Налоги, взносы, пошлины

О возврате товаров, обратной реализации и программе, «которая так не делает»

Многие бухгалтеры не совсем четко понимают различие между понятиями «возврат товаров» и «обратная реализация». Отсюда и многочисленные проблемы на практике. Они связаны и с оформлением документов, и с отражением совершаемых операций в бухгалтерском и налоговом учете.
94,4 тыс. 1,2 тыс.
О возврате товаров, обратной реализации и программе, «которая так не делает»
Татьяна Крутякова, зам. генерального директора издательско-консалтинговой группы АйСи Групп

Многие бухгалтеры не совсем четко понимают различие между понятиями «возврат товаров» и «обратная реализация». Отсюда и многочисленные проблемы на практике. Они связаны и с оформлением документов, и с отражением совершаемых операций в бухгалтерском и налоговом учете.

Постараюсь объяснить разницу (а заодно и причину этой путаницы) «на пальцах», не вдаваясь в юридические тонкости, поскольку этот текст написан специально для бухгалтеров, которым вовсе не обязательно знать все тонкости гражданского законодательства.

Итак…

Продавец отгрузил покупателю партию товаров. По истечении какого-то времени покупатель возвращает эти товары (полностью всю партию или только часть) поставщику.

Важно – на каком основании (по какой причине) идет этот возврат.

Если причиной возврата является несоответствие поставленного товара условиям договора (спецификации) по качеству, комплектации, цвету, размеру и т.п., то данный возврат является именно возвратом, смысл которого в гражданско-правовом плане означает, что поставщик не выполнил должным образом своих обязательств по поставке товара.

Если же у покупателя никаких претензий к товару нет, и он возвращает товар по договоренности с поставщиком просто потому что не смог его реализовать, то такой возврат, по сути, является обратной реализацией. В этом случае по факту имеют место две сделки по реализации товаров: сначала поставщик продал товары покупателю, а потом покупатель продал эти же товары поставщику. И ничего сложного и «особенного» в этих сделках нет. Обеими сторонами они оформляются и отражаются в бухгалтерском и налоговом учете как обычная купля-продажа товаров.

Покупатель-плательщик НДС при обратной реализации выписывает своему бывшему поставщику счет-фактуру на стоимость возвращаемых товаров, отражает этот счет-фактуру в своей книге продаж в составе выручки. В бухгалтерском учете стоимость возвращаемых товаров отражается в составе выручки на счете 90. В налоговом учете по налогу на прибыль эта сделка также отражается в составе доходов и расходов как реализация товаров.

С возвратом же ситуация иная.

Для покупателя возврат товара по причине того, что он не соответствует условиям договора, реализацией не является. В этой части договор поставки признается не исполненным (ведь поставщик по факту так и не поставил необходимый товар). Поэтому в бухгалтерском учете покупателя стоимость возвращенного товара отражается на счете 76. Счет 90 в этом случае не затрагивается.

В налоговом учете по налогу на прибыль у покупателя никаких доходов и расходов, подлежащих включению в расчет налоговой базы, не возникает.

Что касается НДС, то в соответствии с рекомендациями ФНС России (см. письмо ФНС от 05.07.2012 № АС-4-3/11044) покупатель, возвращающий товар, принятый им к учету, должен выписать на имя своего поставщика счет-фактуру на стоимость возвращаемых товаров. Этот счет-фактуру покупатель регистрирует в своей книге продаж, соответственно, отраженная в нем сумма учитывается как выручка от реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС (в декларации по НДС покупателя эта сумма пройдет в Разделе 3 именно в составе выручки).

Таким образом, при возврате товаров, принятых к учету, покупатель фактически отражает этот возврат также, как и обратную реализацию. Но… только в целях исчисления НДС. В бухгалтерском учете при этом никакой реализации нет. В налоговом учете по налогу на прибыль тоже. И вот эта «нестыковка» как раз и ставит в тупик многих бухгалтеров. Как такое может быть? Счет-фактура при отсутствии реализации?

На самом деле, вполне себе обычная история. Это не единственная ситуация, когда правила НДС отличаются от правил бухгалтерского и налогового учета. Есть и другие операции, которые в целях исчисления НДС признаются реализацией, а в бухгалтерском учете и в целях налогообложения прибыли таковой не являются. Например, раздача рекламной продукции (каталогов, образцов товаров) себестоимостью свыше 100 руб. за единицу. В бухгалтерском и налоговом учете при такой раздаче мы признаем расходы на рекламу, а в целях исчисления НДС необходимо выписать счет-фактуру на рыночную стоимость розданной рекламной продукции и начисленную на нее сумму НДС. Данные из этого счета-фактуры отражаются в книге продаж и в Декларации по НДС в составе выручки от реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.

Итак, ничего сложного в возврате товаров нет.

В любом случае при возврате принятого к учету товара организации-покупателю придется выписать поставщику счет-фактуру на стоимость возвращаемых товаров и отразить его как в книге продаж, так и в Разделе 3 своей Декларации по НДС (в составе выручки). При этом для целей исчисления НДС, в принципе, не важно, какая ситуация имеет место – «настоящий возврат» или «обратная реализация».

А вот для правильного отражения возврата в бухгалтерском учете и в целях исчисления налога на прибыль бухгалтеру организации-покупателя необходимо четко квалифицировать этот возврат либо как «настоящий возврат», либо как «обратную реализацию».

При этом основным признаком «настоящего возврата» является письменная претензия покупателя к поставщику, в которой излагаются все претензии к возвращаемому товару. Это может быть и акт о браке (если выявлен брак), и претензия произвольной формы о том, что получен товар не того наименования (например, черный шоколад вместо молочного) или не того цвета и т.п. Есть претензия – нет реализации, нет претензии – есть реализация и в бухгалтерском, и в налоговом учете.

И вот здесь возникает еще одна проблема, которая не дает бухгалтеру организации-покупателя отразить возврат товаров как положено.

Если стоимость возвращаемых товаров прогоняется через счет 76 (без использования счета 90), стандартная бухгалтерская программа не позволяет автоматически сформировать счет-фактуру на стоимость этих товаров. Чтобы его сформировать, она (программа) «требует» провести возврат как реализацию. И многие бухгалтеры воспринимают это как аргумент в пользу того, что счет-фактура выписывается только в том случае, если речь идет об обратной реализации.

Часто именно это и является причиной споров между продавцами и покупателями. Продавцы жалуются на то, что покупатели при возврате товаров отказываются выписывать счета-фактуры, ссылаясь на то, что программа этого не делает.

Смешно?

Увы, не очень.

Дело в том, что для многих бухгалтеров программа, действительно, является неким «большим братом», который по определению все знает и делает правильно. Поэтому на вопрос: почему вы именно так отразили ту или иную операцию, все чаще слышишь не ответ со ссылками на Налоговый кодекс (или, на худой конец, разъяснения Минфина или ФНС), а волшебную фразу «у нас программа так делает» (как вариант – «у нас программа так НЕ делает»).

И что на это можно возразить? Мне, увы, нечего.

Комментарии

11
  • Елена

    Дело в том, что для многих бухгалтеров программа, действительно, является неким «большим братом», который по определению все знает и делает правильно

    Не совсем так. За несущественную ошибку в бухгалтерском учете не накажут, а заставить программу делать так как нужно стоит денег. Иногда это просто минимизация затрат и усилий.

  • Елена
    Делать правильно ради того чтобы делать правильно не всегда эффективно. Чувствую, меня забросают камнями за "не бухгалтерский" подход :)
  • Zabava Putyatishna
    я когда в налоговой работала, нам некоторые бухгалтера, причем не малых предприятий, сдавали безобразно заполненные декларации, аргументируя, что у них программа так делает, а их участие сводится к нажатию кнопочки)))

Теперь подключить оплату по СБП через QRService могут клиенты СБЕРа и ВТБ

Два крупнейших банка — СБЕР и ВТБ — вошли в доверенную зону НСПК. Теперь огромное число клиентов этих банков могут подключить прием платежей по СБП через QRService и пользоваться всеми преимуществами сервиса — о них расскажем подробнее.

Теперь подключить оплату по СБП через QRService могут клиенты СБЕРа и ВТБ

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

В WhatsApp будет можно писать заметки к контактам

Владельцы бизнес-аккаунтов смогут писать пояснения к контактам, заметки появятся в разделе информации о чате. Затем новый функционал будет доступен обычным пользователям WhatsApp.

Принципы и технологии поиска линейного персонала

В современном динамичном бизнесе эффективный подбор линейного персонала является одним из ключевых факторов успеха. От качества рядовых сотрудников напрямую зависят производительность, уровень сервиса и в конечном счете прибыль компании. В то же время, найм персонала — это зона серьезной ответственности работодателя как в правовом, так и в этическом плане. 

Принципы и технологии поиска линейного персонала
Лучшие спикеры, новый каждый день

«Ашан» не собирается уходить с российского рынка

Компания заявила, что будет расширять сферы своей деятельности и увеличивать прибыль. Об уходе из РФ речи не идет.

Курс доллара превысил 94 рубля

Впервые с 30 октября 2023 года курс доллара на Мосбирже поднялся выше 94 рублей.

Планка "крупности" ущерба поднята. Что дальше?

Президент России Владимир Путин подписал закон о повышении пороговых значений при определении крупного и особо крупного ущерба по части экономических статей в Уголовном кодексе РФ

Планка "крупности" ущерба поднята. Что дальше?
1
27
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
ЭДО

Оптимизация документооборота: как упростить и ускорить работу с документами в компании

Документооборот — важный процесс в любом бизнесе. Руководители и сотрудники работают с большим объемом документов: это занимает много времени, увеличивает затраты на хранение и обработку информации. Расскажем, как упростить и ускорить работу с документами с помощью электронного документооборота (ЭДО).

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Госкомпании заказали у самозанятых товары и услуги на 2,2 млрд рублей

Крупнейшие заказчики нарастили объем закупок у самозанятых на 160%.

Трудовой патент иностранца. Как уменьшить НДФЛ на сумму патента.

Чтобы снять недоразумения, касающиеся оформления возможности уменьшения НДФЛ на сумму уплаченных взносов, Ассоциация клининговых и фасилити операторов направила официальное письмо в ФНС России с просьбой дать разъяснения относительно необходимого перечня документов.

Трудовой патент иностранца. Как уменьшить НДФЛ на сумму патента.

Как упростить учет в логистике

Грамотная организация логистических процессов, оперативный документооборот и автоматизация на всех этапах грузоперевозок сводят к минимуму рутинные операции, позволяют бухгалтеру вовремя и корректно отражать в учете факты ФХД.

Как упростить учет в логистике

Один маркетплейс начал продавать золотые слитки ручной работы

Сейчас на Мегамаркете представлено 160 золотых слитков 999-й пробы. Изделие можно забрать на пункте выдачи заказов или оформить курьерскую доставку.

Какие документы нужны для работы с персональными данными

Все без исключения организации, которые хотя бы однажды работали с частными лицами, рассматриваются как операторы персональных данных (ПД). Все они обрабатывают ПД частных лиц — клиентов, работников и т.п. Для корректной работы с ними необходимо сформировать пакет документов для регистрации в Роскомнадзоре.

Какие документы нужны для работы с персональными данными
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

🛒Как изменения в бухгалтерии маркетплейсов в 2024 году могут повысить ваш доход. Бесплатный открытый урок

Не пропустите бесплатный урок, который откроет вам глаза на новые возможности для бухгалтеров. Это ваш шанс поднять свою профессиональную квалификацию на новый уровень и значительно увеличить доход!

🛒Как изменения в бухгалтерии маркетплейсов в 2024 году могут повысить ваш доход. Бесплатный открытый урок
НДС

РЭО: магазины нужно освободить от НДС за передачу товаров малоимущим

Отказ от НДС за передачу излишков продуктов малоимущим позволит сократить число пищевых отходов.

35

Как оплачивать налоги при получении товара вместо оплаты как самозанятый

Представим ситуацию, когда самозанятый получает в качестве вознаграждения за свою работу услугу или товар. Возникает вопрос: необходимо ли в таком случае уплачивать налог с этого дохода? И если да, то как это сделать?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Кадры

Камчатку включили в список регионов-участников программы стимулирования занятности

Сотрудники оборонно-промышленного комплекса на Камчатке смогут бесплатно получить дополнительное образование. Такое обучение организуют и для всех желающих найти работу.

Электронные накладные: что, как и зачем

В современном мире, где технологии развиваются с невероятной скоростью, бизнес-процессы становятся все более автоматизированными. Одна инновация, которая успела завоевать популярность в логистике и в ресторанном бизнесе, — электронные накладные. Рассказываем, как работают электронные накладные и почему стоит уже сейчас использовать их в заведении общепита.

Электронные накладные: что, как и зачем
Банки

ФАС выявила нарушения в рекламе ипотеки от Альфа-Банка

Банк не рассказал в рекламе о дополнительных условиях, которые могут повлиять на ставку по ипотеке в размере 5,6% годовых.

Туристический налог, больничный для НПД, прогрессивный УСН. Обзор для бухгалтера

Налоговые новости с Петром Захарченко. Все самое интересное из мира налогов в видео-обзоре.

Интересные материалы

Познакомимся с золотыми стандартами внутреннего финансового аудита

Аудиторская проверка бюджета организации направлена не только на обнаружение нарушений и ошибок в ведении финансово-бюджетного управления. Основная задача этой сложной комплексной работы заключается в налаживании правильных алгоритмов, предотвращении рисков и поиске оптимальных управленческих решений. 

Познакомимся с золотыми стандартами внутреннего финансового аудита