Новости ФНС

ФНС начнет регистрировать личные фонды россиян

Полномочия по регистрации личных фондов для управления бизнесом, имуществом и активами перешли от Минюста к ФНС.

Личные финансы

Цены на туры в Турцию выросли до 300 000 рублей за среднюю путевку

Итоги первой половины лета показали, что отдых на море в этом году стал для россиян дороже еще на несколько десятков процентов. Подорожало все — и гостиницы, и перелеты, и пакетные туры. Причем не только за границей, но и в России.

Бесплатно с Трудовое право

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 

Все зависит от того, в состоянии ли работник доказать, что неправильная запись в трудовой лишила его заработка. Разбираем детали.

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 
Кадровый учет

Перемещение работника

В данном материале рассмотрим, как выглядит процедура перемещения сотрудника. Поговорим о том, какими документами оформляется это кадровое мероприятие. Разберем, в чем состоят отличия между перемещением и переводом работника.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Маркетплейсы

Семь ошибок в общении с покупателями на маркетплейсе и как их избежать

Общение важно в любых отношениях: дружеских, семейных, профессиональных. В бизнесе с помощью правильно выстроенного контакта с клиентами можно отстраиваться от конкурентов и увеличивать продажи. Рассказываем, как правильно наладить общение с клиентам на Ozon и какие ошибки часто допускают продавцы.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Экономика России

Набиуллина: ЦБ не исключает дополнительного повышения ключевой ставки

Годовой прогноз по инфляции повысили до 6,5-7%. Центробанк решил отказаться от базового сценария развития экономики.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления

В статье разберем причины эмоционального выгорания и способы его преодоления.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: загрузку видео на YouTube замедляют, Wildberries будет платить «белым хакерам», а многодетные семьи чаще всего берут кредиты

Подготовили обзор главных событий дня — 26 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Инвестиции

На Мосбирже появится 15 новых ценных бумаг

Непубличные компании разместят 15 новых акций по закрытой подписке на платформе MOEX START.

Регистрация ККТ

📠 Госдума упростила регистрацию контрольно-кассовой техники. Оценка налогового юриста

ИП смогут не применять ККТ, если оказывают услуги в сфере образования, физической культуры и спорта.

Инвестиции

Стоит ли участвовать в IPO и какой доход это может принести

После затишья в 2022 году и осторожного начала движения в 2023 российские компании в 2024 году стали активно выходить на биржу и предлагать свои акции. Насколько успешно проходят сейчас IPO и стоит ли в них участвовать инвестору? Узнали у экспертов.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Запрос документов ИФНС из другого региона, как отвечать на налоговые требования, нюансы ФСБУ 27/2021— в новом дайджесте Разборов

Сегодня в дайджесте вы найдете не только текстовые разборы, но и конспекты вебинаров, которые помогут вам разобраться в работе с самозанятыми в 2024 году и научат отвечать на требования ФНС.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру